Анатомия человека
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
студентам бакалавриата биологического факультета
для подготовки к занятиям по дисциплинам
«Анатомия человека» и
«Современные проблемы анатомии»
Самара
Издательство «Самарский университет»
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
Методические Указания содержат планы лабораторных занятий по основным разделам курса Анатомии человека (остеологии, миологии, спланхнологии, неврологии, эстезиологии). В план каждого занятия включены тема, цель, основные указания к проведению лабораторных работ, вопросы для теоретической подготовки и краткий словарь анатомических терминов. В пособии представлены цель и задачи анатомии человека, а также перечислены основные знания, умения и компетенции, которыми студент должен овладеть в процессе изучения данной дисциплины. Указания содержат перечень вопросов для подготовки к экзамену и список рекомендуемой учебной литературы.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по системе бакалавриата на биологическом факультете Самарского государственного университета.
Составитель – д-р биол. наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Самарского государственного университета О.А. Ведясова
© Ведясова О.А.,
составление, 2013
введение
_______________________________________________________
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (греч. anatоmе – рассечение, anatemno – рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов с учетом их функций и развития.
Анатомия человека является базовой образовательной дисциплиной, включаемой в план подготовки бакалавров по направлению «Биология» на начальных этапах обучения и формирующей у студентов систему знаний, необходимых для успешного освоения других биологических наук морфологического и функционального характера. Знания, навыки, умения и способности, сформированные в курсе анатомии человека будут использованы в процессе изучения таких дисциплин как цитология, гистология, биохимия, физиология человека и животных, современная валеология, биологические основы здорового образа жизни и др. Анатомические знания существенно значимы при изучении дисциплин, преподаваемых студентам в рамках специализации по физиологии человека и животных, биохимии, выполнении курсовых и квалификационных работ.
|
Основная цель изучения дисциплины «Анатомия человека» состоит в формировании у студентов совокупности знаний о принципах устройства человеческого тела в целом, а также о внешнем и внутреннем строении отдельных органов и структурно-функциональных систем организма человека. При изучении строения органов и систем человеческого тела студент обязательно должен учитывать как общебиологические закономерности их структурной организации, присущие всем позвоночным животным, так и специфические социально опосредованные комплексы морфофункциональных признаков организма человека, а также его индивидуальные, возрастные и половые особенности.
В круг задач дисциплины входят: раскрытие фундаментальных принципов взаимодействия и строения всех уровней биологической организации, представленных в организме человека; изучение основных закономерностей анатомического устройства тела человека; формирование у студентов знаний связи строения тела со средой и понимания формообразующей роли физиологических функций.
|
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать:
- специфические социально опосредованные комплексы морфо-функциональных признаков организма человека;
- принципы структурной организации тела человека;
-традиционные и современные методы анатомического исследования, включая методы анатомии живого человека;
- топографию, форму, внешнее и внутреннее (макро- и микроскопическое) строение органов и их систематизацию;
- базовый объем латинской анатомической терминологии, используемой для описания названий, строения и топографии органов, систем и частей тела;
Уметь
- применять полученные знания на практике в процессе анатомического исследования (при описании и зарисовке анатомических объектов с использованием таблиц, схем, муляжей, моделей, планшетов, коррозионных и влажных анатомических препаратов и т.д.);
быть способным:
- использовать полученные анатомические знания при решении социальных и профессиональных задач;
владеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями по специальности «биология»:
- соблюдение этических и правовых норм в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), наличие четкой ценностной ориентации на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
- приобретение новых знаний и формирование суждений по научным, социальным и другим проблемам с использованием современных образовательных и информационных технологий;
|
- выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- проявление экологической грамотности и использование базовых знаний в области биологии в жизненных ситуациях; понимание социальной значимости и умение прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения;
- использование основных технических средств в профессиональной деятельности: работа на компьютере и в компьютерных сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных программ, создание базы данных на основе ресурсов Интернет;
- умение работать самостоятельно и в команде, забота о качестве выполняемой работы;
- демонстрация знаний принципов строения, функционирования и гомеостатической регуляции организма человека; применение основных методов анализа и оценки состояния живых систем;
- демонстрация знаний принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;
- владение культурой научного мышления, умением обобщить, проанализировать и синтезировать факты и теоретические положения анатомии;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и готовности нести ответственность за ее качественное выполнение.
Раздел 1.
УЧЕНИЕ О КОСТЯХ (OSTEOLOGIA) И СОЕДИНЕНИЯХ КОСТЕЙ (ARTROLOGIA, SYNDESMOLOGIA)
__________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Общая остеология. Скелет туловища
Цель занятия. Ознакомиться с принципиальными особенностями устройства скелета человека в целом. Изучить общие принципы устройства костей и их виды. Изучить строение позвоночного столба.
Вопросы для теоретической подготовки к занятию
1. Характеристика скелета человека в целом. Понятия осевого и добавочного скелета.
2. Кость как орган костной системы (на примере трубчатой кости).
3. Микроструктура костей.
4. Строение и значение надкостницы.
5. Классификация костей.
6. Общая характеристика позвоночного столба (позвоночника). Понятие об истинных и ложных позвонках.
7. Строение истинных позвонков шейного, грудного и поясничного отделов позвоночного столба.
8. Строение крестца и копчика
Лабораторные задания
1. Изучить микроструктуру костей по костным распилам, шлифам и таблицам.
2. Зарисовать в альбоме: строение трубчатой кости; строение остеона; строение диплоэ.
3. Изучить строение позвонков с использованием моделей и коррозионных препаратов.
4. Зарисовать в альбоме: грудной или поясничный позвонок (как пример типичного позвонка), первый (атлант) и второй (эпистрофей) шейные позвонки.
На рисунках указать русские и латинские названия костей, обозначить их основные элементы.
Анатомический словарь
Костная система – skeleton, skeletas
Кость – os (множ. ossa)
Кости туловища - ossa trunci
Позвоночный столб – columna vertebralis
Позвонок – vertebra (множ. vertebrae)
Шейный позвонок – vertebra cervicalis
Грудной позвонок – vertebra thoracalis
Поясничный позвонок – vertebra lumbalis
Крестец – os sacrum
Копчик – os coccyges
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Скелет туловища и конечностей
Цель занятия. Изучить строение костей грудной клетки и конечностей.
Вопросы для теоретической подготовки к занятию
1. Грудная клетка (общая характеристика)
2. Строение ребер и их виды.
3. Строение грудины.
4. Кости пояса верхней конечности
5. Кости свободной верхней конечности.
6. Кости пояса нижней конечности.
7. Кости свободной нижней конечности.
Лабораторные задания
1. Изучить строение грудной клетки, ребер и грудины с использованием моделей и коррозионных препаратов.
2. Зарисовать в альбоме: строение истинного ребра и грудины.
3. Изучить строение и взаиморасположение костей конечностей с использованием моделей и коррозионных препаратов.
4. Зарисовать в альбоме: плечевую кость, лопатку, бедренную кость, тазовую кость.
На рисунках указать русские и латинские названия костей, обозначить их основные элементы.
Анатомический словарь
Грудная клетка – compages thoracis
Грудина – sternum
Ребро – costa (множ. – costae)
Кости верхней конечности - ossa extremitatis superioris
Ключица – clavicula
Лопатка – scapula
Плечевая кость – humerus
Локтевая кость – ulna
Лучевая кость – radius
Кости кисти руки – ossa manus
Запястье – carpus
Пясть – metacarpus
Кости (фаланги) пальцев руки – phalanges digitorum manus
Кости нижней конечности - ossa extremitatis inferioris
Тазовая кость – os coxae
Таз – pelvis (мужской – pelvis virilis, женский – pelvis muliebris)
Подвздошная кость – os ilium
Седалищная кость – os ischii
Лонная кость – os pubis
Бедренная кость – femur
Надколенник – рatella
Большеберцовая кость – tibia
Малоберцовая кость – fibula
Кости стопы – ossa pedis
Предплюсна – tarsus
Плюсна – metаtаrsus
Пяточная кость – os calcaneus
Таранная кость – talus
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Общая синдесмология и артрология
Цель занятия. Изучить основные принципы и типы соединений костей
Вопросы для теоретической подготовки к занятию
1. Характеристика синдесмозов.
2. Характеристика синхондрозов.
3. Характеристика синостозов.
4. Строение сустава.
5. Вспомогательный аппарат сустава.
6. Классификация суставов.
Лабораторные задания
1. Изучить строение простых, сложных, комбинированных и комплексных суставов.
2. Изучить направления движений в одно-, двух- и трехосных суставах.
3. Зарисовать в альбоме строение сустава, обозначить основные его части.
Анатомический словарь
Неподвижные (непрерывные) соединения костей – synarthrosеs
Соединения при помощи фиброзной соединительной ткани– syndesmosеs
Связка – ligamenta
Межкостная мембрана – membrane interossea
Шов – sutura
Родничок – fonticulus
Вколачивание (зубо-альвеолярное соединение) – gomphosis
Соединения костей при помощи хрящевой ткани– synchondrosеs
Межпозвоночный диск – discus intervertebralis
Полуподвижное (полупрерывное) соединение костей – hemiarthrosis, или сращение – symphysis
Лонный симфиз (или лонное сращение) – symphysis pubica
Межпозвонковые симфизы – symphyses intervertebrales
Соединения при помощи костной ткани– sinostosеs