Психологические особенности развития и роль игры в дошкольном возрасте.




Дошкольное детство — это возраст от 3 до 7 лет. В это время условия жизни расширяются, рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Игра как ведущая деятельность. Появляется ролевая или творческая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет образ - мамы, доктора, водителя - и образцы его действий. В возрасте 3 лет ребенок становится более самостоятельным, и его совместная деятельность с близкими взрослыми начинает распадаться. Но в то же время, ребенок черпает содержание игры из социального мира, она невозможна без полноценного общения со взрослыми. Нужны ребенку и различные игрушки, они развивают воображение. Итак, на границе раннего и дошкольного возраста возникают первые виды детских игр. Режиссерская игра и образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. Эти игры служат источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят человеческие роли и отношения. В развитии игры выделяются 2 основные стадии: 1 стадия (3-5 лет) – воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия; 2 стадия (5-7лет) — моделируются реальные отношения между людьми. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она учит общению детей друг с другом. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка (подчинение правилам), развитию мотивационно-потребностной сферы, возникают новые мотивы и цели, он постепенно может контролировать свои желания. Игра способствует становлению произвольной памяти.

14. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность в о с п р и я т и я, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

М ы ш л е н и е дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий. К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления.

В н и м а н и е ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

П а м я т ь дошкольника имеет следующие особенности:

1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;

2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;

3) при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т.

е. путем повторения;

4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;

5) хорошо развита эмоциональная память.

Особенности в о о б р а ж е н и я дошкольника:

1) образы воображения легко возникают;

2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой — большой фантазер;

3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);

4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться р е ч ь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

1) ситуативную

2) контекстную

3) объяснительную

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

 

15. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального склада личности, в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но тоже насыщенны и интенсивны. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Механизм эмоционального предвосхищения состоит в том, что дошкольник уже способен создать эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Изменяется и структура эмоциональных процессов, в их состав входят не только вегетативные и моторные реакции, но и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения, ребенок радуется или печалится не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит. Переживания становятся сложнее и глубже, появляется сочувствие, сопереживание.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом возрасте, считается соподчинение мотивов. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость, он может принять решение в ситуации выбора, вскоре он может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Появляются новые виды деятельности, соответственно, появляются и новые мотивы. Эти мотивы связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием; мотивы, связанные с моральными нормами и некоторые другие. Переживание успеха и неуспеха влияет на деятельность. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. У ребенка появляется иерархия мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, первоначально он оценивает только чужие поступки, во второй половине дошкольного возраста он способен оценивать и свое поведение, и действовать в соответствии с принятыми моральными нормами.

Самосознание – основное новообразование дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной и рациональной оценки чужого поведения. Сначала самооценка очень завышена, постепенно она приобретает адекватный характер. Появляется осознание своих переживаний. Для этого периода характерна половая идентификация – ребенок осознает себя как мальчика или как девочку. Возникают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, многие девочки – аккуратными, мягкими. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества, ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, новые мотивы. Центральными новообразованиями можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

 

17. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Развитие речи.Потребность в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов.. В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. Восприятие.Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Восприятие в 1-2 классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9). К 4 классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Мышление.Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении.

К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно- следственные связи. Внимание.становится произвольным.Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность.В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Основное направление в развитии детского воображения - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы.. Переработка образов, накопленных представлений в 1классе незначительна, а к 3 классу учащийся приобретает гораздо больше знаний и образ становится обобщенней и ярче.

 

18. Младший школьный возраст – период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: во-первых, доверчивое подчинение авторитету.

2-я особенность – восприимчивость и впечатлительность. Все новое вызывает немедленную реакцию.

3-я особенность – внимательность и подражательность.

4-я особенность – наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых.

Развитие потребностей. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона явлений: к санитарной сумке и т.п. Выполняя поручения, он проявляет максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Поначалу сильные потребности, характерные для дошкольника: 1) в движениях, 2) во внешних впечатлениях впоследствии во время обучения в школе преобразуются в познавательные потребности – ведущие для младшего школьника. Постепенно одни познавательные потребности превращаются в устойчивые свойства личности и мотивы ее поведения, а другие исчезают.

Но с первых дней обучения у ребенка появляются и другие новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, умениями, навыками; потребность в хорошей отметке, в одобрении со стороны учителя, в постоянном общении с учителем, с товарищем, выполнять определенную общественную роль и многое другое.

В процессе обучения происходит дальнейшее развитие чувств младшего школьника в плане все большей осознанности,сдержанности, устойчивости. Теперь его чувства и эмоции начинают определять процесс и результат учебной деятельности, а так же оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих. Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные чувства. В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести. Осознанность нравственных чувств к 3-4 классу проявляется в том, что дети выбирают друга не по случайным внешним обстоятельствам, а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты одноклассника.

Развитию нравственных чувств, их осознанности способствует жизнь в коллективе, который объединяет учебная деятельность, участие в общих делах, личность самого учителя. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Но учитель должен помнить, что мало вызвать у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, необходимо, чтобы эти чувства влияли на поступки, поведение ребенка и стали одним из звеньев его нравственного опыта. При воспитании нравственных чувств необходима систематическая работа учителя по обогащению их личного нравственного опыта, учитывая ограниченность нравственного опыта младших школьников.

К интеллектуальным чувствам относятся: любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. Известно, что младшему школьному возрасту свойственно конкретно-эмпирическое мышление, когда больше интересуют факты, чем причины. Но постепенно дети должны начинать оперировать такими понятиями как: следствие, различие, сходство, совместимость, несовместимость и др., играющими большую роль в формировании абстрактного мышления.

Эстетические чувства. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного, которые проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств – произведения искусства, литература и др. Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области какого-либо вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика его роль воспитателя. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношение в коллективе.

19. Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.

В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.

Основные достоинства учебной деятельности как ведущей:

1) направленность на усвоение знаний;

2) основное внимание уделяется развитию теоретического мышления;

3) формирующийся самоконтроль направлен также на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний;

4) самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.

Определяя структуру учебной деятельности, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты:

• мотивация;

• учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний;

• учебные действия;

• контроль, переходящий в самоконтроль;

• оценка, переходящая в самооценку.

У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности нет. Она формируется в течение нескольких лет.

Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисования и т. д.). Другие лежат как бы за пределами учебного процесса.

В учебной деятельности можно выделить много различных мотивов:

• Учебно-познавательные мотивы: желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии.

• Широкие социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив. Их наличие обеспечивает успешность начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем.

Узко-личностные мотивы: стремление к собственному благополучию, мотивация достижения (заслужить похвалу, получить хорошую отметку), Отрицательная мотивация (избегание неприятностей, избегания неудач) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса. Поэтому к 3 классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой обстановке. Задача учителя - учитывать этот настрой и его влияние на учащихся.

Большое место в мотивации младшего школьника занимают узко - личные мотивы. Среди таких мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Для детей получаемые отметки важны не только как способ оценивание их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, у плохо успевающих – заниженная.

Коррекция самооценки - важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не всей личности, а отдельных ее сторон или отдельных действий.

Учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств - товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств - любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 3 классу они в определенной мере появляются. Самый ценный элемент мотивации - учебные интересы, однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за 3 года обучения в школе.

Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средне-низком уровне.

В 3 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее легким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегченной учебной работе. В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Желание получить высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 3 классе уже не проявляется ярко - сказывается опыт длительных неудач.

Кроме учебных, появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности (в занятиях спортом, музыкой и т.п). На фоне удовлетворенной в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывает М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей.

• Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.

• Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.

К третьему классу возрастает физическая выносливость, повышается работоспособность, но относительно (20 - 30 минут).

Для того чтобы у школьников формировалась учебная деятельность, они должны постоянно решать учебные задачи. Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.

Учебная задача решается учениками путем выполнения следующих учебных действий:

• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

• моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

• преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

• построение системы частных задач, решаемых общим способом;

• контроль выполнения предыдущих действий;

• оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребенка формируется самостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться.

Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.

21. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Отличительной чертой развития мышления подростков выступает умение оперировать гипотезами в решении разнообразных заданий, при этом интеллектуализируются восприятие, внимание, память и другие психические процессы. Формальное мышление вырабатывается с 11 – 12 лет. Подросток уже умеет рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы, независимо от воспринимаемой реальности. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений. Например, очень большие возможности для развития мышления подростка представляет математика. Некоторые подростки достигают верхней планки в развитии мышления – способности к рефлексии. Однако большинство продолжает оставаться на уровне конкретного мышления.

Внимание

Подросток, в отличие от школьников младшего возраста, вполне может управлять своим вниманием.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя - долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного.

Но именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.

Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание.

Память

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи

Воображение

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Реальность воображаемого мира субъективна - это только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры.

Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где развертываются события воображаемой жизни, позволяют не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая сюжеты и чувства по своему хотению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений и испытать чувство релаксации.

Воображение подростков может оказывать, таким образом, влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие.

Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь. В письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения. Кажется, отрок просто не представляет, как написать слово или выразить свои смутные мысли. Однако это не означает, что он не знает родного языка. Если при написании слова или формулировании мысли подросток впадает в состояние глубокого торможения, то с восприятием чужой речи дело обстоит более обнадеживающе.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. С одной стороны, такое принятие словесного состава речи и стиля общения другого несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи; но с другой стороны, этот феномен речевого поведения подростка следует рассматривать как возрастную речевую зависимость.

Таким образом, не только родной "язык навязывает себя" подростку через письменные источники, но и каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.

Именно для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Подросток должен быть приучен к тому, чтобы отбирать для себя развивающее чтение, развивающие радио- и телевизионные программы.

Восприятие

Развитие восприятия связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Школьнику теперь надо не просто видеть наглядный материал, но и разобраться в чертеже, схеме, рисунке, выделить существующие в них зависимости. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинно-следственных связей. Подростки зачастую пренебрежительно относятся к наглядному материалу, не умеют с ним работать. Трудности в решении задач по физике, химии связаны с неумением увидеть в них конкретное выражение закона, правила, теоремы. У подростков еще только складываются новые отношения между отвлеченным и конкретным, всеобщим и его разнообразными проявлениями. Однако под влиянием учителя рассуждения все больше включаются в процесс восприятия. С. Л. Рубинштейн заметил, что способный математик отличается от неспособного умением видеть задачу, чертеж. И это умение начинает развиваться в подростковых классах.

 

22. В связи с физиологическими изменениями у подростков возникает субъективное отношение к себе как к взрослому, желание жить во взрослой среде в качестве полноценного участника этой жизни. Подросток ощущает свои возросшие возможности, он может активно участвовать в общественной жизни, принимать на себя ответственные обязанности, претендует на большую самостоятельность, расширение своих прав. У них появляется обостренное чувство собственного достоинства, осознание себя личностью, которую нельзя унижать и подавлять. «Чувство взрослости» является центральным новообразованием подросткового периода. Подросток претендует на равные права, пытается отстоять свои вкусы взгляды, свою позицию и свое мнение, стремится к самостоятельности, ограждает собственные интересы от вмешательства и контроля родителей, учителей и других взрослых. Если подросток не находит понимания со стороны взрослых, если взрослые не предоставляют самостоятельности и пытаются контролировать все стороны его жизни, то подростки принимают «атрибуты взрослой жизни»: сквернословие, алкоголизм, курение. Ограничение взрослыми самостоятельности и инициативы подростков вызывает сильное противодействие, порождает барьеры в общении со взрослыми и конфликтность. Но не только появлением чувства взрослости характеризуется подростковый возраст. В отличие от младшего школьного возраста, в подростковом возрасте появляется недостаточная уверенность в себе, осознание своей материальной и социальной несостоятельности, что ведет к актуализации негативных эмоций – агрессии, тревожности, разочарования, раздражительности и других. На эмоциональную жизнь подростков сегодня также действуют факторы, связанные с особенностями современной жизни: стремительные изменения социальной и физической среды, повышение темпа жизни, социальные и экологические потрясения, смена социальных ценностей. На это под-ростки реагируют переживаниями беспомощности, тоски, отчаяния. В то же время в большинстве случаев взрослые стали меньше заниматься проблемами молодежи, не высказывают четких позиций, не показывают своего отношения и оценок, не предъявляют достаточно ясных требований. Недостаток поддержки со стороны значимых взрослых формирует у подростка чувство незащищенности, страха перед будущим, инфантилизм, духовную опустошенность. У подростков может сложиться убеждение, что взрослые не в состоянии им помочь. Итак, обобщая вышеизложенное, можно сказать, что подростковый возраст, являясь переходным, вызывает определенные трудности не только у самих подростков, но и окружающих их взрослых людей. За достаточно короткий период, примерно с 11-12 до 15-16 лет, человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности в подростковом возрасте неизбежны. Но станет ли этот период тяжелым и травматичным, зависит от предшествующих возрастных периодов, от умения окружающих людей понять, принять взрослеющую личность, вовремя оказать помощь и поддержку, построить правильные и гармоничные отношения.

Можно выделить следующие психологические нормативные задачи возраста:

- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);

- новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

- принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.

23. Появляются лидеры,которым все подражают. Скрытость от родителей. Кодекс чести(верность,честность; наказание за нарушение правил). Возникает сленг(жаргон,мат).

Социальное расслоение;неравенство материальных возможностей;иерархия

26. Говоря о познавательной деятельности старшеклассника, следует отметить, что нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка. Старший школьник так же, как и подросток мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т.д. Однако имеется и качественные особенности в развитии познавательных психических процессов в старшем школьном возрасте.

Внимание. Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за eгo ходом и ведет необходимые записи. Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать eгo, сформулировать то, что запомнилось.

Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.

Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете существенное, приходят к пониманию причин того или иного явления. Мышление отличается от мышления подростка большей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия.

В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для пони



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: