Странички для самопроверки




Анализ учебников «Окружающий мир» по курсу «Школа России»

Методический анализ учебника:

1. Изучить содержание титульного листа (выходные данные).

Авторы: А. А. Плешаков, У. А. Крючкова

Предмет: окружающий мир

Класс: 4, часть 2

Издательство: Москва «Просвещение» 2013

Серия: «Школа России».

2. Выделить особенности аппарата ориентировки учебника: содержание, назначение, достоинства и недостатки.

Содержание:

Страницы всемирной истории

· Начало истории человечества

· Мир древности: далёкий и близкий

· Средние века: время рыцарей и замков

· Новое время: встреча Европы и Америки

· Новейшее время: история продолжается сегодня

Страницы истории России

· Жизнь древних славян

· Во времена Древней Руси

· Страна городов

· Из книжной сокровищницы Древней Руси

· Трудные времена на Русской земле

· Русь расправляет крылья

· Куликовская битва

· Иван Третий

· Мастера печатных дел

· Патриоты России

· Пётр Великий

· М. В. Ломоносов

· Екатерина Великая

· Отечественная война 1812 года

· Страницы истории 19 века

· Россия вступает в 20 век

· Страницы истории 1920 – 1930-х годов

· ВОВ и Великая победа

· Страна, открывающая путь в космос

Современная Россия

· Основной закон России и права человека

· Мы – граждане России

· Славные символы России

· Такие разные праздники

· Путешествие по России

Наши проекты

Проверим себя и оценим свои достижения

Странички для самопроверки

Рубрика – Условные обозначения:

В конце каждой темы мы можем заметить рубрики: «Обсудим!», «Проверь себя», «Задания для домашней работы» и «На следующем уроке». Они помогают лучше понять и освоить тему, а последняя рубрика узнать, что будет в следующей.

«Странички для любознательных» даются для общего ознакомления, в них можно прочитать исторические события, факты.

Присутствует рубрика «Работа с исторической картой и схемами». Она предполагает нахождение определённых объектов, и их описание.

На 204 – 205 страницу присутствует раздел «Наши проекты»: Работая со 2 частью учебника, вы можете выбрать любые из предлагаемых тем проектов.

Со страницы 206 – 219 есть раздел «Проверим себя и оценим свои достижения». На 220 и 221 странице есть «Странички для самопроверки», с помощью которых ученики смогут оценить свои достижения.

Также, в начале каждого раздела указываются планируемые цели, из которых ребёнок уже сможет понять ход работы.

Оглавление разделов и тем указываются крупным шрифтом и ярким цветом. Ключевые слова и обозначения тоже выделяются.

3. Проанализировать содержание статей учебника (основные, дополнительные, пояснительные), отметить их достоинства и недостатки, их объем и доступность.

В статье «Древний Египет» объём материала небольшой, и объясняется доступным языком. В тексте есть отсылки на картинки, что позволяет не только теоретически изучить тему, а также с помощью изображений лучше закрепить её. Если встречаются непонятные слова, то в конце страницы им даётся расшифровка, и указывают правильное ударение, что позволяет правильно произносить слова.

Дополнительные статьи учебника, такие как «Странички для любознательных», написаны в удобной форме и легко понимаются. Благодаря таким статьям, дети больше узнают о своей стране, у них формируется чувство патриотизма.

Пояснительные статьи, в доступной форме, дают определения незнакомых нам понятий.

4. Охарактеризовать иллюстративный аппарат учебника: содержание и назначение.

Данный учебник богат иллюстрациями. Здесь много фотографий, исторических портретов, исторических карт и схем.

Размеры иллюстраций здесь разный: есть небольшие, а есть и на пол страницы.

Количество иллюстраций (в среднем на одну статью) колеблется от 1 до 4 изображений.

Иллюстративное сопровождение способствует устранению напряжения в лице учащихся.

5. Изучить аппарат организации усвоения знаний и умений, его содержание, достоинства и недостатки.

Усвоения знаний и умений осуществляется в каждой теме. Здесь в этом помогают разные рубрики: по проверке закреплённого материала, домашнего задания, по обсуждению пройденной темы. Они указываются в виде заданий и вопросов.

6. Проанализировать структуру учебника с позиции реализации требований ФГОС.

В данном учебнике присутствует материал для осуществления системно-деятельностного подхода, который поможет учащимся самостоятельно анализировать и понимать учебный материал.

Также здесь предоставлены заданий, направленные на формирование УУД. Это задания из рубрик: «Обсудим!», «Проверь себя», «Задания для домашней работы». И раздел «Наши проекты», который позволяет самостоятельно выбрать и подготовить данную тему.

Приведём пример.

Рубрика «Обсудим!» из темы: «По югу России».

Вопрос: Что вы можете рассказать про родной край (город, посёлок) своим ровесникам из другого края или города? О чём вы расспросите их?

Данный вопрос поможет учащемуся взглянуть на свой край по-новому, и узнать что-то новое.

7. Выявить сходства и отличия между учебниками для общеобразовательной и коррекционной школы (отметить особенности построения статей, коррекционно-развивающий характер заданий, доступность для учеников).

Данные учебники реализуют общую доступность для понимания учеников. Статьи учебника удобно размещены, и разделены в соответствии со своей тематикой по разделам.

Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

8. Предложить собственные рекомендации по составлению учебников для начальной школы по изучению курса «Окружающий мир».

Я бы хотела предложить ввести рубрику «Общая викторина», с помощью которой ученики бы смогли повторить все пройденные темы данного учебника, в игровой и познавательной форме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: