Глава 8. Договорный режим имущества супругов




Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Автор оценивает состояние различных компонентов природной среды следующим образом:

1. «Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья.»

2. «Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.»

3. «Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.»

 

 

2. Какие эле­мен­ты (показатели) де­мо­кра­тии названы в тек­сте (назовите любые два эле­мен­та (показателя))?

 

Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.

 

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

 

Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.

 

Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

 

Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

 

(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны два показателя:

1) пе­ри­о­ди­че­ские выборы;

2) уча­стие в объ­еди­не­ни­ях по интересам, об­ще­ствен­ных движениях, про­фес­си­о­наль­ных союзах и др.

Способы могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны иначе.

3. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?

 

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

 

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

 

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>

 

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

 

(По П. Смелзеру)

Пояснение.

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: автор характеризует социализацию какдвусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности;

2) ответ на второй вопрос: методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше.

Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках.

4. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.

 

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

 

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

 

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

 

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

 

(По Н. Смелзеру)

Пояснение.

Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ,

8) школа.

Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

Указание иных, отсутствующих в тексте факторов, не может быть основанием положительной оценки ответа (поскольку требование задания не выполнено).

5. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?

 

Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

 

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

 

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

 

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

 

(По П. С. Гуревичу)

Пояснение.

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: автор уточняет, корректирует подход к определению культуры как «второй природы»;

2) ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает»;

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

6. Какие пять видов расслоения общества названы в тексте?

 

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

 

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

 

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

 

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

 

(По П. А. Сорокину)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

В тексте названы следующие 5 видов расслоения общества:

1) языковое;

2) государственное;

3) расовое;

4) профессиональное;

5) имущественное.

 

Может быть дано другое объяснение.

7. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».

 

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

 

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

 

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

 

(По С. С. Алексееву)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение: отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений;

2) объяснение связи указанных терминов: отрасль права объединяет нормы права, регулирующие однородные общественные отношения, каждая отрасль имеет своё законодательство (кодексы или законодательные акты).

Может быть приведено другое объяснение.

8. Какие три по­ка­за­те­ля экономического раз­ви­тия рассмотрены в тексте?

 

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

 

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

 

Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.

 

Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

 

Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны следующие по­ка­за­те­ли экономического развития:

1) от­рас­ле­вая структура на­ци­о­наль­ной экономики;

2) ВВП;

3) уро­вень и ка­че­ство жизни населения.

9. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?

 

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

 

Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

 

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

 

В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

 

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

Пояснение.

Могут быть указаны следующие проявления:

1) конкуренция побуждает фирмы эффективно вести дела;

2) конкуренция побуждает учитывать запросы потребителей;

3) конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества;

4) конкуренция заставляет внедрять более дешёвые способы производства;

5) конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми, их идеи должны выдержать «проверку реальностью».

Проявления могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.

10. В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?

 

Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

 

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

 

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

 

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

 

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь — сохранение товарного вида и потребительских свойств.

 

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: удобство дистанционной торговли состоит в том, что, не покидая дома или своего рабочего места, можно получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения;

2) ответ на второй вопрос: ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон,

телевидение и т. п.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

11. Когда может быть заключен брачный договор?

 

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Статья 41

 

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

 

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

 

Статья 42

 

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

 

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

 

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

 

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Пояснение.

В ответе должно быть указано, что брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

12. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

 

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

 

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

 

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

 

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие признаки:

1) свободное ценообразование;

2) конкуренция;

3) равновесие спроса и предложения.

13. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

 

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

 

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...

 

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

 

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

 

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

 

(Д. С. Лихачев)

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие качества:

1) много читал;

2) получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное);

3) много путешествовал;

4) знает несколько языков.

14. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

 

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

 

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

 

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

 

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 

(По кн. Л. Л. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92—93)

Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

15. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

 

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

 

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

 

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

 

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

 

(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)

Пояснение.

В ответе должны быть указаны:

1) чтение побуждает мыслить;

2) мышление отражает прочитанное.

16. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

 

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

 

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопо-этическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

 

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: