Рекомендации молодому специалисту по социальной работе




В решении его профессиональных проблем

Анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет выработать ряд рекомендаций молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем.

Специалист по социальной работе может эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать функции только в том случае, если он владеет большим кругом, соответствующих социальной работе, знаний и умений. Во-первых, специалисты с профильным образованием должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов Агентства РК по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты населения. Во-вторых, специалисты, не имеющие образование по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой.

Для выполнения предписанных специалистам по социальной работе функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы, то есть необходимо знать Этический кодекс для социального работника и уметь использовать его при работе.


Заключение

На основании проведенного исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом можно сделать следующие выводы.

1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе заключаются в том, что учебная программа строится исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, включающая в себя социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации. Цель данной программы – скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Её спецификой является то, что в ней социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе – особая форма учебной деятельности. Цель практики: со стороны преподавателя – предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме; со стороны студентов – овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.

2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

3. Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способа­ми практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

4. С целью определения молодым специалистом по социальной работе своей готовности к профессиональной деятельности проведено социологическое исследование. При проектировании социологического исследования были определены цель, задачи и объект исследования; сформулирована гипотеза; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных. Одной из важнейших процедур методической части явилось определение обследуемой совокупности – 28 специалистов по социальной работе, занимающих данную должность не более трех лет и окончившие ВУЗ в период от момента окончания до трех лет, место работы которых, Центр социального обслуживания – 20 специалистов; Центр социальной помощи семье и детям – шесть специалистов; по одному специалисту в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вся выборочная совокупность состоит из женщин. 12 специалистов имеют специальное образование, 16 респондентов занимают должность специалиста по социальной работе, не имея специального образования. 13 специалистов проживают и работают в городе, 15 – в сельской местности. Рассмотрев различные методы получения информации, был выбран наиболее приемлемый – анкетирование. Анкетирование подготовлено в соответствии с рабочим планом исследования и проведено по почте и по месту работы.

5. В результате проведенного социологического исследования решены поставленные задачи: основной причиной для 36% опрошенных послужило получение соответствующего образования, но это в основном касается тех специалистов, которые имеют образование по специальности «социальная работа». Среди специалистов без профильного образования прослеживается для 38% опрошенных главная причина выбора профессии специалиста по социальной работе – это сложившиеся личные обстоятельства; основные функции молодого специалиста по социальной работе: 57% - социальная помощь, 46% - социальная поддержка, 43% - социальное обеспечение и социальное консультирование. Выполняемые функции часто выходят за рамки должностной инструкции; причинами, приводящими к проблемному выполнению должностных функций молодого специалиста по социальной работе, является недостаток профессиональных знаний, причем данная причина очень значительна в группе специалистов иных специальностей, тогда как для специалистов с профильным образованием в основном в работе мешает чрезмерная загруженность. Основной причиной возникновения проблем при выполнении своих профессиональных обязанностей из-за недостаточной компетенции специалисты со специальным образованием отмечают усталость от перегрузок; группа специалистов, не имеющих специального образования, отмечает значительными причинами возникновения проблем – недостаточность жизненного и профессионального опыта, недостаточность теоретической подготовки, недостаточное владение технологиями социальной работы; необходимый набор знаний, умений и навыков, а также вид образования, необходимых для успешного осуществления функций: 54% респондентов - минимум среднее профессиональное образование, что не существует «идеального» образования для специалистов социальной сферы, профессия требует только практических навыков, приобретаемых в процессе работы, при этом специалистам не хватает психологических и юридических знаний. Специалистам же, имеющим иные специальности, наряду с вышеназванными знаниями, остро необходимы знания в области теории социальной работы и технологий социальной работы. Наиболее эффективной формой повышения квалификации специалистами по социальной работе было выбрано 68% респондентов обучение на курсах повышения квалификации по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой.

6. По результатам социологического исследования, при выполнении своих профессиональных функций и при работе со своими клиентами, специалистам, не имеющим специального образования, приходится сталкиваться с проблемами из-за имеющихся у них: недостаточной компетенции, недостатка профессиональных знаний и опыта, недостаточной теоретической подготовки, недостаточного владения технологиями социальной работы, которые необходимы для более качественного выполнения работы и оказания эффективной помощи клиентам. Что подтверждает выдвинутую в исследовании рабочую гипотезу.

7. На основе результатов проведенного социологического исследования были выработаны следующие рекомендации молодому специалисту по социальной работе: специалисты с профильным образованием, для более эффективного выполнения своих обязанностей, должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, методических материалов Агентства РК по социальному развитию, территориальных органов социальной защиты населения;специалисты же, не имеющие образования по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой.А также молодым специалистам по социальной работе рекомендовано использовать в работе Этический кодекс для социального работника, так как для качественного выполнения функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы

В результате проведенного теоретического и социологического исследования можно заключить, что молодые специалисты по социальной работе, получившие образование «социальная работа», более подготовлены к самостоятельной профессиональной деятельности, так как обладают определенными профессиональными знаниями, то есть теорией, и навыками, получившими во время прохождения учебной практики.


Литература

1. Абдрахимова, Н.Д., Яр-Мухамедов, И.Г. Компьютерные методы обработки результатов анкетирования / Н.Д. Абдрахимова, И.Г. Яр-Мухамедов // ИИМОП КНУ

2. Аверина, И. Из дневника социального работника / И. Аверина // Социальная работа. – 2005. - №1. – С. 56-57.

3. Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников / И. Ф. Албегова // Социологические исследования. – 2005. - №1. – С. 78-81.

4. Александрова, А. Готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности. / А. Александрова // Работа и зарплата. – 2007. - №3. – с. 12.

5. Андрусяк, Н. Ю. К вопросу о профессиональной подготовке студентов университета к социальной работе с детьми-инвалидами / Н. Ю. Андрусяк // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе – Екатеринбург, 2004. – С. 9-10.

6. Андрусяк, Н. Ю. Профессионально-значимые качества личности специалиста по социальной работе / Н. Ю. Андрусяк // Социальная педагогика и социальная работа XXI в.: проблемы и перспективы развития: матер. Всерос. заочной науч.-практ. конф. / под ред. С. Н. Испуловой [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 3-4.

7. Ануфриева, Л. Практика – важнейшая составляющая профессиональной подготовки / Л. Ануфриева // Социальная педагогика. – 2005. - №3. – С. 101-109.

8. Бондарева, Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми / Т.В.Бондарева // Высшее образование в России. – 2006. - №11.

9. Бондаренко, Н. Как не попасть на факультет ненужных людей? / Н. Бондаренко // Удмуртская правда. – 2007. - №138 (24225). – С. 18.

10. Борисова, Н. Поиск лучшего специалиста / Н. Борисова, Н. Борисов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2005.- №1. – С. 57-63.

11. Волкова, Н. В. Адаптация молодых специалистов / Н. В. Волкова // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2005. - №5. – С. 151-161.

12. Волкова, Н.В. Карьерная ориентация молодых специалистов / Н.В. Волкова // Человек и труд. – 2004. - № 10.

13. Воробьева, И.В. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной работы: вопросы результативности //Социальная политика и социология. – № 4. – М.: Объединенная редакция РГСУ, 2006. – С. 64-73

14. Голенкова, З. Т. Профессионалы – портрет на фоне реформ / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. – 2005. - №2. – С. 28-36.

15. Горчакова, В. Золотая рыбка не может быть на посылках / В. Горчакова // Секретарское дело. – 2003. - №2(31). – С. 76-77.

16. Гурина, О.А. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе / О.А. Гурина// Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. – Смоленск: Универсум, 2006. – с. 56-57.

17. Гурина, О.А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе / О.А. Гурина // Социология труда и профессий. – 2007. - №28. – С. 15

18. Гусарова, М. Практика как форма интеграции обучения с производством / М. Гусарова; Муромский институт Владимирского государственного университета // Социальная работа. – 2005. - №3. – С. 49-51.

19. Демиденко, Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э. С. Демиденко // Социологические исследования. – 2005. - №2. – С. 80-87.

20. Деревягина, Т. Г. Обучение студентов благотворительной деятельности / Т. Г. Деревягина // Высшее образование сегодня. – 2004. - №11. – С. 46-50.

21. Деревягина, Т.Г. «Не милость, а движение души...»: Обучение будущих социальных работников технологиям социального партнерства / Т.Г. Деревягина // Социальная работа. – 2003. - №4. – С. 42-43.

22. Емекеев, А. А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблема и решения / А. А. Емекеев // Регионология. – 2004. - №4. – С. 171-180.

23. Еремеева, В. Мягкая посадка в жесткие реалии / В. Еремеева, Н. Круть, И. Лукьянова // Карьера. – 2005. - №2. – С. 94 - 98.

24. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе / Т.С.Еремеева // Высшее образование сегодня. – 2007. - № 7. – С.45-47.

25. Ефремов, В.Н. Подведение итогов работы Совета молодых специалистов / В. Н. Ефремов // Транспортное строительство. – 2005. - №5. – С. 29.

26. Живокоренцева, У. В. Методические подходы к оценке профессионализма кадров в области социальной работы / У. В. Живокоренцева // Известия ИГЭА. – 2007. – № 1.

27. Живокоренцева, У. В. Становление профессионализма работников социальных служб как проблема развития профессии «социальная работа» / У. В. Живокоренцева // Региональный вестник молодых ученых: ежемес. науч.-практ. ж-л. – 2005. – № 3/4.

28. Закатова, И. Готовим профессионалов для социальной сферы / И.Закатова // Социальная работа. – 2003. - №4. – С. 41.

29. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5.

30. Золотарева, Т. Ф. Модели управления и профессионализм кадров как основной капитал социальной работы / Т. Ф. Золотарева // Социальная политика и социология. – 2004. - №2. – С. 12-21.

31. Иванова, И. Воспроизводство кадров / И. Иванова // Служба кадров и персонал. – 2005. - №1. – С. 8-13.

32. Иванова, Л. К. Система вузовской профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей / Л. К. Иванова // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №3. – С. 68-72.

33. Иванцова, А. Работа специалиста социальной работы с детьми из неблагополучных семей / А. Иванцова // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – С. 22-25.

34. Иванюгина, М. Профессиональное образование – через всю жизнь / М. Иванюгина // Социальная работа. – 2007. - №2. – С. 56.

35. Испулова, С.Н. Формы организации процесса обучения студентов университета индивидуальной социальной работе / С.Н. Испулова // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 1.

36. Каманцева, Г. «Милосердие» - школа становления специалиста, госслужащего / Г. Каманцева // Социальное обеспечение. – 2003. - №3. – С. 19-21.

37. Капустина, И.В. Развитие системы профессиональной подготовки социальных работников в России //Дискурс: Социол. студия Вып. 1: Социальное развитие /Под общ. ред. Вал.А. Лукова; МГСА. Кафедра социологии. – М., Социум, 2001. – С. 91-97.

38. Кирьянова, Е. Профессиональный стресс / Е. Кирьянова // Консультант директора. – 2004. - №24. – С. 7-14.

39. Клеин, И.И., Бячкова, А.Н. Предотвращение конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания и в трудовом коллективе социальной службы / И.И. Клеин, А.Н. Бячкова // Работник социальной службы. – 2006. - №1. – С. 51-58.

40. Клемантович, И. Культура профессионального мышления специалиста социальной работы / И. Клемантович // Воспитание школьников. – 2000. - №10. – С. 16-17.

41. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы / Н.Ю. Клименко // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 22-28.

42. Коваленко, И. Профессиональное «сгорание» / И. Коваленко // Социальное обеспечение. – 2005. - №8. – С. 16.

43. Кремнева, Т. Подготовка социальных работников за рубежом / Т. Кремнева // Социальная работа. – 2005. - №1. – С. 46-49.

44. Кручко, Г. Качество кадров – качество услуг / Г. Кручко; Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района // Социономия (Социальная защита). – 2004 - №8. – С. 15-16.

45. Кучмаева, О.В. Стандарты в социальном обслуживании населения: состояние и перспективы развития / О.В. Кучмаева // Семья в России. – 2006. - № 2. – С. 33-42.

46. Макарова, Л.В. Консультант и клиент: трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений / Л.В. Макарова // Работник социальной службы. – 2005. - №3. – С. 24-30.

47. Матвеева, Г.Н. Программа повышения уровня психологической компетентности социальных работников / Г.Н. Матвеева // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 11-12.

48. Михайлова, Е.В. Психологические аспекты управления работой с постоянными клиентами. Общие правила и индивидуальный подход / Е.В. Михайлова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003. -№6. – С.50-54.

49. Мокроносов, А. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе / А. Мокроносов // Социальное обеспечение. – 2000. - №3. – С. 22-30.

50. Непомнящая, Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека / Н. И. Непомнящая // Вопросы психологии. – 2005. - №1. – С. 116-125.

51. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А.Никитин // М.: МПСИ, 2002.— 236с.

52. Никитина, Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. – 2000. - № 9. – С. 13-15.

53. Никитина, Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении / Л. Никитина // Воспитание школьников. – 2000. - №11. – С. 31-33.

54. Никитина, Л. Узловые моменты профессии / Л. Никитина // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – С. 20-22.

55. Никитина, Л. Функции и роли специалиста социальной работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. – 2000. - № 8. - С. 30-36.

56. Нор-Аревян, О.А. Прикладные аспекты изучения мотивов и стимулов труда работников социальной сферы / О.А. Нор-Аверян // Социальная педагогика. – 2002. - №5. – С. 51-53.

57. Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу: Пер. с англ. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект-Пресс, 1997.— 223с.: в пер. — (Программа «Высшее образование»). — библиогр.: 198-217с.

58. Павлова, В. В. Профессиональные предпочтения и качества выпускника МГУ / В. В. Павлова // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2005. - №4. – С. 58-68.

59. Панов, А. М. Слово президента / А.М. Панов // Работник социальной службы. – 2003. - №1. – С. 7-12.

60. Платонова, Н. Профессионализм социального работника – основа успешной социальной политики / Н. Платонова // Социальная педагогика. – 2005. - №1. – С. 97-100.

61. Поздняков, А.П. Методологический анализ групп теорий социальной работы как основа для проектирования профессионального образования в области социальной работы // Мат-лы общерос. Интернет-конференции. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина: Изд-во «Центр-пресс», 2007.

62. Поздняков, А.П. Профессиональная культура специалиста социальной работы: структура и этапы ее развития в ВУЗе / А.П. Поздняков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Выпуск 7 (51), 2007.

63. Полуэктова, Н. М., Яковлева, И. В. Проблемы диагностики профессионального соответствия социальной работе // Бюллетень Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. Сер. 6. Вып. 3. С. 47–58.

64. Попова, И.П. Профессионализм – путь к успеху? / И.П. Попова // Консультант директора. – 2005. - №13. – С. 8-10.

65. Профессиональное образование и формирование личности специалиста // Научно-методический сборник – М., 2002.

66. Птицына, Н. О взаимодействии социального работника и клиента / Н. Птицына // Социальное обеспечение. – 2004. - №3. – С. 34-38.

67. Рахманова, С. Кому специалиста? / С. Рахманова // Студенческий меридиан. – 2005. - №3. – С. 76-77.

68. Ребристова, Л.Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда. / Л.Б. Ребристова // Работник социальной службы. – 2004. - №2. – С. 23-28.

69. Рокавин, Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе / Л.М. Рокавин // Работник социальной службы. – 2006. - №1. – С. 51-58.

70. Сарапова, Н. Е. К вопросу о роли фактора высшего образования в процессах социальной мобильности молодых специалистов / Н. Е. Сарапова // Рынок труда и качество профессионального образова-ния: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2006. – С. 115–118

71. Сарапова, Н. Е. Профессиональные качества и способности молодого специалиста как критерий его социальной мобильности / Н. Е. Сарапова // Традиционное, современное и переходное в российском обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2005. – С. 147–150.

72. Селиверстова, О. Растет профессиональный уровень специалистов / О. Селиверстова // Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 22-23.

73. Соломатина, Р.Н. Социальным работником нужно родиться / Р.Н. Соломатина // Работник социальной службы. – 2004. - №1. – С. 108.

74. Становова, О. Серьезные задачи – решать профессионалам / О. Становова; Управление социальной защиты // Социальная работа. – 2005. - №3. – С. 48-49.

75. Сухов, А.Н. Правовые, организационные, теоретические, социальные и культурные предпосылки подготовки специалистов по социальной работе/ А.Н. Сухов // Работник социальной службы. – 1998. - №3. – С. 11-13.

76. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3.

77. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы / П.П. Терехов // Педагогика. – 2003. - №1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: