Предмет и задачи психологии как науки




1. Предмет психологии. Место психологии в системе наук.

2. Структура психики человека.

3. Задача психологии.

Задание для самостоятельной работы:

а) отработать данную лекцию по учебному пособию

б) подготовить сообщения:

· «История развития психологии как науки», «Что я знаю о себе в области психологии?»

Психология (псюхе - душа, логос- наука)- наука о душе, о психике человека.

Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей. Впервые упоминание о психологии относится к 5в. до н. э. Аристотель в «Трактате о душе» впервые даёт характеристику, что собой представляет душа. Это воззрение существовало до 17 в.

Этапы развития психологии:

1) Душа. 5в.до н.э.- 17в. н.э.

Примитивные психологические знания господствующем понятии души (Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт).

2) Сознание. 17в. – 19в.

Понятие сознание включает способность человека мыслить, чувствовать, решать (Гольф, Гербах).

3) Поведение. сер. 19- нач.20в.

Основные интересы психологии сосредоточены на поведении человека: его поступках, реакциях, на сигналах различной природы(Бехтерев, Дарвин).

4) Акме – практическое применение психологии 20- нач.21в.

Характеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека(Сеченов, Павлов, Бехтерев, Лурия, Рубинштейн, Анохин).

 

Место психологии в системе наук

Академик Кедров, изучая место каждой науки в общей системе, нарисовал

В современной психологии выделяется отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая изучает и исследует соотношение человек- техника, особенно психологию работы оператора.

Методологической основой психологии является философия:

1) Психика человека находится в постоянном развитии.

2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики:

· - закон перехода количественных изменений в качественные;

· -закон отрицания отрицание

· -закон единства и борьбы противоположностей

Естественной научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов).

Учение о рефлексах (безусловный, условный)

Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека.

Учение о нервных системах:

1) ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека.

2) Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека.

3) Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).

Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности.

 

 

1)психически-познавательные: -темперамент; Психическое состояние - опреде-

-ощущения, восприятие; -характер; ленный уровень работоспособ-

-внимание, память; -способность; ности психики в данный момент:

-представление, речь; -направленность. -оптимальное состояние;

-воображение, мышление; -депрессивное;

2)эмоционально-волевые: -стрессовое.

-эмоции, чувства, воля.

Задачи психологии:

 

1)Изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека.

2)Изучение странных элементов психологии трудов, коллектива (взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции).

3)Развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: