Проектирование и изготовление декора зеркала в технике матирование «Серебряные узоры» для интерьера прихожей
Выпускная квалификационная работа
Федченко Г.А.
Специальность 54.02.02
«Декоративно-прикладное искусство»
Группа 49и
Допустить к защите Научный руководитель:
Зав. кафедрой: Шилоносова Т.П.
Вахонин И.Н.
____________
Екатеринбург
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………… 3
1. История зеркала…………………………………………………….5
1.1 История изготовления зеркала…………………………………….7
2. Матирование и его виды.…………………………………………..9
2.1 Традиционный………………………………………………………10
2.2 Современный…………………………………………………………11
3. Композиция в ДПИ………………………………………………….13
3.Фронтальная композиция в ДПИ
3.2 Растительная композиция……………………………………………16
4. Разработка и выполнение проект декора зеркала……………….20
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………….
Пояснительная записка
История происхождения зеркала относит нас к греческой мифологии, когда Нарцисс настолько полюбил свое отражение в воде ручья, что превратился в цветок. По мере увлечения людей разглядыванием самих себя наступила эпоха ручных зеркал. Это были отполированные до блеска куски камня. Далее эстафета была передана металлическим зеркалам – из меди, бронзы, золота и серебра. И лишь спустя столетия массовое производство стеклянных зеркал началось в Венеции.
Сегодня зеркала часто используют в декоре помещения – это один из излюбленных инструментов дизайнеров. С их помощью легко добавить помещению глубины, создать оптические иллюзии, изменить объем или форму, умножить количество предметов. Позже стали украшать зеркала, делать индивидуальный декор для каждого, в зависимости от пожеланий заказчика.
|
Матирование – это одно из самых экономичных и долговечных технологий декорирования изделий.
Большое преимущество такого декора заключается в том, что при помощи его можно изменить не только структуру зеркальной поверхности, но и его форму. На данный момент матирование зеркала происходит двумя способами: традиционный и современный.
Такая технология обработки стекла придаёт изделию декоративность, эмоциональную выразительность в современном интерьере [10, с. 4].
Актуальность проекта:
Зеркало в интерьере прихожей выполняет несколько функций: отражать людей, увеличивать пространство и украшать. Первая функция понятна, если зеркало удобного размера чистое и висит на нужной высоте, то оно будет выполнять свою функцию отражателя, вторая функция относится к размерам зеркала, чем оно больше, тем больше пространства оно увеличивает. Третья функция призвана украшать интерьер, то есть зеркало должно стать элементом, который вписался бы во весь дизайн интерьера. В таком случае декор, нанесенный на зеркало, может стать средством достижения цели.
В прихожей жилой квартиры заказчика на данный момент не достает такого элемента интерьера как зеркало. Данная выпускная квалификационная работа будет прекрасным функциональным украшением прихожей заказчика [3, с. 3].
|
Проблема: Как средствами декорирования зеркала сделать интерьер прихожей в квартире индивидуальным и комфортным для заказчика?
Объект: художественная обработка стекла.
Предмет: создание декора зеркала в технике матирования.
Цель: спроектировать и изготовить декор зеркала в технике матирование для интерьера прихожей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать историю зеркала;
2. Изучить виды матирования зеркала;
3. Изучить виды композиции в ДПИ
4. Разработать и выполнить проект декора зеркала
Методы исследования:
· поиск аналогов
· анализ литературы по истории зеркала
· обобщение полученной информации
· эскизный поиск
История зеркала
Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы (Приложение 1, рис. 1, 2) В дело шли камень (пирит, горный хрусталь) и металл (золото, серебро, бронза, олово, медь). Возраст самых древних зеркал. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.
Совершенно новый тип зеркал — вогнутых — появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
|
Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением, и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла.
Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции. Однако в ХVII веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата. Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это "великолепие" слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.
Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивал» ртутью и приклеивали, таким образом, на его поверхность тонкий слой олова.
Следовательно, совершенно новый тип зеркала появился в 1240 году, на данный момент оно является популярным и нужным бытовым предметом в доме.
История изготовления зеркал
Производство зеркал состоит из резки листового зеркала, изготовляют на определенных заводах или фабриках, которые располагают полным спектром нужных технологий и оборудования (Приложение 2, рис. 1, 2). На сегодняшний день очень трудно произвести хотя бы одно зеркало самого простого вида и формы с домашних условиях. Для этого нужны целые машины, огромные площади и большое количество потраченной энергии. Очень часто применяют установку ВАТТ-1600-2 для изготовления зеркал. Она позволяет наносить особое зеркальное, тонированное или декоративное покрытие на стекло. Такая функция дает возможность сделать из обычного стекла разные виды поверхностей. Подобные установки гарантируют высокое качество покрытия зеркал. В их основе используют только чистые металлы, сплавы, оксиды титана и прочие материалы. Более того, установка позволяет нанести покрытие с двух сторон на изделия, отличающиеся сложной или не правильной формой.
Так же по заказу заказчика могут представить каталог различных видов опыления, чтоб он смог выбрать себе наиболее подходящий к интерьеру его дома или помещения, собственно, куда планируется осуществить монтаж данного зеркального изделия.
Наиболее ответственная операция – нанесение на заднюю поверхность стекла отражающего слоя алюминия или серебра (применяемого ограниченно). Использование данных (и других металлов) объясняется тем, что зеркала должны иметь высокий коэффициент отражения.
Наиболее распространенный технологический процесс производства зеркал серебрением состоит из следующих операций:
1. Удаление с поверхности стекла загрязнения и продуктов коррозии.
2. Нанесение центров осаждения серебра.
3. Собственно серебрение и нанесение защитных покрытий на отражающий слой.
Обычно толщина серебряной пленки колеблется от 0,15 до 0,3 мкм. Для электрохимической защиты отражающего слоя его покрывают медной пленкой. На медную пленку наносят лакокрасочные материалы – поливинилбутиральные, нитроэпоксидные, эпоксидные эмали, предупреждающие механические повреждения защитного слоя.
Зеркала изготавливают также способом металлизации стекла катодным распылением и испарением в вакууме. Особое распространение получает термичное испарение алюминия в вакууме при давлении. Толщина алюминиевой пленки для получения зеркал с максимальной отражающей способностью должна составлять не менее 0,12 мкм. Благодаря повышенной химической стойкости алюминиевые зеркала используют, как поверхности наружного отражения, которые защищают оптически прозрачными слоями.
Обычно же, слой алюминия покрывают непрозрачными лакокрасочными материалами, такими же, как и при серебрении. Кстати, конденсационная металлизация стекла алюминием имеет ряд преимуществ перед серебрением: экономичность и стойкость алюминия к воздействию влаги, соединений серы и других химических веществ, присутствующих в атмосфере.
После изготовления, зеркала оформляют в папки, окантовывают пластмассой, металлом и другими материалами.
Зеркала технического назначения часто изготавливают с отражательными пленками из золота, палладия, платины, свинца, хрома, никеля и так далее (что естественно существенно сказывается на их стоимости).
Таким образом, производство зеркал происходит несколькими способами: серебрением, металлизацией, при этом нужна резка листового зеркала. На данный момент производство зеркал в домашних условиях не возможно, так как нужно специальное оборудование.
Матирование и его виды
Традиционный
К традиционным способам относятся пескоструйная обработка (Приложение 3, рис.1) и химическое травление (Приложение 3, рис.2), а к современным, которые можно классифицировать, скорее, как псевдо матирование, - нанесение специальной пленки и краски. Каждый из этих способов обладает как преимуществами, так и недостатками,
Пескоструйная обработка – это обобщенный термин, который используется для описания механического воздействия различных абразивных материалов и струи воздуха под высоким давлением на поверхность зеркала.
Из преимуществ этого способа стоит отметить возможность нанесения разной степени сплошной матировки, создания глубоких рельефных рисунков и матирования, больших по площади зеркал. Практически единственным недостатком пескоструйки является сложность обработки изделий маленьких размеров и сложной конфигурации.
Химическое травление - это уникальная возможность подчеркнуть индивидуальность и эксклюзивность зеркала, а заодно и всего интерьера. С помощью матирования на зеркало можно нанести любимую цитату, красивый рисунок или самое настоящее художественное полотно. Такое декорирование способно кардинально изменить не только восприятие зеркального полотна как исключительно функционального предмета, но и общую атмосферу всего помещения. Зеркала с нежными и изысканными матовыми рисунками зрительно преображают пространство, наполняют его светом и хрупкой красотой узоров, удивительно похожих на затейливое кружево настоящего мороза. А фантазия мастера и его золотые руки превращают обычное зеркало в настоящее произведение искусства
Матирование зеркал различными химическими составами по своему конечному результату и внешнему виду изделий практически не уступает пескоструйной обработке. Мало того, матовый рисунок после нанесения выглядит даже более мягко и нежно. Но этот способ матирования практически не позволяет наносить рисунок на амальгаме. Вернее, рисунок нанести можно, но края его будут нечеткими, а само зеркальное покрытие будет повреждено, что может привести к его дальнейшему разрушению. Кроме того, малейшее попадание химического вещества за пределы рисунка способно испортить внешний вид зеркала, поскольку процесс травления начинается мгновенно и происходит очень быстро.
Однако такой способ матирования позволяет легко персонализировать мелкие и сложные по форме изделия, такие как зеркальные часы, мелкие декоративные вставки, вазы. Кроме того, химическое травление существенно сокращает время выполнения матирования. А поскольку, как и при пескоструйной обработке, химическое травление меняет структуру поверхности стекла, то рисунок получается такой же долговечный.
Преимущества химического травления зеркал: быстрота изготовления, привлекательный внешний вид, долговечность и возможность нанесения сложных узоров. Недостатки: невозможность нанести рисунок на амальгаме, риск образования подтеков и лишних мазков, некоторые химические составы содержат такое опасное для человека вещество, как плавиковая кислота.
Исходя из этого, к традиционному виду матирования относится пескоструйное и химическое травление. Данные способы более долговечны, чем другие, но при этом пескоструйный способ матирования не выполнить в домашних условиях, а химический выполнить.
Современный
Матирование зеркала пленкой (Приложение 4, рис.1) – само это название говорит о том, что это, скорее, имитация матирования, чем настоящая обработка зеркальной поверхности. Этот способ подразумевает наклеивание специальных матовых пленок, которые имитируют пескоструйную обработку или химическое травление.
Как это ни удивительно, но иногда матированные пленкой зеркала не выглядят «дешевыми». Здесь главное - выбрать пленку хорошего качества и нанести ее на зеркальную поверхность с абсолютным соблюдением технологии.
Матирование зеркала пленкой привлекает, прежде всего, своей дешевизной и возможностью произвести матирование самостоятельно. Однако не стоит забывать, что этот рисунок прослужит Вам недолго, и в скором времени его придется менять. Да и разнообразие изображений весьма ограниченно. Поэтому лучше не экономить, а матировать зеркало традиционными способами, которые заставят потратиться один раз, но зато матированное зеркало будет радовать Вас долгие годы.
Художественное матирование зеркал краской – это еще один способ имитации настоящего матированного стекла. Краской на зеркало можно нанести как матовый рисунок, так и разноцветный (Приложение 4 рис.2) От количества слоев краски зависит степень прозрачности рисунка и насыщенности цвета. Матирование зеркал краской намного проще всех вышеперечисленных способов и позволяет нанести абсолютно любой рисунок. Причем можно не бояться ошибок, поскольку их можно легко исправить с помощью растворителя. Зато и недостатков у способа тоже намного больше.
Основной недостаток – это недолговечность рисунка, который со временем стирается, невозможность декорирования амальгамы. Еще одним, но немаловажным недостатком матирования зеркал краской является то, что получаемый рисунок лишен той нежности и изысканности. Кроме того, расходные материалы довольно-таки дорогие, что соответственно сказывается на стоимости готового изделия.
Следовательно, нанесённый данным способом рисунок аккуратен, лёгок, но не долговечен.
Исходя из данной главы, мы сделали вывод, что химическое травление более удобный в применении способ матирования, так как его можно
выполнить в условиях мастерской. На него не воздействуют, различные моющие средства это значит, что оно долговечно и удобно в использовании.
Композиция в ДПИ
Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.
Все композиционные приемы зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.
В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами наоборот стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.
В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины.
Таким образом, для того, чтобы более подробно разобрать сущность композиции, рассмотрим более подробно виды композиции. Более подробно рассмотрим растительную композицию, которую мы использовали при изготовлении декора зеркала.
Виды композиции в ДПИ
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Основное требование, которое должно учитываться при создании фронтальной композиции — это ее плоскостность, ощущение плоскости как целого независимо от того, абсолютная это плоскость (картина) или это барельеф, горельеф, и независимо от того, какой формы эта плоскость (квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). (Приложение 5, рис. 10). Для того чтобы это требование выполнять, необходимо учитывать характер тоновых и цветовых контрастов частей и элементов, а также линий и фактур, образующих плоскость или разрушающих ее, делящих на какие-то части. Характер контрастов фронтальной композиции будет различным в разных видах и жанрах искусства.
Необходимо учитывать степень как реальной, так и иллюзорной глубины, которая передается во фронтальной композиции в соответствии с ее замыслом. Именно характер контрастов частей и элементов фронтальной композиции создает целостность ее как плоскости. Так, например, в однотоновой фронтальной композиции (чистой плоскости — светлой или темной) главную роль показа частей, элементов композиции и многообразие характеров этих частей и композиции в целом играют линии, их характер (направление, толщина, длина), которые и выделяют все элементы композиции. Тональные и цветовые контрасты могут создавать и «уплощение» фронтальной композиции и большее или меньшее движение взгляда в глубину.
Закономерностями фронтальной композиции являются, во-первых, общие закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного искусства, и, во-вторых, специфические закономерности, присущие фронтальной композиции любого вида и жанра изобразительного искусства в отдельности (в станковой картине, графических листах, в оформлении книги, в плакате, портрете, пейзаже, натюрморте, в панно, витраже, барельефе и др.).
Растительная композиция анализируя особенности композиции в ДПИ, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.
Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов (Приложение 5, рис. 11, 12).
Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.
Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.
Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), находиться в соответствующей пропорции.
При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого, чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.
Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.
Контрастными могут быть и форма отдельных частей растений (листьев или соцветий), фактура листьев или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания с округлыми листьями и с узкими линейными листьями. Другой пример — огромные листья и ажурные листочки, крупные рассеченные листья и изящная листва.
Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то, какие бы изысканные цветы при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия и стройные вертикали, шаровидные соцветия и свечеобразные.
Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые, гладкие и блестящие, пушистые соцветия и жесткие. Таких примеров можно набрать довольно много. Однако использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.
Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растений по отношению к другим.
Лучше, если большая часть видов, которые составляют растительную композицию, будет со сходными признаками.
Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами, и называется нюансной, декоративные признаки будут умножены в несколько раз, и поэтому станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.
Если вам не нравится однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных с различной формой листьев, соцветий, плодов
Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.
Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и закончены.
При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью
Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.
В отличие от законов композиционные приемы относятся к неустойчивым категориям, играют важную роль в разработке конструктивных идей тектонической структуры и усилении пластической и эмоциональной выразительности композиции произведения.
Приемы композиции развивались и обогащались в практической деятельности многих поколений народных мастеров, цеховых ремесленников и профессиональных художников, у разных народов и в разные эпохи. Они соответствовали задачам декоративно-прикладного искусства определенного времени. Одни приемы композиции, недолго просуществовав, теряли свое значение вместе с идейными концепциями, которые генерировали, другим суждено длительное функционирование в течение многих тысячелетий благодаря гибким вариативным свойствам.
Таким образом, существует несколько видов композиции. Наше изделие относится к фронтально - плоскостной композиции.
(Приложение 5, рис. 10)., На основе изученного материала нам предстоит создать эскиз уравновешенный, но с гибким, динамичным движением чередующихся стеблей и соцветий причудливых растений. Закомпановать букет растительных элементов выразительных, может немного фантастических растений, в прямоугольную форму зеркала, чтобы дополнить и украсить интерьер нашего заказчика.