Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье




Введение

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. В этой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовое воспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.

Целью трудового воспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

И.Г. Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. По его мнению дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во время работы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.

Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

В 1918 году были приняты документы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовой школы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко.

Он считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Эту мысль А.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании в семье.

Интересным является опыт трудового воспитания в семье Никитиных. Где воспитание в их многодетной семье происходило практически: старшие отвечали за младших и на себе показывали пример, как надо трудиться перенимая опыт родителей. Родители были примером для своих детей, давали свободу в выборе труда детям: по интересам.

Объект исследования: Процесс трудового воспитания.

Предмет: Трудовое воспитание в семье.

Цель: Изучить педагогические условия успешного осуществления трудового воспитания в современной семье.

Задачи:

1. Определить цели и задачи трудового воспитания в семье.

2. Определить формы и методы осуществления трудового воспитания в современной семье.

3. Охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка в процессе трудового воспитания в семье.

4. Выявить интерес в труде, формирующийся у ребенка в современной семье.

 


Основная часть

§ 1. Задача и содержание трудовой деятельности в семье

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни".

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.

Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга.

Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Когда мы говорим о системе трудового воспитания в опыте и воззрениях А.С.Макаренко, то имеем в виду не какую-то изолированную систему идей, а выросшую из непосредственной практики педагога – новатора. Нельзя также представлять эту систему как нечто раз и навсегда сложившееся и неизменное на протяжении всех шестнадцати лет работы Макаренко в колонии имени М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.

На опыте работы в колонии он глубоко осознал вред отдельных попыток, имевших место в воспитательных учреждениях тех лет, подменить трудом все многообразное содержание педагогического процесса. А.С.Макаренко неуклонно стремился к научной организации труда.

Работая в колонии, он пришел к твердому убеждению, что «хозяйство должно рассматриваться нами прежде всего как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но не больше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Проще говоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные».

А.С.Макаренко сравнительно быстро установил, что участие колонистов в производительном труде, даже на примитивной ремесленной основе, дает в воспитательном отношении неизмеримо больший эффект, чем самообслуживание. «Ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабое интеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашу веру в самообслуживание».

А.С.Макаренко в своем опыте пришел к органическому включению самообслуживания в систему трудового воспитания. В опыте колонии имени М.Горького получили развитие такие важные компоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников в производительном труде, организация коллективного самообслуживания, направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.

«…Утверждение, что никакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве – одна из завирательных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина» - писал Макаренко. «…Труд без идущего рядом образования, воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Попробуем подробнее проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее.

Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни и в особенности в молодости.

Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Второе: трудится можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в большинстве случаев труд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду – особая задача воспитателя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка.

Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство, труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.

Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудового воспитания в семья.

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье

 

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.

Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Педагогическим условием совершенствующим трудовое воспитание в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребенка дома, которая будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Эта задача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например: можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно - мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

По Харламову И.Ф. трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Общественно полезный труд формирует нравственные черты. Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:

"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов".

Основные условия трудового воспитания - включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.

Конечно, в границах семьи трудно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называется квалификацией. Для образования хорошей специальной квалификации семья не приспособлена; квалификацию мальчик или девочка получат в какой-либо общественной организации: в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Семья ни в коем случае не должна гоняться за квалификацией в той или другой специальности.

Но родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет никакого отношения к получению квалификации.

Именно семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будующей квалификации человека. Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.

Точно так же родители не должны думать, что под трудом мы понимаем только физический труд, мускульную работу. С развитием машинного производства физический труд постепенно теряет свое былое значение в человеческой общественной жизни. Человек становится все больше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от него теперь все больше и больше требуются не физические, а умственные силы: распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, ухватка. В своей семье родители должны воспитывать не ломовую рабочую силу, а интеллектуально, творчески мыслящего рабочего человека.

Мы не должны думать, что под трудовым воспитанием в семье, понимается лишь физическое воспитание. Трудовое воспитание в семье сочетает в себе как физический труд, так и умственный. В том и другом важной стороной является прежде всего организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: