Особенности музыкальной памяти в интерпретации музыкальных произведений.




 

Память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептив­ного материала, получаемого органами чувств. Она активно включается во все познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, входит составным ком­понентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. В результате органического объединения прежнего опыта с любым действием и любой деятельностью сама память становится активной направляющей силой этих процессов, становясь их структурным компонентом.

Музыкальная память по содержанию психофизиологических процессов имеет много общего с мнемическими закономерностями других видов деятельности. Её особенности связаны с большей зависимостью от пространственно- временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового, вида мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использова­ние индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его разви­тие.

Представление о том, что каждое воздействие на живую систему оставляет в ней след, обусловленный общим свойством материи отражать внешние воздействия, приводило к упрощенному пониманию памяти как простых процессов ’’записи”, ’’хранения” и ’’считывания” следов. Но в отличие от фотографической и магнитофонной пленок, которые фиксируют световые и звуковые сигналы и затем могут их монотонно воспроизвести, память человека- это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемых потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.

 

Взгляды современных психологов на все психические процессы исходят из признания решающей роли активности личности, которая порождается ее потребностями и выражается в действиях и деятельности в целом. С этих позиций отбор запоминаемого материала (избирательность памяти), прочность запоминания и ее оперативность (готовность) определяются тем, какое значение имеет, например, данная музыка для субъекта в структуре его музыкальной деятельности. Отсюда центр тяжести во всех процессах памяти переносится на содержание деятельности - слушание музыки или проработку ее для последующего исполнения. Субъективная значимость проявляется уже в процессе восприятия слушателя или исполнителя: в зависимости от их эстетических или профессиональных потребностей непроизвольно запечатлеваются отдельные стороны произведения, художественные или технические, сильнее или слабее, на более длительный или короткий срок. Но и память оказывает свое направляющее и фокусирующее воздействие на характер и избирательность восприятий и переживаний, замысел и его исполнение.

 

По времени и характеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают такие же временные системы памяти, как и в других видах деятельности - ультракороткую (мгновенную), кратковременную, оперативную и долговременную. Так, короткие, прерывистые или неожиданные звуки вызывают очень короткие, начальные сенсорные процессы, которые сопровождаются непосредственным отпечатком отдельных, главным образом простых, признаков звука - высоты, тембра. Эти процессы очень нестойкие, быстротечные, отчего получили свое название мгновенной или ультракороткой памяти (А.Лурия, Д.Норман).

 

Однако к обычному физиологическому закону силы (более сильный, яркий, длительный раздражитель действует сильнее, чем слабый) присоединяется психическая активность личности, выражающаяся во внимании, интересе к данному явлению. Такая направленность сознания существенно влияет на отбор выделяемых признаков и их первичный анализ. Длительность ультракороткой памяти очень невелика - 0,1 -0,5 с. Причем удержать или продлить такой непосредственный отпечаток очень трудно - в сознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимо повторение сигнала.

Ультракороткая память быстро переходит на следующую ступень - более осмысленного, а следовательно, и целостного запечатления музыкального материала. Это кратковременная память. Она отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обусловливает запоминание не отдельных признаков звуков, а "блоков”, имеющих смысловое значение - Мотивов, фраз, мелодий. Направленность внимания, стимулируемая целью деятельности, создает характерную особенность кратковременной памяти - оценку и интерпретацию различных сторон звучания или текста.

 

В кратковременной памяти сенсорные и перцептивные следы преобразуются - кодируются на язык физиологических реакций и процессов. Их упрочение и закрепление - консолидация следов - занимает определенное время, которое субъективно переживается как последействие, как отзвук реального звучания. В свое время они получили название первичных зрительных или слуховых образов (Дж.Уиппл, Л.В.Благонадежина, Б.М.Теплов). Как показали исследования, время функционирования кратковременной памяти - от нескольких секунд до полутора десятка минут. Если восприятие музыки в пределах этого времени прекращается или внимание переключается на другие компоненты ее содержания, происходит забывание. Но сознательным усилием, с помощью повторения и осмысления можно удержать звучащий образ дольше. Однако как следы ультракороткой, так и кратковременной памяти обратимы, их консолидация не является устойчивой и прочной.

Очень схожа с кратковременной оперативная память. Она обслуживает непосредственную или представляемую деятельность, удерживая в поле созна­ния последовательные операция более сложного действия - восприятия или исполнения. Объем ее невелик, время функционирования также: от нескольких секунд до нескольких минут, т.е. период времени, при котором происходит связывание нескольких звуков в фразу, предложение или их исполнение. По мере того как этот материал отзвучал, он заменяется следующим. Причем объем звучания ”в уме” или исполнительского оперирования материалом имеет широкие пределы, которые зависят от одаренности и музыкального опыта музыканта: ученик мыслит "нота за нотой”, большой артист - предложениями, периодами, а то и держит в сознании интерпретацию всей экспозиции или части сонаты. Таким образом, оперативная память использует как материал непос­редственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное содержание оперативной памяти - обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности- представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.

Многократные воздействия одного и того же музыкального материала, длительностью превышающие 15-20 мин, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это - долговремен­ная память, которая, по мнению многих ученых, сохраняет запечатленное на всю жизнь.

Механизмы памяти удобно рассматривать, расположив их по уровням, как бы по вертикали: а) психологический - к нему относится ассоциативная теория; б) нейрофизиологический - он включает в себя условно-рефлекторную и физическую теории; в) молекулярный и субмолекулярный - он представлен биохимической теорией.

Большое распространение среди психологических теорий получила ассо­циативная теория, в основе которой лежит понятие об ассоциации. Согласно этой теории одновременные или последовательные события запоминаются легче благодаря пространственной или временной связи между ними. Поэтому одно из явлений по ассоциации вызывает в сознании представление о другом, находившимся ранее в связи с ним.

Аристотелем отмечено три вида ассоциаций, которые определили три типа объединения: ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Это - простые ассоциации. В основе сложных ассоциаций лежат смысловые или причинно-следственные связи, символические представления. Ассоциативная теория объясняет процессы запечатления и воспроизведения объектов, правильно отражая одну сторону явлений - внешнюю. Однако она не вскрывает самого механизма памяти, не объясняет причину избирательности памяти и связан­ную с нею неравноценность запечатленного материала, не вскрывает харак­терные особенности индивидуальных различий людей по их способности сохранять и воспроизводить запоминаемое.

Образование условных рефлексов - это универсальный способ формирования индивидуального опыта. Они опираются на физиологические процессы закрепления следов различных раздражителей как прямых, так и косвенных, сигналов жизненно важных явлений, происходящих одновременно, в пространстве, или последовательно, во времени. В сущности, условно-рефлекторная теория памяти повторяет ассоциативную на физиологическом уровне. Но и эта теория, как и ассоциативная, не вскрывает взаимосвязи субъекта с запомина­емым материалом, роли интереса, значения эмоций и осознания цели, сложив­шей установки в отборе и сохранении запоминаемого материала.

Физическая теория, или теория нейронных моделей, также относится к нейрофизиологическому уровню. Согласно этой теории всякое явление или воздействие, происходящее во времени и пространстве, отражается мозгом и вовлекает в возбуждение целую группу связанных между собой нейронов. Они образуют цепь, моделирующую в преобразованном виде структуру музыкаль­но материала. С точки зрения теории нейронных моделей кратковременная память объясняется как циркуляция нервных импульсов в образовавшейся нервной цепи в пределах нескольких минут. Поскольку при каждом новом воздействии одни и те же нейроны могут участвовать в образовании новых нейронных цепей, это объясняет некоторые свойства музыкальной памяти: искажение ранее воспринятого, (понятное, как бы спровоцированное воспроизведение забытой музыки по далекой и ничем не связанной ассоциации.

Успехи в биологических науках, и в особенности в генетике, раскрыли особую роль рибонуклеиновой кислоты (РНК) в процессах памяти. Белковые изменения в нервных клетках под действием внешних раздражителей составили основу для биохимической теории памяти. Исследования помогли установить, что дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носительницей (следственной, видовой памяти, передающейся генетическим путем, а рибо- нуклеиновая кислота (РНК) - основой индивидуальной, онтогенетической. Длительное воздействие объектов приводит к перестройке белковой структуры в нервных клетках, В результате этих изменений клетки лучше реагируют на повторные воздействия, они как бы резонируют на них. Эти изменения необратимы. Они составляют основу долговременной памяти. Таким образом нейрофизиологическая теория сближается с биохимической и (скрывает переход от кратковременной к долговременной.

Сохранение запечатленного - следующая важная функция памяти. Она представляет собой сложный динамический процесс, принципиально отличающийся, например, от звукозаписи. Как уже указывалось, переход на стадию консолидации в долговременную память происходит как преобразование внешних воздействий, их кодирование, приводящее к биохимическим изменениям внутри клетки. Но, как показали специальные исследования, даже в пассивном состоянии, когда сохраняемый материал не извлекается из кладовой памяти, он претерпевает определенные изменения: он как бы все больше обобщается и "спрессовывается”, многие детали и частности выпадают, остается самое важное и существенное. Поэтому один и тот же, но запечатленный ранее материал, как показал И.М.Соловьев, существенно отличается от вновь запечатленного.

Важнейшее значение для всех процессов памяти имеет воспроизведение. Фактически оно является критерием индивидуальных особенностей памяти и ее качества.

Среди различных форм актуализации запечатленного узнавание наиболее легкий способ воспроизведения: при повторном воздействии музыки выделяются характерные и отличительные признаки, которые сравниваются с запечатленными ранее. Структура припоминания сложнее, а сам процесс требует значительного напряжения психики: необходимо произвести активный поиск такой музыки, которая отвечает задаче деятельности, цели и содержанию воспроизведения, необходимо выбрать нужную мелодию (гармонию) из огромного числа близких и более отдаленных по звучанию. В процессе такого поиска происходит борьба сходных и близких мелодий, тональностей, построений, образных, ассоциативных и смысловых связей, из которых требуется выбрать единственно верный.

Воспроизведение в прямом смысле слова, включает в себя припоминание, но отличается от него направленностью на использование запечатленного с какой-нибудь целью или в конкретной, например, исполнительской деятельности. В целом как функция памяти процесс воспроизведения противоположен запоминанию в том смысле, что протекает как декодирование - обратное преобразование следов в образно-понятийную форму, пригодную для включения в учебную или исполнительскую деятельность. Причем и здесь, как и при узнавании, процесс поиска прекращается после сличения, когда устанавливается адекватность воспроизведенного поставленной задаче.

 

Исследования немецкого психолога Эббингауза привели к построению кривой забывания, которая зафиксировала вначале быстрое, а затем постепенное ослабление следов запечатленного. Тем самым забывание, в основном, связывалось с процессом сохранения. Современные исследования, помимо ослабления следов, обнаружили, что забывание является следствием избира­тельных процессов при запоминании, диктуемых деятельностью и перемеще­нием цели деятельности, а следовательно, и значением данного материала для субъекта. В связи с постоянным обогащением интеллектуального, эмоциональ­ного и слухового опыта, совершенствованием музыкального мышления, изме­нением взглядов и эстетических оценок ранее запечатленное перестраивается. Эти особенности изменения отношения к сохраненному также отражаются на характере воспроизведения музыки и степени ее забывания.

На прочность запоминания, так же как на временное забывание, оказывают большое влияние другие звуковые раздражители или отвлекающее воз­действие другой музыки. Новая музыка может привести к временному выпа­дению прежде запечатленной - ретроактивное торможение, или ослабить запоминание последующего материала - проактивное торможение. Эти про­цессы интерференции особенно ослабляют следы близкой по смыслу и звуча­нию музыки.

Обусловленность запоминания и забывания содержанием музыкальной деятельности позволяет понять, почему каждый раз наиболее точно запоми­нается и отчетливо припоминается форма и характер звучания музыки, которая входит в учебную или исполнительскую программу; внимание, движи­мое интересом и целью деятельности, перемещается по тексту и высвечивает, как лучом прожектора, необходимые его участки. Перемещение же внимания, кроме включения нового звучащего отрезка в поле сознания, приводит к забыванию - кратковременному или длительному - прежнего материала. Тем самым забывание выступает не только своей отрицательной стороной, но и как необходимый компонент памяти.

В зависимости от содержания Анемических процессов называют двигатель­ную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти. Все они активно участвует в запоминании и воспроизведении музыки с доминированием какого-либо вида, так как в чистом виде встречаются редко.

Двигательная память у музыканта проявляется в том, что хорошо запоми­наются, сохраняются и воспроизводятся исполнительские движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. На ней основаны все учебные, трудовые, музыкально-исполнительские, композиторские и другие навыки. Она доминирует в музыкальном обучении, на нее опирается музы­кальное мышление. Признаком хорошей двигательной памяти являются вир­туозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями, мастер­ство ("золотые руки”). Обладателю двигательной памяти легче запомнить музыку, если он сам ее проиграет или будет сопровождать другими, например дирижерскими, жестами, ритмическим тактированием. Особенно большое зна­чение имеет двигательная память для исполнителя. Она облегчает ему запо­минание и овладение музыкальным произведением, открывает возможность Свободного владения инструментом с нефиксированной высотой звука, снижает погрешности исполнения при сильном волнении.

Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной музыкальной памяти. Они легко запоминаются и восста­навливаются. Нередко образная память включает в мнемическую деятельность и образы другой модальности, обогащая с их помощью эмоциональный тон, мнемические процессы и сами музыкальные образы, характерные для опреде­ленной музыки и времени ее запечатления. Хорошая образная память, слухо­вая - облегчает формирование внутреннего слуха, зрительная - легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием. Образная память обогащает интерпретацию музыкального произведения различными образами картин природы, жизненными и литературными ассоциациями.

 

Одно из замечательных достояний человека - это эмоциональная память, память на пережитые чувства и эмоции. Она окрашивает все восприятия, действия и поступки человека в определенную ’’тональность” в зависимости от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнение в прошлом опыте и в каком эмоциональном тоне происходит актуальное действие. Эмоциональная память - основа ладового чувства и музыкальности, без нее невозможно исполнительское и композиторское творчество. Эмоциональная память очень важна в общении между людьми, проявляясь в чуткости и понимании состояния другого человека, которые музыка усиливает и утончает. Она - основа сопереживания в музыке и других видах искусства. Эмоциональная память помогает глубже прочувствовать содержание музыкального произведения, найти убедительные средства для воплощения музыкального образа.

 

Словесно-логическая память проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов - формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского их анализа и плана исполнения, понимания программы произведения и глубокого его истолкования. Словесно-логическая память - необходимая опора для широких обобщений философского характера. Однако она проявляется не так, как в других видах деятельности, непосредственно связанных с мышлением и речью. В музыкальной деятельности, для которой характерно оперирование слуховыми образами, этот вид памяти проявляется в обобщающих формах внутреннего и архитектонического музыкального слуха.

 

Музыка оказывает настолько сильное и глубокое воздействие, что захватывает и увлекает с огромной силой. В процессе увлеченного слушания, осмысливания ее формы, исполнительских деталей она непроизвольно запоминается как бы сама по себе. (Это ярко описано Л.Маккинон в книге ’’Игра наизусть”. - Л.: ’’Музыка”, 1967). Отсюда более естественным и распространенным является непроизвольная музыкальная память, когда запоминание происходит попутно с восприятием или разучиванием музыкальной пьесы, без специального намерения запомнить ее. Сторонниками непроизвольного запоминания музыки были Н.К.Метнер и Г.Г.Нейгауз. Последний писал, что он никогда специально не учит на память - он учит музыкальное произведение, а запоминание происходит само собой. Но не все крупные исполнители придерживаются таких взглядов. Опытные педагоги отмечают неуправляемость воспроизведения при таком запоминании: что само запомнилось, не всегда вспоминается по желанию.

Произвольная или преднамеренная память характеризуется установкой на запоминание и воспроизведение, которые выступают как одна из задач работы над музыкальным произведением. Большое значение для процессов памяти имеет установка на запоминание. Она создает определенную психическую доминанту, значительно повышающую эффективность запоминания и сохранения запечатленного. Установка выражается в определении мнемической задачи как одной из целей данной деятельности, причем продуктивной оказывается и установка на длительное запоминание. Так, по условиям третьего тура конкурса имени Э.Изаи в Брюсселе за одну неделю нужно выучить специально написанный концерт, чтобы затем исполнить его с оркестром. С этой задачей блестяще справился выдающийся пианист Ф.Я. Но когда его попросили сыграть этот концерт через три недели, он ничего не мог вспомнить: видимо, психологическая установка была направлена только на последний тур.

 

Хорошую память часто связывают с большой одаренностью. История сохранила нам примеры исключительной памяти у выдающихся людей. Феноменальной памятью обладали, великие полководцы прошлого Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы В.Моцарт, А.Глазунов, С.Рахманинов, выдающийся дирижер А.Тосканини. Но наряду с этим можно назвать достаточное число талантливых и известных деятелей науки и культуры, не обладавших выадающейся памятью и вместе с тем работавших творчески и добившихся исключительных результатов - М.Фарадей, Л.Н.Толстой, Ф.Шуберт. Феноменальная память не всегда положительно коррелирует с интеллектуальным усилием. Пример - Н.Шерешевский.

 

Музыкальная память - это способность запоминания, сохранения и воспроизведения музыки. Как и любой вид профессиональной памяти, память музыканта является комплексной и "полифонической”: она включает процессы и действия различной сложности и опирается на те органы чувств, которые больше всего и чаще всего связаны с данной профессией. Обычно в музыкальной памяти доминирует какой-то один вид сенсорной памяти – слуховая, зрительная с различным сочетанием других ее сенсорных и психологических видов - эмоциональной, образной. Причем в различных обстоятельствах у одного и того же музыканта в зависимости от установки и цели деятельности выделяется какой-то доминирующий вид памяти. Так, в одних случаях исполнитель обращает свое внимание на фактуру и форму произведения, используя Интеллектуальную память, в других - на возможные трудности исполнения (двигательно-интеллектуальная). Значительную роль при этом играют и врожденные парциальные особенности.

 

Проследим специфические особенности мнемических процессов на запоминании и воспроизведении музыки.

Чтобы воспринять мелодию, требуется объединить в сознании большое количество звуков, перестающих постепенно звучать. Это осуществляется Эмоциональной и кратковременной памятью, которая удерживает следы отзвучавших звуков. Уже в самом начале восприятия происходит сличение воспринимаемого со слышанным и запечатленным ранее, т.е. сохраненным в долговременной памяти (узнавание). Одновременно происходит эмоциональная и эстетическая оценка услышанного (эмоциональная и словесно-логическая память). В сознании музыканта отмечается форма произведения, тональное и фактурное построение, которое осуществляется мыслительной деятельностью и интеллектуальными компонентами памяти. Путем сравнения узнаются повторения в трехчастной форме, а при достаточном опыте - и в сложных формах рондо, вариациях и сонатном аллегро (интеллектуальная память). Вспоминая знакомое произведение, вокалист ощущает напряжение голосовых связок, а инструменталист невольно сопровождает его движениями пальцев (двигательная память). Эти примеры показывают насколько велика роль памяти при восприятии музыки - гораздо большая, чем в других видах деятельности.

Намного сложнее требования к памяти исполнителя. Запечатленное произведение хранится как бы в различных "кладовых” мозга, ведающих слуховыми представлениями, эмоциональным его строем и двигательной программой исполнения, которые в момент исполнения объединяются в единое, стройное и последовательно развертывающееся звучание. Здесь решающее значение имеют личностные качества исполнителя, его музыкальный и жизненный опыт, богатство ассоциаций и образов, накопленных и сохраненных его памятью. Последнее составляет слуховой запас, который питает творческий потенциал композитора: только благодаря накопленному и переработанному слуховому опыту композитор может создать что-то свое, оригинальное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: