Ресурсный центр
Комплекс психологических игр
«Мы вместе»
Для несовершеннолетних по привитию навыков неагрессивного поведения, конструктивного межличностного общения, а также возможностях получения помощи в случае насилия
или преступных посягательств
В рамках этого подхода ведется работа:
− с целью предотвращения проблемы;
− для выявления проблемы и внедрения эффективных мер при ее воз-
никновении;
− для смягчения ее негативных долгосрочных последствий.
В случаях жестокого обращения с детьми это означает:
− принятие профилактических мер;
− выявление таких случаев и раннее вмешательство;
− постоянная работа с жертвами и с семьями, в которых происходили
случаи жестокого обращения;
− профилактика рецидива насилия (1 Всемирная организация здраво-
охранения, Справочник о жестоком обращении с детьми: Меры и сбор дан-
ных. 2006.— 11)[3]
В рамках этого подхода ведется работа:
− с целью предотвращения проблемы;
− для выявления проблемы и внедрения эффективных мер при ее воз-
никновении;
− для смягчения ее негативных долгосрочных последствий.
В случаях жестокого обращения с детьми это означает:
− принятие профилактических мер;
− выявление таких случаев и раннее вмешательство;
− постоянная работа с жертвами и с семьями, в которых происходили
случаи жестокого обращения;
− профилактика рецидива насилия (1 Всемирная организация здраво-
охранения, Справочник о жестоком обращении с детьми: Меры и сбор дан-
ных. 2006.— 11)[3]
Ульяновск, 2020 г.
Цель: оказание социально- психологической помощи подросткам в развитии их социальной компетентности и получения помощи в случаях насилия и преступных посягательств.
|
Целевая группа: воспитанники ОГКУСО СРЦН «Причал надежды»- Центр по профилактике семейного неблагополучия», оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, связанными с семейным неблагополучием, жестоким обращением в семье или среде сверстников.
Задачи:
обеспечение безопасной среды общения подростков со сверстниками;
предоставление возможности положительного эмоционального отреагирования негативного опыта прошлой жизни, обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений;
развитие способности защищать себя и устанавливать границы;
обучение приемам и методам снятия стрессового напряжения;
развитие качеств личности, способствующих успешной социализации, непринятие на себя роли жертвы, изгоя в отношениях;
создание условий для «восхождения к индивидуальности» (помочь осознать свой индивидуальный стиль общения, жизненную позицию);
помощь в построении позитивного образа своего будущего, осознание наличия внутренних и внешних ресурсов для преодоления жизненных трудностей.
В рамках этого подхода ведется работа:
− с целью предотвращения проблемы;
− для выявления проблемы и внедрения эффективных мер при ее воз-
никновении;
− для смягчения ее негативных долгосрочных последствий.
В случаях жестокого обращения с детьми это означает:
− принятие профилактических мер;
− выявление таких случаев и раннее вмешательство;
− постоянная работа с жертвами и с семьями, в которых происходили
|
случаи жестокого обращения;
− профилактика рецидива насилия (1 Всемирная организация здраво-
охранения, Справочник о жестоком обращении с детьми: Меры и сбор дан-
ных. 2006.— 11)
В рамках реализации комплекса игр ведется работа с воспитанниками отделения социальной реабилитации ОГКУСО СРЦН «Причал надежды» в г.Ульяновске- Центр по профилактике семейного неблагополучия по следующим направлениям:
- предотвращение выявленных проблем;
- смягчение негативных долгосрочных эффектов последствий жизненных трудностей.
В случаях жестокого обращения с детьми в подростковой среде или в семье это означает:
- принятие профилактических мер;
- выявление таких случаев и раннее вмешательство;
- постоянная работа с воспитанниками и их семьями, в которых происходили случаи жестокого обращения;
-профилактика рецидивов насилия.
Психологические игры и упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста. В процессе работы учитывается эмоциональное состояние подростков.
Игры проводятся поэтапно:
1 этап. Формирование позитивных навыков общения и конструктивных элементов поведения.
1 этап. Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева.
2 этап. Развитие способности осознавать и принимать собственные чувства.
4 этап. Привитие навыков безопасного поведения в ситуации межличностного конфликта, а также возможностях получения помощи в случае насилия и преступных посягательств.
Структура занятий:
1. Диагностика
2. Обучение способам совладания с кризисными ситуациями
|
3. Изложение основной темы, дискуссия
4. Формирование представлений о себе, своей семье, перспективах будущей жизни
5. Развитие представлений о таких понятиях, как дружба, друг, толерантность.
6. Развитие навыков рефлексии и обратной связи.
Период реализации комплекса игр: 2020-2021 гг.
Занятия проводятся педагогом-психологом и социальным педагогом, периодичностью 1 раз в неделю. Предполагается работа двух старших групп воспитанников отделения социальной реабилитации Центра, в количестве 12 человек в каждой группе. Возраст участников: 11-17 лет. Длительность одного занятия: 1 час. Занятия проводятся во второй половине дня.
Тематический план занятий
№ | Тема занятия | Цель | Сроки проведения |
«Давайте знакомиться!» | Познакомить участников с процессом и техниками общения, способствовать формированию у участников чувства единения с группой | Апрель | |
Помощь Центра по профилактике семейного неблагополучия» | Рассказать подросткам об историях успешной реабилитации и о возможных трудностях, которые могут встретиться на этом пути | Май | |
«Искусство общения» | Обучение подростков навыкам коммуникативной и социальной компетентности | Июнь | |
«Разрешаем конфликты» | Познакомить участников с понятием «конфликт», формировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций | Июль | |
«Эмоции и чувства» | Сформировать внимательное отношение к эмоциям как «предупредительным сигналам» | Август | |
«Я абсолютно спокоен» | Обучение участников методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния | Сентябрь | |
«Развитие характера (уверенное поведение)» | Познакомить участников с различными способами развития характера, с приемами и техниками уверенного поведения, формировать желание развивать волю и работать над собой | Октябрь | |
«Давление со стороны более сильного, некоммуникабельность, манипулирование» | Информирование подростков о существующих службах оказания помощи и правилах обращения | Ноябрь | |
«Унижение, преследование, расизм» | Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ соб- ственного поведения и поступков окружающих людей | Декабрь | |
«Поведение с незнакомыми людьми» | Знакомство с правилами поведения в различных ситуациях | Январь | |
«Давление со стороны сверстников, самоуважение и уважение других людей, подчинение желаниям дру- гого, когда речь идет о дружбе или влюблённости» | Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей | Февраль | |
«Внешние и внутренние ресурсы» | Активизация процесса самопознания, формирование мотивации, направленной на исследование ресурсных возможностей в преодолении трудных жизненных ситуаций. | Март | |
«Физическое насилие в семье, вымогательство, феномен цепной реакции, связанный с насилием» | Формирование у подростков положительных социально- личностных качеств, способствующих лучшему взаимопониманию при общении | Апрель | |
«Границы свободы» | Информирование участников о понятиях «Свобода» и «Ответственность». Помощь в принятии на себя ответственности за свою жизнь | Май | |
«Повышение самооценки» | Повышение самооценочных способностей, мотивации достижений | Июнь | |
«Следование за лидером» | Развитие уверенности в себе, способности себя защищать | Июль | |
«Постановка целей в жизни» | Проектирование подростками позитивного образа собственной будущей жизни | Август | |
«То, что приносит радость» | Развитие воображения, навыка принятия себя, своих желаний | Сентябрь |
Ожидаемые результаты:
совместная продуктивная деятельность подростков и взрослых,
неформальная обстановка, положительные эмоции, новый опыт)
качественные результаты определяются формированием продуктивной деятельности подростков друг с другом и взрослыми, созданием неформальной обстановки во время проведения занятий, положительными эмоциями; приобретением воспитанниками новых знаний и нового опыта межличностного взаимодействия.
Количественные результаты определяются участием в реализации комплекса игр не менее, чем 24 воспитанников. Планируется проведение комплексной оценки психоэмоционого состояния подростков на момент поступления в Центр, в динамике и по результатам реабилитации.
По результатам реабилитации запланировано улучшение психоэмоционального состояния и решение проблем жизненных трудностей не менее, чем у 80% воспитанников.
Механизм отслеживания результатов (оценка продуктивности)
Методы: интервьюирование, анкетирование детей по специально разра-
ботанным опросникам, ведение дневников наблюдений педагогами школы. И
количественный анализ обращений детей и подростков к психологу или со-
циальному педагогу.