Анализ учебников «Окружающий мир» по курсу «Школа России»
Методический анализ учебника:
1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).
Авторы: А. А. Плешаков, У. А. Крючкова
Предмет: окружающий мир
Класс: 4, часть 2
Издательство: Москва «Просвещение» 2013
Серия: «Школа России».
2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки.
Содержание:
Страницы всемирной истории
· Начало истории человечества
· Мир древности: далёкий и близкий
· Средние века: время рыцарей и замков
· Новое время: встреча Европы и Америки
· Новейшее время: история продолжается сегодня
Страницы истории России
· Жизнь древних славян
· Во времена Древней Руси
· Страна городов
· Из книжной сокровищницы Древней Руси
· Трудные времена на Русской земле
· Русь расправляет крылья
· Куликовская битва
· Иван Третий
· Мастера печатных дел
· Патриоты России
· Пётр Великий
· М. В. Ломоносов
· Екатерина Великая
· Отечественная война 1812 года
· Страницы истории 19 века
· Россия вступает в 20 век
· Страницы истории 1920 – 1930-х годов
· ВОВ и Великая победа
· Страна, открывающая путь в космос
Современная Россия
· Основной закон России и права человека
· Мы – граждане России
· Славные символы России
· Такие разные праздники
· Путешествие по России
Наши проекты
Проверим себя и оценим свои достижения
Странички для самопроверки
Рубрика – Условные обозначения:
В конце каждой темы мы можем заметить рубрики: «Обсудим!», «Проверь себя», «Задания для домашней работы» и «На следующем уроке». Они помогают лучше понять и освоить тему, а последняя рубрика узнать, что будет в следующей.
«Странички для любознательных» даются для общего ознакомления, в них можно прочитать исторические события, факты.
Присутствует рубрика «Работа с исторической картой и схемами». Она предполагает нахождение определённых объектов, и их описание.
На 204 – 205 страницу присутствует раздел «Наши проекты»: Работая со 2 частью учебника, вы можете выбрать любые из предлагаемых тем проектов.
Со страницы 206 – 219 есть раздел «Проверим себя и оценим свои достижения». На 220 и 221 странице есть «Странички для самопроверки», с помощью которых ученики смогут оценить свои достижения.
Также, в начале каждого раздела указываются планируемые цели, из которых ребёнок уже сможет понять ход работы.
Оглавление разделов и тем указываются крупным шрифтом и ярким цветом. Ключевые слова и обозначения тоже выделяются.
3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные, пояснительные), отметить их достоинства и недостатки, их объем и доступность.
В статье «Древний Египет» объём материала небольшой, и объясняется доступным языком. В тексте есть отсылки на картинки, что позволяет не только теоретически изучить тему, а также с помощью изображений лучше закрепить её. Если встречаются непонятные слова, то в конце страницы им даётся расшифровка, и указывают правильное ударение, что позволяет правильно произносить слова.
Дополнительные статьи учебника, такие как «Странички для любознательных», написаны в удобной форме и легко понимаются. Благодаря таким статьям, дети больше узнают о своей стране, у них формируется чувство патриотизма.
Пояснительные статьи, в доступной форме, дают определения незнакомых нам понятий.
4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение.
Данный учебник богат иллюстрациями. Здесь много фотографий, исторических портретов, исторических карт и схем.
Размеры иллюстраций здесь разный: есть небольшие, а есть и на пол страницы.
Количество иллюстраций (в среднем на одну статью) колеблется от 1 до 4 изображений.
Иллюстративное сопровождение способствует устранению напряжения в лице учащихся.
5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки.
Усвоения знаний и умений осуществляется в каждой теме. Здесь в этом помогают разные рубрики: по проверке закреплённого материала, домашнего задания, по обсуждению пройденной темы. Они указываются в виде заданий и вопросов.
6. Проанализировать структуру учебника с позиции реализации требований ФГОС.
В данном учебнике присутствует материал для осуществления системно-деятельностного подхода, который поможет учащимся самостоятельно анализировать и понимать учебный материал.
Также здесь предоставлены заданий, направленные на формирование УУД. Это задания из рубрик: «Обсудим!», «Проверь себя», «Задания для домашней работы». И раздел «Наши проекты», который позволяет самостоятельно выбрать и подготовить данную тему.
Приведём пример.
Рубрика «Обсудим!» из темы: «По югу России».
Вопрос: Что вы можете рассказать про родной край (город, посёлок) своим ровесникам из другого края или города? О чём вы расспросите их?
Данный вопрос поможет учащемуся взглянуть на свой край по-новому, и узнать что-то новое.
7. Выявить сходства и отличия между учебниками для общеобразовательной и коррекционной школы (отметить особенности построения статей, коррекционно-развивающий характер заданий, доступность для учеников).
Данные учебники реализуют общую доступность для понимания учеников. Статьи учебника удобно размещены, и разделены в соответствии со своей тематикой по разделам.
Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.
8. Предложить собственные рекомендации по составлению учебников для начальной школы по изучению курса «Окружающий мир».
Я бы хотела предложить ввести рубрику «Общая викторина», с помощью которой ученики бы смогли повторить все пройденные темы данного учебника, в игровой и познавательной форме.