Результаты российских учащихся в международных программах по оценке образовательных достижений PIRLS, TIMSS и PISA




Таблица 2. Образовательный уровень населения по странам, 2000 год

  Среднее число накопленных лет образования ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2004 году, тыс. долл. США
население 15 лет и старше население 25 лет и старше
Развитые страны
Франция 7,86 8,37 26,9
Германия 10,20 9,75 26,1
Япония 9,47 9,72 27,3
Великобритания 9,42 9,35 28,5
США 12,05 12,25 36,7
Переходные страны
Чехия 9,48 9,46 17,9
Венгрия 9,12 8,81 15,4
Польша 9,84 9,90 11,9
Страны BRIC
Бразилия 4,88 4,56 7,7
Китай 6,35 5,74 5,1
Индия 5,06 4,77 2,9
Россия 10,03 10,49 9,1

Источники: Barro R. J., Lee J. W. International Data on Education Attainment: Updates and Implications // Oxford Economic Papers. 2001. Vol. 53. No 3; World Development Indicators. Washington: World Bank, 2005.

ца 6. Расходы на образование в процентах ВВП по уровням образования, 2002 год, %

  Всего Расходы на образование в расчете на одного учащегося по отношению к ВВП на душу населения
начальное образование среднее образование третичное образование тип В третичное образование тип А и послевузовское образование третичное образование всего
Развитые страны
Франция 6,1 18,3 30,8 35,7 33,2 33,8
Германия 5,3 17,0 26,4 21,5 44,5 41,3
Япония 4,7 22,5 25,6 35,2 44,0 43,1
Великобритания 5,9 17,8 22,5 40,9
США 7,2 22,2 25,1 56,8
Переходные страны
Чехия 4,4 12,5 21,9 16,3 40,2 37,6
Венгрия 5,6 21,0 22,2 60,5 57,0 57,1
Польша 6,1 23,1 43,2
Страны BRIC
Бразилия** 4,0 10,9 12,3 134,7
Китай  
Индия** 4,8 14,6 26,3 91,7
Россия 3,7 9,3* 16,9* 12,6* 34,9* 26,5*

* 2000 год.
** 2001 год.
Источники: Education at Glance. Paris: OECD, 2005.

Неожиданно, но по соотношению учащихся и преподавателей Россия, напротив, демонстрирует исключительно высокие результаты. В начальных школах этот показатель составляет для нее 17 учащихся на одного учителя и примерно соответствует значениям, которые характерны для большей части развитых и переходных стран (табл. 7). В средних школах России это соотношение оказывается вообще самым низким в мире — 8,5 учащихся на одного учителя. Наконец, в ВУЗах оно составляет 15, что по международным меркам также является весьма неплохим достижением и ставит Россию впереди большинства развитых и переходных стран (рис. 13 — 15). Можно возразить, что высокие российские показатели для начального и среднего образования являются во многим искусственными и объясняются наличием огромного числа малокомплектных школ в сельской местности. Понятно, что в таких школах на одного преподавателя приходится очень небольшое число учащихся, но было бы странно рассматривать это как свидетельство высокого качества обучения. В значительной мере это действительно так: в сельских школах соотношение между численностью учащихся и численностью преподавателей почти вдвое меньше, чем в городских. Но даже если мы ограничимся только городскими общеобразовательными школами, то окажется, что в России соотношение между учащимися и преподавателями все равно является весьма благоприятным: примерно 15 учащихся на одного преподавателя, что лучше, чем в большинстве развитых стран.

 

Таблица 7. Соотношение учащихся и преподавателей по уровням образования, 2003 год.

  Начальное образование Среднее образование Третичное образование
третичное образование тип В третичное образование тип А и послевузовское образование всего
Развитые страны
Франция 19,4 12,2 13,2 18,6 17,6
Германия 18,7 15,1 14,9 12,2 12,5
Япония 19,9 14,5 8,4 12,4 11,0
Великобритания 20,0 14,8 x(9) x(9) 18,2
США 15,5 15,5 x(9) x(9) 15,2
Переходные страны
Чехия 18,3 13,4 16,9 17,3 17,3
Венгрия 10,6 11,8 x(9) x(9) 14,8
Польша 11,9 13,0 14,0 18,4 18,3
Страны BRIC
Бразилия* 22,4 17,5 x(9) x(9) 14,8
Китай 21,9 18,8 m m m
Индия* 40,2 32,5 22,0 22,2 22,2
Россия 17,0 8,5 14,6** 15,3** 15,0**

* 2002 год.
** 2001 год.
Источник: Education at Glance. Paris: OECD, 2005.

Результаты российских учащихся в международных программах по оценке образовательных достижений PIRLS, TIMSS и PISA

  PIRLS/TIMMS учащиеся 4-го класса* 2001 — 2003 TIMMS учащиеся 8-го класса PISA учащиеся 15 лет
        2003 (все) 2003 (10-й класс)
Грамотность чтения
средний балл Россия        
средний балл все страны        
рейтинг России 16 место из 35 28 место из 41 32 место из 40 32 место из 40
Математическая грамотность
средний балл Россия              
средний балл все страны              
рейтинг России 9 место из 25 15 место из 41 12 место из 38 14 место из 50 23 место из 41 29 место из 40 24 место из 40
Естественно-научная грамотность
средний балл Россия              
средний балл все страны              
рейтинг России 9 место из 25 14 место из 41 16 место из 38 21 место из 50 27 место из 41 24 место из 40 13 место из 40
Компетентность в решении проблем
средний балл Россия    
средний балл все страны    
рейтинг России 28 место из 40 20 место из 40

* Оценки грамотности чтения — PIRLS, 2001 год, оценки математической и естественнонаучной грамотности — TIMMS-2003 год.

31. Сходной была ситуация с оценкой качества математических и естественно-научных знаний. Согласно тестам TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study), в 2003 году среди учащихся начальных школ Россия имела средний результат по математической грамотности 532 балла, занимая 10 место среди 28 обследованных стран. Это заметно превышало средний международный уровень, составлявший 495 баллов. Однако ее отставание от лидеров — Сингапура и Гонконга — было очень значительным, достигая 40 — 60 баллов. По показателям естественно-научной грамотности с результатом 526 баллов Россия занимала 11 место среди 28 обследованных стран. Это было почти на 40 баллов выше международного среднего уровня, но на 25 — 30 баллов ниже, чем у лидеров — Сингапура и Тайваня. Как показывают рис. 16 — 18, по показателям чтения, математических и естественно-научных знаний в начальных школах Россия располагается существенно выше линии тренда. Это означает, что по качеству обучения в начальных школах она превосходит страны с сопоставимым уровнем душевого ВВП.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: