СЛОВАРЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ




А

. Авторитет родительский (от лат auctoritas - власть, сила) - отличительные особенности отдельного человека или группы, благодаря которым они заслуживают доверия и могут иметь положительное влияние на взгляды и поведение других людей; признан и влияние родителей на убеждения и поведение детей, основанный на глубоком уважении и любви к родителям, доверии к высокой значимости их личных качеств и жизненного опыта, слов и поступковв.

. Адаптация (от лат adaptatio (adapto) - приспосабливаю) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней средыа.

аккредитации я (от фр accreditation (accredo) - доверяю) - в сфере образования - процедура определения статуса высшего учебного заведения, подтверждение его способности осуществляющих подготовку специалистов на уровне где ержавних требований по определенному направлению (специальности).

. Акселерация (от лат acceleratio - ускорение) - ускорение физического развития детей, в частности роста, веса, более раннее половое созреваниея.

. Актив ( от лат activus - деятельный, действенный) - группа воспитанников, членов конкретного коллектива, которые осознают требования руководителя коллектива, помогают ему в организации жизнедеятельности воспитанников, проявляют ь определенную инициативу.

. Активность (в учебе) - характеристика особенностей познавательной деятельности личности, заключается в осознанном использовании ею интенсивных методов, средств, форм овладения знаниями, выработки умений и навичо.

. Андрагогика (от гр androa - взрослый человек и agogge - управление) - отрасль педагогики, занимающаяся проблемами образования, обучения и воспитания взрослыхх.

. Аномальные дети (от гр anomalia (anomalos) - неправильный) - воспитанники, имеющие значительные отклонения от норм физического или психологического развития и требуют воспитания и обучения в специальных учебно-воспитательных с закладах.

. Аскетизм (от гр asketes - подвижник) - крайний уровень умеренности, сдержанности, отказ от жизненных материальных и духовных благ, добровольное переноса физических мучений, трудностейв.

. Аспирантура (от лат aspirans - тот, кто стремится к чему-либо) - форма подготовки научно-педагогических и научных кадровв.

. Аудиовизуальные средства обучения (от лат audire - слушать и visualis - зрительный) - одно из средств образовательных технологий обучения с использованием разработанных аудиовизуальных учебных материаловв.

Б

. Бал (от фр balle - мяч, шар) - результат оценивания учебной деятельности учащихся в условно-формальном отражении и числовом измеренииі.

. Беседа дидактическая - метод обучения, который предусматривает использование предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе этого привлечение их посредством диалога к осознанию новых явлений, понятий или воспроизведение уже приобрести.

B

. Виды образования - общая, политехническое, профессиональная. Виды развития человека - биологический (физический), психическое, социальноей.

. Виды общения - вербальное, мануальное (от лат manualis-ручной), техническое, материальное, биоэнергетическоее.

. Изложение проблемный-создание учителем проблемной ситуации, помощь ученикам в выделении и"принятии"проблемной задачи, использование словесных методов для активизации мыслительной деятельности учащихся, направленной на уд волення познавательных интересе інтересів.

. Требование - метод педагогического воздействия на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Виды требований: требование-просьба, требование-доверие, требование-одобрение, требование--совет, требование-намек, условная требование, требование в игровом оформлении, требование-осуждение, требование-недоверие, требование-угроза.

. Воспитание авторитарное - образовательно-воспитательная концепция, предусматривающая безусловное подчинение воле воспитателя.

. Воспитание всестороннее - воспитание, которое предполагает формирование у личности определенных качеств в соответствии с требованиями умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

. Воспитание гармоничное - воспитание, которое предусматривает, чтобы качестве составляющих воспитания (умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического) дополняли друг друга, взаимно обогащались.

. Воспитание экологическое (от гр oikos - дом, среду и logos - учение) - приобретение человеком знаний в области экологии и формирование у нее моральной ответственности за сохранение природной среды и разумного сосуществования с ним.

. Воспитание экономическое - воспитание, предусматривает решение следующих задач: формирование экономического мышления, овладения экономическими знаниями, умениями и навыками экономических отношений.

. Воспитание эстетическое - развитие у человека чувств прекрасного, формирование умений и навыков творить красоту в окружающей действительности, уметь отличать красивое от уродливого, жить по законам духовной красоты.

. Воспитание нравственное - воспитания, предполагает овладение нормами и правилами нравственного поведения, формирование чувств и убеждений, умений и навыков.

. Воспитание правовое - формирование у граждан высокой правовой культуры, предполагает сознательное отношение личности к своим правам и обязанностям, уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и добросовестно выполнять определенные требования, которые выражают волю и интересы народ.

. Воспитание физическое - воспитания, ставит целью создание оптимальных условий для обеспечения достаточного физического развития личности, сохранения его здоровья, овладение знаниями об особенностях организма человека, ф физиологические процессы, происходящие в нем, приобретение санитарно-гигиенических умений и навыков ухода за собственным телом, поддержание и развитие его потенций.

. Воспитание национальное - исторически обусловлена??и создана этносом система воспитательных идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев, направленных на целесообразную организацию деятельности членов общества, в процессе которой происхо ться процесс овладения морально-духовными ценностями народа, обеспечивается соединение и преемственность поколений, соборность народ.

. Воспитание половое - овладение подрастающим поколением этикой и культурой в сфере взаимоотношений полов, формирование у него потребностей руководствоваться нормами нравственности в отношениях между лицами противоположного пола.

Г

. Ген (от гр genos - род, происхождение, наследственный) - элементарная единица наследственности, носитель задатковв.

. Гигиена учебно-воспитательной работы - система научно обоснованных правил организации учебно-воспитательного процесса с учетом необходимых санитарных требований.

. Достоинство национальная - этическая категория, характеризующая личность с точки зрения расширения понятия духовных ценностей за пределы своего «Я» и сочетание личностных переживаний, ощущений с общенациональными ценностямицінностями.

. Гуманизация воспитания - создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития каждого воспитанника, выявление глубокого уважения к человеку, признание естественного права личности на свободу, социальную защиту, р развитие способностей и проявление индивидуальности, самореализацию физических, психических и социальных потенций, на создание социально-психического фильтра против разрушительных воздействий негативных факторов окружающей го природной и социальной среды, воспитание у молодежи чувств гуманизма, милосердия, благотворительности.

. Гуманизм (от лат humanus - человеческий, человечный) - прогрессивное направление духовной культуры, возвеличивает человека как величайшую ценность в мире, утверждает право человека на земное счастье, защиту прав на свободу, всесторонне ный развитие и проявление своих способностейй.

Д

. Дальтон-план - форма организации обучения, которая предусматривала такую??технологию: содержание учебного материала по каждой дисциплине разделялся на части (блоки), каждый ученик в виде плана получал индивидуальное зада ния, самостоятельно работал над его выполнением, отчитывался о работе, набирая определенное количество баллов, а затем получал следующее задание. При этом учителю отводилась роль организатора, консультанта. Уч нов из класса в класс переводили не после окончания учебного года, а в зависимости от степени овладения программным материалом (С-4 раза в годк).

. Демократизация воспитания - принципы организации воспитательной системы, предусматривающие децентрализацию, автономизации учебно-воспитательных учреждений, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, учета мнения коллектива и каждого жнои личности, определение человека как высшей природной и социальной ценности, формирование свободной творческой личности.

Д емонстрация - метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их натуральном виде, динамике.

. Государственный стандарт образования - совокупность единых норм и требований к уровню образовательной подготовки в определенных учебно-воспитательных учреждениях.

. Девиантное поведение - (от лат deviatio - отклонение) - отклонение от установленных норм морали и праваа.

. Дедукци я (от лат deductio - выведение) - переход от общих понятий о предмете определенного вида к частному, частичному знанияя.

. Дефиниция (от лат definitio - определение) - короткое логично мотивированное определение, которое раскрывает существенные отличия или признаки того или иного понятияя.

. Дидактика (от гр didaktikos - учу) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обученияя.

. Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, направленный на интенсификацию и эффективность учебного процесса за счет активной деятельности учащихся (студентов) в поисках научной исты ини.

. Диспут - прием (по методу убеждения) формирование убеждений и сознательного поведения путем споры, дискуссии в процессе вербального общения с членами первичного коллектива или иной группы.

. Диссертация (от лат dissertatio-исследование)-научная работа, выполненная с целью ее публичной защиты для получения степения.

. Дисциплина (от лат disciplina - учение, воспитание, распорядок) - определенный порядок поведения людей, обеспечивает согласованность действий в общественных отношениях, обязательное усвоение и выполнение личностью установлен них правил.

. Диагностика психолого-педагогическая (от гр diagnostikos - способный распознавать) - отрасль психологии и педагогики, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития и воспитания личностиі.

. Догматизм (от гр dogma - учение, которое принимается за непреложную истину) - способ усвоения и применения знаний, при котором то или иное учение или положение воспринимается как законченная, вечная истина, правило, применяется без учета конкретных условий жизненноя.

. Домашняя учебная работа - форма организации обучения, которая предусматривает самостоятельное выполнение учащимися (студентами) учебных задач в внеаудиторное время (непосредственно дома, в группах продленного дня и др.) --

. Доцент (от лат docens - тот, который учит) - ученое звание преподавателя высшего учебного заведенияу.

Е

. Экстернат (от лат externus - внешний, посторонний) - форма обучения, основанный на самостоятельном овладении учебным дисциплинам в соответствии с профессиональной образовательной программы по избранной специальностию.

. Элитарный (от фр elite - лучшее, отборное (лат eligo - выбираю) - учебное заведение, которое отличается своим влиянием, привилегированным положением и престижем, высоким уровнем образованияти.

. Эстетика (от гр aistesis - ощущение, чувство) - наука о прекрасном и его роль в жизни человека, об общих законах художественного познания действительности, развития искусстваа.

. Этика (от гр еthiса - привычка, нрав) - наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, ее сущность, историческое развитиек.

этнизации воспитания (от гр ethos - народ) - насыщение воспитания национальным содержанием, направленный на формирование национального сознания и национального достоинства личности, формирование черт национальной мент ментальности, воспитание у молодежи чувств социальной ответственности за сохранение, приумножение и жизнедеятельность этнической культури.

. Этнопедагогика - наука, изучающая особенности развития и становления народной педагогики.

З

. Задача воспитания - обеспечение всестороннего гармоничного развития личности.

. Задатки - генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые индивидуально естественной предпосылкой процесса развития и формирования личности.

. Заведения воспитательные - учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие образование и воспитание подрастающего поколения.

. Заведения внешкольные - детские воспитательные учреждения, деятельность которых направлена??на обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и склонностей, получения школьниками дополнительных знаний, умений и навыков, развитие интеллектуальной ьних потенций, содействие будущей профессиональной выбора личности. К этой группе учреждениям относятся дворцы и дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, натуралистов, спортивные, худо жни, музыкальные школы, детские библиотеки, театры, кинотеатры, детские железные тощо.

. Привычка - способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер внутренних потребностей.

. Закономерности воспитательного процесса - факторы, отражающие необходимо, существенное, устойчивое, повторяющееся, общее для определенной отрасли отношение между явлениями объективной действительности.

. Закономерности обучения - факторы, которые выражают самое необходимое, существенное, важное, общее для организации обучения.

. Поощрение - метод воспитания, предусматривающего педагогическое воздействие на личность и выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью закрепления положительных качеств и стимулирование к активная деятельная ности.

. Средства воспитания - достояние материальной и духовной культуры (художественная и научная литература, музыка, театр, радио, телевидение, произведения искусства, окружающая природа и др.), формы и виды воспитательной работы (сборы, бесед ди, конференции, игры и пр.), которые используются в процессе действия того или иного методу.

. Средства обучения - предметы школьного оборудования, применяемых в процессе учебно-воспитательной работы (книги, тетради, таблицы, лабораторное оборудование, письменные принадлежности и др.,).

. Здоровый образ жизни - жизнедеятельность человека с учетом особенностей и возможностей своего организма, обеспечения социально-экономических и биологических условий для его развития и сохранения.

. Содержание образования - четко очерченная система знаний, умений и навыков, которыми человек овладевает в определенном учебном заведении.

. Знание - идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира природного и человеческого; результат отражения окружающей действительности.

І

. Идеал (от гр idea - представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащий в себе высшие моральные требования, возможна реализация которых лично позволила бы ей приобрести совершенства; образ на айбильш ценного и величественного в человекі.

. Имидж (от англ image - образ, изображение) - впечатление, которое производит человек на окружающих, стиль его поведения, внешности, ее манеры..

. Иллюстрация (от лат illustratio - освещаю, объясняю) - метод обучения, который предусматривает показ предметов и процессов в их символическом изображении (фото, рисунки, схемы и т.п.)).

. Импровизация (от лат improvisus - непредсказуемый, внезапный) - деятельность личности, учителя-воспитателя, осуществляется в процессе педагогического общения без предварительной подготовки, осмысленияя.

. Индивидуальность (от лат individuum - неделимое) - человек"личность, которая отличается совокупностью черт, качеств, своеобразием психики, поведения и деятельности, которые подчеркивают ее самобытность, неповторимостьь.

. Индукция (от лат inductio - выведение) - метод исследования, обучение, связанный с движением мысли от единичного к общемуо.

. Инструктаж (от лат instructio - руководство) -"метод обучения, который предусматривает раскрытие норм поведения, особенностей использования методов и учебных средств, соблюдение техники безопасности накануне привлечения к процессу выполнения учебных операциий.

. Интенсификация учебного процесса (от фр intensification (intensio) - напряжение) - активизация умственных возможностей личности для достижения желаемых результатовв.

. Интернационализм (от лат inter - между и natio - народ) - нравственное понятие, которым обозначают уважительное отношение к другим народам, их истории, культуры, языка, стремление к взаимопомощии.

. Инфантилизм (от лат infantilis - детский) - задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого человека физических и психических черт, свойственных детскому возрастуу.

К

. Категории дидактики (от гр Kategoria - утверждение, основная и общий признак) - общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира; разряд, группа предметов, явлений, объединенных общностью определенных ознак.

. Кафедра (от гр kathedra - сиденье, стул): 1) место для преподавателя, выступающего, 2) в высших учебных заведениях - основной учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую и научно-исследовательскую ра работу с одной или нескольких родственных дисциплинойн.

. Классификация методов - классификация, предусматривающая группировки методов обучения в зависимости от источников информации, логики мышления, уровня самостоятельности в процессе познания.

. Классный руководитель - педагог, который осуществляет непосредственное руководство первичным ученическим коллективом.

. Клонирование (от гр klon - росток, побег) - метод выращивания биологических организмов из одной клетки с применением клеточной культурыи.

. Коллектив - социально значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действуют в достижении указанной цели и имеют органы самоуправления.

. Компонент учебного плана (школьный) - перечень учебных дисциплин, которые могут быть включены в рабочего учебного плана по решению совета школы (гимназии, лицея).

. Консилиум педагогический (от лат consilium - совещание, заседание) - совещание учителей-воспитателей и психологов для выяснения причин различных систематических отклонений в поведении питомца и определение научно обоснованных западе дев его перевоспитанияя.

конспекте т (от лат conspectus - обзор) - короткое письменное изложение содержания книги, статьи, устного выступленияу.

. Концепции воспитания (от лат conceptio - совокупность, система) - система взглядов на те или иные явления, процессы, способ понимания, толкования педагогических явлений; основная идея теории содержания и организации воспитания человекаи.

. Культура (от лат kultura - воспитание, образование, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных достижений общества на протяжении его историиї.

. Курата р (от лат curator, от curare - заботиться, беспокоиться): 1) попечитель, опекун, 2) лицо, которому поручено общее наблюдение за какой-то работой, 3) человек, который осуществляет надзор за учебно-воспитательным проц процессом в студенческой группі.

Л

. Лекция (от лат lectio - чтение) - это метод обучения, который предусматривает использование предыдущего опыта учеников по определенной области знаний и на основе этого привлечение их посредством диалога к осознанию новых я явлений, понятий или воспроизведение уже приобрестих.

. Лидер (от англ leader - тот, который ведет, управляет) - член коллектива, в важных ситуациях способен осуществлять заметное влияние на поведение других членов коллектива, проявлять инициативу в действиях, брать на себя е ответственность за деятельность коллектива, вести его за собою.

. Лицензирование (от лат licentia - право, разрешение) - процедура определения возможности учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии д требованиям стандартов высшего образования, а также к государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспеченияя.

. Лицензия - специальное разрешение, полученный от государственных органов на различные виды деятельности, в том числе образовательную.

. Логика учебного процесса-оптимально эффективный путь движения познавательной деятельности человека от начального уровня знаний, умений, навыков и развития до нужного уровня знаний, умений, навыков и развития. Она включает ряд компонент тов: осознание и понимание учебных задач; самостоятельную деятельность, направленную на овладение знаниями, определение законов и правил формирование умений и навыков применения знаний на практике; ана лез и оценки учебной деятельности учащиесяв.

. Логопедия (от гр logos - слово и paideia - воспитание, обучение) - наука, изучающая нарушения речи и занимается коррекцией речевых дефектовв.

. Человек - биологическое существо типа homo sapiens (человек мыслящий), которая характеризуется физиолого-биологическим признакам: прямой походкой, развитыми черепной коробкой, передними конечностями и др..

М

. Магистр (от лат magister - начальник, учитель) - академическая степень, присуждаемая в высших учебных заведенияхх.

. Магистратура (от лат magistratus - сановник, начальник) - руководящий орган в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку магистровв.

. Мастерство педагогическая - совершенное творческое выполнение учителем-воспитателем профессиональных функций на уровне искусства, результатом чего является создание оптимальных социально-психологических условий для становления личности воспитанника обеспечения высокого уровня интеллектуального и морально-духовного развития.

. Менталитет (от нем Mentalitnet, от лат mentis - образ мыслей, душевный склад, душа, ум, мышление) - мировосприятие, мироощущение, видение себя в мире, особенности проявления национального характера, своерид днест характера, отношение к окружающему мирту.

. Цель воспитания - идеальное предсказания конечных результатов воспитания.

. Методы воспитания (от гр methodos - способ, путь) способы влияния воспитателя на сознание, волю и поведение воспитанника с целью формирования у него устойчивых убеждений и определенных норм поведенияи.

. Методы исследования - способы, приемы и процедуры эмпирического и теоретического познания явлений и процессов педагогической действительности.

. Методы обучения - упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.

. Молодежная субкультура - культура определенного поколения молодежи, которая отличается общим стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и интересов.

. Мониторинг (от англ monitoring, от лат monitor - тот, кто присматривает, наблюдает) - 1) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека, 2) сбор информ ции средствами массовой коммуникации 3) наблюдение за учебным и воспитательным процессами с целью выявления их соответствия желаемому результату или предыдущим предположениеням.

. Морал ь (от лат moralis - моральный, от moris - обычай) - одна из форм общественного сознания, система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людейй.

. Мотивы учения (от фр motif, от лат moveo - двигаю) - внутренние психические силы (двигатели), которые стимулируют познавательную деятельность человека. Виды мотивов: социальные, побудительные, познавательные, профессионально-ценностные, меркантил льньні.

Н

. Владение - применение знаний на практике, осуществляется на уровне автоматизированных действий через многократные повторения.

. Внушение - различные средства вербального и невербального эмоционального воздействия на человека с целью введения ее в определенное состояние или побуждения к определенным действиям.

. Обучение модульное (от лат modulus - мера) - организация учебного процесса, которая направлена??на усвоение целостного блока адаптированной информации и обеспечивает оптимальные условия социально-личностного роста учасники ей педагогического процессу.

. Обучение проблемное - обучение, которое отличается тем, что учитель создает определенную познавательную ситуацию, помогает учащимся выделить проблемное задание, понять ее и"принять"; организует учащихся на самостоятельное овладение но овыми объемом знаний, необходимым для решения задач; предлагает широкий спектр использования полученных знаний на практикеа практиці.

. Обучение дистанционное - современная образовательная технология с использованием средств передачи учебно-методической информации на расстоянии (телефоны, телевидение, компьютеры, спутниковая связь и др.)).

О

. Олигофренопедагогика (от гр oligos - малый и phren - ум и педагогика) - отрасль педагогической науки, которая занимается воспитанием и обучением умственно отсталых людейй.

. Оптимизация процесса обучения (от лат optimus - лучший, самый) - процесс создания наиболее благоприятных условий (подбор методов, средств обучения, обеспечения санитарно-гигиенических условий, эмоциональных факторов и т.д.) для полученных. Ання желаемых результатов без дополнительных затрат времени и физических усилийь.

. Образование высшее - система образования, предусматривающая обеспечение фундаментальной, общекультурной, практической подготовки специалистов, которые должны определять темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-куль ьтурного процесса, формирование интеллектуального потенциала обществ.

. Образование дошкольное - начальный структурный компонент системы образования, который обеспечивает развитие и воспитание детей в семье и дошкольных воспитательных учреждениях (детских яслях, садах).

. Образование внешкольное - составляющие системы образования, направленные на обеспечение потребностей человека в удовлетворении интересов и склонностей, получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков, развитие интеллектуальных потенций.

. Образование политехническая (от гр poly - много и techne - искусство, мастерство, ловкость) - один из видов образования, задачами которого является ознакомление с различными отраслями производства, познания сущности многих технологических огичних процессов, овладение определенными умениями и навыками обслуживания простых технологических процессев.

. Образование профессиональная - образование, направлена??на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задач профессиональной деятельности.

. Образование профессионально-техническое - образование, обеспечивает получение гражданами определенной профессии в соответствии с их призванием, интересами и способностей, социальную подготовку к участию в производительном труде.

. Образование среднее общее - ведущая составляющая системы образования, обеспечивающего образование и воспитание детей бы-18 лет, подготовку их к получению профессионального образования и трудовой деятельности.

. Образование-медиа - направление в педагогике, предусматривающий изучение школьниками (студентами) закономерностей массовых коммуникаций (прессы, телевидения, радио, кино и др.)).

. Образованность - мера познавательной активности индивида, которая проявляется в уровне полученных знаний, которые могут быть использованы в практической деятельности.

личность ь - социально-психологическое понятие; человек, характеризуется с социально-психологической точки зрения прежде всего уровнем развития психики, способностью к усвоению социального опыта, возможностью спилкуват ваться с другими людьми.

. Образовательно-квалификационная характеристика - совокупность основных требований к профессиональным качествам, знаниям и умениям специалиста, необходимых для успешного выполнения им профессиональных функций.

. Ортодокс (от гр orthodoxos - правоверный) - человек, который неуклонно придерживается определенного учения, доктрины, системы взглядовв.

П

. Память - способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

. Парадигма (от гр paradeigma - пример, образец) - признание научных достижений, которые в течение определенного времени оказывают сообществу модели постановки проблемы и их решениея.

. Педагогика (от гр paidec - дети; ano - веду) - наука об обучении, образование и воспитание людей в соответствии с потребностями социально-экономического развития обществаа.

. Педагогика вальдорфская - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанные на антропософской (антропософия - религиозно-мистическое учение, ставит на место. Бога обожествленного человека) интерпретации развития л человека как целостной взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

. Педагогика народная - отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта, отражающие взгляды на систему, направления, формы, средства воспитания и обучения подрастающего поколения.

. Педология (от гр pais - ребенок и logos - учение) - наука о ребенке, особенности ее анатомо-физиологического, психического и социального развитияу.

. Педоцентризм (от гр pais (pados) - ребенок, лат centrum - центр)-одно из направлений педагогики, который утверждает, что содержание, организация и методы обучения определяются непосредственными интересами и проблемами детейей.

. Перевоспитание - система воспитательных воздействий педагога на воспитанника с целью торможения негативных проявлений в поведении и утверждение положительных качеств в деятельности.

. Убеждение - рациональная нравственная основа деятельности личности, позволяет ей осуществлять определенный поступок сознательно; основная моральная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в ч почему-то, основанная на определенной идее, мировоззрение.

. Перспектива - цель,"завтрашняя радость"(AC. Макаренко), что выступает стимулом в деятельности коллектива и отдельных его членов його членів.

. Учебник - учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала по определенной дисциплине соответствии с требованиями действующей программы.

. Подход к воспитанию комплексный - подход к воспитанию, что предполагает единство целей, задач и средств ее достижения через деятельность различных социальных институтов (семьи, учебно-воспитательных учреждений, средств массовой информации).

. План учебный - нормативный документ, в котором определены для каждого типа общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений перечень учебных предметов, порядок их изучения по годам, количество часов в неделю, отведите ных для их изучения, график учебного процесс.

. Внеклассная воспитательная работа - меры воспитательного характера, которые осуществляются в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях под руководством учителей-воспитателей.

. Внеурочная учебная работа - различные виды самостоятельной учебной работы учащихся в рамках системы обучения и воспитания (домашняя учебная работа, экскурсии, кружковая работа и др.)).

. Руководство учебный - учебная книга, в которой раскрыто содержание учебного материала, что не всегда соответствует требованиям действующей программы, а выходит за ее пределы, определены дополнительные задачи, направленные на расширение познавательных ных интересов учащихся, развитие их самостоятельной познавательной деятельности.

. Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с элементами принуждения, обязательности с целью формирования устойчивых привычек в поведении.

. Прием воспитания - составная метода, определяет путь реализации его требований.

. Прием обучения - составная метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию его требований.

. Пример - метод воспитания, который предусматривает организацию образца для подражания с целью оптимизации процесса социального наследования.

. Принципы воспитания (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения, которые являются фундаментом содержания, форм, методов, средств и приемов воспитательного процессау.

. Принципы образования (от лат ргиnсирium - основа, начало) - исходные положения, положенные в основу деятельности всей системы образования Украины и ее структурных подразделенийв.

. Принципы управления - исходные положения, которые определяют основные направления, формы, средства и методы управления общеобразовательными учебно-воспитательными заведениями.

прогностика педагогическая (от гр prognostike - искусство делать прогноз) - область научных знаний, рассматривает принципы, закономерности и методы прогнозирования по объектам, которые изучает педагогикаа.

. Программа учебная - нормативный документ, в котором дана характеристика содержания учебного материала с определением разделов, тем, ориентировочного количества часов на их изучение.

. Профессиограмма - описание требований, социально-психологических и физических личностных качеств, которые выдвигает определенная профессия. Профессия (от лат professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков и является источником существования, жизнедеятельностиі.

. Психотехника - направление в психологии, разрабатывает вопросы применения знаний о психической деятельности человека в процессе решения практических задач воспитания личности человека.

Р

. Рада общеобразовательного учебно-воспитательного заведения - объединение работников общеобразовательного учреждения, учащихся, родителей и общественности, которая действует в период между общим собранием (конференцией) для решения социально-организационных и экономических вопросов ь жизнедея



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: