Пять веков назад в обозе первых конкистадоров двигались подвижники всех монашеских орденов, насильственно вовлекая аборигенов-индейцев, именовавшихся «чертовым отродьем», в лоно первопрестольной церкви. Ватикан, напуганный Реформацией и протестантской ересью в Европе, даровал католическим королям Испании, Португалии и Франции право «на вечные времена» обращать в христианство народы Нового Света.
500-летие первой экспедиции Колумба, повсеместно отмеченное в 1992 г. как «Встреча двух миров», стимулировало выпуск литературы, посвященной этому событию. После Испании и США наибольшее количество книг издано в Доминиканской Республике. Этому есть свое объяснение. Эспаньола (ныне остров Гаити, большую часть которого занимает Доминиканская Республика) — одно из первых открытий Колумба в Западном полушарии. Санто-Доминго, названный великим мореплавателем в честь Св. Доминика, — первый город, основанный испанцами в Новом Свете. В его кафедральном соборе с 1540 г. покоился прах Колумба. В год 500-летия открытия Америки он был перенесен в «Маяк Колумба» — мемориал в форме лежащего креста, посвященный великому мореплавателю. Наконец, колония Санто-Доминго — центр испанской экспансии в Америке на се начальной стадии, там отрабатывались методы колониального управления другими территориями.
В Доминиканской Республике празднование 500-летия имело характерную особенность. Если в остальных государствах официальные комиссии носили название «Открытие Америки, или Встреча двух миров», то в Доминиканской Республике была учреждена «Постоянная комиссия по празднованию 500-летия открытия и евангелизации Америки».
|
В юбилейный год в Санто-Доминго вышел в свет ряд монографий, посвященных 500-летию. На первое место в них выдвинут вопрос о евангелизации. Концептуально все они аналогичны, поскольку отождествляют открытие Америки с обращением в христианство ее коренного населения.
Книга «Вокруг 500-летия» Николаса де Хесуса, архиепископа Санто-Доминго, — это гимн подвигу первых 13 монахов ордена францисканцев, которые прибыли в Америку в 1493 г., со второй экспедицией Колумба. За ними последовали доминиканцы, августинцы, капуцины, бенедиктинцы, иезуиты. По оценке автора, «евангелизация стала задачей не только церкви, но и государства... Миссионеры совершили титанический подвиг. С крестом на груди они достигали мест, которых не коснулась шпага. Они изучали местные языки и диалекты, построили школы и университеты, госпитали и приюты, дороги, поселки, города.
Архиепископ категоричен в своих выводах: конкиста легитимна, ибо папа Александр VI своей буллой 1493 г. «Интер цетера» даровал право обращения в христианство язычников только католическим королям. Если бы конкисту совершили не католики, это сделали бы протестанты, и тогда судьба Америки была бы иной. Прошлое неподсудно, и поэтому в оценке конкисты необходимо отказаться от «предрассудков, идеологизации и эмоций».
Многие авторы работ по истории конкисты обращаются к бессмертным литературным героям Сервантеса, дабы подчеркнуть генетическое свойство сынов Кастилии — сочетание благородной мечты и низменных поступков. Не исключение и Николас де Хесус. «Испания населила Америку донкихотами и санчо пансами, — замечает он. — Безумными донкихотами, которые к концу жизни обрели благоразумие, и благоразумными санчо пансами, которые ушли в мир иной в помрачении рассудка». Де Хесус называет Латинскую Америку «континентом надежды» — «великую и противоречивую, трагическую и исполненную надежды, бедную и богатую, но неизменную хранительницу католической веры на планете». В связи с 100-летием энциклики папы Льва XIII (1891) «Рерум новарум», посвященной тяготам жизни пролетариата (первой в истории социальной энциклики), де Хесус отмечает пороки капитализма, одна из жертв которого — Латинская Америка. Но главным событием, происшедшим за годы между энцикликой «Рерум новарум» и энцикликой Иоанна Павла II «Сентесимус аннус» в связи с 500-летием открытия Америки, автор считает «поражение коллективистского марксизма».
|
Схожа по содержанию и интонации монография Франсиско Хосе Арнайса «Компас, шлем и крест». Автор — теологиезуит, само название книги не просто олицетворяет привычную триаду конкисты. Слово «компас» (битакора) означает также «сплетня», «интрига». Эта игра слов понадобилась автору, чтобы подчеркнуть главную цель книги — еще одно разоблачение антииспанской «черной легенды» о геноциде как сути завоевания Америки. По мнению автора, «черная легенда» — изобретение европейских врагов Испании, завидовавших ее блеску. Испания совершила не больше преступлений, чем остальные завоеватели той эпохи, а конкистадоры были «более милосердны», чем большинство правителей будущих латиноамериканских государств, считает автор. Дабы осовременить этот явно несостоятельный тезис, Арнайс, сопоставляя конкисту со сталинским ГУЛАГом, нацистскими концлагерями и атомной бомбардировкой Хиросимы, приходит к выводу о благородных целях конкисты и справедливых методах ее осуществления.
|
Ссылаясь на папу Александра VI и испанскую корону, автор старается юридически обосновать насильственную евангелизацию индейцев, «право даже силой оружия обращать в христианство язычников» и не допускать их возврата к идолопоклонству. Действительно, папская булла 1493 г. гласила, что «варвары вначале должны подчиниться кастильским королям, а затем принять христианство». В борьбе за спасение души индейца, этого «говорящего животного», профессура католического университета Саламанки — интеллектуального оплота конкисты — утверждала право испанцев вести «справедливую войну» для насильственного обращения в христианство. Арнайс в идиллических тонах описывает миссионерскую деятельность церкви. Институт королевского патронажа над колониями предусматривал ускоренное сооружение там монастырей, расходы на строительство и содержание которых делились поровну между короной, колониальной администрацией и индейцами. С 1502 г. при каждом монастыре действовала школа ремесел и искусств для обучения преимущественно отпрысков индейской знати профессиям плотника, каменотеса, портного, сапожника, художника, скульптора. Позднее возникали университеты с факультетами права, теологии и медицины. За 3 столетия колониального господства университетские дипломы получили более 150 тыс. человек, в основном креолы. На ниве просвещения более других отличились иезуиты.
Наряду с упомянутыми монографиями в Санто-Доминго вышли в свет три сборника, составленных на основе докладов, прочитанных в католическом университете Санто-Доминго в 1992 г. на семинаре «Великие фигуры евангелизации Америки». Каждый сборник состоит из трех-четырех докладов и завершается ответами на вопросы участников семинара. Подвижнику христианства посвящен сборник «Брат Франсиско де Виториа», он почитается как один из апостолов Америки. Христианский гуманист, один из основоположников современного международного права и один из первых правозащитников, Франсиско де Виториа действовал в обстановке, когда рухнула привычная система Аристотеля и Птолемея и протестантская реформация успешно теснила католицизм. Через два десятилетия после буллы папы Александра VI, даровавшей католическим монархам право на безграничную власть над Новым Светом, Франсиско де Виториа, выдвинувший доктрину суверенитета индейских общин, поставил под сомнение это право. Его гуманистические идеи получили широкую известность в ходе публичной полемики с богословом Хуаном Хинесом де Сепульведой — автором книги «О справедливых причинах войны против индейцев», утверждавшим, что для обращения индейцев в христианство война является законным средством. В противовес откровенно колонизаторским претензиям Сепульведы де Виториа утверждает, что конкиста может преследовать только духовные цели обращения язычников в христианство. Испанцы вправе заселять Америку при условии, что они не нанесут вреда туземцам. Но те не должны препятствовать евангелизации, и только в случае сопротивления война со стороны испанцев оправданна. По мнению теолога, суверенно лишь разумное существо, и потому индеец, слабый и беззащитный, нуждается в испанской опеке. Наиболее известен в мире, включая и нашу страну, миссионер, которому посвящен сборник «Брат Бартоломе де Лас Касас. Евангелист и защитник индейцев». Уроженец французского города Лиможа, сын участника второй экспедиции Колумба, усердный студент университета Саламанки, наконец, опытный фехтовальщик, Лас Касас отправился в Америку в поисках богатства и приключений и для управления отцовским поместьем. Неожиданно для всех он становится монахом-доминиканцем и всю свою жизнь, вплоть до смерти почти в 100-летнем возрасте, посвящает защите нрав индейцев. Слагает с себя сан епископа, предпочитая участь монаха нищенствующего ордена, и заслуженно получает титул «Защитник индейцев». Имя Лас Касаса и сегодня священно для индейцев и индейских организаций в Латинской Америке. В то же время отметим, что советская научная и популярная печать более чем широко использовала труд Лас Касаса в интересах атеистической и особенно антикатолической пропаганды.
Главное дело жизни Лас Касаса — его труд «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» вышла в свет в 1606 г., уже после смерти ее автора и стала, говоря современным языком, бестселлером. За первые 70 лет она выдержала более 30 изданий на основных европейских языках. Церковь заявляла, что это дело рук недругов Испании с целью ее дискредитации, а самого автора считала фальсификатором. В Мадриде даже создана специальная комиссия, призванная вынести вердикт о степени достоверности как труда Лас Касаса, так и выступлений его оппонентов на протяжении четырех веков. Но достоверность свидетельств Лас Касаса подтверждается множеством доказательств.
Труд Лас Касаса — грозное обвинение геноцида индейцев, прикрывавшегося их евангелизацией. Автор, в частности, свидетельствовал: «Мне точно и достоверно известно, что индейцы всегда вели справедливую войну против христиан, а христиане ни единого раза не вели себя справедливо по отношению к индейцам... Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять избиение индейцев и творить чрезвычайные жестокости. Вступая в селение, они не оставляли в живых никого — участи этой подвергался и стар и млад... Христиане воздвигали длинные виселицы так, чтобы ноги подвешенных почти касались земли, и, вешая по тринадцать индейцев на каждой, во славу и честь Искупителя и двенадцати апостолов, разжигали костры и сжигали индейцев живьем». Ни одна конфессия и нигде не обращала язычников в свою веру с такой жестокостью, как это делали в Испанской Америке кастильские монархи, колониальная администрация, церковь и Ватикан.
11 октября 1992 г., в канун 500-летия открытия Америки, папа Иоанн Павел II выступил с проповедью перед «Маяком Колумба». В его проповеди не нашлось места покаянию за преступления крестоносцев. Тогда же в Санто Доминго прошла 4-я конференция Латиноамериканского епископального совета (СЕЛАМ), созданного в 1955 г. Ватиканом с целью координации деятельности католической церкви южной части Нового Света под руководством Святого престола. Конференция была посвящена теме «Новая евангелизация, развитие человека, христианская культура», и се главный вывод — Латинская Америка будет в 2000 г. идеальным местом для римско-католической церкви.
Тогда СЕЛАМ огласил восемь подготовленных им текстов, один из которых — «Секунда релатио» — констатировал: «Нужно иметь смелость признать, что в колониальном прошлом евангелизация означала культурную поддержку завоевания... Испано-португальское завоевание — это начало непрерывного наращивания масштабов торговли чернокожими, которых превратили в рабов. В этом состоит главный грех колониальной экспансии Запада». Под нажимом Ватикана в текст внесли изменения, смягчив искупительную интонацию. Исчезли утверждения о порабощенных братьях, о главном грехе колонизаторов и т.д.
Католицизм с его непререкаемыми догматами, многоступенчатой иерархией жесткой власти, муштрой монашеских орденов, пышным театрализованным богослужением, рассчитанным на массовую экзальтацию, во многом способствовал закреплению института рабства, а после обретения народами Латинской Америки политической независимости — диктатуры олигархии. И по вертикали и по горизонтали церковь интегрировалась с аппаратом угнетения. Только один факт. Более трех десятилетий тиранил доминиканский народ ставленник американских оккупантов Рафаэль Леонидас Трухильо. В архикатолической стране, где священники занимали президентское кресло, где на гербе республики начертано «Бог, родина и свобода», параноик-диктатор провозгласил официальный девиз «Бог и Трухильо». Он переименовал основанную Колумбом столицу Санто-Доминго в Сьюдад (город) Трухильо, воздвигал себе памятники, присваивал титулы, чеканил монеты со своим профилем.
Однако последнее поколение военных режимов встретило со стороны церкви в странах региона оппозицию. На процесс эволюции всего латиноамериканского католицизма большое влияние оказала позиция церкви в Бразилии в период правления военных режимов. Чилийский писатель X. Кайула в книге «Будет ли Бразилия католическим Вьетнамом?» подчеркивал: «Ватикан не может игнорировать одного основополагающего фактора. Бразилия является самой большой страной мира с католическим населением, и от политики церкви в период существования военного режима, породившего растущую взрывную силу, зависит судьба католицизма, возможно, не только в Бразилии». Движение протеста среди священнослужителей, прежде всего низшего духовенства, стало составной частью борьбы бразильского народа против диктатуры. В течение длительного периода церковь являлась единственной реальной оппозиционной силой в стране.
Вехой отношения церкви к военным режимам стал захват власти Пиночетом. Антидиктаторская позиция многих представителей чилийской церкви проявилась в осуждении режима, требованиях восстановления демократии, освобождения всех политзаключенных, конкретной помощи им и их семьям. Созданный в составе всех религиозных конгрегаций страны «Викариат солидарности» способствовал консолидации сторонников различных вероисповеданий на основе совместных гражданских действий. После восстановления в Чили демократии церковь отказалась примириться с преступлениями военной хунты. Архиепископ Сантьяго Франсиско Хавьер Эррасурис осудил репрессии и призвал сделать «намного больше» того, что делается для выяснения судьбы «исчезнувших» и защиты прав человека.
Правозащитная деятельность церкви вызвала массовые репрессии против священнослужителей. В Бразилии, как и в других странах, где господствовали военные режимы, террор распространился не только на верующих, но и на служителей церкви. Аресты и пытки священников, монахинь, предварительная цензура проповедей, другие формы гонений на церковь стали буднями военного режима. По выражению одного автора, как и во времена раннего христианства, «для бразильской церкви наступил час катакомб». В статье «В Латинской Америке убивают священников», опубликованной в 1990 г. журналом «Монд дипломатии», отмечалось, что за предыдущие 20 лет сотни священников и монахинь пали от рук наемных убийц. Мир был потрясен убийством 24 марта 1980 г. во время мессы примаса Сальвадора архиепископа Оскара Арнульфо Ромеро. Незадолго до его убийства «эскадроном смерти» архиепископ лично вручил Иоанну Павлу II список около 2,5 тыс. имен погибших и арестованных, в том числе священников. Архиепископ Ромеро — седьмой по счету сальвадорский священник, застреленный «эскадроном смерти». Через несколько месяцев по пути в аэропорт Сан-Сальвадора исчезли четыре миссионерки — гражданки США, вскоре обнаружили их обезображенные тела.
В соседней Гватемале после захвата власти в 1982 г. генералом Эфраином Риосом Монттом погибли 16 священников и монахинь. Каратели-военные во время массовых облав крестьян-индейцев казнили их вместе с семьями при обнаружении Библии. Богобоязненные крестьяне закапывали свою Библию в землю. Уже в 1998 г., после восстановления в Гватемале конституционного режима, был застрелен епископ Хуан Херарди. Американский адвокат обвинил в его убийстве группу старших офицеров. Мартиролог с именами пастырей — ив других странах региона.
Решающую роль в повороте католической церкви, включая часть ее иерархов, от поддержки олигархических режимов к учету жизненных интересов большинства верующих сыграл II Ватиканский Вселенский собор (1962-1965). Новый курс Ватикана — «аджорнаменто» — внес существенное изменение в доктрину церкви, систему богослужения, организацию католицизма. Разрешили служить мессу на национальных языках, а не на латыни, упростили процедуру богослужения, отменили инквизицию, провозгласили отказ от отлучений и анафем, ликвидировали «индекс запрещенных книг». На соборе взяли верх обновленцы — сторонники более терпимого отношения к социальной проблематике и диалога с инакомыслящими.
Ни в одном регионе мира итоги II Ватиканского собора не вызвали такого резонанса, как в Латинской Америке. Ватиканский собор совпал по времени с усилением такого нового явления в католицизме, как «теология освобождения». Сам термин «теология освобождения» впервые использовал известный перуанский священник-обновленец Густаво Гутьеррес. Вот как выглядит его концепция, изложенная в работе «Правда сделает вас свободными. Полемические заметки». Официальная церковь «далека от Бога и бедняка», и ей со ссылками на апостола Павла и папу Иоанна XXIII противопоставляется «церковь для бедных». В противовес основополагающему догмату церкви о первородном грехе как причине всех человеческих страданий выдвигается грех социальный, «обнаживший себя как источник нищеты и несправедливости». Гутьеррес утверждает: «Нищета означает смерть. Смерть, вызванную голодом, болезнью, репрессиями тех, кто видит опасность своим привилегиям, прежде всего со стороны людей, стремящихся освободиться от гнета. К физической смерти добавляется культурное одичание». По мнению перуанского богослова, «освободительная евангелизация», «теология освобождения» рождаются из задачи сделать живым слово Христа в районах, познавших массовую и бесчеловечную нищету, во имя «справедливости и свободы как двух основных требований человеческого общества».
Сторонники «теологии освобождения», особенно низшее духовенство, признали допустимым участие в освободительной борьбе посредством богословских аргументов, ссылок на Священное писание, панских энциклик и других религиозных документов. Сформировались различные течения в рамках «теологии освобождения»: умеренное крыло — «теология развития» и наиболее радикальное крыло — «теология революции» («мятежная церковь»). Самый яркий выразитель «мятежного» крыла церкви — капеллан Национального университета Боготы и профессор социологического факультета, отпрыск одной из самых именитых семей Колумбии Камило Торрес, вступивший в партизанское движение и убитый в бою. Он открыто заявил: «Я готов бороться вместе с коммунистами за общие цели — борьбу против олигархии и господства Соединенных Штатов, за взятие власти народными массами». Лозунг камилистов — последователей Камило Торреса в Латинской Америке — сформулирован так: «Долг каждого христианина — быть революционером. Долг каждого революционера — делать революцию».
Первый за последние 100 лет Ватиканский собор начал сын многодетного батрака папа Иоанн XXIII, прозванный его недругами «красным папой». Завершил собор папа Павел VI — первый римский понтифик, посетивший в 1968 г. Латинскую Америку и назвавший ее «континентом католической надежды». Эволюция церкви в Латинской Америке вышла далеко за рамки решений Ватиканского собора.
Дальнейшую радикализацию церкви пресек папа Иоанн Павел II. Свою первую зарубежную поездку вскоре после его избрания папой Иоанн Павел II совершил в январе 1979 г. в Мексику. Повод — участие в городе Пуэбла в работе III конференции СЕЛАМ, тема которой была сформулирована так: «Распространение христианства в Латинской Америке в настоящем и будущем». По существу, в центре внимания конференции стоял вопрос о степени участия церкви в социальных преобразованиях. Конференцию назвали «битвой в Пуэбле». На стадионе в присутствии 150 тыс. верующих папа осудил любое отклонение от традиционной линии католицизма и безуспешно призвал к искоренению инакомыслия. С учетом отрицательной реакции аудитории папа уже в следующем году в ходе визита в Бразилию скорректировал тактику, приспосабливаясь к латиноамериканским реалиям. Во время поездки по трущобам он заявил: «Общество, в котором нет социальной справедливости и которое не намерено ее установить, ставит под угрозу свое будущее». Такого рода обличения папа произносил не раз в ходе регулярных поездок в Латинскую Америку, однако реальный курс Ватикана — растущая нетерпимость к инакомыслию.
В назидание всем католикам следовало примерно наказать какого-нибудь отступника. «Отрекитесь или будете изгнаны», — заявили в Ватикане. В конце 80-х гг. кара обрушилась на бразильского священника-францисканца Леонарду Боффа, автора нескольких десятков книг, самая нашумевшая из которых «Церковь: божья благодать и власть». Суть запрещенной книги — утверждение, что классовая борьба раздирает «монархическую и пирамидальную» структуру католической церкви, что ее иерархи воплощают господствующий класс. На основании этого вывода автора обвинили в «приверженности марксистской методологии». Своим критикам Леонарду Бофф ответил предсмертными словами, обращенными к Иоанну Павлу II архиепископом Ромеро: «Святой отец, в моей стране очень опасно говорить об антикоммунизме, потому что антикоммунизм провозглашают правые силы, но не из христианских чувств, а из эгоизма, дабы защитить свои частные интересы».
Леонарду Боффа призвали в Ватикан в «конгрегацию по вопросам вероучения». Впервые перед этой современной инквизицией предстал неевропеец. Судилище над «еретиком» вызвало бурю гнева в католическом мире. Боффа вызвались защитить отправившиеся с ним в Рим два кардинала и четыре епископа, еще 10 епископов обратились с коллективным протестом. На «еретика» наложили епитимью, приговор Ватикана гласил: в течение года запретить проповедовать и писать. Ослабление влияния «теологии освобождения» с 90-х гг. на религиозную и общественную жизнь связано как с затуханием революционного процесса, так и с уходом с политической сцены военных режимов, провоцировавших тираноборческие настроения в среде клира и его паствы.
Общение с верующими вынуждает высших иерархов католической церкви по-прежнему прибегать к лексике «теологов освобождения», признавая несправедливость существующего в латиноамериканских странах строя. Президент Латиноамериканского епископального совета Оскар Родригес в 1997 г. подверг резкой критике социальный курс властей и его основу — неолиберальную экономическую модель. Она, по его словам, ведет к нарастающему обнищанию, и потому макросоциальные проблемы региона представляют собой бомбу замедленного действия. «Мы отказываемся согласиться с тем, что предпринятые в последние годы в латиноамериканских и карибских странах реформы — единственно возможный путь развития экономики, а обнищание миллионов латиноамериканцев — неизбежная цена будущего роста». С таким заявлением по итогам состоявшейся в конце 1996 г. в Мехико встречи выступили главы отделений иезуитского ордена в Латинской Америке. Аналогичную точку зрения высказала от имени более 120 млн. верующих состоявшаяся в 1998 г. Генеральная ассамблея Национальной конференции епископов Бразилии. Выступивший на ней архиепископ Сан-Паулу Клаудиу Уммис заявил, что стремительный рост безработицы — результат необдуманной неолиберальной политики властей. Нельзя пускать социально-экономическое развитие на самотек, считая, что все само собой отрегулируется свободной рыночной конкуренцией. Общество в целом и в первую очередь государство, заявил архиепископ, должны защищать только еще поднимающиеся отрасли экономики, дающие людям работу. Бразильские священники потребовали и проведения радикальной аграрной реформы. Тогда же сходную позицию заняла состоявшаяся в Мехико 3-я международная встреча священников-католиков с участием 3 тыс. человек из 50 стран. Мексиканский епископ Лосано Барраган, являющийся заместителем председателя Папской комиссии по делам Латинской Америки, подверг резкой критике дискриминационную политику властей по отношению к 10 млн. индейцев страны. «Мексика не представляет собой единого целого», — заявил он. Сам Иоанн Павел II в ходе поездки в Гватемалу подчеркнул, что «проблема социальной несправедливости остается самой острой для стран Латинской Америки».
Растущий интерес Ватикана к Латинской Америке объясняется простым фактом: каждый второй в мире католик — латиноамериканец. Латинская Америка — самая компактная и многочисленная епархия католической церкви. Она объединяет представителей всех социальных слоев общества и претендует на то, чтобы на основе религиозной общности сцементировать все классы и сословия.
Церковь овладела прессой, радио, телевидением, внедрилась в систему образования, создала католические профсоюзы, молодежные и женские организации, влияет на христианско-демократические партии. В то же время в Ватикане давно заговорили о необходимости «вторичной евангелизации варваров» и стал фактом процесс прогрессирующего угасания религиозных чувств латиноамериканских католиков. В своем большинстве они «практикуют религию», то есть ограничиваются посещением воскресной мессы как знаком уважения к семейным традициям.
В латиноамериканских странах дают о себе знать давние антиклерикальные настроения, восходящие к периоду борьбы за независимость, когда церковь являлась главной опорой колонизаторов. В латиноамериканских странах церковь отделена от государства и школа — от церкви.
Наиболее напряженные отношения у Ватикана складываются с Мексикой — вторым после Бразилии по численности «латиноамериканским приходом». В 1824 г., спустя три года после обретения страной независимости, ее конгресс принял конституцию, которая лишила церковь монополии в области народного образования и ряда других льгот. В 1855 г. католическое духовенство было лишено всех феодальных привилегий, а спустя еще четыре года либеральное правительство Бенито Хуареса приняло «Законы о реформе», предусматривающие национализацию колоссального церковного имущества, отделение церкви от государства, введение гражданских браков и другие антиклерикальные меры. После победы в Мексике революции 1910—1917 гг. Учредительное собрание республики приняло новую конституцию, сохранившую репрессивные меры против католических религиозных институтов. В 1929 г. в стране вспыхнула гражданская война, спровоцированная отказом высшего католического духовенства выполнять требования конституции. Банды священников под лозунгом «Да здравствует король Христос!» подстрекали крестьян к бунту, убивали сельских учителей, отрезали учительницам уши и носы. В ответ правительство издало закон о запрещении католическому клиру заниматься политической деятельностью, который до сих пор остается в силе. Только в 1992 г. церковь получила статус юридического лица, тогда же были восстановлены прерванные в середине прошлого века отношения с Ватиканом.
Ватикан с основанием уповает на харизму папы, его поездки за океан и непосредственный контакт с сотнями тысяч верующих. Каждая поездка точно мотивирована и целенаправленна — пастырским благословением исцелить наболевшую точку. За два десятилетия Иоанн Павел II совершил более 80 поездок за рубеж. Римский понтифик посетил все иберо-американские страны Нового Света, некоторые многократно, но ни разу не преклонял колени на кубинской земле. Потому в католическом мире, в мире в целом поездка папы на Кубу в январе 1998 г. — 16-я по счету в Латинскую Америку — вызвала интерес как ни одна другая.
Следует отметить, что жизнь Кубы, как и других стран Антильской гряды Карибского бассейна, отличается неповторимым своеобразием. Куба в числе первых подвергалась испанской колонизации и нашествию миссионеров католических орденов. Индейцы избежали купели евангелизации — их просто уничтожили, и сегодня на Кубе едва теплится аборигенная религиозная культура индейцев абакуа. Колонизаторы запретили все религии, кроме католической.
Африканские негры-рабы кубанизировали католицизм. Афро-христианские религии проявляются в синкретизме — слиянии верований и обрядов разных культов. Родились новые конфессии, но только абакуа имеют свои храмы. Среди религий синкретического типа наиболее известен культ сантериа, богатый мифами и музыкой. Феерический карнавал пронизан афро-кубинскими религиозными мотивами. Наблюдается десакрализация многих обрядов. Приманка для туристов — ритуальные украшения и фольклорные культовые танцы. Соседи — гаитяне, сезонные рубщики сахарного тростника, принесли на Кубу языческий культ вуду, китайцы — буддизм, некоторое распространение получили на острове восточные религии и иудаизм. Но наибольшую конкуренцию католикам составили пришлые из США протестантские конфессии — адвентисты, иеговисты, пятидесятники, гедеонисты, баптисты, пресвитерианцы, методисты, квакеры.
Если в континентальных странах Латинской Америки активность протестанских сект, особенно тоталитарных, равнозначна экспансии США, то на Кубе исторически сложилось иное отношение к протестантам. Их поддерживали борцы за свободу Кубы в противовес католической колониальной администрации. Протестантское духовенство проявило большую, нежели католическое, терпимость к кубинской революции. В результате протестанты получили доступ к радиовещанию и телевидению, им разрешили продавать Библию.
Протестанты инициировали создание экуменических организаций, самая крупная из них — Совет кубинских церквей, идеологически близкий к «теологии освобождения». В Конференции церквей Карибского бассейна, представляющей все христианские конфессии, доминируют протестанты. Высший орган конференции — Генеральная ассамблея, созываемая раз в шесть лет, в 1997 г. она заседала в Гаване. Выдающаяся роль в прорыве блокады острова принадлежит американской организации «Пасторы за мир», которая систематически формирует караваны гуманитарной помощи. В то же время праворадикальное крыло кубинской общины в США пытается использовать католицизм для обострения напряженности между Вашингтоном и Гаваной.
На Кубе около 4 млн. человек, то есть менее одной трети населения, считают себя католиками. Традиционно кубинцы менее религиозны, чем жители континентальной Латинской Америки. К тому же на Кубе, как нигде, католицизм носил космополитический характер. В среде духовенства преобладали иностранцы, хотя в самой Испании запрещена деятельность зарубежных священников. Католическая церковь сперва защищала колониальный режим, после провозглашения на Кубе независимости — американскую оккупацию острова, но более всего процветала, активно вмешиваясь в светскую жизнь, при свергнутом революцией диктаторе Батисте.
Непроста история отношений режима Фиделя Кастро с католической церковью. Вскоре после победы революции католические священники фактически возглавили легальную оппозицию, хотя первая кубинская конституция 1902 г. декларировала отделение церкви от государства и школы от церкви, лишила преимуществ какую-либо религию. Пик напряженности приходится на начало 60-х гг. Наиболее деструктивна позиция иезуитов, колледж которых, к слову говоря, окончил Фидель Кастро. Священники-испанцы попытались организовать забастовку учащихся. В пастырском послании епископата было выражено беспокойство «марксистским» курсом революции.
Власть ответила лозунгом: церковь и контрреволюция — синонимы. Тиражировался афоризм Фиделя Кастро: «Предать бедняка означает предать Христа». Выслали из страны несколько сотен священников и монахинь, запретили деятельность служителей культа — иностранцев, выступавших против новой власти. Были запрещены процессии и публичная религиозная деятельность разрешена только в храмах, ни один из которых, кстати, не был закрыт. Запретили праздновать Рождество, которое в семейном кругу встречали с национальными блюдами из фасоли, сладкого корнеплода юкка, апельсинового джема. Национализировали церковные школы.
Фидель Кастро неоднократно подчеркивал ту мысль, что между революционерами-марксистами и прогрессивной частью верующих и духовенства Латинской Америки возможен и необходим не только тактический, но и последовательный стратегический союз для осуществления общественных перемен. «Христианство совпадает с коммунизмом в десять тысяч раз больше, чем с капитализмом», — говорил Фидель Кастро, ссылаясь на Нагорную проповедь Христа. С 70-х гг., вслед за нормализацией отношений латиноамериканских стран с Кубой, напряженность в отношениях между церковью и властью спала. Начало 90-х гг. знаменуется постепенным восстановлением религиозных свобод. В 1991 г. IV съезд Компартии признал допустимым членство в партии верующих. В порядке некоего консенсуса церковь перестала открыто критиковать власть.
В Гаване в департаменте социально-религиозных исследований Центра психологических и социологических исследований автора этих строк ознакомили в канун визита папы с такими данными. В стране действуют около 400 католических храмов и 2 духовные семинарии (у протестантов — более 900 храмов и 8 семинарий). Организационно католическая церковь сведена в 2 архиепископата и 8 епископатов, архиепископ Гаваны — кардинал. Все иерархи церкви — кубинцы, но низшее духовенство представлено в большинстве иностранными миссионерами. В канун визита на Кубу папы католическая церковь возобновила преподавание в школах катехизиса, распространяла материалы с папскими энцикликами. Впервые после победы революции было разрешено праздновать Рождество. Действия кубинских властей создали благоприятные условия для успешного визита Иоанна Павла II.
Поездке папы на Кубу предшествовала как никогда тщательная подготовка. За восемь лет до панского визита Фидель Кастро направил приглашение в Ватикан, с которым остров поддерживает дипломатические отношения на высшем уровне. Вопрос был согласован в ноябре 1996 г. во время встречи Фиделя Кастро с папой, которого кубинский лидер назвал «мужественным и неутомимым человеком».
За пять дней папа провел богослужения в Гаване, Санта Кларе, Камагуэйе и Сантьяго. В последнем, втором по величине городе, состоялась ключевая церемония — коронация Милостивой Девы Марии — главной покровительницы Кубы. В столице месса прошла на площади Революции, в присутствии 500-тысячной аудитории, включая Фиделя Кастро. Для паломников из США Вашингтон вынужден был сделать исключение из закона Хелмса — Бэртона. Визит папы освещали 3 тыс. журналистов. Мессы напрямую транслировались по национальному радио и телевидению, широко освещались и все другие мероприятия с участием папы. Журналисты и наблюдатели констатировали, что между Фиделем Кастро, безупречно справившимся с ролью гостеприимного хозяина, и Иоанном Павлом II, известным твердостью своих убеждений, установились отношения взаимного уважения и даже, как считают многие, определенной симпатии.