Консультация для родителей
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Её нарушения могут проявляться в:
· Нарушении количества слогов: пропуск слога (молоток - «моток»), пропуск гласной (пианино - «пинино»), добавление гласных (комната - «команата»).
· Нарушении последовательности слогов и звуков в слове (дерево - «деворе», бегемот - «гебемот»).
· Искажении отдельного слога: сокращение согласных (стул - «тул»), вставки согласных в слог (лимон - «лимонт»).
· Уподоблении слогов (абрикосы - «кококосы»).
· Замене предшествующих звуков последующими (ананасы - «нананасы»).
· Смешении слов (в хлебнице и холодильнике - «в холодильнице»).
Нормы развития слоговой структуры:
3 года: воспроизведение слов, состоящих из 1, 2, 3-х слогов (ВАТА, СОВА, ИВА, КАБИНА, МАШИНА, МАК, СОК).
4-5 лет: воспроизведение слов из открытых слогов (ПУГОВИЦА, ПОМИДОРЫ), из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (СНЕГ, КАПУСТА, СКВОРЕЧНИК, СКОВОРОДА, МИЛИЦИОНЕР, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, СТРОИТЕЛЬСТВО).
После 5 лет ребёнок повторяет предложения из нескольких сложных слов (ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИЛ ВОДОПРОВОД).
Предлагаю Вам дома поиграть с ребёнком и одновременно поработать над развитием слоговой структуры. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Вначале (подготовительный этап) работаем над ритмом (невербальный уровень) и произносим слоговые ряды различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме (вербальный уровень).
«Повтори так же»
Взрослый задаёт ритм с помощью хлопков. Можно использовать предметы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. И просит ребёнка повторить так же:
|
Тук-тук, хлоп-хлоп, тук-тук-тук, хлоп-хлоп-хлоп.
«Сосчитай правильно»
Можно использовать шумовые инструменты, кубик с точками.
Ребёнок бросает кубик и хлопает в ладоши (стучит) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Или ребёнок хлопает в ладоши (стучит) столько раз, сколько палочек (фишек) выложит взрослый.
«Выбери схему»
Взрослый задаёт ритмический рисунок (хлопает или стучит), а ребёнок должен выбрать карточку (схему) с соответствующим количеством точек.
«Звуковые дорожки»
Необходимо подготовить дорожку из квадратов, камешек, кругов. Ребёнку необходимо произнести столько раз звук «А» («О», «У», «Ы») сколько кружков на дорожке. Более сложный вариант игры: «Произнеси столько раз звук «А», сколько раз я хлопну в ладоши».
«Слоговые цепочки»
· Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построение башен из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
· «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки и большим пальцем.
· Повторить цепочки слогов бросая друг другу мяч: та-то, па-по, А-ко, та-то-ту, а-мо-му, па-ка, то-по, мы-ву, ам-ам, ап-ап, ам-ом, оп-уп, ох-ох-ух, ап-ап-оп, апа-апа, ата-ата.
· Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
· «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
|
Позже (основной этап) непосредственная работа над слоговой структурой слов.
«Повтори так же» (средняя группа).
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Задаётся ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, духи, луна, ноги, ива, ваза, Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
2. В предложениях: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме.
«Сосчитай правильно» (старшая группа).
Цель: учить считать слоги.
Материал: карточки с цифрами.
Ход упражнения: взрослый произносит слова, ребёнок считает слоги и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.
«Выбери схему» (подготовительная группа).
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения: взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Или ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
«Длинное – короткое».
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
|
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения: взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску. Или ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнения со словами.
· Игра с мячом (средняя группа).
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
· Игра «Телеграф» (старшая группа).
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
· Игра «Сосчитай, не ошибись» (подготовительная группа).
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
· Игра с мячом «Передай дальше» (старшая и подготовительная группы).
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Желаю успехов!