Отчет-анализ по педагогической практике




 

Выполнила: студентка IV курса

филологического фак-та, Егорова А. С

 

Иваново, 2018

1. Как состоялось Ваше знакомство с классом? Ваши первые впечатления: что привлекает и что огорчает в общении с учащимися?

В начале работы у нашей группы проходила пассивная практика. Я присутствовала у своего класса на двух уроках – физика и литература. Тогда я просто наблюдала за учащимися и отметила следующие моменты: у учителей с большим опытом работы в школе дети ведут себя дисциплинированно и активно участвуют в учебной деятельности (урок физики). Литературу преподавала молодая учительница и на уроке наблюдалась иная картина. Учащиеся нарушали дисциплину и часто получали замечания, что мешало работе.

Мое личное знакомство с классом произошло в начале урока литературы, который я должна была у них вести. Я представилась, и мы сразу же начали урок. В первую очередь меня привлекла вежливость учащихся – они приветствовали меня и поблагодарили за проведенный урок. Но дисциплина на уроке очень огорчает. На занятии дети вели себя относительно спокойно, хотя считаю, что это было благодаря присутствию их преподавателя. До середины урока учащиеся активно отвечали, но, когда им была дана самостоятельная работа, стали постоянно отвлекаться и лишь единицы вызывались отвечать.

2. Ваши суждения об уровне воспитанности учащихся класса и отдельных учеников. В каких видах деятельности или ситуациях наиболее ярко проявляется культура поведения и общения учеников?

Поработав с классом, прихожу к выводу, что уровень воспитанности у учащихся очень различается. Отмечу лишь, что почти все учащиеся всегда приветствуют учителей и благодарят за проведенный урок. Культура поведения и общения наиболее ярко проявляется не только на уроках, но и на переменах. Ученики часто паясничают, что обострилось к середине практики, когда они осознали, что я не всегда с ними строга. К моему разочарованию, дети лишь злоупотребляют доброжелательным отношением к ним. Мои постоянные похвалы в адрес одной из учениц с хорошей успеваемостью и очень активной работой на уроке привели к тому, что Д. перестала следить за своей дисциплиной и её ответы и обращения ко мне приобрели некий оттенок шутливости, что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо в диалоге между учителем и учеником.

На просьбу выполнить какое-либо поручение откликаются единицы (например, достать словарь из шкафа или открыть окно). Особенно дисциплину нарушают мальчики. Игнорируют замечания, пересаживаются во время урока, пытаются со мной шутить. Угрозы совсем не действуют. Спокойно сидят на уроках лишь немногие. Все реагируют только на особо жесткие замечания. Особенно отличается ученик А., сидящий на первой парте. Учителя отзываются о нем негативно, проверка работ по моим предметам говорит о низкой успеваемости ученика. Отмечу его совершенно несерьезное отношение к работе на уроке, к выполнению домашнего задания. Постоянно нарушает дисциплину, отвлекает других учащихся и неуважительно относится к молодым учителям.

Наиболее ярко проблемы с дисциплиной проявляются на внеклассных занятиях и классных часах. Постоянный шум, полная неорганизованность, совершенно не реагируют на замечания учителей.

3. Какими интересами и перспективами живет класс? В каких видах деятельности (учебной, игровой, клубной, трудовой и др.) учащиеся участвуют с желанием, проявляют инициативу, а что отрицают и не принимают?

Класс активный, принимает участие в спортивных соревнованиях, школьных олимпиадах, конкурсах. Большой интерес вызывает баскетбол. Очень инициативны в подготовке к торжествам и при оформлении классных уголков в кабинетах. К трудовой деятельности относятся отрицательно. Недовольство вызывают сообщения о генеральной уборке или уборке территории. Не любят внеклассные занятия, пытаются пропускать, но благодаря строгости классного руководителя весь класс на них всегда присутствует. Но несмотря на это, на самом внеклассном занятии многие принимают активное участие в деятельности, особенно если предложить занятие в игровой форме или использовать мультимедийные устройства для подачи информации. На классные часы ходят с интересом.

4. Как организует воспитательную работу классный руководитель (принципы, методика, формы, традиции)? Как организовано взаимодействие с родителями учащихся? Какова степень участия родителей в жизни класса?

Классный руководитель при организации воспитательной работы использует метод убеждений, т. е. внушение, диалог или инструктаж. Как правило, это осуществляется на классных часах или во время занятий, очень часто на переменах. Также руководителем используется метод оценки и самооценки – часто делает строгие замечания, порицает за проступки, дисциплину, учебу. В основном дело ограничивается разговором, иногда применяется наказание (н-р, вызов родителей в школу). Формы воспитательной работы, используемые руководителем; мероприятия, дела, игры. Также используется форма воспитательной работы «путешествие», например, руководитель проводит экскурсии (музеи, выставки и т. п.) с целью организовать наблюдение, сообщение необходимых сведений, с другой – самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки.

Классный руководитель является учителем физической культуры, поэтому активно участвует в организации спортивных мероприятий класса, является тренером спортсменов и каждого индивидуально консультирует.

Использует традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому. Родители принимают активное участие в жизни класса, как в учебной деятельности, так и во внеклассной.

5. Какие мероприятия Вы организовали и провели? Как во внеурочной работе Вы построили свое взаимодействие с учащимися? Как распределялись роли и обязанности между Вами и учениками при подготовке мероприятий?

В процессе работы с учащимися было организовано два мероприятия; внеклассное занятие и классный час. Внеклассное занятие было посвящено закреплению важной темы по русскому языку. Занятие было построено в форме игры. Учащиеся делились на три группы, каждая получала задания, которые нужно было выполнить за определенное количество времени. Я, как руководитель мероприятия, активно оказывала помощь учащимся, т. е. разъясняла им суть заданий в случае недопонимания или затруднений, следила за дисциплиной. Учащиеся, в свою очередь, также самостоятельно организовывали свою деятельность, т. е. распределяли работу между собой, после завершения занятия они приводили кабинет в порядок.

Также был проведен классный час, посвященный важной мировой проблеме – терроризму. Учитывая слабость дисциплины, на классном часу использовались мультимедийные устройства – был показан небольшой документальный фильм о терроризме. Благодаря этому приему в классе было спокойно, все были увлечены просмотром. Была проведена небольшая лекция и последующий опрос учащихся, в котором они принимали активное участие. Некоторые учащиеся вызвались помочь с настройкой оборудования.

6. Сложились ли у Вас отношения сотрудничества с учащимися? Испытывали ли Вы потребность в неофициальном (официальном) общении с учениками?

Не со всеми учащимися удалось наладить отношения сотрудничества. Очень слаженно шла работа с учениками, имеющими успехи в учебе и отличающимися на фоне других детей своими умственными способностями, т. е. более быстрым восприятием информации и хорошими знаниями. Они на каждом уроке были очень активны. С ними легко можно было перейти на неофициальное общение – особенно на уроках литературы, когда обсуждались проблемы произведений или приходилось обращаться к жизненному и культурному опыту учащихся. С остальными учащимися поддерживалось официальное общение, особенно оно было необходимо с плохо дисциплинированными учениками, так как доброжелательное отношение и диалог вне рамок официального общения они воспринимали как сигнал к непослушанию.

7. Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы? Чем эти трудности были обусловлены: недостаточной педагогической подготовленностью, личными особенностями (характер, убеждения, настроение и т. п.) или какими-то другими причинами?

При проведении воспитательной работы большие проблемы возникали с регулированием дисциплины в классе. Считаю, что это можно объяснить отсутствием опыта работы в школе. Также повлиял возраст и положение в школе – учащиеся понимали, что перед ними практикант, а не учитель. Негативно сказалось еще и то, что я не всегда проявляла строгость и жесткость там, где она была необходима и учащиеся этим активно злоупотребляли.

Также были трудности с проведением уроков – не всегда хватало 45 минут на то, чтобы провести за это время весь запланированный материал, что-то приходилось оставлять на самостоятельное изучение. Возникали проблемы с диктованием лекций – учащиеся очень плохо воспринимают информацию на слух, постоянно приходилось повторять материал, что отнимало много времени.

8. Удовлетворены ли Вы проведенной работой? Что именно считаете нужным отметить?

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности более двадцати занятий, внеклассные мероприятия, а также осуществляла активную работу с учащейся, которую выбрала для психолого-педагогической характеристики. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению. Качество проведенных мною занятий считаю средним: материал, который я готовила к каждому уроку, не вызывает у меня нареканий и учителями-предметниками всегда положительно оценивался, но мои несовершенные навыки взаимодействия с учащимися отрицательно сказывались на ведении уроков – меня не всегда слушали, отвлекались и не делали записей в тетрадях.

Считаю нужным отметить то, что мне была оказана огромная поддержка со стороны учителей-предметников и классного руководителя. Благодаря их участию удавалось регулировать дисциплину в классе. Замечания учителей всегда были обоснованными и очень ценными при организации моей учебной деятельности. Классный руководитель охотно откликалась на мои просьбы и принимала активное участие в решении проблем с ведением воспитательной работы. С руководителем проводились беседы, в процессе которых я получала нужные сведения о классе и об учащейся, на которую составлялась характеристика. Дружный и отзывчивый учительский коллектив, на мой взгляд, является важнейшим критерием для успешной деятельности практикантов.

 

9. Ваши суждения и выводы о результатах практики.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. С родителями учащихся никакой работы я не проводила.

План педагогической практики был выполнен мной полностью. Плюсами своей деятельности считаю следующее: не было отставаний по учебной программе, каждый конспект уроков был тщательно составлен и всегда согласовывался с преподавателями. Внеклассные занятия были заранее запланированы и проведены в соответствии с планом. Была организована работа по психолого-педагогической характеристике с учащейся. Ученица охотно выполняла тесты и была общительна и открыта во время бесед, что очень помогало моей работе.

Советы учителей-предметников очень помогали в воспитательной работе и во многом пригодятся в моей будущей преподавательской деятельности. Ценными были советы факультетского руководителя, но с некоторыми замечаниями я не согласна. Руководитель посчитала проявлением непрофессионализма отсутствие психологической связи с учащимися, плохое взаимодействие с ними. С этим можно согласиться, но необходимо учитывать мой возраст и опыт работы с детьми – я считаю, что пока говорить о профессионализме рано, ведь это только начало деятельности и молодым учителям всегда очень трудно взаимодействовать с классом. Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

 

Слабая дисциплина в классе очень мешала учебной деятельности и давила психологически, в такой обстановке было очень тяжело вести работу. Ситуацию спасало лишь присутствие на уроках преподавателей, но оно не всегда было возможным. По данной проблеме делаю следующий вывод: дисциплине класса нужно уделять огромное внимание, но беседы с учащимися не имеют смысла – дело в личностных качествах педагога, а также в его опыте. Строгость, а в некоторых ситуациях и жесткость позволят регулировать дисциплину в классе. Доброжелательное отношение, мягкость и снисходительность имеют пагубное влияние на взаимодействие педагога и учеников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: