1. Предмет психологии. Место психологии в системе наук.
2. Структура психики человека.
3. Задача психологии.
Задание для самостоятельной работы:
а) отработать данную лекцию по учебному пособию
б) подготовить сообщения:
· «История развития психологии как науки», «Что я знаю о себе в области психологии?»
Психология (псюхе - душа, логос- наука)- наука о душе, о психике человека.
Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей. Впервые упоминание о психологии относится к 5в. до н. э. Аристотель в «Трактате о душе» впервые даёт характеристику, что собой представляет душа. Это воззрение существовало до 17 в.
Этапы развития психологии:
1) Душа. 5в.до н.э.- 17в. н.э.
Примитивные психологические знания господствующем понятии души (Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт).
2) Сознание. 17в. – 19в.
Понятие сознание включает способность человека мыслить, чувствовать, решать (Гольф, Гербах).
3) Поведение. сер. 19- нач.20в.
Основные интересы психологии сосредоточены на поведении человека: его поступках, реакциях, на сигналах различной природы(Бехтерев, Дарвин).
4) Акме – практическое применение психологии 20- нач.21в.
Характеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека(Сеченов, Павлов, Бехтерев, Лурия, Рубинштейн, Анохин).
Место психологии в системе наук
Академик Кедров, изучая место каждой науки в общей системе, нарисовал
В современной психологии выделяется отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая изучает и исследует соотношение человек- техника, особенно психологию работы оператора.
Методологической основой психологии является философия:
|
1) Психика человека находится в постоянном развитии.
2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики:
· - закон перехода количественных изменений в качественные;
· -закон отрицания отрицание
· -закон единства и борьбы противоположностей
Естественной научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов).
Учение о рефлексах (безусловный, условный)
Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека.
Учение о нервных системах:
1) ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека.
2) Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека.
3) Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).
Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности.
1)психически-познавательные: -темперамент; Психическое состояние - опреде-
-ощущения, восприятие; -характер; ленный уровень работоспособ-
-внимание, память; -способность; ности психики в данный момент:
-представление, речь; -направленность. -оптимальное состояние;
-воображение, мышление; -депрессивное;
2)эмоционально-волевые: -стрессовое.
-эмоции, чувства, воля.
Задачи психологии:
1)Изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека.
2)Изучение странных элементов психологии трудов, коллектива (взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции).
3)Развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности специалистов.