Неценовые факторы (детерминанты) спроса




I. Спрос и предложение. Равновесная цена.

Спрос - это желание потенциальных покупателей, подкрепленное их возможностью, приобрести определенные количества товаров и услуг по различным ценам в определенном месте и за определенное время.

Спрос - это зависимость между количеством товаров или услуг, который потенциальные покупатели хотят и могут купить, и ценами на эти товары или услуги.

Величина (объем, количество) спроса – это количество товаров или услуг, которое потенциальные покупатели готовы купить по данной цене в определенном месте, за определенное время при прочих неизменных условиях.

З акон спроса:величина спроса при прочих равных условиях находится в обратной зависимости от цены на товар или услугу или величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара или услуги.

 

Зависимость между величиной спроса и ценой можно представить в виде графика спроса (рисунок 1). Изображенная на графике кривая спроса D - модель реагирования потребителя на изменение количества товара. График имеет отрицательный наклон, иллюстрируя действие закона спроса.

Неценовые факторы (детерминанты) спроса

1. Уровень доходов покупателей. Увеличение доходов означает рост совокупной платежеспособности, т.е. при каждом значении цены покупатель сможет приобрести большее, чем ранее, количество товаров (кривая спроса сдвигается вправо вверх).

2. Вкусы и предпочтения потребителей, прежде всего, зависят от влияния моды и качества товара. Улучшение качества продукции приводит к увеличению спроса (сдвигу кривой спроса вправо вверх).

3. Цены на связанные (взаимозаменяемые и дополняющие) товары.

Взаимозаменяемые товары (товары субституты) - это группа товаров, способных в определенной степени заменять друг друга в потреблении благодаря тому, что выполняют те же самые функции и удовлетворяют те же потребности.

Взаимодополняющие (комплементарные) товары - товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый.

Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров приводит к росту спроса на другой товар-субститут. При возрастании цен на один из взаимодополняющих товаров спрос на другой комплементарный товар падает.

4. Ожидания изменения цен и/или доходов. В условиях ожидаемого повышения, например, заработной платы, люди станут больше покупать товаров, сокращая при этом свои сбережения, т.е. спрос увеличится. Ожидания повышения цен также приведет к кратковременному повышению спроса, так как люди будут стараться запастись впрок до момента ожидаемого повышения цен.

5. Изменение числа покупателей на рынке, например, в сторону увеличения их числа приведет к росту спроса и наоборот.

Таким образом, повышение спроса приводит к смещению графика спроса D вправо вверх (положение D1) на рисунке 2. Уменьшение спроса, т.е. смещение графика спроса влево вниз (положение D2) на рисунке 3.

Предложение - это желание потенциальных продавцов продать имеющееся у них в наличии определенное количество товаров и услуг по различным ценам в определенном месте и за определенное время. Предложение - это зависимость между количеством товаров или услуг, которое потенциальные продавцы хотят и могут продать, и ценами на эти товары или услуги.

Величина предложения - то количество товаров или услуг, которое потенциальные продавцы способны и хотят продать по определенной цене в данном месте за конкретное время при неизменных прочих условиях.

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара или услуги; с повышением цены, соответственно, возрастает и объем предложения и наоборот.

Таким образом, между величиной предложения и ценой наблюдается прямая зависимость.

Зависимость между величиной предложения и ценой представлена в виде графика предложения S на рисунке 4. Кривая предложения имеет положительный наклон, что иллюстрирует прямую зависимость между величиной предложения и ценами не товар.

Изменение предложения выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую предложения S (рисунок 5) вправо вниз (положение S1), а уменьшение предложение – влево вверх (положение S2).

 

 

Изменение предложения может происходить из-за воздействия неценовых детерминант (факторов) предложения:

1. Цены на ресурсы. Увеличение цен на используемые ресурсы при неизменном уровне цен на производимые товары приведет к сокращению прибыли производителя (продавца), что приведет к сокращению предложения.

2. Изменения в технологии производства в сторону механизации и автоматизации производства, снизят затраты ручного труда, повысят производительность производства и снизят себестоимость единицы продукции. При неизменных ценах на продукцию это приведет к увеличению прибыли, что, в свою очередь приведет к увеличению предложения.

3. Налоги и дотации. Производители рассматривают повышение налогов как рост издержек производства. Чрезмерное повышение налогов ведет к уменьшению предложения. Выплата дотаций, как правило, осуществляется с целью стимулирования либо производства отдельного товара, либо производства в определенных районах страны. Дотации приводят к увеличению предложения.

4. Изменение цен на другие товары. Рост цен на другие товары может привести к диверсификации капитала из отрасли производства рассматриваемого товара в более перспективные отрасли, что приведет к уменьшению предложения рассматриваемых товаров.

5. Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидания повышения цен по-разному отразится на поведении фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

6. Изменение числа продавцов на рынке.

Равновесная цена или сбалансированная цена - это цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

· цена, при которой спрос и предложение равны;

· цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

· цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: