С полотна работы одного из великих портретистов конца XIX — начала ХХ века Валентина Серова смотрит на нас уже совсем седой человек — Николай Семёнович Лесков. Время — 1894 год. Всё написано, всё сказано, но таинственно-насмешлив, а быть может, сострадателен его взгляд — живой, тёмный на светлом лице.
Род Лесковых идёт из самых глубин Орловского полесья: в селе Лески́ на речке Гостомля́ священником был прадед писателя. Глубоко религиозен был отец, «дворянин по выслуге», надворный советник. Мать — из семьи московской, купеческой, церковной и глубоко верующей. Детство Николая прошло в Орле, в малых сёлах и на хуторе Орловщины. Там ребёнком видел он страшный голод крестьян, впечатления которого уже не изгладятся из памяти (чудесный рассказ «Несмертельный Голован» и др.).
Не получив последовательного образования, Лесков отличался начитанностью, изумлявшей других литераторов. В 1847 году поступил в Орле в палату уголовного суда — материал для будущего писательства получал он там в изобилии. В 1849 году перевёлся в Киев. Там ждала совершенно другая жизнь — просвещённое общество, Киевский университет, где Лесков вольнослушателем посещал курсы по государственному праву, криминалистике, анатомии, агрономии. Главное — Киев, «мать городов русских», изобиловал древними памятниками архитектуры и культуры Руси.
Лесков стал говорить по-украински и по-польски, познакомился с великим поэтом Украины Тарасом Шевченко. Очень важны были и те впечатления, которые Лесков получил, сопровождая партию крестьян-переселенцев из родной ему Орловщины в Саратовскую губернию. Картины «навечной разлуки» близких, распродажи крестьянских хозяйств, тяжести путешествия на барке — всё это и ещё многое вошло в очерки-отчёты, которые он писал своему нанимателю, родственнику матери, обрусевшему англичанину Шкотту. Очерки привлекли внимание литераторов.
|
С 1860 года Лесков печатается в столичных журналах, в 1861 году полностью посвящает себя литературной работе и переезжает в Петербург. Писатель сближается с литераторами «Отечественных записок» и противопоставляет себя «Современнику» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
В самом начале деятельность его была омрачена досадным случаем, сыгравшим роковую роль в литературной судьбе. Речь идет о пожарах в Торговых рядах Петербурга. Вероятнее всего, это была провокация полиции против студентов, которые и обвинялись в происшедшем. Н.С. Лесков выступил со статьёй в «Северной пчеле». В ней он требовал от полиции либо найти и наказать виновных, либо опровергнуть слухи, взбудоражившие общество. Статья была воспринята как «донос» полиции на студенчество, вызвала резкую отповедь публициста Д.И. Писарева, возмущение молодёжи. С тех пор «пятно» на репутации писателя мешало критикам по достоинству оценивать его произведения. Так накалена была общественная атмосфера, так резко и непримиримо боролись «все против всех», так рьяно наступали на государство и самодержавие нигилисты, что за Лесковым навсегда закрепилось прозвище «антинигилист».
За границей Лесков пишет действительно «антинигилистический» роман «Некуда » (1864). Первый роман писателя посвящён молодёжи 1860-х годов, её поискам и заблуждениям. Название романа — «Некуда» — обозначает обречённость революционного пути. «Надо испытать все мирные средства, а не подводить народ под страдания»; «Никакими форсированными маршами идти некуда…» — пояснял писатель смысл своего романа. Это была обдуманная и справедливая позиция, но роман вызвал такую реакцию революционно настроенных общественных кругов, что, по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, имел в литературной судьбе Лескова «роковое и почти трагическое значение».
|
Однако Николай Семёнович Лесков занял своё место в русской классической литературе — особое, до сих пор прочное, значительное. В середине 1860-х годов Лесков создаёт особый жанр — «русскую новеллу», в которой быт уездной, глухой Руси изображается ярко и сильно. Замысел состоял в том, чтобы создать двенадцать очерков «типических женских характеров». Появляются «Житие одной бабы » (1863), через годы переработанное и названное «Амур в лапоточках », знаменитая «Леди Макбет Мценского уезда » (1865), «Воительница » (1866).
«Леди Макбет Мценского уезда» высоко оценил Ф.М. Достоевский и напечатал в журнале «Эпоха». По очерку «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрий Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» (впервые представлена в 1934 году в Ленинграде). Название дано опере по имени главной героини. Знаменитый художник Борис Кустодиев создал к тексту иллюстрации. «Иной раз в наших местах, — начинает новеллу Лесков, — задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то лёгкого слова, стали звать её “Леди Макбет Мценского уезда”». Ряд страшных преступлений, порождённых жаждой власти и страстью, приводит лесковскую Катерину к волжским волнам.
|
Н. С. Лесков написал ещё несколько романов, в числе которых — «Обойдённые » (1865), в котором содержится резкая полемика с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского; «На ножах » (1870—1871), который также сатирически изображал революционно настроенных шестидесятников. Критика осудила роман безоговорочно, и Лесков был отвергнут прогрессивной общественностью и печатью.
Лучшие произведения принадлежат перу зрелого Лескова. В них он и разрабатывает литературную форму сказа, в них создаёт героический, былинный, вызывающий у русского человека гордость и изумление образ народного богатыря — бунтаря-праведника: внутренне свободного, но терпеливо превозмогающего любые испытания судьбы, щедро одарённого внутренней силой.
Начал писатель свой подлинный путь с романа «Соборяне » (1872). Форма сказа кристаллизуется в повестях «О чарованный странник » (1873), «Запечатленный ангел » (1873). «Запечатленный ангел» — поразительный по языку и силе сказ, в котором народный живописец из артели каменщиков-староверов повествует о русской иконописи, творениях Андрея Рублёва и Симона Ушакова, о мастерах Палеха и Мстёры, о фресках Софии Новгородской и Киевской, о древних иконописных школах. Всякому, кто интересуется историей древнего и народного русского искусства, нужно прочитать этот шедевр Лескова, по праву называемый жемчужиной русской литературы.
Самые значительные и яркие произведения Н.С. Лескова 1880-х годов — рассказ «Несмертельный Голован » (1880), «Сказ о косом Левше и о стальной блохе » (1881), «Тупейный художник » (1883). Лучшие художники Серебряного века и первой половины ХХ века иллюстрировали эти произведения: М. В. Добужинский («Тупейный художник»), Д. И. Митрохин («Заячий ремиз»), Б. М. Кустодиев («Леди Макбет Мценского уезда», «Штопальщик»).
Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018