Как развивалось государственное




Вмешательство в экономику

В 50—70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.

 

В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.

 

В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».

 

Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.

 

(По материалам сайта: https://nauka.relis.ru)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие способы:

1) национализация ряда отраслей хозяйства (примеры: национализация добычи земляного масла в Мексике в 1938 г. правительством Ласаро Карденаса; национализация ряда отраслей промышленности в Англии в 1940-х годах; национализация Суэцкого канала правительством Египта в 1956 г.);

2) создание государственных предприятий в ведущих отраслях экономики (пример: Газпром в России).

Могут быть приведены и иные примеры.

24. Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Поясните, с чем связано распространение третейских судов именно в этих сферах. Приведите примеры споров, которые могут быть решены в третейском суде.

 

Третейские суды

Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.

 

Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.

 

В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.

 

Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.

 

Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.

 

Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.

 

(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348—349)

Пояснение.

Могут быть приведены следующие пояснения:

1) третейские суды являются более оперативными и быстрыми, что важно для бизнеса;

2) третейские суды обходятся дешевле.

Могут быть приведены следующие примеры:

1. Претензия фирмы к своим поставщикам за нарушение сроков поставки сырья.

2. Претензии по поводу качества предоставляемых услуг.

Могут быть приведены и иные примеры.

25. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.

 

Социальный статус

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

 

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

 

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

(По материалам сайта: https://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)

Пояснение.

В правильном ответе должно быть указано:

1. Да. У Сергея есть социальный статус, даже несколько.У Сергея есть определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Он мужчина, сын, ребенок.

Возможны и иные формулировки ответа, не противоречащие вышесказанному.

26. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

 

Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие условия:

 

1. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; Пример: запрещено включать в договор статью о запрете обращения в суд.

 

2. Брачный договор не может предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания. Пример: в случае развода нетрудоспособный супруг имеет право на получение алиментов.

 

Могут быть приведены: и иные условия, и примеры.

27. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

 

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие виды ресурсов:

1) полезные ископаемые;

2) капитал;

3) знания и информация;

4) земля.

В документе не упомянут такой вид ресурсов как труд.

Пример: в настоящее время Российская экономика испытывает дефицит рабочей силы по таким профессиям как строители, механизаторы и т. д. С этим связано привлечение иностранных рабочих на эти профессии.

Может быть указан и иной пример.

28. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.

 

Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) интеллигентный человек имеет богатый духовный мир;

2) интеллигентный человек всегда готов прийти на помощь окружающим;

3) интеллигентный человек умеет понимать других.

Могут быть приведены и иные объяснения.

29. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

 

Пояснение.

В ответе должны быть указаны, что динамизм стереотипа поведения - это скорость изменения обрядов, обычаев и норм.

Примеры:

1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.

2. Изменение орудий труда в традиционном обществе протекало очень медленно, в индустриальном обществе этот процесс резко ускорился.

Могут быть приведены и другие примеры.

30. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

 

Пояснение.

Могут быть указаны следующие образные сравнения:

1) чтение книги вселенной;

2) умеренное, но вполне устроенное книгохранилище;

3) цветущее весеннее растение.

Чтение книги вселенной — это восприятие всех духовных мировых богатств.

31. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса.

 

Средний класс

Средний класс — часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классами.

 

В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса.

 

Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины».

 

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций.

 

Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

 

В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора — не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

 

В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества.

 

Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга — как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса.

 

(По материалам интернет-энциклопедии)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены три примера, допустим:

1) преподаватель университета переехал работать по контракту в другую страну;

2) банковский служащий стал начальником отдела, а затем заведующим филиалом банка;

3) врач, защитив диссертацию, стал главврачом клиники.

Могут быть приведены другие примеры.

32. Для выживания человечества, по мнению Н. Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.

 

Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в

коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.

 

Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.

 

Первое — целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.

 

Второе — ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.

 

Речь — о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.

 

Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.

 

(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)

Пояснение.

Должны быть приведены три проявления, допустим:

1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью ограничиваться необходимыми предметами;

2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится отношением к вещи как к средству жизни;

3) люди будут стремиться производить вещи из материалов, которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке.

Могут быть приведены другие проявления.

33. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

 

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д. С. Лихачёв)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, например:

а) занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

б) чтение в свободные часы художественных произведений развивает силу воображения, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

34. Какие браки, по мне­нию ученых, счи­та­ют­ся са­мы­ми прочными? Ука­жи­те причину, ко­то­рая может яв­лять­ся целью со­зда­ния семьи, про­ил­лю­стри­ро­вав её примером.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: