по написанию исследовательской работы




Рекомендации

 

1. С чего начать исследовательскую работу?

1.1. Первое, что необходимо сделать – найти проблему – что надо изучать (проблема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования).

1.2. Затем определить тему – как это назвать. Название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. «Как корабль назовешь, так он и поплывет»…

1.3. Актуальность – почему эту проблему надо изучать.

1.4. Цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах видится результат еще до исследования.

1.5. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, еще не доказанное. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. Гипотеза в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается.

1.6. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и экспериментальной.

1.7.В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследования по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что сделано до вас.

1.8.Затем описывается методика исследования. Это описание того, что и как делал автор для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

1.9. Далее представляются результаты исследования – собственные данные, которые надо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы и установить закономерности.

1.10.Необходимо отметить новизну результатов. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал, содержащий множество цифр, таблицы, графики, фотографии, рисунки может выноситься в приложение. Всегда ставьте себя на место читателя, выбирайте наиболее выигрышную форму представления данных, например, графическую.

1.11.И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной. Отметьте значимость работы – как влияют результаты на практику.

2. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ

 

 

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада 1 -5 страниц.

Для текста, выполненного на компьютере – размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы, сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу или вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками графы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы исследовательской работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем». Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии, исследовательская работа по химии, экспериментальная работа по физике и т.д.). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление (содержание), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы) и заключение. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан автор, то в списке такой источник занимает место согласно своего названия.

Завершают работу приложения.

Разделы Введение, Заключение, Приложение, Список использованных источников нумеровать не нужно. Нумеруют только разделы основной части исследования.

 

3. Структура научного доклада ученика-исследователя

3.1. Формулировка темы исследования.

3.2. Исполнители (фамилии, имена, класс, № или название школы, населенный пункт).

3.3. Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы).

3.4. Актуальность исследования.

3.5. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). Объект исследования (это центральное звено исследования), предмет исследования (то, на изучение какой составляющей части объекта будут направлены все ваши действия).

3.6. Задачи исследования.

3.7. Гипотеза.

3.8. Методика проведения исследования.

3.9. Результаты исследования. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новых фактов. Там, где это возможно и необходимо с точки зрения задач и методов исследования, полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

3.10. Выводы исследования. Их желательно пронумеровать, обычно их не более 4-5.

 

4. Композиция ораторского выступления на научно-практической конференции

Элементы Назначение Действия, приемы, средства
ВСТУПЛЕНИЕ
Зачин Подготовить аудиторию к восприятию Обратиться к аудитории, поприветствовать, вызвать доверие, дисциплинированность, заставить слушать, сообщить что-нибудь удивительное, факт, историю.
Завязка мысли Поставить проблему Показать актуальность темы, выявить противоречие, объяснить тезис, заинтриговать новым материалом, назвать объект, предмет, цель и задачи, используя приемы сопереживания, парадоксальные ситуации, драму идей и людей.
Изложение Довести план до аудитории Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей, ссылки на литературные источники, документы, обращение к интересам, потребностям людей.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
Вопросы главной части Представить предмет. Довести сущность до понимания. Дать установку на деятельность. Проанализировать используемую литературу, выявить сущностные характеристики исследуемого феномена. Опорная схема, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения. Выдвинуть тезис и обосновать, используя аргументы, факты, приемы критического анализа. Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения, доложив данные экспериментов, показательные примеры…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Напоминание Закрепить мысль Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана, усилив впечатление сильным аргументом, крылатой фразой, представлением непротиворечивости.
Обобщение Убедиться, что цель достигнута Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли, используя эмоциональные средства, яркие примеры, цитаты.
Пожелание Направить деятельность аудитории Поставить задачи, мобилизовать людей, сориентировать их, призвать к решению, представить перспективы дальнейшего исследования

 

 

5. Методологический аппарат исследования (пример того, с чего начинается исследование)

Противоречие В известной песне поется, что «в лунном сиянии снег серебрится», но иногда я хожу в школу при свете луны, а этого явления не наблюдаю Проблема Всегда ли серебрится снег в лунном сиянии? От чего это зависит?
Тема Сияние снега в лунную ночь Объект Снег, отражающий лунный свет
Предмет Условия, при которых снег отражает свет в лунную ночь Цель Выяснить, при каких условиях происходит отражение лунного света снегом
Задачи
  1. Изучить строение снежинок с помощью литературы.
  2. Выяснить условия и законы отражения света.
  3. Провести наблюдения за способностью снега отражать свет в разных погодных условиях.
  4. Обобщить полученные результаты и представить их в виде доклада.
Гипотеза В лунном свете снег искрится, если: - небо безоблачно; - снег свежий; - погода сухая и морозная; - нет загрязнения атмосферного воздуха (например, автомобильным транспортом)

Уважаемые ребята и учителя!

Напоминаю, что апрель - это время проведения традиционных школьной научно-практических конференций.

Выполнение исследовательской, экспериментальной, проектной работы – это захватывающее мероприятие, требующее затрат времени, конечно, но приносящее одно из самых больших радостей в жизни – радость от познания нового, удовлетворение от своего интеллектуального роста, поэтому приглашаю всех срочно выбрать тему и начать интенсивную подготовку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: