Эссе по культуре Бухары и Самарканда




Как и другие народы всего мира, народы Центральной Азии имеют культурное богатейшее наследие, уходящее своими корнями в далекую древность. Всему миру широко известны ценнейшие памятники материальной духовной культуры величественные архитектурные сооружения, скульптурные изображения, стенные росписи, уникальные рукописи, найденные учеными на территории Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана и т.д.

Бухара — один из древнейших городов Центральной Азии. На этой земле выросли ученый-философ Ибн Сино (Авицена) и поэты Фирдауси и Рудаки.

Через Бухару пролегал Великий Шелковый путь, и в ее пределах находилось около 60 караван-сараев, для купцов-иноземцев. Позже Бухара была завоевана Караханидами. После 2-х веков правления малых династий Караханидов и Каракитаев, в 1220 году Бухара была разрушена почти до основания монголами и полностью перешла под власть Чингизхана. В 1370 году она ушла в тень города Самарканда великого Тимура. В XVI веке для Бухары начался новый этап, когда Шейбаниды сделали ее в 1555 году столицей Бухарского ханства. В самом центре города были организованы различные рынки, десятки специализированных базаров и караван-сараев, более сотен медресе (с 10000 слушателями) и более 300 мечетей.

В X веке Бухара стала сосредоточием высокой феодальной культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники.

В Бухаре жил и творил выдающийся поэт и замечательный певец, исполнявший свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента чанга, Абу Абдулла Рудаки.

Литературные памятники этой эпохи представлены стихотворной «Историей мангытских государей» известного бухарского поэта Мирзы Садыка Мунши. Творчество народа проявлялось в музыке, песнях, сказаниях. Представления бродячих артистов были не редкостью в Бухаре. В сатирическом плане давались спектакли кукольного театра.

Упрочение ислама ограничило сферу изобразительного искусства либо книжной миниатюрой, либо (в архитектуре и на предметах прикладных искусств) орнаментальным декором, в котором, впрочем, иногда вводятся стилизованные изображения пернатых. Миниатюрная живопись Бухары известна в образцах с XVI в., но, вероятно, искусство это существовало здесь и раньше.

. В Бухаре работали тысячи искусных мастеров: ткачи, золото-швеи, ювелиры, вышивальщицы, чеканщики но меди, керамисты, мастера художественной обработки кожи, камня, дерева и др. В XVIII в. Бухара славилась производством хлопчатобумажных, полушелковых, шелковых и золотых тканей. Из хлопка вырабатывались бязь, набойка, алоча, бурмети, занданачи высокого декоративного качества и добротности.

 

Искусство мастеров художественной обработки дерева применялось широко — от архитектурных деталей до мелких предметов: пеналов и лаухов. Наряду с гладкими, полированными изделиями, раскрывающими красоту узора текстуры чинара, выделывались расписные троны владетелей, мебель домов для знати, паланкины и т. д.

При Амире Тимуре Самарканд стал столицей мировой империи, при Улугбеке – одним из выдающихся центров науки и культуры. Сплав верований сделал Самарканд необычайно веротерпимым, именно там родилась поговорка «Множество лестниц ведут на Небо», и, несмотря на периоды мракобесия, он сохранил памятники Самарканда и архитектуру разных религий.

. Когда Европа все еще месила грязь на улицах своих городов, Самарканд был вымощен камнем. До нашествия Чингизхана жители города пользовались водопроводом, тогда, когда во многих европейских городах источником воды все еще служили колодцы.

Самарканд связан с именами выдающихся ученых и поэтов средневековья, – Рудаки, Алишера Навои, Джами, Захири Самарканди, Улугбека, Омара Хайяма, Ибн-Сино, Руми, Беруни и многих других, которых коснулась и освятила тень его холмов.

Архитектурные памятники Самарканда, площади, махалли-кварталы, улицы - это настоящие каменные страницы истории, перелистывая которые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города.

Величественная мечеть Биби Ханым, бирюзовый купол мавзолея Гур-и-Эмир, неповторимыми по изяществу ансамбль Шах-и-Зинда, триада медресе Улугбек, Шир-Дор и Тилля-Кари на площади Регистан. Эти и многие другие шедевры занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствам стоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана, античной Греции и древнего Рима.

Не менее славен Самарканд своими прикладными искусствами: стенными росписями, резьбой по ганчу и дереву, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями, художественными шелковыми и золотыми вышивками, ковроделием и шелкоткачеством. Самаркандские золотые и серебряные ожерелья, серьги, браслеты, медные тончайшего орнамента кумганы, глиняные расписные блюда, атласные сюзане-гобелены, шелковая самаркандская бумага, стрельчатый изумительных расцветок ханатлас, художественно расшитые тюбетейки, юфтевая обувь широко были известны в странах Востока и Запада. Самаркандская художественная керамика, радующая глаз своим затейливым, но строгим рисунком, чистотой тонов и совершенством формы, славилась далеко за пределами Центральной Азии.

На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных, порой трагических событий. Периоды блестящего расцвета науки, культуры, искусства, ремесел, торговли сменялись под ударами полудиких, алчных захватчиков полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения, и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан. Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город Фениксом вставал из пепла.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: