Два разных типа занавеса.




 

Конечно, с занавесом удобно: он даёт чёткое начало и конец спектакля, акта, он облегчает перестановку декораций. Также можно, пока идет перестановка, разыгрывать эпизоды пред занавесом, но для этого нужно, чтобы занавес шёл вдоль грядки не вплотную, а отступая от неё сантиметров на тридцать. Для этого придётся подвесить его на приделанных с задней стороны порталов кронштейнах или «выпятить» грядку (сделать её не прямой, а слегка загибающейся по краям)

 

 

Но не злоупотребляйте занавесом – частое мелькание занавеса будет утомлять и раздражать зрителя! Самый простой способ для «чистых перемен» декорации состоит в том, что все элементы оформления той или иной картины одновременно снимаются со своих мест и также одновременно поднимаются или выдвигаются из-за ширмы все части декорации, нужные для следующей картины. Хотя поочерёдно вырастающие элементы декорации тоже не плохой приём! Перестановку можно делать под музыку – тогда процесс перемены декорации из технического превращается в ритмически организованный зрелищный момент художественного порядка. Но для этого все «чистые перемены» специально отрабатывать, согласовывать с музыкой и репетировать!

Другой приём «чистых перемен» заключается в том, что каждый предмет, составляющий декоративное убранство картины, открепляется и уносится в сторону, за портал, в том порядке, в каком эти предметы стояли на ширме. Они как бы уплывают со сцены, в то время как с противоположной стороны выплывают те предметы, которые составляют оформление следующей картины. Музыка желательна и тут.

Этот же приём годиться и для создания движущейся панорамы.

Персонаж должен идти или ехать по дороге… Если он пройдет от одного портала к другому, путь его покажется очень коротким. Доведите вашего героя до середины грядки, остановите куклу и изобразите «ход на месте», а по второму плану (даже воображаемому) актёры один за другим пронесут навстречу кукле дерево, телеграфный столб, домик, куст, забор, снова столб – и у зрителей сложиться впечатление длинной дороги, пройдённой куклой.

Успех этого приёма решит плавность, одновременность, ритмичность движений. Если герой останавливается, то проносимые мимо предметы должны тотчас замереть на месте.

Есть и другие способы устройства движущейся панорамы, например такой: пейзаж мимо которого должна пройти кукла или проехать машина, можно написать на длинном полотнище, который перематываться с одной боковой стойки на другую.

 

Чрезвычайно важное качество – целостность, единство, то есть общий стиль спектакля.

Прежде всего ищите единства в решении кукол – не следует в одном спектакле применять куклы разных систем (кроме отдельных случаев, когда это оправдано сюжетом пьесы). Если вы хотите скрыть трости, то все куклы в данном спектакле должны быть со скрытыми тростями. Если же вы оставляете трости открытыми, то опять-таки у всех кукол.. Головы куклам в одном спектакле нужно делать одного размера. Если головы сделаны в виде шариков, весь «народец» этого спектакля должен иметь головы-шарики. Такого же единства надо придерживаться в решении кукольных париков: всем куклам делать волосы или из меха, или из шнурков, или из фетра…

То же правило относиться и к декорациям: если вы решили писать задники, то не делайте в одной картине писаную декорацию, а в другой – строенную. Нельзя, скажем, рядом с выпиленной плоской ёлкой ставить берёзу с объёмным стволом и с листиками, делайте все деревья плоскими или же «офактуренными», причём фактура должна быть одинаковой.

Также выберите один какой-нибудь способ перемен декораций! Но именно тот, который органично увязывается с общим декорационным решением спектакля.

Вам придется решить чисто техническую задачу – как укреплять декорации.

Тут есть множество способов.… Посмотрите серию рисунков, подсказывающих наиболее обычные системы креплений.

 

 

В кукольном спектакле художественный эффект часто зависит от чисто технических мелочей. Даже выбирая тот или иной способ креплений, думайте о том, как это отразиться на ходе спектакля.

Если вам нужно обеспечить быстрые «чистые перемены», избегайте такой системы крепления декораций, которая, может быть, и надёжна, но требует сравнительно долгого времени. Не соблазняйтесь простотой крепления, если не обеспечена устойчивость – неприятно видеть из зала перекосившуюся ширму и качающиеся декорации – спектакль сразу теряет свою прелесть.

«Чёрный кабинет» - сделайте задник из чёрного бархата, наденьте длинные, по локоть, чёрные перчатки, сшитые из чёрного бархата, и возьмите два шарика, окрашенные в белый цвет. Поднимите над ширмой шарики и подвигайте ими: шарики плавают в воздухе! Чтобы достичь абсолютного эффекта, свет частично направьте в сторону зрителей.

Обычно для данного приёма придумывают такие источники света, которые были бы оправданны как элемент декорации: например, горящие лампочки на фонарных столбах или окна домов ночного города. Если же в плоскости грядки повесить тюль и немного его подсветить спереди, а куклы высветить боковыми фонарями, то все технические приспособления (палка, обтянутая чёрным бархатом, на которой можно поднять в воздух и заставить летать жар-птицу, или висящий на чёрной верёвке диск луны) не будут видны зрителю вовсе.

Если же актёра одеть в чёрный бархатный костюм с капюшоном, закрыв бархатом лицо и оставив лишь прорези для глаз, а затем дать ему в руки куклу и выпустить его просто на чёрном фоне, то можно заставить кукол буквально парить в воздухе, мгновенно исчезать (за спиной актёра) и мгновенно появляться снова. Смена декораций при этом может быть самой неожиданной и забавной.

Кукольный спектакль на чёрном бархате – это благодарное поле деятельности для режиссёра. Фантазировать здесь можно без конца. Использование «чёрного кабинета» -значительно расширяет пластические возможности кукол.

Ведь если в обычном спектакле движение кукол ограничены необходимостью прятать за ширмой самого актёра-кукловода и всю механическую часть куклы, то в «чёрном кабинете» кукла может двигаться любым способом, находиться в любом положении, хоть вверх ногами, принимать любые позы, как угодно танцевать, вертеться и прыгать. При этом не нужна никакая механика: руки актёров в черных перчатках берут куклу и за талию, и в запястьях, сгибают её в поклоне, передвигают её ноги в самых замысловатых танцевальных па – одним словом, делают с ней что угодно, и при этом кукловоды остаются не видны, а специально подсвеченная кукла выделяется на чёрном фоне особенно ярко и чётко.

Помните однако, что, как бы ни были заманчивы те или иные приемы и постановочные возможности кукольного театра, сами по себе они ничего не значат. они хороши и убедительны тогда, когда применены к месту, когда они оправданя смыслом самой постановки.

ЧТО И КАК в кукольном театре составляют такое же неразрывное единство, как и в любой другой области искусства.

ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ кукольной сцены – это высота ширмы, длина грядки (от портала до портала) и глубина сценического пространства от грядки до задника.

Какими должны быть эти величины? как их найти и определить? Ведь зрители, сидящие в различных местах зала, должны видеть всё происходящее на кукольной сцене примерно одинаково. Но поскольку сцена-ширма обычно значительно меньше ширины зрительного зала, то не исключена возможность, что зрители, сидящие по бокам, почти не увидят того, что делается на ширме.

Необходимо сделать расчёт зоны видимости вашей выгородки для сидящего в любой точке зрительного зала. Сядьте сами в первый ряд в середине и попросите ваших помощников сесть на крайние (левое и правое) места первого ряда. Ещё одному помощнику предложите сеть в последниё ряд на любое крайнее место. С указанных мест сразу станут ясны пределы видимости сцены и по горизонтали и по вертикали.

Смерите длину и ширину вашего зрительного зала и сцены, начертите план и отметьте крайние зрительские места, затем проведите прямые линии от этих мест до края зеркала сцены и продолжите их до точки пересечения. У вас получиться треугольник (на рисунке он заштрихован), точно обозначающий ту часть сценического пространства, которая будет беспрепятственно видна всем зрителям, сидящим в зале.

Естественно, что при других габаритах зала измениться «Зона видимости» - сузится или расширится, - но главное станет ясно: всё основное действие кукол и основные элементы декораций надо располагать в середине вашего сценического пространства.

Теперь набросайте схему зала и сцены в боковом разрезе, смеряйте расстояние от первого и последнего рядов до сцены, вычислите общую высоту ширмы, приплюсовав к ней высоту сценического помоста, и проведите прямые от уровня глаз зрителей, сидящих в первом и в последних рядах, до уровня грядки и немного дальше. Это – пределы видимости по вертикали. Теперь вы убедитесь, что второй и третий планы ширмы надо делать обязательно выше грядки, иначе зрители ничего не увидят: грядка срежет все дальнейшие построения.

Эта схема поможет вам рассчитать, на сколько сантиметров должен повышать каждый последующий план по сравнению с первой грядкой и на каком расстоянии выгоднее всего расставлять второй и третий планы, чтобы не слишком удалять их от грядки и чтобы в пространстве между планами актёры могли сравнительно свободно двигаться.

Сообразуясь с законами «зоны видимости», вы сможете увереннее и точнее решать и систему ширм, и вопросы оформления, и даже мизансцены.

Размещая декорации будущего спектакля, ищите такие композиции, при которых декорации не загораживали бы друг друга, не мешали бы зрителю видеть кукол в поставленных мизансценах.

Жёсткие условия «зоны видимости» требуют большой изобретательности от художника и режиссёра. Как правило, наиболее простые и лаконичные композиции, ясные и свободные по строению мизансцен, оказываются самыми удачными.

Естественно, можно найти множество целесообразных и оригинальных решений, но лучшей проверкой всегда будет служить закон «зоны видимости».

СВЕТ - кукольный спектакль много выигрывает от хорошо поставленного света.

Конечно, вам придётся играть и при дневном или рассеянном искусственном свете зала, не предназначенного специально для ваших спектаклей. Но постарайтесь обзавестись хотя бы самой простой и лёгкой осветительной аппаратурой. Существуют переносные прожекторы и фонари, специальные подсветы. Расставлять их надо так, чтобы тени от кукол не подали на декорации. «Световую палитру» можно обогатить светофильтрами для цветного освещения. Придумайте сами, как сделать светящееся солнце или мерцающие звёзды, - одним словом, и тут есть поле для изобретательства. Но не забывайте, что освещение спектакля должно быть подчинено смыслу происходящего действия и общему решению спектакля, а главное, помните о кукле, которая должна быть освещена наиболее выгодно, чтобы она хорошо смотрелась и чтобы фигура её и голова «работали» во всех ракурсах наиболее выразительно и эффектно.

 

Этюды с куклами

Упражнения и этюды с куклами - это азбука актёра – кукольника; не изучи её, трудно работать над большим и сложным спектаклем.

Что же такое этюд? Это небольшая сценка, заключающая в себе одно какое-нибудь законченное действие. Начинающий актёр должен стараться выполнить это действие правильно, логически обоснованно и сценически выразительно.

По своему характеру этюды с куклами делятся на несколько видов:

1. этюды – упражнения;

2. этюды на развитие внимания, памяти, фантазии;

3. этюды на игру с предметами;

4. этюды на материале спектакля.

Обычно любой новый спектакль в кукольном театре связан с изготовлением кукол. Для этюдов можно воспользоваться уже готовыми куклами, имеющимися в распоряжении коллектива. Примеряясь к типажу и характеру этих кукол, и нужно придумывать этюды. В отдельных случаях, когда этюды получаются настолько интересными, что его можно показывать зрителям как самостоятельный номер, можно сделать новых кукол, наиболее точно отвечающих характеру данного этюда – номера.

Начинать нужно с простых этюдов – упражнений без слов.

В качестве одного из первых упражнений может служить работа над походкой куклы. Как ходит кукла? Ведь ног у неё нет. Кукловод изображает походку куклы движением локтя руки, на которую она надета. Но всякая кукла представляет собой какой-нибудь персонаж: походка старухи отличается от походки маленькой девочки, медведь ступает иначе, чем лиса. Вот вам первая тема для упражнений – походка различных персонажей. Затем этюды-упражнения усложняются. Ставим задачу: лиса не просто идёт – она крадётся или убегает от преследования, гонится за бабочкой и т.д. Таким образом (от простого к сложному) нужно отрабатывать другие элементы движения куклы6 кукла садиться, встаёт, ложиться, наклоняется и т.д. Потом проделывает это в спешке или замедленно.

Следующий этап – этюды-сценки. Начните делать этюды на игру куклы с предметами. Обратите внимание на слаженность действия актёра, ведущего куклу, и его помощника, подающего или поддерживающего предмет.

После этюдов с предметами можно заняться этюдами, в которых актёр играет не куклой, а своими руками. Рука актёра приводит в движение любую куклу, но и сама она может стать «куклой», то есть персонажем.

Одетые в разноцветные перчатки, руки могут условно изображать и людей, и зверей, и цветы, и море, и языки пламени и т.д. Но не только куклы и руки могут стать героями ваших этюдов. Актёр кукольник способен вдохнуть жизнь в любой из окружающих нас предметов. Своеобразной, причудливой жизнью, очень похожей на человеческую, могут зажить на кукольной сцене зонтики, веера, туфельки, шляпы и т.п. Кукольный театр всегда сродни сказке. Достаточно вспомнить хотя бы разговор кухонной посуды из сказок Андерсена, что бы представить себе, какие интересные образные возможности заложены в нашем искусстве.

Материалом для этюдов могут стать сюжеты басен, стихов, комиксов, смешные сценки, увиденные в жизни. Актёр – кукольник должен быть наблюдательным, и тогда он не будет испытывать недостатка в темах для этюдов. Не огорчайтесь, если этюд не получиться сразу, такое бывает.

Иногда режиссер может попросить сделать актёра этюд без предварительной подготовки. В этом случае этюд будет носить характер импровизации. По ходу исполнения импровизации режиссер может усложнять задачу – вводя события. Актёр должен уметь чутко улавливать «новые вводные» и уметь воплощать. Так создается тендем актёр + режиссёр – необходимый для дальнейшей плодотворной работы.

 

Словарь тетра кукол

 

АРЛЕКИН – (Падуга) – часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе. Падуга маскирует верхние механизмы сцены. Первую от портала сцены падугу часто называют арлекином.

 

ВЕРТЕП – переносной театр кукол, в котором разыгрывались представления религиозного характера, связанные с историей о рождении Христа. Как русский, так и украинские вертепы обычно имели два этажа: верхний - «рай» и нижний – «ад». В «раю» разыгрывались религиозные сцены, в «аду» - светские. Вертепные куклы продвигались по прорезям в полу вертепа. Кукольник, стоявший за стеной вертепа, водил их, держа за подставку. Вертеп родственник польской шопке и белорусской батлейке.

ГАПИТ – короткая палка-трость, на которую насажена голова куклы. Гапит, снабжённый простейшей механизацией, позволяет поворачивать и наклонять голову куклы. Если надо, к гапиту выводятся нитки, управляющие глазами и ртом.

ГРЯДКА – верхний передний край ширмы или передний план ширмы.

ДУБЛЬ – в кукольном театре подменная кукла, своим внешним видом копирующая основную куклу, но отличающаяся внутренним устройством. Применяется в случаях, когда основная кукла не может выполнить какое-нибудь физическое действие. Тогда она незаметно подменяется дублем, специально приспособленным для этого действия.

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ – плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

КОТУРНЫ - в театру кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмачки на очень толстой подошве. Котурны применяются в том случае, если малый рост актёра-кукловода не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.

ПАПЬЕ - МАШЕ – один из наиболее распространённых материалов для изготовления кукольных голов. Для папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги. Повышенная прочность папье-маше достигается увеличением количества слоёв бумаги до восьми – десяти (в зависимости от плотности бумаги).

ПАТРОНКА – картонная трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею или в руки перчаточной куклы. Позволяет подогнать руки и голову куклы к размерам пальцев кукловода.

ПЕРЕДНИК ШИРМЫ (иначе - фартук) – матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителей. В отличии от обтяжки ширмы, которая прикрепляется к рамкам ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУЛА (иначе называется – петрушечная, по имени героя русского народного творчества Петрушки). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая чаще всего надевается на три пальца руки кукловода: один палец – в голову куклы, два пальца – в руки куклы. Есть и другие способы управления печаточной куклой.

ПИЩИК – простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготавливался из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносит текст Петрушки с пищиком во рту.

ПОРТАЛ (или портальная арка) – плоскость, ограничивающая в виде широкой рамы с боков и сверху зеркало сцены.

СТАНОК – специальная подставка для работы актёра на многоплановой ширме. Высота станка равна разнице в высоте между двумя планами.

ТРОСТЕВАЯ КУЛА – эта кукла имеет ещё одно, гораздо менее распространённое название – яванская. Второе название говорит о месте её рождения – на острове Ява (Индонезия). Руки куклы управляются специальными палками – тростями. Принятое у нас название – тростевая – указывает на способ её вождения. Трости бывают деревянные и металлические. В индонезийском театре трости покрывались позолотой. В современных театрах трости часто маскируются в одежде кукол. Голова тростевой куклы насажена на гапит, к которому прикрепляются плечи и руки куклы. Тростевая кукла по своим пропорциям приближается к пропорциям человека.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА – смена декоративного оформления, происходящая на глазах у зрителя. «Чистая перемена» должна проходить быстро и ритмично. Она требует специальной режиссуры, так как является частью театрального действия

«ДА» и «НЕТ» в театре кукол

 

ДА НЕТ ДА НЕТ

Портал, который обрамляет сцену, и фартук ширмы не следует делать пёстрым и отягощать украшениями. Исключение может быть сделано только в том случае, если роспись занавеса непосредственно связана с темой спектакля и является частью его изобразительного решения.   Следует помнить о пространстве, необходимом для движения кукол. Тростевая кукла – кукла с широким жестом – требует больше пространства, чем перчаточная. Сдвинув (или раздвинув) порталы, опустив (или подняв) арлекин, можно изменить размеры зеркала сцены.  

ДА НЕТ ДА НЕТ

Деталей оформления на сцене должно быть мало, тогда кукла не теряется в них.   Детали оформления, расположенные на одном расстоянии от передней грядки, должны иметь одинаковую степень обобщённости.

ДА НЕТ ДА НЕТ

По мере удаления деталей оформления от грядки к заднику степень их объёмности уменьшается. Деталь на первом плане должна быть объёмной, на втором плане полуобъёмной, на третьем – плоской. Это правило относится и к объёмам, изображаемым тенью на плоскости. Плоская деталь, стоящая на первом плане, должна быть затушёвана, а на втором – нет.   При наличии деталей оформления, расположенных на двух планах, та что находиться ближе к порталу (первый план), должна быть проработана более подробно, чем деталь, стоящая на заднем плане.

ДА НЕТ ДА НЕТ

 

Создавая при помощи плоских деталей оформления иллюзию перспективы, устанавливайте линию горизонта на уровне глаз куклы.   Для всех деталей оформления, составляющих единый перспективный рисунок, линия горизонта должна быть общей.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Любая деформация элементов декорационного оформления должна быть смыслово оправдана.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Деталь оформления, стоящая на первом плане, должна быть пропорциональна размерам куклы. Декорации дальнего плана создают иллюзию глубины пространства.   Детали оформления, создающие единую сценическую картину, должны быть соразмерны.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Мерилом величины всех деталей оформления, реквизита является кукла. Отношение размеров сценической мебели к размерам куклы соответствует отношению размеров мебели к размерам человека.   Исключение из этого правила относится к перчаточной кукле. Всё, что по размеру меньше перчаточной куклы, требуется несколько увеличить.

ДА НЕТ ДА НЕТ

 

Всё, что по размеру больше перчаточной куклы, требуется несколько уменьшить.   В эскизах оформления кукольного спектакля художник должен учитывать воображаемый пол, по которому ходят куклы, и на этот «пол» ставить и декорации и мебель.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Нельзя в одном и том же спектакле соединять детали оформления, принципиально различающиеся по степени обобщённости и технике исполнения.   Подбирая материалы для изготовления деталей оформления, не следует применять материалы с одинаковой фактурой для изображения совершенно различных объектов, например: окна, земля и дерево.

 

ДА НЕТ ДА НЕТ

Деталь оформления, стоящая на втором плане, должна устанавливаться несколько выше, чем деталь, стоящая на грядке.   Если в декорации имеются окна или двери, их следует перекрыть сзади тёмной занавеской (заспинником).

ДА НЕТ ДА НЕТ

Величина головы составляет одну восьмую человеческого роста. Но голова при таком соотношении кажется маленькой и невыразительной. Наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы – один к пяти.   Для кукол, изображающих детей, наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы – один к четырём.

ДА НЕТ ДА НЕТ

В работе над эскизом куклы следует учитывать способ её вождения. Сгиб руки кукловода в запястье определяет талию тростевой куклы, от этого зависят общие пропорции куклы.   Место сгиба руки кукловода определяет талию и у перчаточной куклы. Но соответствие пропорций перчаточной куклы пропорциям человеческого тела нежелательно. У перчаточной куклы несколько увеличена голова и укорочены руки.

ДА НЕТ ДА НЕТ

При разработке головы куклы в эскизе художник должен чётко определить, что в характере данного персонажа является главным, а что второстепенным, какую форму и цвет нужно выбрать, чтобы общий облик куклы чётко читался из зала. Натуралистические подробности в разроботке головы – излишни.   Разные материалы и разные способы обработки придают голова кукол свой особый характер. Деревянные резные головы отличаются от сшитых из материи или вылепленных из папье-маше. При изготовлении голов кукол для определённого спектакля необходимо выбрать один материал и один способ выделки.

 

 

ДА НЕТ

Лицевую часть головы взрослого человека можно разделить по высоте на три равные части: лобовую, носовую и подбородочную. Для создания выразительного характера художники нередко нарушают соотношение.   Лицевую часть детской головы можно разделить на две равные части. Это соотношение следует соблюдать, иначе голова утратит детский характер

ДА НЕТ ДА НЕТ

Головы всех кукол в одном и том же спектакле должны быть выдержаны в едином масштабе.   При воплощении эскизов в материале следует уделять внимание проработке и лицевой части головы и затылочной.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Головы всех кукол в одном и том же спектакле должны быть обобщены или детализированы в одинаковой степени.   Если в спектакле у всех кукол парики сделаны из верёвки, кукла с волосами из проволоки или меха - нарушит ансамбль. Нельзя использовать для париков настоящие волосы.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Руки кукол в одном и том же спектакле должны быть выполнены в единой манере.   Выражение лица должно быть нейтральным, чтобы зритель мог легко вообразить все перемены, якобы отражающиеся на лице куклы.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Ноги кукол (если они есть) то же должны быть выполнены в единой манере.   Чтобы не нарушать пропорции кукол, необходимо последовательно соблюдать соотношение всех частей.

 

ДА НЕТ ДА НЕТ

Работая над историческим спектаклем, художник должен тщательно изучить архитектуру, быт, костюм и орнамент эпохи и страны. Костюмы всех кукол должны быть выдержаны в едином стиле. Исторический костюм и в кукольном спектакле не должен терять своего соответствующего эпохе фасона.   Костюм подчёркивает характер кукольного персонажа. Его фасон не должен мешать движению куклы. Без особой надобности не следует членить костюм на мелкие разноцветные поверхности.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Народный костюм должен носить национальный характер. Этому способствует не только фасон, но и расцветка и расположение узора. Но узор не должен быть слишком раздробленным. При работе над эскизами следует помнить, что крупный узор зрительно как бы уменьшает куклу, а мелкий – увеличивает.   Среди персонажей кукольных спектаклей нередко встречаются звери – большие и маленькие. Размеры этих кукол несколько уравниваются тем, что величина большого зверя чуть уменьшается, а маленького – увеличивается.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Куклу, изображающую животное, следует одевать лишь частично, чтобы не исчез характерный силуэт. Глаза животных имеют различный вид, величину и цвет. Изготовленные одним способом и из одного материала глаза разных зверей лишают кукол их индивидуальности и выразительности.   Маленький зритель должен с первого взгляда узнавать зверя, изображённого куклой. Поэтому художник обязан найти ту степень обобщения, которая подчёркивает наиболее характерные признаки животного.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Необходимо стилевое единство в оформлении декорации и изготовлении кукол. Например: детально сделанная декорация будет спорить с менее детализированной куклой.   Цвет костюма куклы надо решать в зависимости от раскраски декораций и освещения сцены.

 

ДА НЕТ ДА НЕТ

При изготовлении голов кукол необходимо следить за тем, чтобы жёсткие волосы и борода не касались туловища, иначе кукла лишается возможности наклоняться и запрокидывать голову.   Цвет костюма куклы не должен совпадать с цветом декорации. Для этого орнаментальные украшения располагаются на декоративных плоскостях выше роста куклы, а орнаменту костюма придается другая величина, другой ритм и цвет, нежели орнаментальным мотивам, украшающим сцену.

ДА НЕТ ДА НЕТ

Правильно использованный свет – хороший помощник художника. Освещённая сценическая картина замыкается тёмной рамой просцениума. Свет прожектора, освещающий сцену спереди, не должен попадать не неё.   Свет, падающий на сцену спереди, обычно отбрасывает тень от деталей оформления на задник. Устранить эту тень следует, осветив задник другим, не менее сильным источником света.

ДА НЕТ

Кукла, стоящая в луче света от выносного прожектора, отбрасывает тень на задник или детали оформления. Эту тень необходимо устранить. При световой репетиции сцену следует освещать вместе с находящимися на ней куклами.

 

 

Желаем удачи и воплощение творческих замыслов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: