Тема 1. Теоретико-методологические основы сурдопсихологии.
План:
1. Исторический аспект развития сурдопсихологии как науки.
2. Методы сурдопсихологии.
3. Этиология и классификация нарушений слуховой функции у детей.
4. Компенсаторные процессы развития при слуховой патологии.
Вопросы и задания:
1. Определите предмет и задачи сурдопсихологии.
2. Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха?
3. Назовите причины нарушений слуха.
4. На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха?
5. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха?
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2001. – 203 с.
2. Сурдопедагогика: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика"/ ред. Е. Г. Речицкая. – М.: Владос, 2004. – 655 с.
3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
Тема 2. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии
План:
1. Роль зрения в деятельности человека и последствия его нарушения.
2. Предмет и задачи, методы тифлопсихологии.
|
3. Зрительный дефект и его структура.
4. Причины возникновения нарушений зрения.
5. Классификации нарушений зрения.
Вопросы и задания :
1.Определите предмет и задачи тифлопсихологии.
2.Какое влияние оказывает тифлопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения?
3.Назовите причины нарушений зрения.
4.На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения?
5.Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение зрения?
6.Подготовить сообщение на тему «Значение зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушения».
Литература:
1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
2. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-Сервис, 1997. – 121 с.
3. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
4. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
Тема 3. Двигательные нарушения при ДЦП
План
1.Дефицитарность моторной сферы.
2.Специфика двигательного развития при ДЦП.
|
3.Структура двигательного дефекта при ДЦП.
4.Общая характеристика двигательных нарушений.
5.Деформации при ДЦП.
Вопросы и задания:
1.Составить схему «Структура двигательного дефекта при ДЦП».
2.Составить таблицу «Рефлексы при ДЦП».
3.Подготовить презентацию «Деформации при детском церебральном параличе».
4.Составить таблицу «Психомоторное развитие при ДЦП»
Возраст | Психомоторное развитие при ДЦП | Психомоторное развитие при нормативном развитии |
Новорожденный | ||
Младенческий | ||
Ранний возраст | ||
Дошкольный возраст | ||
Младший школьный | ||
Подростковый возраст |
Литература:
1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
3. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 156 с.
4. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
5. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – [6-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
6. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с: ил.
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Рассмотреть основные этапы становления взглядов на перспективы и методы обучения и воспитания детей с недостатками слуха.
2. Ознакомиться с историей развития системы дошкольного воспитания и школьного обучения глухих и слабослышащих детей.
3. Составить сравнительную таблицу групп детей с недостатками слуха по следующим параметрам:
- возможности восприятия звуков;
- средства общения, возможности развития устной речи;
- особенности познавательных процессов;
- особенности эмоционально-волевой сферы и личности.
4. Подготовить сообщение по теме «Различные теории мышления в тифлопсихологии».
5. Конспект раздела книги Л.С.Выготского Слепой ребенок// Собр. соч. Т.5.
6. Изучить формы организации коррекционной работы по устранению недостатков речи у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста через анализ программ по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения.
7. Подготовить сообщение по теме «Формы работы по предупреждению и коррекции особенностей личностного развития при нарушениях зрения».
8. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению развития возможных особенностей личности ребенка с нарушением зрения.
9. Составить таблицу «Классификации ДЦП»
Классификация | Общее | Отличия |
10 Составить схему «Классификация причин ДЦП».
11 Составить таблицу «Формы ДЦП».
12 Подготовить консультацию для родителей, воспитывающих детей с ДЦП.