Неподвижные (непрерывные) соединения костей – synarthrosеs




Анатомия человека

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

студентам бакалавриата биологического факультета

для подготовки к занятиям по дисциплинам

«Анатомия человека» и

«Современные проблемы анатомии»

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

 

 

Методические Указания содержат планы лабораторных занятий по основным разделам курса Анатомии человека (остеологии, миологии, спланхнологии, неврологии, эстезиологии). В план каждого занятия включены тема, цель, основные указания к проведению лабораторных работ, вопросы для теоретической подготовки и краткий словарь анатомических терминов. В пособии представлены цель и задачи анатомии человека, а также перечислены основные знания, умения и компетенции, которыми студент должен овладеть в процессе изучения данной дисциплины. Указания содержат перечень вопросов для подготовки к экзамену и список рекомендуемой учебной литературы.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по системе бакалавриата на биологическом факультете Самарского государственного университета.

Составитель – д-р биол. наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Самарского государственного университета О.А. Ведясова

 

© Ведясова О.А.,

составление, 2013

введение

_______________________________________________________

 

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (греч. anatоmе – рассечение, anatemno – рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов с учетом их функций и развития.

Анатомия человека является базовой образовательной дисциплиной, включаемой в план подготовки бакалавров по направлению «Биология» на начальных этапах обучения и формирующей у студентов систему знаний, необходимых для успешного освоения других биологических наук морфологического и функционального характера. Знания, навыки, умения и способности, сформированные в курсе анатомии человека будут использованы в процессе изучения таких дисциплин как цитология, гистология, биохимия, физиология человека и животных, современная валеология, биологические основы здорового образа жизни и др. Анатомические знания существенно значимы при изучении дисциплин, преподаваемых студентам в рамках специализации по физиологии человека и животных, биохимии, выполнении курсовых и квалификационных работ.

Основная цель изучения дисциплины «Анатомия человека» состоит в формировании у студентов совокупности знаний о принципах устройства человеческого тела в целом, а также о внешнем и внутреннем строении отдельных органов и структурно-функциональных систем организма человека. При изучении строения органов и систем человеческого тела студент обязательно должен учитывать как общебиологические закономерности их структурной организации, присущие всем позвоночным животным, так и специфические социально опосредованные комплексы морфофункциональных признаков организма человека, а также его индивидуальные, возрастные и половые особенности.

В круг задач дисциплины входят: раскрытие фундаментальных принципов взаимодействия и строения всех уровней биологической организации, представленных в организме человека; изучение основных закономерностей анатомического устройства тела человека; формирование у студентов знаний связи строения тела со средой и понимания формообразующей роли физиологических функций.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

знать:

- специфические социально опосредованные комплексы морфо-функциональных признаков организма человека;

- принципы структурной организации тела человека;

-традиционные и современные методы анатомического исследования, включая методы анатомии живого человека;

- топографию, форму, внешнее и внутреннее (макро- и микроскопическое) строение органов и их систематизацию;

- базовый объем латинской анатомической терминологии, используемой для описания названий, строения и топографии органов, систем и частей тела;

Уметь

- применять полученные знания на практике в процессе анатомического исследования (при описании и зарисовке анатомических объектов с использованием таблиц, схем, муляжей, моделей, планшетов, коррозионных и влажных анатомических препаратов и т.д.);

быть способным:

- использовать полученные анатомические знания при решении социальных и профессиональных задач;

владеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями по специальности «биология»:

- соблюдение этических и правовых норм в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), наличие четкой ценностной ориентации на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

- приобретение новых знаний и формирование суждений по научным, социальным и другим проблемам с использованием современных образовательных и информационных технологий;

- выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

- проявление экологической грамотности и использование базовых знаний в области биологии в жизненных ситуациях; понимание социальной значимости и умение прогнозирования последствий своей профессиональной деятельности, готовность нести ответственность за свои решения;

- использование основных технических средств в профессиональной деятельности: работа на компьютере и в компьютерных сетях, использование универсальных пакетов прикладных компьютерных программ, создание базы данных на основе ресурсов Интернет;

- умение работать самостоятельно и в команде, забота о качестве выполняемой работы;

- демонстрация знаний принципов строения, функционирования и гомеостатической регуляции организма человека; применение основных методов анализа и оценки состояния живых систем;

- демонстрация знаний принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;

- владение культурой научного мышления, умением обобщить, проанализировать и синтезировать факты и теоретические положения анатомии;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и готовности нести ответственность за ее качественное выполнение.

 

 

Раздел 1.

 

УЧЕНИЕ О КОСТЯХ (OSTEOLOGIA) И СОЕДИНЕНИЯХ КОСТЕЙ (ARTROLOGIA, SYNDESMOLOGIA)

__________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Общая остеология. Скелет туловища

Цель занятия. Ознакомиться с принципиальными особенностями устройства скелета человека в целом. Изучить общие принципы устройства костей и их виды. Изучить строение позвоночного столба.

Вопросы для теоретической подготовки к занятию

1. Характеристика скелета человека в целом. Понятия осевого и добавочного скелета.

2. Кость как орган костной системы (на примере трубчатой кости).

3. Микроструктура костей.

4. Строение и значение надкостницы.

5. Классификация костей.

6. Общая характеристика позвоночного столба (позвоночника). Понятие об истинных и ложных позвонках.

7. Строение истинных позвонков шейного, грудного и поясничного отделов позвоночного столба.

8. Строение крестца и копчика

 

Лабораторные задания

1. Изучить микроструктуру костей по костным распилам, шлифам и таблицам.

2. Зарисовать в альбоме: строение трубчатой кости; строение остеона; строение диплоэ.

3. Изучить строение позвонков с использованием моделей и коррозионных препаратов.

4. Зарисовать в альбоме: грудной или поясничный позвонок (как пример типичного позвонка), первый (атлант) и второй (эпистрофей) шейные позвонки.

На рисунках указать русские и латинские названия костей, обозначить их основные элементы.

Анатомический словарь

Костная система – skeleton, skeletas

Кость – os (множ. ossa)

Кости туловища - ossa trunci

Позвоночный столб – columna vertebralis

Позвонок – vertebra (множ. vertebrae)

Шейный позвонок – vertebra cervicalis

Грудной позвонок – vertebra thoracalis

Поясничный позвонок – vertebra lumbalis

Крестец – os sacrum

Копчик – os coccyges

 

ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Скелет туловища и конечностей

Цель занятия. Изучить строение костей грудной клетки и конечностей.

Вопросы для теоретической подготовки к занятию

1. Грудная клетка (общая характеристика)

2. Строение ребер и их виды.

3. Строение грудины.

4. Кости пояса верхней конечности

5. Кости свободной верхней конечности.

6. Кости пояса нижней конечности.

7. Кости свободной нижней конечности.

 

Лабораторные задания

1. Изучить строение грудной клетки, ребер и грудины с использованием моделей и коррозионных препаратов.

2. Зарисовать в альбоме: строение истинного ребра и грудины.

3. Изучить строение и взаиморасположение костей конечностей с использованием моделей и коррозионных препаратов.

4. Зарисовать в альбоме: плечевую кость, лопатку, бедренную кость, тазовую кость.

На рисунках указать русские и латинские названия костей, обозначить их основные элементы.

Анатомический словарь

 

Грудная клетка – compages thoracis

Грудина – sternum

Ребро – costa (множ. – costae)

Кости верхней конечности - ossa extremitatis superioris

Ключица – clavicula

Лопатка – scapula

Плечевая кость – humerus

Локтевая кость – ulna

Лучевая кость – radius

Кости кисти руки – ossa manus

Запястье – carpus

Пясть – metacarpus

Кости (фаланги) пальцев руки phalanges digitorum manus

Кости нижней конечности - ossa extremitatis inferioris

Тазовая кость – os coxae

Таз – pelvis (мужской – pelvis virilis, женский – pelvis muliebris)

Подвздошная кость – os ilium

Седалищная кость – os ischii

Лонная кость – os pubis

Бедренная кость – femur

Надколенник – рatella

Большеберцовая кость – tibia

Малоберцовая кость – fibula

Кости стопы – ossa pedis

Предплюсна – tarsus

Плюсна – metаtаrsus

Пяточная кость – os calcaneus

Таранная кость – talus

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Общая синдесмология и артрология

Цель занятия. Изучить основные принципы и типы соединений костей

 

Вопросы для теоретической подготовки к занятию

1. Характеристика синдесмозов.

2. Характеристика синхондрозов.

3. Характеристика синостозов.

4. Строение сустава.

5. Вспомогательный аппарат сустава.

6. Классификация суставов.

Лабораторные задания

1. Изучить строение простых, сложных, комбинированных и комплексных суставов.

2. Изучить направления движений в одно-, двух- и трехосных суставах.

3. Зарисовать в альбоме строение сустава, обозначить основные его части.

 

Анатомический словарь

Неподвижные (непрерывные) соединения костей – synarthrosеs

Соединения при помощи фиброзной соединительной ткани– syndesmosеs

Связка – ligamenta

Межкостная мембрана – membrane interossea

Шов – sutura

Родничок – fonticulus

Вколачивание (зубо-альвеолярное соединение) – gomphosis

Соединения костей при помощи хрящевой ткани– synchondrosеs

Межпозвоночный диск – discus intervertebralis

Полуподвижное (полупрерывное) соединение костей – hemiarthrosis, или сращение – symphysis

Лонный симфиз (или лонное сращение) – symphysis pubica

Межпозвонковые симфизы – symphyses intervertebrales

Соединения при помощи костной ткани– sinostosеs



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: