Анализ экологического состояния нефтеперерабатывающей отрасли




Глава 1. Общая характеристика экологии нефтеперерабатывающей отрасли

Анализ экологического состояния нефтеперерабатывающей отрасли

 

Окружающая среда и экономическое развитие органически взаимосвязаны. С одной стороны, экономическое развитие в значительной степени зависит от имеющейся природоресурсной базы и состояния окружающей среды. С другой - экономическое развитие является постоянным и мощнейшим фактором разнообразных вредных воздействий на состояние окружающей среды. Безусловно, экономический эффект от использования недр является значительным для экономик многих стран, в особенности для России, чей бюджет является ориентированным и зависимым от добычи природных ресурсов, в основном нефти и газа. Однако экологическая составляющая является не менее важной, т.к. от состояния экологии зависит качество жизни населения тех территорий, где осуществляется пользование недрами, а учитывая то, что природа является сложной системой, где все составляющие взаимосвязаны, это затрагивает в той или иной степени интересы всего населения России. Кроме того, ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей среды имеют и вполне определенные негативные экономические последствия, замыкая круг взаимодействия хозяйственной деятельности и состояния природной среды.

Россия, являясь самой большой по площади страной мира, что и объясняет существующие различия природно-климатических, социально-экономических, демографических и экологических условий. В связи с этим, для укрепления единства и целостности­ государства, сбалансированного развития и эффективного использования потенциала регионов, сглаживания диспропорций уровня и качества жизни населения, в деятельности государства особое внимание уделяется дифференцированному подходу к формированию и реализации региональной политики. Виды хозяйственной деятельности, представляющие экологическую опасность, как объекты отношений экологического подхода к управлению качеством нефтеперерабатывающего предприятия и требования к их осуществлению определяются специальными законами в каждом конкретном случае[1]. Региональная политика, как самостоятельное направление внутренней политики государства, обычно характерна для территориально-неоднородных стран. Главная цель региональной социально-экономической политики заключается в обеспечении эффективного и равномерного распределения экономической активности на всей территории страны, устойчивого функционирования экономики и роста уровня жизни населения. Исходя из данной формулировки, выделим два критерия регионального социально-экономического развития:

1) экономическая активность — целенаправленные действия по рациональному распределению производства в пространстве, на основе анализа производственного потенциала каждого региона;

2) социальная справедливость — целенаправленные действия по распределению экономической деятельности, материальных благ, политических прав и свобод в пространстве, с целью создания равных возможностей для достижения общественного благополучия.

С позиции же региональной администрации, цели­ регионального социально-экономического развития в первую очередь связаны с оптимизацией использования природных, капитальных и трудовых ресурсов региона, а также с обеспечением системного подхода к развитию регионального социального, хозяйственного и природно-экологического комплекса. Зачастую цели формирования региональной политики определяют с экономического и социального аспекта. Экономические цели региональной политики заключаются в следующем:

ü формирование конкурентной рыночной среды во всех российских регионах, а также развитие их внешней политики;

ü содействие по ограничению деятельности монополий, и увеличению возможностей экспорта;

ü рост комплексности использования природных ресурсов на основе развития системы малых и средних предприятий;

ü содействие развитию свободных экономических зон;

ü привлечение иностранных инвестиций на выгодных для российских регионов условиях.

Реализация поставленных целей и задач осуществляется через совокупность приемов и операций, посредством которых происходит воздействие субъектов региональной социально-экономической политики на объекты. Выделяется следующая классификация методов проведения региональной политики:

Прямые — активное участие государства в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальных структур хозяйства, выраженные в основном в государственных региональных программах, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов. Косвенные — применение финансовой, бюджетно-налоговой систем для стимулирования социально-экономического развития регионов. Специфика регионов предоставляет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора рычагов и стимулов.

Экологическая безопасность как разновидность территориальной безопасности есть комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на планете и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество[2].

Гидрогеологические условия имеют громадное значение для формирования и разрушения залежей и месторождений нефти и газа. Процессы нефтегазообразования, нефтегазонакопления и рассеяния нефти и газа от начала и до конца происходят в среде, существенным элементом которой являются подземные воды. Роль последних как фактора, созидающего и разрушающего нефтяные и газовые месторождения, чрезвычайно велика и подчас может считаться решающей. Нефть и газ до и после своего существования в виде залежей (т. е. до формирования нефтяной или газовой залежи и после ее разрушения) частично находятся в растворенном состоянии в подземных водах, химически связаны с подземными водами, являются частью их химического состава. Растворены в подземных водах и те органические вещества, из которых образуются углеводородные газы, нефтяные углеводороды и другие вещества и соединения, входящие в состав нефти. Сам процесс превращения этих исходных веществ в нефть и газ в значительной мере идет в водном растворе. Продукты разрушения нефтяных и газовых залежей снова становятся частью подземных вод. Формирование залежей нефти и газа связано с определенными гидрогеологическими условиями в ловушках и вблизи них. Хотя в стадию своего существования в виде залежей нефть и газ не входят в состав подземных вод, сами заложи являются, как правило, элементами водонапорных комплексов и систем, механически (гидравлически) связанными и взаимодействующими с последними.

Таким образом, гидрогеологические условия формирования и разрушения нефтяных и газовых залежей и месторождений и взаимодействие между подземными водами, нефтью и газами имеют и химические, и физические, и механические стороны.

Подземные воды доставляют вещество для формирования нефтяных и газовых скоплений. Гидрогеологические факторы создают также специфические условия, способствующие формированию (а в других случаях разрушению) этих скоплений. Поэтому для изучения процессов формирования и разрушения нефтяных и газовых месторождений необходимо знать состав газов и различных органических соединений, растворенных в подземных водах, а также гидрогеологические условия ловушек нефти и газа. Условия формирования и разрушения нефтяных и газовых залежей несколько различны. Значительно различаются и условия растворения и содержания в водах углеводородных газов и более сложных органических соединений.

Одними из составляющих элементов экологического подхода к управлению качеством нефтеперерабатывающего предприятия являются химическая и биологическая безопасность государства и общества.

Обеспечение химической и биологической безопасности - одно из важнейших направлений укрепления национальной безопасности РФ, которая достигается с помощью контроля управления качеством нефтеперерабатывающего предприятия. Именно с помощью контроля управления качеством нефтеперерабатывающего предприятия выявляются нарушения экологического законодательства, и осуществляется пресечение экологических правонарушений. Как справедливо отмечал М.М. Бринчук, экологический контроль в значительной мере предопределяет эффективность всего экологического права. Однако, по мнению ученого, он относится к одному из наименее эффективных мер охраны окружающей среды[3].

Следует отметить, что и в настоящее время, спустя годы после приведенного вывода, ученые отмечают недостаточную эффективность контроля управления качеством нефтеперерабатывающего предприятия. Это связано со многими причинами, в числе которых на первом месте – несовершенство законодательства, проявляющееся в непоследовательности при установлении круга уполномоченных субъектов и видов контроля управления качеством нефтеперерабатывающего предприятия, в дублировании функции экологического контроля разными ведомствами, не­четкости в определении категориального аппарата контрольно-надзорной деятельности.

По мнению А.Я. Рыженкова, непосредственно сформулированные в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принципы экологического права характеризуются своей фрагментарностью и бессистемностью. Например, принцип независимости государственного экологического надзора носит скорее не отраслевой, а институциональный характер, поскольку реализуется на уровне одного института общей части экологического права. При этом указание на «независимость» еще не гарантирует его эффективность. Отдельные принципы носят декларативный характер, мало что добавляя к общеправовым принципам[4].

Таким образом, под экологическим контролем подразумевается такая система мер, которая направлена на предотвращение, выявление, пресечение нарушений в законодательстве в области окружающей среды. Его относят к административно-контрольным методам экологии и природопользования. Стратегия социально-экономического развития должны разрабатываться с учетом этнических особенностей территории. Работу, выполняемую госслужащими, теперь заменяют элементы онлайнового самообслуживания на таких сайтах, что, конечно, должно координироваться с работой, которая осуществляется вне Интернета. Проблемы территориального развития должны решаться программными методами в комплексе через разработку стратегий развития. В настоящее время указание на функцию по проведению деятельности ИОГВ (исполнительных органов государственной власти) по управлению сферой экологической безопасностью есть лишь в некоторых положениях об отдельных органах исполнительной власти РФ.

Государство может избрать политику протекционизма и политику свободной торговли при регулировании экономической безопасности региона. Современные государства в силу объективного влияния глобализации переходят ко второму варианту регулирования государственного вмешательства в экономику (политике свободной торговли), однако часть регулируемых барьеров сохраняется.

Условием осуществления экологического надзора (контроля) является надлежащее использование данных, полученных в результате государственного мониторинга окружающей среды, выражающегося в комплексной системе наблюдений за ее состоянием, оценке изменений под воздействием природных и производственных факторов[5]. Экологический контроль относят к административно-контрольным методам экологии и природопользования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: