Темы контрольных работ
1. Моральные нормы и ценности «малой науки» и «большой науки».
2. Основные постулаты классической социологии знания.
3. Проблемы воспроизводства научных кадров.
4. Внутренняя и внешняя этика науки.
5. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.
6. Гипотеза как форма развития научного знания.
7. Дедукция как метод науки и его функции.
8. Диахронное и синхронное разнообразие науки.
9. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.
10. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.
11. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.
12. Императивы научного этоса.
13. Этические проблемы публикации результатов исследований.
14. Стратегия научного сообщества в отношениях с общественными движениями.
15. Главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия.
16. Основания профессиональной ответственности ученого.
17. Основные линии вознаграждения ученого научным сообществом и их влияние на мотивацию ученых.
18. Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований.
19. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.
20. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.
21. Миф, преднаука, наука.
22. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы.
23. Наука и культура: механизм взаимовлияния.
24. Наука и общество: формы взаимодействия.
25. Научная деятельность и ее структура.
26. Научная рациональность, ее основные характеристики.
27. Научные законы и их классификация.
28. Неклассическая наука и ее особенности.
29. Объектная и социокультурная обусловленность научного познания и его динамики.
30. Основные модели научного познания: индуктивизм, гипо-тетико-дедуктивизм, трансцендентализм, конструктивизм. Их критический анализ.
31. Основные тенденции формирования науки будущего.
32. Основные философские парадигмы в исследовании науки.
33. Особенности древневосточной преднауки.
34. Постнеклассическая наука.
35. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
36. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
37. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.
38. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.
39. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.
40. Сущностные черты классической науки.
41. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
42. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.
43. Формализация как метод теоретического познания. Его возможности и границы.
44. Понятие научного объекта. Типы научных объектов.
45. Подтверждение и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.
46. Научное доказательство и его виды-
47. Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды.
48. Системный метод познания в науке. Требования системного метода.
49. Идеология науки и ее исторические типы.
50. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.
51. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.
52. Неявное и личностное знание в структуре научного познания.
53. Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания.
54. Понятие научной революции. Виды научных революций.
55. Научная истина. Ее виды и способы обоснования.
56. Когнитивное творчество, его сущность, механизм и основания.
57. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.
58. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.
59. Проблема выбора научной гипотезы, основания и механизм предпочтения.
60. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания.
61. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.
62. Наука в зеркале социобиологии и экологии.
63. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.
64. Социальная и когнитивная ответственность ученого.
65. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и способы организации деятельности.
66. Продуктивность и эффективность научной деятельности, способы их измерения и оптимизации.
67. Экспертная деятельность в науке и ее функции. Внутренняя и внешняя научная экспертиза.
68. Наука и ценности.
69. Когнитивные ценности и их природа.
70. Инновационная деятельность и ее структура.
71. Роль и функции науки в инновационной экономике.
72. Инновационная система современного общества и ее структура.
73. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
74. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.
75. Управление и самоуправление в научной сфере.
76. Неклассическая наука и ее особенности.
77. Функции государства в управлении развитием науки.
78. Научная политика современных развитых стран.
79. Проблемы развития современной российской науки.
80. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.
81. Социально-психологические основания научной деятельности.
82. Гуманитарные основания естествознания.
83. Понятие научного мировоззрения.
84. Понятие философской проблемы науки.
85. Философские проблемы науки и методы их исследования.
86. Философия науки: предмет, метод, функции.
87. Структура философии науки как области философского знания.
88. Организационная структура современной науки.
89. Философско-психологические проблемы научной деятельности.
90. Философские проблемы управления научными коллективами.
91. Классики естествознания и их вклад в философию науки.
92. Особенности гуманитарного знания.
93. Философские основания и проблемы социального познания.
94. Человек как предмет комплексного философско-научно-го исследования.
95. Философские основания и особенности математических и логических исследований.
96. Предмет и структура методологии науки.
97. Современные проблемы теории научного познания.
98. Этические проблемы науки.
99. Наука — основа развития современного общества.
100.Герменевтика как методология.