Ликвидация хозяйственных обществ.




Ликвидация хозяйственного общества – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязательства в порядке правопреемства.

Основания для ликвидации предусмотрены ч.4 ст. 19 Закона «О хозяйственных обществах», ч.1,2 ст.34 Закона «О предприятиях в РФ», статьях 8,11 Закона «О предпринимательстве», ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Хозяйственное общество может быть ликвидировано:

1) По истечении срока, на который общество создавалось, или после

достижения цели, поставленной при его создании25.

Большинство обществ создается на неопределенный срок. Учредительными документами или нормами действующего законодательства РФ может быть установлен определенный срок прекращения деятельности общества или указана цель, по достижении которой общество прекращает свое существование. Положение об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утвержденное Указом Президента от 19.02.1994г.

№55/94, предусматривает, что закрытые инвестиционные фонды (в форме закрытых акционерных обществ) создаются на определенный срок и осуществляют расчеты по инвестиционным сертификатам по окончании срока деятельности.

2) По решению высшего органа общества, а полные и коммандитные общества- по единогласному решению их участников26.

Участники хозяйственного общества могут принять решение о ликвидации общества с соблюдением установленной законом процедуры. Во всех обществах, кроме акционерного, подобное решение принимается единогласно. Для принятия решения о ликвидации акционерного общества необходимо большинство 3/4 голосов акционеров, участвующих в общем собрании. Основания для принятия участниками решения о ликвидации общества законом не определяются, они могут быть любыми.

3) На основании решения суда или хозяйственного суда о ликвидации по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства (пункт «в» ч.4 ст.19 Закона «О хозяйственных обществах»).

Истцом по данной категории дел может быть орган, к компетенции которого действующим законодательством отнесено осуществление контроля за деятельностью ответчика. Систематически нарушающими законодательство

признаются хозяйственные общества, которые раньше дважды допускали нарушение законодательства и совершили его вновь, независимо от того привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. В качестве исключения с учетом конкретных обстоятельств, связанных с характером совершенного нарушения, причин его осуществления, длительности и последствий, систематически может быть признано и повторное нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, починившее значительный вред государству, физическим или юридическим лицами).

4) На основании решения хозяйственного суда об отмене государственной регистрации общества как субъекта предпринимательской деятельности в случае:

· признания недействительным или противоречащим законодательству учредительных документов;

· осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и законодательству;

· несвоевременного сообщения об изменении его названия, организационно- правовой формы, формы собственности и местонахождения;

· признания банкротом;

· непредставление в течение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством27.

Иск о признании учредительных документов общества недействительными и об отмене государственной регистрации может быть подан уполномоченным государственным органом, прокурором, органом, осуществляющим

государственную регистрацию, любым предприятием или организацией, которое считают свои права или интересы нарушенными в связи с созданием хозяйственного общества.

Учредительные документы могут быть признаны недействительными в случае их оформления с нарушениями действующего законодательства, влекущими утрату юридической силы документов; указания в документах, ложных сведений и др.

Иск об отмене государственной регистрации на основании осуществления обществом деятельности, противоречащей учредительным документам или действующему законодательству, может подаваться государственными органами, контролирующими деятельность общества, а также иными юридическими лицами.

Иски об отмене государственной регистрации общества в связи с непредставлением в течение года в органы государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законодательством подаются только органами государственной налоговой службы.

5) На основании определения хозяйственного суда о ликвидации юридического лица – банкрота28.

Банкротство - это признанная судом неспособность восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. В ходе этой процедуры деятельность должника приостанавливается, а требования кредиторов удовлетворяются путем продажи всего имущества должника в определенном законом порядке.

Признание хозяйственного общества банкротом не обязательно влечет за собой его ликвидацию. Хозяйственный суд выносит определение о ликвидации

общества- банкрота, если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов у него не осталось имущества. Копия данного определения направляется органу, осуществившему государственную регистрацию общества, и органами государственной статистики для исключения общества из Единого государственного реестра предприятий

организаций РФ, а также участникам общества и органам государственной налоговой службы.

Хозяйственный суд может вынести определение о ликвидации общества, номинальный участник – имеющий, например, всего одну акцию или долю в уставном фонде размером в 1 гривну).

Следует различать случаи, когда хозяйственным судом выносится решение о ликвидации (основания предусмотрены в Законе «О хозяйственных обществах», Законе «О предприятиях в РФ») и решение об отмене государственной регистрации (основания предусмотрен в Законе «О предпринимательстве»). Суд, вынесший решение о ликвидации, назначает одновременно и ликвидационную комиссию, определяет условия ликвидации. Если хозяйственным судом выносится решение об отмене государственной регистрации, обязанность по выполнению всех действий по ликвидации возлагается на участников хозяйственного общества. За уклонение от исполнения решений хозяйственного суда к участникам хозяйственного общества могут быть применены санкции, предусмотренные ст.115 Хозяйственного процессуального кодекса РФ.

Отмена государственной регистрации осуществляется органом государственной регистрации только при наличии ликвидационного баланса и других документов, подтверждающих проведение мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности как юридического лица. Практика показывает, что после вынесения хозяйственным судом решения об отмене государственной регистрации хозяйственного общества, оно длительное время может оставаться без исполнения, вследствие нежелания учредителей осуществлять процедуры, связанные с ликвидацией, или вообще их отсутствия по указанному месту жительства (нахождения). Юридический статус общества в таком случае продолжает оставаться неопределенным – несмотря на принятие хозяйственным судом решения об отмене государственною регистрации общества, само общество сохраняет права юридического лица и может осуществлять различные действия (часто незаконные). Орган государственной регистрации не вправе осуществить отмену государственной регистрации общества до выполнения последним всех необходимых мероприятий по ликвидации. Общество (его участники) может уклоняться от выполнения этих мероприятий в течение неопределенного периода времени.

Порядок ликвидации хозяйственного общества определяется ст. 20,21 Закона «О хозяйственных обществах», ст.35,36 Закона «О предприятиях в РФ».

Ликвидация хозяйственного общества включает следующие этапы:

1) высший орган хозяйственного общества (участники общества) или суд (хозяйственный суд) принимает решение о ликвидации общества;

2) орган, принявший решение о ликвидации назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят все полномочия по управлению делами общества, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее 2-х месяцев с момента объявления о ликвидации;

3) проводится ликвидационная процедура;

4) имущество, оставшееся после расчетов со всеми кредиторами распределяется между участниками общества;

5) выполняются действия по закрытию счета в банке; снятию с учета в органах государственной налоговой службы; сдаче подлежащих долгосрочному хранению документов в архив; сдаче печатей и штампов в органы внутренних дел; возвращение в орган государственной регистрации оригиналов учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации и другие необходимые действия;

6) органом государственной регистрации производится отмена государственной регистрации хозяйственного общества и исключение его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности;

7) общество исключается из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ. И с этого момента хозяйственное общество считается ликвидированным.

Важным и обязательным этапом процесса ликвидации является проведение ликвидационной процедуры – совокупности мероприятий, направленных на погашение долгов общества перед кредиторами, включая государство, трудовой коллектив и самих участников.

Для проведения ликвидационной процедуры участниками общества или судом (хозяйственным судом) формируются специальный орган – ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами общества. Таким образом, в течение периода ликвидации состав органа управления изменяется: действует высший орган общества, состоящий из участников, и исполнительный – ликвидационная комиссия. Со дня назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции исполнительного органа общества и его руководителя. Ликвидационной комиссии передаются печати и штампы общества, его документация. Ликвидационная комиссия действует от имени общества в отношениях с третьими лицами. Действия ликвидационной комиссии могут оспариваться дебиторами, кредиторами, участниками общества и иными заинтересованными лицами как действия самого общества в установленном законном порядке. Ликвидационная комиссия не является юридическим лицом и не может быть ответчиком в арбитражном процессе31.

Закон не определяет порядок формирования ликвидационной комиссии, ее состав, порядок работы, условия оплаты ее членов, основания замены ликвидационной комиссии или ее состава. Эти вопросы должны быть обязательно урегулированы в учредительных документах, а если это не сделано, то непосредственно в решении уполномоченного органа о назначении

ликвидационной комиссии. В противном случае деятельность ликвидационной комиссии будет затруднительной.

Ликвидационная комиссия может работать как коллегиальный орган или единоличный (ликвидатор). В ч. ст.35 Закона «О предприятиях в РФ» устанавливается, что функции ликвидационной комиссии может выполнять орган управления предприятия. В хозяйственных обществах нецелесообразно возлагать функции ликвидационной комиссии исключительно на исполнительный на орган общества. В ее состав должны входить также участники общества (или их представитель). Членом ликвидационной комиссии также может быть иное лицо - на основании трудового или гражданско - правового договора, заключенного с обществом. В договоре должны закрепляется меры ответственности члена ликвидационной комиссии за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Если комиссия состоит из нескольких лиц, то обязательно назначается председатель ликвидационной комиссии. Решения ликвидационной комиссии могут приниматься единогласно или большинством – в зависимости от положений, закрепленных в учредительных документах или в решении о создании ликвидационной комиссии. Решение комиссии принимается на ее заседаниях и оформляются протоколами.

Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента ее назначения публикует информацию о ликвидации общества в одном из официальных (республиканском или местном) органов печати по местонахождению

общества, с указанием порядка и срока заявления кредиторами своих претензий. Наряду с публикацией ликвидационная комиссия обязана провести работы по выявлению претензий кредиторов с уведомлением последних о ликвидации общества. Ликвидационная комиссия имеет право отклонять (не признавать) претензии кредиторов. Данные претензии будут считаться погашенными, если кредиторы в течение месячного срока со дня получения уведомления о полном или частичном непризнании претензии не предъявят иски в суд или хозяйственный суд об удовлетворении их требований. Если кредитор считает, что его претензия необоснованно отклонена ликвидационной комиссией, он имеет право до исключения общества из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ подать в установленном порядке иск к обществу.

Ликвидационная комиссия насчитывается с кредитами общества, соблюдая очередность удовлетворения претензий кредиторов, установленную ст. 36 Закона «О предприятиях в РФ».

1. долги перед бюджетом, компенсация расходов на восстановление природной среды, которой причинило вред общество;

2. претензии кредиторов, выявленных в срок, установленный для предъявления претензий;

3. претензии кредиторов, выявленные и заявленные после окончания срока, установленного для их заявления.

Ликвидационная комиссия после расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс и представляет его высшему органу общества или органу, назначившему ликвидационную комиссию. Ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами и результатах их рассмотрения (отклонены или удовлетворены). Достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой) за исключением обществ с годовым хозяйственным оборотом менее 250 необлагаемых налогом минимумов. Высший орган общества или орган, назначивший ликвидацию, утверждает ликвидационный баланс. В случае, если ликвидационный баланс не одобрен заключением аудитора (аудиторской фирмой) или не утвержден решением уполномоченного органа, то ликвидационная комиссия должна назначаться в новом составе.

Если стоимости имущества хозяйственного общества, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, такое общество ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В случае выявления указанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратится в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении такого общества. В случае выявления указанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязаны обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении такого общества. В случае выявления указанных обстоятельств после принятия решения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии, заявление о возбуждении дела о банкротстве подеется участниками общества. В ч. 5 ст.7 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» установлен месячный срок для подачи ликвидационной комиссией или участниками общества заявления о возбуждении дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения дела хозяйственный суд признает общество банкротом, открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора. Обязанности ликвидатора могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии, сформированной уполномоченным органом до возбуждения дела о банкротстве.

Кредиторы имеют право заявить свои претензии к должнику в течение месяца со дня публикации объявления о признании общества – должника, которое ликвидируется банкротом.

Порядок распределения между участниками имущества общества, оставшегося после расчетов с кредиторами, определяется ст. 21 Закона «О хозяйственных обществах» и учредительными документами общества.

В статье 21 Закона «О хозяйственных обществах» упоминается о распределении между участниками денежных средств общества. Данная норма подлежит расширительному толкованию. Она определяет порядок распределения между участниками не только денежных средств, но и любого иного имущества общества, оставшегося после расчетов со всеми кредиторами. Законом не предусмотрена обязательная продажа имущества общества в процессе ликвидационной процедуры. Поэтому после проведения расчетов со всеми кредиторами у общества могут оставаться не только денежные средства, но и иное имущество – движимое и недвижимое имущество в материальной форме (вещи), ценные бумаги, права интеллектуальной собственности и другое имущество. Такой вывод подтверждается содержанием ч. 6 ст. 36 Закона «О предприятиях в РФ», где говорится об имуществе, оставшемся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива к ликвидируемому предприятию – это имущество используется по усмотрению собственника (в данном случае – по усмотрению участников общества).

Участники в учредительных документах могут предусмотреть необходимость продажи всего имущества при проведении ликвидации с последующим распределением между ними полученных от продажи денежных средств. Такой порядок целесообразно закрепить:

§ в отношении акционерных обществ или обществ со значительным числом участников;

§ если имущество общества составляют неделимые вещи либо вещи, стоимость которых существенно уменьшается при разделе (например, целостностный имущественный комплекс – цех, завод и пр.)

Имущество, переданное обществом участниками в пользование, не учитывается при распределении – оно возвращается собственнику в натуральной форме без вознаграждения. Стоимость имущественных прав (прав пользования данным имуществом) должна учитываться при распределении размера участника в имуществе, подлежащим разделу.

Участники общества не относятся к числу его кредиторов, а потому распределение между ними имущества общества производится за рамками ликвидационной процедуры. Участники не имеют права требовать от общества возврата своих вкладов в том объёме, в каком они были внесены. Между участниками распределяется лишь то имущество, которое осталось у общества.

Участники сами определяют условия распределения между ними имущества общества, оставшегося после расчётов с кредиторами. По общему правилу, имущество распределяется пропорционально размерам долей участников в уставном фонде (капитале) общества. Участники могут определить его порядок раздела имущества в учредительных документах.

Владельцы привилегированных акций в акционерном обществе и вкладчики в коммандитном обществе при распределении имущества между участниками имеют право на первоочередное получение причитающейся им доли32.

Законом установлен 6-ти месячный срок с момента опубликования объявления о ликвидации, в течении которого имущество хозяйственного общества, оставшееся после расчётов со всеми кредиторами, должно быть распределено между участниками.

По истечении 6-ти месячного срока участники приобретают право требовать у общества возврата им оставшегося имущества в судебном порядке. Это право сохраняется до исключения общества из Единного государственного реестра предприятий и организаций РФ.

Обязанность по распределению имущества хозяйственного общества,

оставшегося после расчетов со всеми кредиторами, возлагается на ликвидационную комиссию. Участник общества может в судебном порядке оспаривать действия ликвидационной комиссии, связанные с распределением имущества между участниками или требовать выдачи причитающийся ему доли имущества. Ответчиком по подобным искам является не ликвидационная комиссия, а само общество (ликвидационная комиссия действует в качестве специального органа общества).

Ликвидация считается завершенной, а общество прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Отмена государственной регистрации хозяйственного общества и исключение его из Реестра предпринимательской деятельности осуществляется после предоставления в орган государственной регистрации следующих документов:

§ решение о ликвидации следующих документов;

§ решение о ликвидации;

§ акта ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом;

§ справки аудитора (в случае обязательности проверки им ликвидационного баланса);

§ справки учреждений банков о закрытии счетов;

§ справки органов государственной налоговой службы о снятии с учета;

§ подтверждение опубликования объявления о ликвидации хозяйственного общества;

§ справки из архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению;

§ справки органов внутренних дел о принятии печатей и штампов;

§ оригиналов учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации.

Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно посылаются сообщения государственной комиссии по ценным бумагам о фондовом рынке, об отмене регистрации выпуска инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Отмена государственной регистрации лишают общество статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ.

Хозяйственное общество считается ликвидированным с момента и исключения из государственного реестра.

 

Заключение

 

В настоящей работе рассмотрены основные аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, одной из самых распространенных организационно – правовых форм предпринимательской деятельности.

В работе предоставлен анализ основополагающей нормативно – правовой базы, регулирующий основы предпринимательства в целом и предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, в частности:

Рассмотрены подробно правила создания, регистрации хозяйственных обществ, материальные основы деятельности обществ, правовой статус их филиалов и представительств, а также дочерних предприятий.

При анализе различных отличительных особенностей разных видов хозяйственных обществ, особое внимание было уделено таким видам хозяйственных обществ, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Большая часть работы посвящена исследованию противоречий правовых аспектов финансово – хозяйственной деятельности хозяйственных обществ.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что: а) правовую основу, регулирующую деятельность хозяйственных обществ, составляет вся совокупность нормативно – правовых актов, которые базируясь на Конституции РФ, устанавливают принципы, стандарты, нормативы и правила поведения всех субъектов предпринимательской деятельности. Данная нормативная совокупность достаточно обширна, зачастую нестабильна и противоречива; б) еще один немаловажный вопрос, затронутый в этой работе – перспективы дальнейшего усовершенствования законодательства в этой области. Переход к рыночной экономике потребовал изменения сложившейся ранее концепции хозяйственного права. Современное хозяйственное право становится правом предпринимательской деятельности. Следует отметить, что в России, уже разработаны научные основы предпринимательского права.

Многие хозяйственные отношения не урегулированы законами, Указами президента и постановлениями правительства, поэтому часть хозяйственных отношений регулируется приказами и инструкциями министерств, ведомств, например, в сфере правового регулирования ценообразования, налогообложения, ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что многие положения правовых актов противоречивы, бессистемны и непоследовательны, что затрудняет их понимание и самое главное реализацию (применение).

 

Список использованной литературы

1. Винник О.П. Характерные черты хозяйственных организаций, - «Предпринимательство, хозяйство, право» № 2, 2003, с.7

2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. Учебник М.: Изд-во Юнити, 2003

3. Дойников И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие Москва.,2004

4. Жилинский С.Е. Предпринимательское право: Учебник для вузов - Москва, 2005

5. Кибенко Е.Р. Научно – практический комментарий Закона «О хозяйственных обществах» - Х.: Эспада, 2002

6. Костюк Д.В. «Что и как проверяет налоговый инпектор».- Харьков, изд-во «Фактор»,2003

7. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право.- изд-во «Бек», Москва., 2004

8. Пелих А.С. Основы предпринимательства – изд-во «Гардарина», Москва,2004

9. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя изд-во «Одиссей», Х., 2004

10. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики – изд-во «АСК», Киев., 2003

11. Харитонов Е.О. Гражданское и семейное право РФ, 2000

12. Яновская Н.А. Уставный фонд: формирование, изменение, ликвидация, изд-во. 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: