ЦЕРКОВЬ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ. 9 глава




Распространение готики породило расцвет скульптур, которых, прежде всего, использовали в оформлении храмов. Например, такие соборы, как Нотр Дам в Париже, Амьенский и Шартрский насчитывали каждый до двух тысяч скульптур. Как и в древности, средневековые скульптуры были часто раскрашены. Но, в отличие от античных скульпторов классической эпохи, воплощавших идеал человека, средневековые ваятели были ближе к реализму. Они не обобщали, а творили фигуры такими, какими они были в реальном мире и божественные сюжеты создавали по образу земных. В готической скульптуре есть стремление передать не только внешние индивидуальные черты, но и особенности внутреннего мира, хотя для этого не всегда доставало мастерства и знания человека. Ведь интерес к личности в средневековом христианском мире только зарождался. Но были и действительно совершенные образцы. Например, скульптуры маркграфа Эккехарда и его жены Уты из Наумбургского собора (середина ХIII в.): контраст тяжеловесного, уверенного в своей силе пожилого феодала и его молодой симпатичной, слегка застенчивой супруги. Интересны скульптурные образы Богоматери. Если в романский период она – лишь символ, бестелесная идея, воплощенная в камне, то в готике – это обычно юная мать, играющая со своим вполне земным младенцем. Нередки были фантастические фигуры на мотивы рыцарского эпоса. Создавались и пародии, в том числе и на церковь. Так, на капители (украшение верхней части колонны) одного храма первоначально находился рельеф с изображением похорон ежа, причем в качестве священнослужителей фигурировали всякие звери, а среди них осел, распевавший перед аналоем (специальным столиком, на который клали Библию). Впоследствии этот рельеф убрали.

В Византии, в связи с распространением христианства, античное отношение к статуям меняется. Их начинают бояться как вместилищ демонов. Поэтому статуи постепенно исчезают с улиц и площадей, а искусство скульпторов сводиться к созданию портретных статуй императорских семей, высших сановников, а также прославленных цирковых возниц. Помимо статуй императоров, у общественных зданий выставлялись и их портреты, написанные на досках восковыми красками. Императорским статуям и портретам поклонялись, они давали право убежища.

Живопись первоначально развивалась в Византии. Как и архитектура, она считалась литературой для неграмотных. По сравнению со скульптурой она была более схематичной, подчиненной религиозным канонам. Искусство тогдашних художников не рождает у зрителя ощущения объема, глубины, не создает представления о пространстве. Художники и не стремились к этому, ибо истинный, Божий мир человек увидеть и охватить не может. Размеры фигур зависели не от их удаленности от зрителей (законами перспективы пренебрегали, а часто и не знали о них), а от их значимости в сюжете.

Основы такой живописи были заложены в Византии. В мировоззрении византийцев преобладало стремление не к греховному земному, как в Западной Европе, а к возвышенному, небесному, духовному. Причины этого – более философское восприятие христианства образованными византийцами, тогда как западноевропейские варвары несли в христианство свои языческие верования, культ земной природы и воспринимали христианство более примитивно. Отсюда, кстати, и развитие реалистической скульптуры в готическую эпоху. Византийские же художники дают лишь намек на действительность, стремятся через живопись, прежде всего, передавать идеи, верования, философию эпохи. Они создавали образы-символы. При таком подходе человеческие фигуры оставались как бы бестелесными, условными, равно как пейзаж и вся композиция. Средневековые картины, поэтому, надо смотреть по частям и отдельным фигурам. В них нет главных и второстепенных элементов – всё одинаково ценно. При этом они статичны, ибо таким человек воспринимал окружающий мир. На этих началах и были выработаны универсальные иконографические формулы и основой живописи стали иконы [118].

Самые первые иконы относятся к VI в. Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляли его "идолу" – языческому изображению. Позднее икона – только станковое произведение, в отличие от мозаики и фрески. Происхождение икон связано с так называемым фаюмским портретом. Он возник в конце I тыс. до н.э., когда в Египте из-за утраты искусства мумифицирования на лицо усопшего стали класть дощечку с его портретом, выполненным восковыми красками, реже темперой (краска на яичном желтке). Впервые такие дощечки нашли в Фаюме. Они отличались портретным сходством, чтобы душа, покинувшая тело, могла его найти. Этим же отличались и первые иконы. Но постепенно у них исчезают конкретные черты, земные чувства, они приобретают отрешенность, аскетичность. В ранних иконах применяли 2 вида нимбов: квадратные (символ земли) – для изображения смертных людей и круглые (символ бессмертия) – для изображения святых. В последующем сохранились лишь круглые нимбы. Поначалу Христа нередко изображали юным. Но постепенно образы канонизировались.

Христианская символика возникла еще в период гонений, когда верующие должны были скрывать подлинный смысл своих действий и изображений перед язычниками. Так, Христа обозначала виноградная лоза, крест, рыба. Это позволяло придать изображению многозначность, глубокий смысл, что было особенно важно в условиях массовой неграмотности. И эти символы средневековые христиане знали обычно не хуже, чем мы алфавит. Затем, в 787 г. Вселенский собор учредил контроль над темами и формой произведений искусства. И хотя это было принято в эпоху иконоборчества в Византии, сохранилось и в последствии. Строго было канонизировано и расположение сюжетов на стенах храмов. Ибо путь от входа в западной части храма к алтарю, который располагался на востоке, ближе к Иерусалиму, где на Голгофе был распят Христос, должен был путем к Христу. Сложилась иерархия росписей: чем выше, тем священнее. При этом, в отличие от линейного расположения в храмах Западной Европы в Византии изображения располагались по кругу под куполом. Окончательно иконописный канон сложился после восстановления иконопочитания в IХ в. В нем были восстановлены пропорции фигур, они приобрели телесную осязаемость. Кстати, помня об аскетизме, нас не должна удивлять нагота в изображенных на иконах мужских фигурах. В средневековой живописи – это символ нестяжательства и праведной жизни. Но икона – это изображение не конкретного лица, а – типичного, вечного, неизменного. Отсюда – их сюжеты и художественная манера.

В таком виде от византийцев, в иконах и фресках, живопись перешла в Западную Европу при Каролингах. В IХ в. фрески украшали и светские постройки. Иконы в Западной Европе не распространились. Ярче всего каролингская живопись была представлена в книжной миниатюре. Дело в том, что романские росписи сохранялись плохо из-за красок, осыпавшихся вместе со штукатуркой.

Со становлением готики, по мере того, как стены храмов становились более ажурными, выделялись детали каркаса зданий, в храмах не оставалось места фрескам. Их заменили витражи – своеобразная готическая живопись. Витражи, заполнявшие огромные окна, не просто заменили фрески. Они открыли возможность для цветовых эффектов, в которых средневековые живописцы Западной Европы видели конечную цель своего искусства. Витраж в Западной Европе выполнял ту же роль, что в Византии мозаика. Расцвет витража пришелся на вторую половину ХII - первую половину ХIII в. В этот период витраж был декоративным фоном. Позднее, когда витражи стали делать в подражание картинам, они утратили монументальность чистых, сочных тонов[119].

В эпоху готики еще более распространенными стали книжные миниатюры. Сюжеты их были различны, зависели от жанра и содержания иллюстрируемого текста. Рыцарская куртуазность, например, вела к изысканной, элегантно оформленной литературе. Часты в миниатюрах бытовые мотивы, что делает их интересным источником о средневековом быте.

Писать маслом начали в ХII в. Но станковая живопись до ХIV-ХV вв. была развита слабо. Сюжеты были схематичными и отвлеченными в соответствии с церковными идеалами и потребностями. К ХV в. всё больше на живопись стали влиять вкусы и запросы горожан. Сюжеты картин становились конкретнее, распространились портреты, что отразило интерес к личности.

Эти же изменения вели и к "открытию женского тела" с ХIV в.: на картинах – облегающие одежды, глубокие декольте, позы демонстрируют жеманность. Но натуралистические черты обнаженного женского тела – с ХV в. Излюбленные темы миниатюр второй половины ХV в. – любовные пары, как соответствующего возраста, так и наоборот: девушка и старик с кошельком, девушка в объятиях трупа (мотив скоротечности земной красоты – напоминание о небесном).

***

Среди видов искусств живопись считалась ниже литературы, ибо она создавалась при помощи ручного труда, а он был приниженным, в отличие от умственного. К тому же живопись – это замена чтения для неграмотных. То есть художник приравнивался к ремесленнику, и картины долго оставались анонимными. Лишь с развитием бюргерского самосознания, с ХIV в. художники стали самоутверждаться.

Статичность средневековых картин – это демонстрация неподвижности времени: всё известно наперед. Перспектива не интересовала художников, ибо мир нереален, пространство может иметь более трех измерений, а время – более одного. Индивидуальность в творчестве, новизна – подозрительны. Автор не творил самостоятельно, а участвовал как бы в продолжении коллективного труда и аудитория удовлетворялась повторением уже ей известного (как дети любят читать одну и ту же сказку).

ТЕАТР. Отношение к нему было двояким. С одной стороны существовал традиционный интерес к зрелищам, представлениям. С другой – враждебное отношение церкви, осуждавшей как развлекательные зрелища, так и лицедейство актеров, связанное, нередко, с языческими традициями. Но церковь благосклонно относилась к сюжетам на религиозные темы, популяризировавшим каноны. Кстати, в самой литургии и других церковных обрядах многое взято из театральных форм: сюжетность, пантомима.

Популярен театр был уже в раннесредневековой Византии, где на его представления, несмотря на церковное осуждение в VII в., ходили даже монахи. Сюжеты византийские актеры брали часто из самой жизни. Например, чиновник отнял у вдовы корабль. Та обратилась к мимам. Они и разыграли на ипподроме, в присутствии императора сцену, в которой попытались проглотить малое судно, что, естественно, оказалось невозможным. "А чиновник такой-то – проглотил", завершили сюжет актеры. Император распорядился провести расследование, и чиновника сожгли на том же ипподроме. Кстати, иконоборцы в Византии по политическим соображения покровительствовали театру.

В Западной Европе театральные представления распространились с развитием городов. Мистерии стали разыгрывать с ХII в. В отличие от античных и раннесредневековых, под влиянием развития городской культуры, мистерии приобретают светский характер с сюжетами, заимствованными из жизни. В них участвуют бродячие артисты. В конце ХIV в. в Париже появилась первая компания актеров.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ были распространены как народные и церковные. Пение в христианскую службу вошло во ll в. Использовались и народные мелодии.

От Боэция музыку стали относить к математическому квадривиуму. Основы музыкальной теории заложил Кассиодор. Определяя рамки светских знаний Писанием, он использовал музыку и пение во славу Божию. Тем не менее Боэций и Касиодор передали средневековью античные достижения в теории музыки. Новая музыкальная культура стала формироваться при Карле Великом его педагогом Алкуином. В IХ в. появились новые нотные знаки. В школах тогда учили пению псалмов и игре на музыкальных инструментах. Были также попытки обучать и теории пения, как ее тогда понимали.

Музыка и пение в раннем средневековье были унисонными (одинаковое звучание всех голосов или инструментов). Это как бы демонстрировало единство поющей церковной общины. Со сменой романской архитектуры готикой, что отразило и усложнение восприятия жизни, появилась и полифония (многоголосие). Впервые это произошло в парижской школе при Нотр Дам. Впрочем, поначалу церковные иерархи считали, что выделение отдельных голосов отвлекает от молитв.

К собственно инструментальной музыке церковь относилась сдержанно и почти исключила ее из литургии. Такая музыка была более распространена как аккомпанемент в светском искусстве, в танцах и представлениях. Поэтому о средневековых инструментах сохранилось мало сведений. В ранней Византии были уже известны оргáны, с VIII в. – ручные. Рано возникли и флейты (от них – современные кларнеты). С ХIII в. известна виола (прообраз скрипки), из нее – виолончель. Позднее появились лира, лютня, арфа. От арабов через центр изготовления музыкальных инструментов – Севилью в Европу проникла гитара [120].

 

ТЕМА 8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: