Семинарское занятие № 14.




ТЕМА: Социальная политика государства. (2 часа)

 

Цель занятия:

1. Определить различия между факторными доходами и личными.

2. Уяснить как измеряется неравенство доходов в экономике с помощью кривой Лоренца.

3. Обратить внимание на методы предотвращения социально неприемлемой дифференциации реальных доходов населения.

 

ВОПРОСЫдля обсуждения:

1. Социальная сфера: содержание, проблемы и противоречия.

2. Основные приоритеты и направления социальной защиты.

3. Модернизация (реформирование) социальной сферы России.

4. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике.

5. Личные и располагаемые доходы. Проблема измерения неравенства и распределения доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини.

6. Государственная политика перераспределения доходов.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономка. - М., Проспект, 2009.

2. Грязнова А.Г. ред. Экономическая теория: учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2008.

 

Дополнительная литература:

1. Экономическая теория: Учебник под ред. И.П.Николаевой. М, 2001, гл. 1

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М., Юрайт, 2005.

3. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров, АСА, 2009.

4. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.Р. Николаевой. М., Проспект, 2009.

 

Темы рефератов:

1. Организация здравоохранения в России.

2. Организация социальной защиты населения России.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните причины, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.

2. Как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства?

3. В чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств?

4. Дайте определение социальной политики и объясните, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

5. Дайте определение понятия социальной защиты и назовите объекты социальной защиты.

6. Как связаны социальные риски и социальная защита?

7. Дайте определение социального риска.

8. Как изменяется сегодня соотношение социальной защиты и социального риска, соотношение социального обеспечения и индивидуальной ответственности?

9. Обоснуйте тезис, что бедность и нуждаемость — социальные болезни современного общества.

10. Поясните, что понимается под абсолютной, относительной и субъективной бедностью (нуждаемостью).

11. Расскажите о методах и методиках измерения бедности индивида и домохозяйств. Какие причины, по вашему мнению, могут сделать домохозяйство бедным (нуждающимся)?

12. Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Что такое потребительская корзина?

13. Назовите основные направления социальной защиты населения.

14. Какие государственные программы социальной поддержки населения вы знаете?

15. Что вы знаете о зарубежном опыте социальной защиты населения?

Задачи и упражнения:

1. Эссе "Социальное иждивенчество: пути смягчения"

Требуется дать собственную оценку феномену социального иждивенчества, выделяя его неизбежную и субъективную составляющие. Обязательным разделом эссе являются предложения по предотвращению социального иждивенчества, обусловленного (мотивированного) несовершенством действующего законодательства.

 

2. Эссе "Что нужно изменить в законодательстве о занятости"

Требуется дать собственную оценку пробелов и недостатков законодательства о занятости населения и обосновать предложения по его совершенствованию.

 

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Дать объяснение причинам, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.

2. Объяснить как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства.

3. Определить в чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств.

4. Дать определение социальной политики и объяснить, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

5. Дать определение понятия социальной защиты и назовите объекты социальной защиты.

6. Дать определение социального риска.

7. Пояснить, что понимается под абсолютной, относительной и субъективной бедностью (нуждаемостью).

8. Рассказать о методах и методиках измерения бедности индивида и домохозяйств.

9. Дать определение что такое прожиточный минимум. Как он определяется. Что такое потребительская корзина.

13. Назвать основные направления социальной защиты населения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: