Греческая экономика в классическую эпоху




Тема третья.

Классическая Греция.

Лекция 10. Греческий мир после греко-персидских войн

 

Вопросы лекции

1. Перемены в общественной жизни.

2. Соперничество Афин и Спарты.

I. Перемены в общественной жизни.

Изменение самосознания греческого общества

После окончания греко-персидских войн наступило время расцвета цивилизации античной Греции – ее классическая эпоха. В их общественном сознании эллинов стали преобладать полисный коллективизм, патриотизм, чувство собственного достоинства гражданина. Они начали осознавать уникальность собственного пути развития, свою «непохожесть» на остальных

Возросло в ходе войн этническое самоопределение эллинов. Для гражданина любого государства «малой родиной» по-прежнему оставался свой полис. Но вместе с тем появляется представление о «большой родине» - Элладе. Греки начинают противопоставлять себя всем остальным народам, которых называли одним словом – «варвары ».

Это слово после побед греков над многоплеменными полчищами Ахеменидов приобрело негативный, уничижительный оттенок. Представителей негреческих народов начинают считать людьми «второго сорта», обреченными на подчинение и рабство. Великий греческий философ Аристотель в IV веке до н. э. писал: «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Самих себя греки считали рожденными для свободы и господства.

Презрение к варварам имело не расовый, а социокультурный характер. Они заслуживали такого отношения потому, что были чужды личной свободе, наличию неотъемлемых прав, подчинению не монарху, но только закону. Так как варвары имели в своих царствах статус подданных, а не граждан, то греки и воспринимали их как «рабов от рождения».

Греческая экономика в классическую эпоху

 

Непосредственный экономический ущерб, нанесенный войной с Персией большинству полисов, был, как правило, невелик. Ведь военные действия в Балканской Греции шли лишь во время похода Ксеркса в 480–479 гг. до н. э.. Вместе с тем, успешные боевые действия Элладе не только жертвы, но и значительные доходы. В руки греков попала богатая военная добыча. Масса военнопленных была либо обращена в рабов, либо освобождалась за выкуп.

Сельское хозяйство. В классическую эпоху оно оставалось основой экономической жизни греческого мира. В первую очередь это относится к земледелию. Лишь в некоторых регионах более или менее значительное место в хозяйстве занимало скотоводство. Фессалия по-прежнему славилась своими конями. В Мегарах развивалось овцеводство, ориентированное на производство шерсти. Скотоводством жила Аркадия, каменистые почвы которой не позволяли выращивать культурные растения.

Во многих греческих государствах, таких как Спарта, Элида, полисы Беотии и др., сельское хозяйство доминировало над всеми остальными сферами экономики. Там, где преобладало занятие ремеслом и торговлей, например в Афинах, Коринфе и др., сельскохозяйственное производство также играло весьма важную роль.

В разных регионах Эллады сельское хозяйство было организовано неодинаково. Для Спарты традиционными оставались илотские хозяйства. Иной была ситуация в афинском полисе. Сельскохозяйственные земли Аттики были разделены на наделы, находившиеся в собственности отдельных граждан. Преобладали мелкие (3–5 гектаров) и средние (15–20 гектаров) крестьянские усадьбы. Возникновению крупных хозяйств препятствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, играли роль малые размеры территории полиса. Во-вторых, имущественное расслоение в полисе с его уравнительными тенденциями не могло быть по настоящему значительным. Поэтому владельцы действительно огромных состояний, позволявших скупать значительные участки земли, были большой редкостью. В- третьих, даже крупные земельные владения имели вид не одного обширного поместья, а ряда имений, разбросанных в разных частях хоры.

Экономическую жизнь полиса определяли не крупные владения богачей, а мелкие и средние хозяйства рядовых граждан. Они обычно включали небольшое поле для выращивания зерновых культур, виноградник, оливковую рощу, сад, огород и загон для скота. Каждое такое хозяйство было ориентировано в первую очередь на обеспечение существования своих владельцев. Его обслуживал коллектив работников: сам хозяин со своим семейством, несколько рабов, иногда привлекались сезонные наемные работники.

Если какая либо продукция с крестьянских участков и шла на продажу, то это были излишки, которые не могли быть потреблены в рамках семьи. Так как целью производства было самообеспечение крестьянской семьи, то сколько-нибудь четко выраженной специализации, например, на выращивании одной культуры, не было.

Основой земледелия оставалась «средиземноморская триада» - зерновые, оливковое масло и вино. Без выращивания злаков не мог обходиться ни один полис. В основном сеяли ячмень, так как пшеница росла в Греции плохо. При этом набор довольно примитивных сельскохозяйственных орудий не менялся в течение столетий. Он включал простой безотвальный плуг, мотыгу для разравнивания пашни, серп для срезания колосьев и ручную веялку, напоминавшую лопату.

Система земледелия была двупольной, реже трехпольной. Растениеводство основывалось на естественном дождевом орошении и поливе. Крупномасштабных ирригационных работ греки не знали. Все это при малой плодородности почв Балканской Греции приводило к тому, что урожаи зерновых, как правило, были невысокими. Лишь очень немногие из греческих государств, прежде всего Спарта, могли обеспечить себя собственным хлебом.

Большинство полисов, в том числе Афины, было вынуждено прибегать к импорту, порой крупномасштабному, зерна.

Во многих полисах Греции занимались выращиванием винограда и оливок. Лучший виноград созревал на островах Эгейского моря. Маслинами славилась Аттика, наладившая производство оливкового масла. Повсеместно выращивали фрукты (особенно популярен был инжир), огородные культуры - бобы, чечевицу, лук, капусту, огурцы, а также лен, шедший на производство тканей.

Скотоводство занимало далеко не первое место в системе сельского хозяйства. Держали овец и коз для получения шерсти и молочных продуктов), свиней для получения мяса, ослов и крупный рогатый скот - на быках и коровах пахали, на мулах и ослах ездили и перевозили грузы. Лошадей было немного, и разводили их исключительно для военных или спортивных целей. Для выпаса скота использовались в основном каменистые склоны гор и холмов.

Сельское хозяйство считалось почетным родом занятий, в наибольшей степени достойным свободного человека. В большинстве полисов им было позволено заниматься лишь гражданам. Греческие крестьяне, которых характеризовали рациональный, прагматичный подход к жизни, чувство собственного достоинства и здоровый консерватизм, были основой гражданского коллектива полисов и войска гоплитов, опорой умеренной демократии.

Ремесла. В классическую эпоху они окончательно отделились от сельского хозяйства и стали сферой профессиональной деятельности. На высоком уровне находилась добыча и обработка металлов. Руду добывали путем устройства шахт, доходивших до 120 метров в глубину. Труд шахтера, работавшего в глубоком подземелье полулежа, при скудном освещении лампады, считался самым тяжелым. Поэтому на подземных работах чаще всего использовали рабов.

Добытую руду плавили в печах простейшей конструкции, не позволявших достигать высоких температур. Это сказывалось на качестве железа, которое получалось с большой примесью шлаков, которые приходилось удалять путем длительной ковки. Металл самого лучшего качества шел на изготовление оружия. Высоких результатов греки достигли в зодчестве и судостроении. И каменные здания, и триеры, построенные в классическую эпоху, выделялись функциональной эффективностью и изяществом форм.

Исключительно высокоразвитым было гончарное дело. Керамические изделия греческих гончаров и вазописцев пользовались огромным спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Наиболее традиционный, домашний характер сохраняли ремесла, связанные с изготовлением тканей. Практически каждая гречанка занималась прядением и ткачеством.

Ремесленное производство основывалось на ручном труде. Ремесленники (греч. демиурги) в первую очередь думали о высоком качестве изделий, а не количестве их. Поэтому вопрос роста производительности труда не был для них актуальным. Применявшиеся технические приспособления - гончарный круг, ручная мельница, кузнечные мехи и т.п., были довольно примитивными.

Центрами ремесленного производства были эргастерии – сравнительно небольшие мастерские, в которых трудились до нескольких десятков человек и артели, занимавшиеся строительством. В них работали как свободные люди, так и рабы, причем зачастую рядом. В ряде отраслей, таких как керамическом производстве, изготовлении обуви и т. п., широко использовалось разделение труда. Например, один мастер лепил сосуд, другой шлифовал его, третий покрывал лаком, четвертый обжигал и т. д.

Наблюдалась и «ремесленная специализация» отдельных центров. Так, Афины и Коринф славились керамической посудой. В Афинах существовал даже особый квартал гончаров, который назывался Керамик. Милет и Мегары были знамениты своими шерстяными тканями.

Греки считали ремесло в известной мере «низменным» занятием, в меньшей мере, чем сельское хозяйство, достойным свободного человека. В силу этого многих полисах ремесленники составляли опору радикальной демократии.

Торговля получала в греческом мире все большее развитие. Внешнеэкономические операции были связаны преимущественно с морем, поскольку сухопутные дороги были менее удобными и безопасными. Соответственно крупнейшими торговыми центрами были полисы, располагавшие портами и значительным флотом - Коринф, Эгина, Хиос, Самос, Сиракузы и другие. Однако к середине V века до н. э. крупнейшим центром морской торговли стали афинский порт Пирей.

Торговля греческих полисов, как друг с другом, так и с негреческими государствами и племенами, была ориентирована в основном на ввоз товаров. Главной ее целью было приобретение того, что эллины не могли произвести собственными силами. Прежде всего, ввозился хлеб, главными продавцами которого выступали наиболее плодородные регионы Средиземноморья: Египет, Великая Греция, Северное Причерноморье.

Ввозили также рабов, предметы роскоши – украшения и благовония, корабельный лес, некоторые металлы, прежде всего олово, отсутствовавшее в Элладе. В обмен на эти товары греки вывозили керамику, изделия из металлов, дорогие вина, масла и т. п. Греческие товары порой попадали в весьма отдаленные места: Персию, Скифию, Галлию и другие, вероятно через посредников.

Важнейшие морские торговые пути шли из Греции на северо-восток – в Понт Эвксинский, на восток - к Кипру и Финикии, на юг - к Египту и Кирене, на запад - к Южной Италии, Сицилии и далее вдоль северного побережья Средиземного моря. Как правило, торговые корабли держались вдоль берегов. Выходить далеко в открытое море они не рисковали.

В Греции торговля была делом исключительно частным. Однако многие полисы проводили «социальную» торговую политику, направленную на максимальное обеспечение населения всем необходимым. Так, в Афинах предпринималось регулирование рыночных цен на хлеб. За превышение установленных цен торговец мог понести суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Торговую жизнь определяла деятельность крупных оптовых купцов (греч. эмпоры), закупавших большие партии товаров. Это занятие считалось крайне рискованным, но чрезвычайно выгодным. Существовали мелкие розничные торговцы, перекупавшие у эмпоров их товар на оптовом рынке и затем продававшие его в своих лавках. Главный афинский оптовый рынок находился в Пирее.

Наряду с внешнеторговыми существовали и местные рынки. В Афинах основным местом торговли была Агора – главная городская площадь. На местных городских рынках продавались практически все продукты питания и все основные виды ремесленных изделий. С продукцией сельского хозяйства крестьяне выходили на рынок от случая к случаю. Лишь немногие землевладельцы пытались перестроить свое домашнее хозяйство на рыночный лад.

Мелкая торговля считалась в Греции делом унизительным. К крупным оптовым торговцам относились с большим уважением. Оптовой торговлей могли заниматься и аристократы. Известно, что торговал даже знаменитый афинский законодатель Солон. Афинские торговцы, как и ремесленники, выступали, как правило, сторонниками радикальной демократии, а нередко становились и ее вождями.

Расширение торговых операций вызвало необходимость в финансовых операциях. Осуществление их взяли на себя трапезиты – менялы, производившие на рынках обмен многочисленных древнегреческих «валют». В классическую эпоху все больше полисов начинает чеканить собственную монету. Особенно популярными в греческом мире V–IV вв. до н. э., пользовавшимися спросом практически на любом рынке, были афинские драхмы и тетрадрахмы. На лицевой стороне монеты была изображена голова богини Афины, на оборотной – сова.

Постепенно трапезиты стали выполнять чисто банковские функции - принимали деньги на хранение, выдавали ссуды под проценты, вели безналичные расчеты через отделения в различных городах и т. п. Крупнейшие менялы принадлежали к числу наиболее состоятельных жителей Афин. Но в большинстве своем это были люди, не имевшие гражданских прав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: