Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: теоретико-методологический, исторический аспекты.




Предметом изучения учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, правоприменительная практика в изучаемой сфере, а также доктринальные положения о правовом обеспечении государственного и муниципального управления. При этом следует отметить, что некоторые авторы в качестве предмета правового регулирования рассматривают «поведение участников отношений», считая такой подход более удачным.

Изучение объекта и предмета учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» осуществляется с помощью системы методов. Использование системы методов исследования позволяет проникнуть в глубь процессов, протекающих в системе правового обеспечения сферы государственного и муниципального управления. Среди методов, применяемых для познания практики правового обеспечения государственного и муниципального управления, отметим в первую очередь следующие.

В учебной дисциплине используются такие методы познания, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение и др. Так, в процессе анализа система правового обеспечения расчленяется на составные части, что позволяет вскрыть существенное в ней. Синтез соединяет родственные элементы, воссоздает из частей целое, позволяет видеть, в каких формах проявляется правовое регулирование сферы государственного и муниципального управления.

В основе системы методов изучения правового обеспечения государственного и муниципального управления находится философский подход. Он позволяет исследовать государственно-правовую жизнь с помощью таких категорий, как сущность и явление, количество и качество, форма и содержание, абстрактное и конкретное, объективное и субъективное, и др.

Продуктивное изучение функционирования и развития системы правового обеспечения государственного и муниципального управления невозможно без диалектико-материалистического метода познания. В связи с этим государственное и муниципальное управление рассматривается как в статике, так и в динамике — с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиций внутренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окружающей политической, правовой, экономической, социальной и иной средой.

В учебниках широко используется системный подход, позволяющий наиболее емко и экономично описывать объект исследования. Он требует рассматривать правовое обеспечение государственного и муниципального управления как систему, которая имеет свои цели, задачи, функции, структуру и т.д. Хотя системный подход всегда что-то обрубает, округляет, высекает из изучаемого явления, но в то же время он дает упорядоченное представление о множестве элементов и отношений, существующих в объекте исследования.

В познании правового обеспечения государственного и муниципального управления необходимо использование исторического метода. Его применение к анализу проблем позволяет лучше понять поведение основных субъектов правового обеспечения государственного и муниципального управления в конкретных исторических условиях.

Особое внимание следует уделять статистическим и социологическим аспектам исследования проблем правового обеспечения государственного и муниципального управления. Это необходимо делать для того, чтобы не скатиться в изучении государственного управления к состоянию, при котором «мы главным образом интересуемся и оперируем словами, мало заботимся о том, какова действительность»1.

Данные статистических и социологических исследований позволяют изучать эффективность правового обеспечения государственного и муниципального управления путем измерения его количественных и качественных характеристик, решать многие теоретические и практические вопросы.

При изучении рассматриваемой проблематики невозможно обойтись без сравнительного метода. Он позволяет выявить общее и особенное в развитии отечественного и зарубежных подходов к правовому регулированию государственного и муниципального управления.

Исследование практики правового обеспечения государственного и муниципального управления и путей его модернизации необходимо вести также в политико-правовом и политико-экономическом смысле. Дело в том, что представления о целях правового регулирования государственного и муниципального управления, проектах и результатах его реформирования вне контекста политики и политико-экономических отношений невозможны в принципе.

Кроме того, в процессе изучения практики правового обеспечения государственного и муниципального управления используются специальные научные методы: логический, контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.

ЭТО как относится к вашему вопросу??? Как и любая другая учебная дисциплина, курс «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» имеет свою цель. Представляется, что главной целью данной дисциплины является формирование у студентов:

  • 1) знаний о правовых основах организации и функционирования органов государственного и муниципального управления;
  • 2) навыков анализа и разработки нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственного и муниципального управления.

Цели учебной дисциплины достигаются посредством решения соответствующих задач. Основными задачами дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются:

  • 1) изучение теоретических основ и системы правового регулирования государственного и муниципального управления;
  • 2) анализ содержания и практики применения законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного и муниципального управления;
  • 3) исследование актуальных проблем правового обеспечения государственного и муниципального управления;
  • 4) формирование у студентов навыков анализа эффективности правового регулирования государственного и муниципального управления, деятельности органов государственного и муниципального управления;
  • 5) изучение основных направлений реформирования правовых основ государственного и муниципального управления в Российской Федерации.

Перейдём конкретно к Правовому обеспечению государственного и муниципального управления – это определяемая конституционным, федеральным и региональным законодательством, а также местным нормотворчеством система административной и социально-экономической деятельности должностных лиц и органов публичного управления, направленной на обеспечение социально-экономического развития территории публично-правового образования, прав и интересов личности и благосостояния общества в целом.

Государственное и муниципальное управление традиционно трактуется как система взаимодействующих управляющих субъектов и управляемых объектов для их изменения для целей обеспечения социально-экономического развития общества и обеспечения прав личности. Для обеспечения эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления в системе учреждаются и функционируют государственные и муниципальные институты, которые объединяют группы людей, наделяя их соответствующими властными полномочиями, что позволяет им действовать от имени общества в целом и каждого отдельного гражданина в частности. Функционирование всех субъектов системы государственного и муниципального управления – от личности и до должностного лица и органов публичного управления – регулируются нормативно-правовыми актами.

В качестве объекта системы государственного и муниципального управления следует рассматривать важнейшие для общества и личности социально-экономические процессы. При этом необходимо отметить, что в условиях демократического правового государства и гражданского общества главной целью государственного и муниципального управления выступает обеспечения прав личности и эффективного экономического и социального развития общества. В сегодняшней России в условиях демократизации общественных отношений стоят задачи обеспечения прав населения через демократические институты гражданского общества и выборных должностных лиц и органов публичного управления стабильного социального, экономического, политического развития страны.

Основы правового регулирования государственного и муниципального управления составляют положения Основного закона страны. Отечественная действующая Конституция характеризуется высшей юридической силой, обладает прямым действием на всей территории. При этом законодательные и иные нормативно-правовые акты, которые принимаются в стране, должны не противоречить конституционным положениям.

В соответствии с конституционными положениями международные общепризнанные нормы и договоры международного характера, заключенные Россией, выступают составной частью правовой системы страны: в случае, когда положением международного соглашения устанавливается иная норма по отношению к установленной Конституцией, применению подлежит международное соглашение. Итак, правовое обеспечение государственного и муниципального управления в стране опосредуется значительным объемом международных актов, однако центральное место отводится конституционным нормам. Конституция провозглашает страну правовым, демократическим, республиканским и федеративным государством. Указанное предполагает, что государственное и муниципальное управление страной должно строиться на принципах суверенитета населения страны, выборности и сменяемости должностных лиц и органов публичного управления, разделения функций государственной власти на представительную, исполнительную и судебную, открытости и гласности процессов государственного и муниципального управления, открытого доступа граждан к должностям государственной и муниципальной службы, подконтрольности государственного и муниципального управления населению и др.

Главный смысл правового обеспечения государственного управления заключается в осуществлении целей удовлетворения индивидуальных, национальных и общечеловеческих интересов. Формирование системы правового обеспечения государственного управления, к сожалению, идет стихийным образом, без опоры на тщательно выработанную теоретическую концепцию. Главная трудность создания такой концепции — проблема соотношения публичного и частного права.

Все совершаемые в процессе государственного управления действия должны быть урегулированы правовыми нормами, устанавливающими четкие юридические пределы должного и возможного, поощряемого и запрещенного для соответствующих субъектов. Здесь не действует принцип: разрешено все, что не запрещено законом, а напротив: разрешено только то, что разрешено законом, и запрещено все, что им не разрешено. Это обусловлено тем, что правовые пробелы в регулировании государственно-управленческой деятельности снижают ее уровень, дают почву для негативных проявлений в работе госаппарата, открывают дорогу злоупотреблениям и произволу со стороны госслужащих. В силу вышесказанного отношения государственного управления регулируются преимущественно нормами конституционного и административного права.

Правовое обеспечение государственного управления включает:

1. Научно-правовое обеспечение государственного управления — наиболее значимо в осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, для которых они являются неотъемлемыми функциями. Уровень эффективности правового обеспечения государственного управления во многом зависит от его научной обоснованности.

2. Кадрово-правовое обеспечение — обусловлено необходимостью формирования и рационального использования профессионального потенциала специалистов, имеющих юридическую квалификацию, в различных областях и сферах деятельности. Кадровое обеспечение неразрывно связано с управлением, особенно — государственным.

Государственный аппарат — это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Укомплектование государственных органов профессионально подготовленными кадрами, способными компетентно и ответственно заниматься государственным управлением, является важнейшей политической, а значит, общественно значимой организационно-управленческой проблемой и задачей. Обеспечение эффективности государственной службы подразумевает систему мер организационно-правового характера, проводимых в целях осуществления кадровой политики.

Для подготовки кадров, занятых в государственном аппарате, создана сеть учебных заведений.

1. Информационно-правовое обеспечение государственного управления — это принятие и реализация решений, основанных на эффективном использовании современных информационных и коммуникационных технологий. Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений.

2. Правоохранительное обеспечение — деятельность государства, направленная на обеспечение охраняемых законом прав.

3. Правовое обеспечение прав и свобод, законных интересов человека и гражданина — важнейшая задача, которая непосредственно связана с укреплением демократических основ российской государственности. Конституционное право граждан участвовать в управлении государственными делами обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32, 81,94, 130 Конституции РФ). В Конституции РФ определены и другие формы участия граждан в управлении делами государства: государственная служба (ст. 32), общественные объединения (ст. 30), органы местного самоуправления (ст. 130), участие в собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 31), участие в отправлении правосудия (ст. 32), индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

4. Организационно-правовое обеспечение включает в себя создание, ликвидацию и реорганизацию государственных органов, их структурных подразделений (учреждение органа, определение компетенции его структурных единиц, установление правил и порядка, организационно-правовых механизмов и процедур его деятельности, деятельности должностных лиц либо других субъектов права; текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства).

5. Процессуальное обеспечение представляет собой урегулированный нормами права порядок осуществления определенных юридически значимых действий в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, законных интересов субъектов права в тех или иных видах деятельности, а также обеспечения соблюдения законности и правопорядка в осуществлении государственного управления.

Все вышеперечисленное во многом распространяется и на систему местного самоуправления в общем и на муниципальное управление в частности.

Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2004) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Исторический аспектправового обеспечения государственного и муниципального управления включает в себя несколько блоков.

П ервый блок включает в себя довольно длительный период времени — с древних времен до начала XVII в., когда государственной администрации как урегулированного правом института власти не существовало. Второй блок охватывает период с XVII до середины XIX в. и связан с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права. Третий блок представлен временным периодом со второй половины XIX в. до первых десятилетий XX в. и характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления. Четвертый блок — 20—50-е гг. XX в., когда развитие концептов теории государственного управления было связано с развитием теории организации. Пятый блок — вторая половина XX — начало XXI в.; для него характерно убеждение, что государственное управление должно стать самостоятельной научной дисциплиной, имеющей комплексный характер. Характеристика основных направлений исследований проблем государственного управления и основных научных школ представлена ниже.

Хронологический этап, научные школы Основные концепты и направления исследований  
Первый блок — с древних времен до начала XVII в. 1. Древнекитайские философы — Мэн-цзы (ок. 372-289дон. э.), Конфуций (ок. 551 — 479 до н.э.) 2. Древнеиндийские философы 3. Древнегреческие мыслители — Аристотель (384-322 до н. э.), Платон (ок. 428—348 до н. э.), Полибий (ок. 200 —ок. 120 до н. э.) Государственная администрация как урегулированный правом институт отсутствует. Субъект-объектные отношения в системе государственного управления выстраиваются на основе обычаев, традиций и ритуалов. Собственно государственно-управленческая деятельность сводится к сбору налогов, поддержанию правопорядка, благоустройству городов, нивелированию конфликтов между социальными группами и т.п. Активно развивается идея о всеобщей пользе и роли в ней государственно-управленческой деятельности.  
4. Раннее Средневековье — Св. Августин (354—430), философ и теолог Ф. Аквинский (1225—1274), итальянский мыслитель М. Падуанский (между 1275 и 1280-ок. 1343) 5. Древняя Русь — игумен Иосиф Волоцкий (1439—1515), митрополит Илларион (XI в.) 6. Позднее Средневековье — итальянский мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527), французский мыслитель, теоретик естественного права Ж. Боден (1530-1596), английский философ Т. Гоббс (1588-1679) Формируется представление о государстве как о юридическом институте, который осуществляет управленческие и регулятивно-охранительные функции  
Второй блок —XVII — середина XIX в. I.Полециистика — Франция: писатель Н.де Ламар (1639-1728) — Германия: профессор Г. Юсти (1720-1771), писатель, юрист И. Зоннен-фелье (1732-1817) Происходит непосредственное формирование института государственной администрации и полицейского (административного) права. Государственная власть концентрируется на решении вопросов внутренней безопасности. Во многих европейских странах, в России практикуются своды правил поведения, что приводит к формированию полицейского законодательства. В основу государственного строительства закладывается принцип патернализма (от лат. pater — отси) — мировоззрение и политика абсолютизации роли государственной власти в жизни общества, оправдание ее тотального контроля над обществом, поглощения государством общества и личности. Управление обществом называлось благочинием и благоустройством.  
— Россия: ученый-энциклопедист Ю. Крижанич (ок. 1618—1683), экономист и публицист И. Т. Посошков (1652— 1726), юрист П. Н. Гуляев, автор крупнейшей работы по полицейскому праву "Права и обязанности градской и земской полиции" (1824), профессор, философ Н. Ф. Рождественский (1802-1872), юрист, профессор И. В. Платонов (1805-1890), самый поздний представитель полециистики, юрист, профессор И. Е. Андреевский (1831-1891) В России практика административного управления не нашла теоретического обобщения. В университетах создавались кафедры законов благоустройства и благочиния, где преподавались законы о народонаселении, народном продовольствии, благоустройстве в городах и поселениях и пр.  
2. Камералистика — цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских университетах в XVII—XVIII вв., со второй половины XIX в. - в России. Название связано с камеральными учреждениями, создававшимися в средневековой Европе князьями, королями, имевшими большое собственное хозяйство, в целях подготовки компетентных управляющих. — Россия: государственный деятель М. М. Сперанский (1772-1839) Камералистика ограничивалась описанием явления административного управления. В се русле были сформулированы новые подходы к осуществлению государственно-административного управления. Принцип камерализма предполагал: функциональность в управлении учреждений; специализацию учреждений государственной администрации и канцелярского труда в какой-либо одной определенной сфере государственного управления; регламентацию обязанностей чиновников; унификацию штатов и жалования чиновников. Идеи Сперанского в отношении построения системы государственного управления в России отражены во "Введении к уложению государственных законов" (1809); эти принципы — элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые выборные начала организации суда и контроля,  
— Франция: ученый, автор "Принципов государственного управления" (1812) Ч.-Ж. Боннен, ученый, автор "Очерков об администрации" А. Ф. Вивьен разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности. "Очерки об администрации" Ф. Вивьена (1845) — первая серьезная работа в области науки государственного управления. В развитие его идей во Франции были созданы специализированные министерства, разработаны законы о государственных служащих и процедуры их набора. Формирование конституционно-демократического типа государства, появление ответственности государства перед обществом и личностью в XVIII— XIX вв. инициировало постановку новых управленческих проблем, решение которых полециистика и камералистика предложить не могли
Третий блок — вторая половина XIX — начало XX в. 1. Австрийская школа—Лоренц фон Штейн (1815-1890) Период характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления, основоположником которой считают австрийского ученого Лоренца фон Штейна, опубликовавшего в период с 1866 по 1884 г. восьмитомный труд "Теория государственного управления". В основу положена идея внутреннего управления, выделено пять сфер государственного управления или государственной политики — внешние отношения, войска, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела. Ведущая роль по реализации целей государственного управления отведена исполнительной ветви власти при четком определении вопросов ее ведения. Полиция — механизм принуждения, часть исполнительной власти.
2. Немецкая школа — социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) Государство рассматривается как отношение господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие как средство. Разработаны теории власти и бюрократии, в основу идеального государственного управления положены принципы бюрократической иерархии. Четко разделены политическое руководство и административное управление.  
3. Английская школа — историк, экономист, социолог Дж. Коул (1889-1959), Э. Баркер, Маннинг, Г. Файнер Изучение системы государственного управления в Великобритании началось в конце XIX в. в Лондонской школе экономики II политических паук и продолжилось в Оксфордском, Кембриджском, Манчестерском и др. университетах. Основные направления — изучение политических институтов, института государственной службы, английского конституционного и административного права.  
4. Французская школа — историк права и государствовед, профессор А. Эсмен, юрист, идеолог "синдикалистского" государства Леон Дюги (1859-1928), А. Мишель, М. Ориу Выявлены и проанализированы основные принципы государственного управления во Франции. Заложены основы конституционного подхода к проблемам государственного управления. Система государственного управления изучалась не как самостоятельное явление, а как средство выявления принципов и форм организации деятельности государственно-политических институтов.  
5. Американская школа — доктор политических наук, основоположник американской государственно-административной науки, 28-й Президент США В. Вильсон (1856-1924), американский исследователь Ф. Дж. Гуднью Разработана модель административной эффективности, разграничены функции политической власти и административного упраа1ения, предложено использовать в государственном управлении методы менеджмента. Значительное финансирование науки позволило США создать в ведущих университетах школы государственного управления, которыми решались задачи подготовки государственных служащих; повышения квалификации государственных служащих; проведения научных исследований в сфере государственного управления.  
6. Русская школа — историк, академик С. М. Соловьев (1820—1879), историк, участник подготовки крестьянской реформы 1861 г. К. Д. Кавелин (1818-1885), историк, философ Б. Н. Чичерин (1828-1904), историк, академик В. О. Ключевский (1841-1911), историк, политический деятель П. Н. Милюков (1859-1943), экономист, философ А. А. Богданов (1873-1928) В России в этот период развивается государственная школа, основной проблемой исследования выступает соотношение общества и государства в русской истории на различных ее этапах. Наука развивается в русле юридической науки и истории. Обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государством, т.е. в условиях господства натурального хозяйства, слабого развития обмена и товарно-денежных отношений обеспечение мобилизации материальных и людских ресурсов могло производиться только за счет раскладки государством повинностей по сословиям  
Четвертый блок — 20-50-е гг. XX в. 1. Классическая школа — основоположник организационной науки А. Файоль (1841 —1925), Л. Урвик, Л.Уайт, Д. Муни 2. Школа научного менеджмента 3. Школа "человеческих отношений", или неоклассическая школа — американский психолог А. Маслоу (1908-1970), М. Фоллет, американский социолог Э. Мэйо (1880-1949), У. Мэрфи Дальнейшее развитие концептов теории государственного управления связано с развитием теории организации. Сложилось представление, что система государственного управления — это регламентированная иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функций каждой должностной категории. Идеи научного менеджмента применялись при анализе трудовых процессов в системе государственною управления, классификации должностей государственной службы. Широкого распространения и значимых результатов не получил. Возникла как реакция на недостатки классического подхода. Человеческий фактор рассматривается как основной элемент эффективной организации системы управления. Важный фактор оптимизации системы государственного управления, повышения производительности труда работников этой системы — улучшение психологического климата в коллективе и усиление мотивации к максимизации трудовых усилий.  
4. Советская школа — ученый, автор трудов по рациональной организации труда А. К. Гастев (1882-1938), историк, государственный деятель П. М. Керженцев (1881-1940), H.A. Витке, Е. Ф. Размирович, ученый, автор работ по научной организации труда И. М. Бурлянекий Советский период характеризуется перестройкой государственного аппарата, исходя из теории научной организации труда и управления (НОТ). Создан ряд научно-исследовательских центров — институты труда, научной организации труда, техники управления, лаборатории по изучению труда и пр. В 1920-х гг. для координации работы по НОТ создан Совет научной организации труда (СОВНОТ). Исследования были прерваны в середине 1930-х п.  
Пятый блок — вторая половина XX — начало XXI в. В рамках структурно-функционального, системного и бихевиористского подхода ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы Этот период характеризуется разработкой бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа и переложение их на отрасли социального и гуманитарного знания, в том числе теорию государственного управления. В рамках структурно-функционального подхода государственное управление — единая сложно структурированная система, каждый элемент которой выполняем определенные функции. Бихевиористский подход в сфере государственного управления направлен на исследование и объяснение поведенческого аспекта государственно-управленческих отношений (поведение управляющих и управляемых, их мотивация). Системный подход направлен на синтез знаний, имеющихся в различных областях науки. Цель подхода видится в выявлении всего комплекса отдельно взятых взаимосвязей элементов государственно-административной системы с обществом  
1. Американская школа — социолог-теоретик Т. Парсонс (1902-1979), социолог П. Лазарсфельд (1901-1976), В. Томпсон, Д. Истон, А. Лаффер и др. Акцентировали внимание на факторах, которые способствовали или препятствовали стабильности системы государственного управления.  
2. Английская школа — Дж. Гарретт, Р. Шелдон, М. Оукшотт 3. Немецкая школа — философ, профессор X. Кун, Э. Форстхофф, Э. Хиппель, философ А. Гелен (1904—1976) В основе лежат идеи, характерные для гуманитарного подхода. Считали, что процесс принятия политических решений должен стать гласным и открытым и законодательно следует установить принципы разъяснительной работы с населением, установив санкции за их невыполнение. Система государственного управления — "вечная" ценность, теория государственного управления строится с учетом человеческого фактора, должна носить философский характер. По мнению А. Гелена, государственное управление — фундаментальный антропологический институт, основная деятельность которого должна быть направлена на поддержание стабильности общественной системы.  
4. Русская школа — современные ученые-социологи, занимающиеся разработкой общей теории социального управления В. Г. Афанасьев и Ю. П. Аверин, ученые-юристы, специалисты по теории государства и права, конституционному и административному праву Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, Г В. Атаманчук, Б. М. Лазарев и др. Государственно-управленческая мысль в России возродилась в 1960-х гг. и развивалась в русле административного права. Сформировалось представление, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, многие другие управленческие аспекты. С 1970-х гг. государственное управление стало развиваться как относительно самостоятельное научное направление, тесно соприкасаясь с теорией социального управления, управлением производством, административным правом, теорией государства.  
5. Японский менеджмент Японская система управления базируется на модели человеческих отношений, в которых индивид должен подчинять свои интересы интересам группы. Основный принцип — активное партнерство технических специалистов, бизнес-структур, правительственных структур в формировании концепции экономического роста и се обеспечении  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: