учреждений.
Учебно-методическое пособие для студентов
(IX семестр)
г. Пенза, 2005.
Информационный лист:
Учебно-методическое пособие “Учет и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений ” подготовлено кафедрой гигиены, общественного здоровья и здравоохранения Пензенского государственного университета (заведующий кафедрой, к.м.н. Дмитриев А.П.).
В составлении принимали участие: к.м.н. Зубриянова Н.С.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с “Программой по “Общественному здоровью и здравоохранению ” для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений”, разработанной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России и УМЦпкп и утвержденной Руководителем департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Н.Н. Володиным в 2000 г.
Данное Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по указанной теме.
ТЕМА: Учет и оценка деятельности лечебно-профилактических учреждений.
ВОПРОСЫ:
1. Основные показатели деятельности поликлиники.
2. Показатели стационарной медицинской помощи.
3. Учет и отчетность в женской консультации.
4. Анализ деятельности стационара родильного дома.
5. Показатели работы детской поликлиники.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная: Общественное здоровье и здравоохранение. Под. Ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. Учебник. с192-194, 224-228, 270-272, 289-290
Дополнительная: Общественное здоровье и здравоохранение. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. Учебник.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
В поликлиниках ведется оперативно-учетная документация:
ü медицинская карта амбулаторного больного;
ü статистический талон для регистрации заключительного (уточненного) диагноза;
ü экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку;
ü журнал учета инфекционных заболеваний;
ü контрольная карта диспансерного наблюдения;
ü направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты;
ü листок нетрудоспособности;
ü книга регистрации листков нетрудоспособности;
ü журнал для записи заключений КЭК;
ü талон направления на госпитализацию;
ü медицинское свидетельство о смерти;
ü список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру;
ü сводная ведомость заболеваний, подлежащих диспансерному наблюдению;
ü дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;
ü талон на прием к врачу;
ü книга записи вызовов врача на дом;
ü рецепты.
К основным учетным формам в стационаре относятся:
ü медицинская карта стационарного больного (история болезни);
ü листок учета больных и коечного фонда;
ü карта выбывшего из стационара;
ü листок нетрудоспособности
Основным документом поликлиники является медицинская карта амбулаторного больного, стационара - история болезни, которые имеют медицинское и юридическое значение. В них регистрируют заболевания, по поводу которых больной обращался в лечебно-профилактическое учреждение, что помогает врачу правильно и своевременно поставить диагноз и лечить больного. Для более быстрого знакомства врача поликлиники с перенесенными данным больным заболеваниями все диагнозы обязательно записывают на первой странице амбулаторной карты - в листе уточненных диагнозов.
|
Основные отчетные документы:
Учетные статистические формы используют при составлении годового отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (форма №30), являющегося важнейшим документом, характеризующим работу медицинского учреждения.
Деятельность учреждения анализируется по основным разделам:
- Паспортная часть, где перечисляются отделения (кабинеты), имеющиеся в ЛПУ
- Раздел I. Штаты учреждения на конец отчетного года.
- Раздел II. Деятельность поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации
- Раздел III. Деятельность стационара.
- Раздел IV. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел V. Работа диагностических отделений.
- Раздел VI. Антирабическая деятельность.
Составление годового статистического отчета и собирание в этих целях сведений о работе лечебно-профилактического учреждения проходит по заранее составленной программе. Программа сообщения сведений, необходимых для составления статистического отчета больницы устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации в виде утвержденных им форм учетно-отчетной документации.
По поликлинике:
1) талон на прием к врачу;
2) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов;
|
3) сводная ведомость заболеваний населения, проживающего в районе обслуживания поликлиники;
4) дневник врача.
По стационару:
1) листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении;
2) сводная ведомость учета больных и коечного фонда в отделении;
3) карта выбывшего из стационара.
Вычисление и анализ показателей:
По разделу «Штаты учреждения»
1. Показатели обеспеченности населения медицинскими кадрами:
2. Показатели укомплектованности медицинским персоналом:
Аналогичным образом вычисляют показатели для врачей различных специальностей, среднего и младшего медицинского персонала.
Этот показатель вычисляется в целом по больнице и по отдельным специальностям (участковые и цеховые терапевты, педиатры и др.)
3. Показатели квалификации
Аналогичным образом рассчитывают показатели для врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала
По разделу II «Деятельность поликлиники»
1. Заболеваемость населения
Аналогичным образом рассчитывают показатели заболеваемости по классам болезней и отдельным нозологическим формам. Полученные данные анализируют в динамике.
2. Врачебные посещения
Аналогичным образом вычисляют показатели для врачей различных специальностей.
Расчетный норматив этого показателя – 12,9 посещений в год на 1 городского жителя, в том числе по специальности
Таблица 1.
Расчетные нормативы числа посещений в поликлинику
на 1 жителя в год
Специальность | Расчетный норматив посещений | Специальность | Расчетный норматив посещений |
Терапия | 2,5 | Ортопедия | 0,3 |
Хирургия | 1,4 | Дерматология | 0,4 |
Акушерство и гинекология | 0,8 | Офтальмология | 0,5 |
Педиатрия | 1,3 | Оториноларингология | 0,4 |
Психоневрология | 0,4 | Стоматология | 2,0 |
3. Нагрузка на врачебную должность
Аналогичным образом вычисляют показатели для врачей различных специальностей.
3.1 Функция врачебной должности (ФВД) - это число посещений одного врача, работающего на одну ставку, за год. Различают ФВД фактическую и плановую.
а) ФВД фактическая. получается из суммы посещений за год по дневнику врача (ф.039/у). Например, 5678 посещений в год у терапевта.
б) ФВД плановая должна быть рассчитана с учетом норматива нагрузки специалиста на 1 час на приеме и на дому по формуле:
ФВД = (а х б х в) + (а1 х б1 х в1), где:
а - нагрузка терапевта на 1 час на приеме (5 чел.в час)
б - число часов на приеме (3 часа)
в - число рабочих дней ЛПУ в году (285)
а1 - нагрузка на 1 час на дому (2 чел.)
б1 -число часов работы на дому (3 часа)
в1 - число рабочих дней ЛПУ в году
в) степень выполнения ФВД - это процентное отношение фактической ФВД к плановой:
На величину фактической ФВД и степень выполнения влияют:
* достоверность оформления учетной формы 039/у
* стаж работы и квалификация врача
* условия приема (оснащение, укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом)
* потребность населения в амбулаторно-поликлинической помощи
* режим и график работы специалиста
* число проработанных специалистом дней в году (может быть меньше из-за болезни врача, командировок и пр.).
Анализируется этот показатель по каждому специалисту с учетом факторов, влияющих на его величину (нормативы функции основных врачебных должностей см. приложение). Функция врачебной должности зависит не столько от нагрузки врача на приеме или на дому, сколько от числа проработанных дней в течение года, занятости и укомплектованности врачебных должностей.
3.2 Структура посещений по специалистам (на примере терапевта, %):
Структура посещений поликлиники зависит от укомплектованности ее специалистами, их нагрузок и качества оформления учетной формы 039/у:
Т.о., по каждому специалисту определяется удельный вес его посещений к общему числу посещений всех врачей за год.
4. Участковость
При правильной организации работы поликлиники этот показатель должен быть не ниже 85%.
5. Охват населения профилактическими медицинскими осмотрами
Показатель вычисляется по отдельным контингентам населения, осматриваемым в порядке периодических осмотров.
6. Показатели эффективности профилактических осмотров:
Аналогичным образом вычисляют показатели по отдельным нозологическим формам, выявленным при профилактических медицинских осмотрах. Полученные данные анализируют в динамике.
7. Показатели диспансеризации: данные, необходимые для расчета этих показателей, можно получить из учетно-отчетных документов (ф.ф. 12, 030/у, 025/у, 025-2/у).
а) охват больных диспансерным наблюдением
Показатель вычисляют на примере 2-3 нозологических форм болезни, выделенных в отчете. В лучших учреждениях этот показатель приближается к 90%.
б) своевременность взятия больных под диспансерное наблюдение
в) среднее число больных, состоящих на диспансерном учете, приходящихся на один терапевтический участок. Считается оптимальным, когда на диспансерном учете у участкового врача состоит около 100-150 человек.
Перечисленные показатели свидетельствуют о качестве организации диспансерного наблюдения. Очень важно оценить эффективность диспансеризации на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения и динамики лечения диспансерных больных, динамики их трудоспособности (по медицинским картам амбулаторного больного). Основными критериями эффективности диспансеризации являются оценка состояния здоровья больных, динамики их трудоспособности в связи с обострением, снижение заболеваемости и летальности среди диспансеризуемых, выход на первичную инвалидность и динамика инвалидности. Эффективность диспансеризации рекомендуется оценивать в динамике за 3-5 лет.
По разделу III «Деятельность стационара»
1. Обеспеченность населения больничными койками:
Аналогичным образом вычисляют показатели по другим профилям коек (терапевтические, хирургические, неврологические и т.д.) Полученные данные анализируются в динамике.
· Оптимальные нормы обеспечения стационарной медицинской помощью 130-150 коек на 10000 населения.
2. Среднегодовая занятость койки
Среднегодовая занятость койки в городском стационаре, где получает медицинскую помощь взрослое население, составляет 340 дней, в сельской местности – 320 дней. Величина показателя зависит от профиля койки и может снижаться до 300 в родильном доме. При анализе показателя расчетную величину сравнивают с плановым показателем.
3. Оборот койки
,
число прошедших больных - полусумма поступивших и выбывших (выписанных и умерших) больных;
Оборот койки в городском стационаре, где получает медицинскую помощь взрослое население, составляет в среднем 20-24 больных в год, а для диспансеров - 8-10 больных в год.
. Величина показателя зависит от профиля коек и может как снижаться до 14-15 больных (травматология, неврология), так и повышаться до 35-40 больных (в акушерско-гинекологическом стационаре). При анализе показателя расчетную величину сравнивают с плановым показателем.
4. Средняя длительность пребывания больного в стационаре
Средняя длительность пребывания больного на койке в городском стационаре, где получает медицинскую помощь взрослое население, составляет в среднем 13-15 дней. Величина показателя зависит от профиля коек и может снижаться до 6-8 дней (в акушерско-гинекологическом стационаре) и увеличивается до 18-25 дней (травматология, неврология) в зависимости от профиля коек. При анализе показателя расчетную величину сравнивают с плановым показателем.
Этот показатель характеризует организацию лечебно-диагностической работы и качество лечения.
5. Летальность. Оценка показателя определяется не только качеством лечения больных, но и различным составом госпитализированных больных (по возрасту, по нозологическим формам и т.п.), срокам госпитализации, качеством лечения до госпитализации в стационар.
Показатель больничной летальности можно вычислять в целом по стационару, отделениям и нозологическим формам. показатели анализируют в динамике.
При анализе показателя летальности, как и при анализе средней продолжительности пребывания больного на койке, необходим дифференцированный подход с учетом профиля отделения, типа больницы и др. Оценка показателя больничной летальности должна сопровождаться анализом смертности населения на участке обслуживания больницы. Например, низкая летальность в больнице при большом удельном весе умерших на дому скорее говорит о неудовлетворительном направлении в больницу, когда некоторым категориям тяжелобольных вследствие недостатка коек или по другим причинам было отказано от госпитализации.
6. Оценка качества врачебной диагностики в поликлинике проводится путем сопоставления диагнозов больных, поставленных при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Отчетные данные не содержат сведений по этому вопросу, поэтому источником информации служит "Статистическая карта выбывшего из стационара"(ф.066/у). В результате сопоставления полученных данных вычисляется у дельный вес неправильных диагнозов
Этот показатель служит основанием для более детального анализа ошибок при постановке диагноза больным, направляемым на стационарное лечение, которые могут быть обусловлены как трудностями дифференциальной диагностики, так и грубыми просчетами врачей поликлиники.
Оценка качества врачебной диагностики в стационаре проводится на основании сопоставления клинических (прижизненных) и патологоанатомических (секционных) диагнозов. Источником сведений при этом служат "Медицинские карты стационарного больного"(ф.003/у) и результаты вскрытий умерших.