Тема 3. Двигательные нарушения при ДЦП




Тема 1. Теоретико-методологические основы сурдопсихологии.

План:

1. Исторический аспект развития сурдопсихологии как науки.

2. Методы сурдопсихологии.

3. Этиология и классификация нарушений слуховой функции у детей.

4. Компенсаторные процессы развития при слуховой патологии.

Вопросы и задания:

1. Определите предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха?

3. Назовите причины нарушений слуха.

4. На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха?

5. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха?

Литература:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2001. – 203 с.

2. Сурдопедагогика: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика"/ ред. Е. Г. Речицкая. – М.: Владос, 2004. – 655 с.

3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

Тема 2. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии

План:

1. Роль зрения в деятельности человека и последствия его нарушения.

2. Предмет и задачи, методы тифлопсихологии.

3. Зрительный дефект и его структура.

4. Причины возникновения нарушений зрения.

5. Классификации нарушений зрения.

Вопросы и задания :

1.Определите предмет и задачи тифлопсихологии.

2.Какое влияние оказывает тифлопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения?

3.Назовите причины нарушений зрения.

4.На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения?

5.Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение зрения?

6.Подготовить сообщение на тему «Значение зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушения».

Литература:

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.

2. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-Сервис, 1997. – 121 с.

3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

Тема 3. Двигательные нарушения при ДЦП

План

1.Дефицитарность моторной сферы.

2.Специфика двигательного развития при ДЦП.

3.Структура двигательного дефекта при ДЦП.

4.Общая характеристика двигательных нарушений.

5.Деформации при ДЦП.

Вопросы и задания:

1.Составить схему «Структура двигательного дефекта при ДЦП».

2.Составить таблицу «Рефлексы при ДЦП».

3.Подготовить презентацию «Деформации при детском церебральном параличе».

4.Составить таблицу «Психомоторное развитие при ДЦП»

 

Возраст Психомоторное развитие при ДЦП Психомоторное развитие при нормативном развитии
Новорожденный    
Младенческий    
Ранний возраст    
Дошкольный возраст    
Младший школьный    
Подростковый возраст    

Литература:

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

3. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 156 с.

4. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.

5. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.

6. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Рассмотреть основные этапы становления взглядов на перспективы и методы обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

2. Ознакомиться с историей развития системы дошкольного воспитания и школьного обучения глухих и слабослышащих детей.

3. Составить сравнительную таблицу групп детей с недостатками слуха по следующим параметрам:

- возможности восприятия звуков;

- средства общения, возможности развития устной речи;

- особенности познавательных процессов;

- особенности эмоционально-волевой сферы и личности.

4. Подготовить сообщение по теме «Различные теории мышления в тифлопсихологии».

5. Конспект раздела книги Л.С.Выготского Слепой ребенок// Собр. соч. Т.5.

6. Изучить формы организации коррекционной работы по устранению недостатков речи у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста через анализ программ по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения.

7. Подготовить сообщение по теме «Формы работы по предупреждению и коррекции особенностей личностного развития при нарушениях зрения».

8. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению развития возможных особенностей личности ребенка с нарушением зрения.

9. Составить таблицу «Классификации ДЦП»

Классификация Общее Отличия
     

10 Составить схему «Классификация причин ДЦП».

11 Составить таблицу «Формы ДЦП».

12 Подготовить консультацию для родителей, воспитывающих детей с ДЦП.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: