Программа практики
1. Аннотация программы производственной (педагогической) практики
Вид практики – производственная.
Форма проведения практики – дискретная.
Способы проведения практики – стационарная.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении производственной (педагогической) практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
На основе теоретических знаний и их творческом применении студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:
- планировать учебную и воспитательную работу;
- составлять конспекты уроков и внеклассных занятий;
- готовить и проводить различного типа уроки, факультативные (элективные) занятия, экскурсии, занятия кружка, вечера и праздники и др. внеклассные занятия по предмету;
- руководить природоохранной и здоровьесберегающей деятельностью школьников;
- использовать в работе ИКТ;
- руководить различными формами воспитательной работы учащихся;
- проводить работу по профориентации учащихся;
- вести педагогическую пропаганду и проводить работу с родителями учащихся;
- наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводить научно-исследовательскую работу по дисциплинам психолого- педагогического цикла, методике преподавания биологии и химии.
Места прохождения практики, базовые для прохождения практики по дисциплине, сроки прохождения, виды и формы контроля.
Базами прохождения практики является профильные организации (общеобразовательные учреждения (основные и средние школы, гимназии, лицеи), учреждения дополнительного образования).
Производственная (педагогическая) практика проходит на 5 курсе для студентов направления подготовки 06.03.01. Биология факультета биологии и химии в 10-м семестре в объеме 1,5 зачетных единиц в течение четырех недель в соответствии с учебным планом.
|
Формы контроля: устный опрос, защита письменного отчета на итоговой конференции, дифференцированный зачет.
Перечень результатов прохождения практики, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
№ пп | Индекс компетенции | Планируемые результаты обучения (компетенции или ее части) | |
1. | ПК-7 | способность использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества. |
3. Место практики в структуре ООП:
Предшествующие и последующие дисциплины и виды практик
Производственная (педагогическая) практика включена в учебный план 2015-2016 гг. в Блок 2 – «Практики» и проводится на 5 курсе (10 семестр) в рамках программы обучения бакалавриата направления подготовки 06.03.01 Биология.
Педагогическая практика является составной частью образовательной программы подготовки бакалавра биологии. Содержание практики тесно связано с дисциплинами «Методика преподавания биологии и химии», «Психология», «Педагогика». Деятельность студентов на практике направлена на применение студентами знаний, полученных при изучении этих дисциплин, в реальной профессиональной деятельности.
Для успешного прохождения практики студент должен знать основы педагогики, психологии, ориентироваться в учебных программах, иметь представление об учебно-воспитательном процессе, владеть основами методики обучения биологии.
|
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при прохождении производственной (педагогической) практики:
1) научно-теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин, частных методик и биологических дисциплин;
2) профессиограмма учителя биологии по организации учебно-воспитательной работы с учащимися;
3) методика и техника разработки и проведения уроков биологии и химии разного типа в 6-9 классах;
4) практические навыки работы с коллективом учащихся;
5) реализация приемов развивающего обучения, активизации учебно-познавательной деятельности школьников.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Прохождение производственной (педагогической) практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин приведенных в таблице, подготовки курсовых и дипломных работ бакалавра.
Номер семестра | Предшествующие дисциплины и виды практик | Последующие дисциплины и виды практик | |
Методика преподавания биологии | |||
Методика преподавания биологии, Педагогика | |||
Психология |
Объем практики
Номер курса | Номер семестра | Объем в зачетных единицах | Продолжительность практики | |
В неделях | В академических часах | |||
1,5 |
Содержание и формы отчетности по практике
|
Содержание практики, структурированное по закрепляемым навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ
Номер недели семестра | Наименование раздела практики | Наименование видов деятельности | Количество академических часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения | ||
Количество академических часов всего | В том числе | ||||
Под руководством преподавателя | Самостоятельно | ||||
Подготовительный (методический) этап | Инструктаж по технике безопасности. Уточнение задач практики, форм и сроков отчетности. Подготовка материалов для работы. Ознакомление с учебно-воспитательной работой образовательного учреждения. Изучение образовательных программ. Знакомство с оснащением кабинета. Отработка методики проведения уроков. Посещение уроков, проводимых учителем-предметником. Изучение учебной программы, планов учителя-предметника, классного руководителя. Подготовить календарный план работы. Подготовка к проведению уроков. | ||||
11-14 | Производственный (педагогический) этап | Написание конспектов. Проведение учебной и воспитательной работы по предмету биология и химия. Проведение 1 урока по биологии. Проведение 1 зачетного урока по биологии. | |||
14-15 | Заключительный этап | Обобщение результатов проведенной работы. Выступление на итоговой конференции. Составление письменного отчета по результатам практики и его защита. |
Содержание заданий и форм отчетности по разделам практики
Наименование видов деятельности | Задание | Количество часов, отводимых на выполнение задания | Формы отчетности и содержание отчетных мероприятий | |||
Форма контроля (письменные, устные, с использованием технических средств) | Вид контрольного мероприятия | Требования к отчетным материалам по практике | ||||
Требования к содержанию отчетных материалов | Сроки предоставления отчетных материалов | |||||
Инструктаж по технике безопасности. | Прослушать информацию о технике безопасности и расписаться в журнале по технике безопасности | Письменный | Собеседование | Подпись в журнале | 1 день практики | |
Уточнение задач практики, форм и сроков отчетности. | Посетить итоговую конференцию, прослушать информацию от факультетского руководителя | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Подготовка материалов для работы. | Взять формы и образцы необходимых документов для сдачи отчета. | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Ознакомление с учебно-воспитательной работой образовательного учреждения. | Прослушать информацию от руководителя профильной организации. | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Изучение образовательных программ. | Просмотреть, и ознакомится с предложенной учителем-предметником программой преподаваемого предмета | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Знакомство с оснащением кабинета. | Просмотреть наличие лабораторного оборудования и наглядных материалов | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Отработка методики проведения уроков. | Разобрать с учителем все аспекты проведения урока | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Посещение уроков, проводимых учителем-предметником. | Посетить уроки, для выявления особенностей их проведения | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Изучение учебной программы, планов учителя-предметника, классного руководителя. | Изучение учебной программы, планов учителя-предметника, классного руководителя. | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Подготовить календарный план работы | Согласование календарного плана практики с групповым руководителем, учителем-предметником и классным руководителем, подписать у группового руководителя | Письменный | Отчет | Приложение 2 | На заключительном этапе практики | |
Подготовка к проведению урока. | Проверить наличие оборудования, наглядного материала, исправность работы ИКТ. | Устный | Собеседование | Нет отчетного материала | ||
Написание конспектов урока | Написать 2 конспекта урока по биологии. Заверить подписью учителя-предметника. | Письменный | Отчет | План-конспекты уроков | На заключительном этапе практики | |
Проведение учебной и воспитательной работы по предмету биология и химия. | Провести внеклассное мероприятие с классным коллективом. | Письменный | Опрос | План внеклассного мероприятия | На заключительном этапе практики | |
Проведение 4 уроков по биологии. | Провести 1 урока по биологии в 6(5)-9 классах и провести его анализ | Устный | Собеседование | Включение информации в доклад на итоговую конференцию | На заключительном этапе практики | |
Проведение 1 зачетного урока по биологии. | Провести 1 открытый, зачетный урок с последующей дифференцированной оценкой и провести его анализ | Устный | Опрос | Включение информации в доклад на итоговую конференцию | На заключительном этапе практики | |
Обобщение результатов проведенной работы. | Сбор всей необходимой документации и доделывание отчетных документов Заполнение дневника | Устный | Собеседование | Дневник (Приложение 3) | На заключительном этапе практики | |
Выступление на итоговой конференции. | Подготовить сообщение о проделанной работе в ходе педагогической практики. | Устный | Опрос | Доклад с визуальным представлением полученных результатов (компьютерная презентация) | 3-5 рабочий день после окончания практики | |
Составление письменного отчета по результатам практики и его защита. | Написание отчета и его защита | Письменный / Устный | Отчет / Зачет | Отчет в виде машинописного текста. | 6-8 рабочий день после окончания практики |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы