Требования к структурным элементам работы




Требования стандарта к оформлению курсовой работы

Общие положения

Основная цель курсовой работы - показать умение студента вести самостоятельные научные исследования и соединять теоретические знания с решением конкретных вопросов деятельности предприятий.

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

1) выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем;

2) изучение настоящих методических указаний

3) формулировка цели и составление плана;

4) подбор, изучение и анализ содержания литературных источников по теме работы;

5) сбор, обобщение и анализ информации по конкретному предприятию;

6) написание и оформление работы;

7) защита работы.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;

· логическая последовательность изложения материала;

· достоверность и взаимная увязка данных между собой;

· обоснованность выводов и рекомендаций

Конкретная проблема, выбранная для исследования, должна разрабатываться с точки зрения нахождения путей повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций.

Представлять курсовую работу следует в установленный учебным планом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях, возвращается студенту с оценкой “на доработку”. Исправленная студентом работа сдается для повторной проверки. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.

 

Структура работы

Определившись с объектом исследования и темой работы, необходимо составить план, исходя из последовательности раскрытия темы.

Общая структура полностью оформленной курсовой работы включает в себя следующие элементы:

* титульный лист;

* содержание;

* введение;

* теоретическая часть;

* основная часть;

* заключение;

* список использованной литературы;

* приложения.

 

Требования к структурным элементам работы

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение А).

В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “СОДЕРЖАНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки в конце.

Во «Введении» (1-2 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.).

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы. От обоснования актуальности логично перейти к формулировке цели проводимого исследования и задач, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик. Задачи исследованияоформляются в форме нумерованного перечисления (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать..., определить...). Формулировки задач обычно отражают название разделов (глав) курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Объект исследования –предприятие (отрасль), на материалах которого изучается проблема. Предмет исследования – проблема, над которой работает исследователь.

Таким образом, материал «Введения» целесообразно излагать в следующей последовательности, начиная каждый элемент с абзацного отступа:

· актуальность выбранной темы (до 10 предложений);

· цель курсовой работы;

· задачи исследования;

· объект исследования;

· предмет исследования;

· теоретическая база исследования;

· информационная база исследования;

· методы исследования.

Теоретическая часть (глава 1) (10 -15 страниц) представляет собой изложение теоретических основ изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами (главами), она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали существующие способы их решения. При изучении литературы необходимо обращать особое внимание на передовой, инновационный опыт предприятий. При написании данной части следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса.

Очень серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально - логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно - и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1. применение специальных функционально - синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во - первых, во - вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно - следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к..., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2. использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что - то, кое - что и др.) в научной речи использовать не принято;

4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно - и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил при изложении материала позволяет избежать ряда ошибок, наиболее часто совершаемых студентами при написании курсовой работы.

Основная (специальная) часть (10-15 страниц) является центральной в работе. Эта часть может состоять из нескольких (не более трех) разделов (глав) и подразделов (параграфов),подробно характеризующих как объект исследования в целом, так и конкретное состояние изучаемого вопроса с обоснованием предложений по совершенствованию изучаемых процессов. В целях краткости изложения все материалы целесообразно представлять в виде статистических данных и оформлять их в табличной форме. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.

Таким образом, автор, используя свои теоретические знания, детально исследует и анализирует различные аспекты темы. Особое внимание следует уделить динамике протекания изучаемых процессов, выявлению факторов, вызвавших их изменения. На основании проведенного анализа студент должен разработать и обосновать конкретные и реальные предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования.

Заключение (2-3 страницы) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Заключение оформляется в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, располагаемых в порядке изложения материала в курсовой работе. Здесь показывается, как решена цель, поставленная во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие - либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Список использованной литературыдолжен включать не менее 15 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (п.1.4.). В список литературы необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе.

Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения студентом библиографических источников. Это позволяет ему ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. В этой связи на публикации последних 5 лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, имеющиеся нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. Самая свежая информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении научно-исследовательской работы (НИР).

Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.

Работа над литературным источником - творческий процесс. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.

При изучении библиографических источников необходимо:

1) внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой работы;

2) выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;

3) целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по нерешенным проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на нерешенные проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументированно поддержать точку зрения какого - либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направляемые на решение проблемы.

Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), в отдельных файлах, которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.

Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них в тексте работы. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.

Объем курсовой работы - 30-35 машинописных листов стандартного формата без учета списка использованной литературы и приложений.

 

 

· Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) - 14, таблицы, иллюстрации допускается выполнять 12 кеглем.

· Выравнивание текста - по ширине.

· Абзацный отступ - 1,27см.

· Межстрочный интервал – 1,5.

· Размеры полей: левое - 30 мм; верхнее, нижнее - 20 мм; правое - 10 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

· Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В ней должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

· Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или черными чернилами рукописным способом.

· Наименования структурных элементов работы «Содержание», «Введение», разделы (главы) и подразделы теоретической и основной части, «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» служат заголовками структурных элементов работы.

· Теоретическую и основную (специальную) части работы следует делить на разделы (главы), подразделы (пункты).

· Каждый раздел (главу) следует начинать с нового листа (страницы).

· Разделы (главы), подразделы (пункты) следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа (например, 1, 2, 3 и т.д. или 1.1, 1.2 и т.д.).

· Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста работы, за исключением введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

· Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. После номера раздела, подраздела в тексте точку не ставят.

· Если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует.

· Разделы (главы), подразделы работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие их содержание.

· Заголовки разделов (глав), подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

· Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3, 4 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.

· Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

· Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не проставляют.

· Иллюстрации (рисунки, схемы, чертежи, графики, диаграммы, фотоснимки и пр.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

· На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

· Иллюстрации могут быть и цветные, но в компьютерном исполнении.

· Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

· Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы за исключением иллюстраций приложений.

· Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки, например: Рисунок 1 – Организационная структура предприятия. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных.

· Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например, Рисунок1.1).

· Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Рисунок А.3).

· Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок 1».

· Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

· Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку, без абзацного отступа, с ее номером через тире. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

· На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке в тексте на таблицу следует писать слово «таблица» или «табл.» с указанием ее номера (например, таблица 1 или табл.1).

· Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головки (шапки) таблицы вставляют строку с нумерацией граф, на следующей странице продолжение таблицы также начинают со строки номеров граф и над этой частью таблицы слева помещают надпись «Продолжение (окончание) таблицы» с указанием ее номера без названия и точки в конце.

· Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела, в этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (за исключением таблиц приложений).

· Таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена «Таблица В.1».

· Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

· Не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой.

· Если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

· Таблицы справа, слева и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте (кегль 12).

· Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

· Располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.

· Сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т.д. за исключением общепринятых (г., гг - год, годы, ч -час, чел.-ч - человеко-часы, в., вв. – век, века, г. – город, га - гектар, чел.-дни - человеко-дни, руб. - рубли, тыс. (млн.) руб. - тысячи (миллионы) рублей, м - метры, кв.м - квадратные метры, т - тонны, км - километры, т-км - тонно-километры, ц/га -урожайность с 1 га в центнерах и др.) не допускаются. Могут применяться и узкоспециализированные сокращения с детальной их расшифровкой после первого упоминания, которая приводится в круглых скобках, например: АОЗТ (акционерное общество закрытого типа).

· Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х».

· Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

· Ссылки на порядковые номера формул в тексте дают в круглых скобках (например, рассчитаем показатель по формуле (1)).

· Расшифровка значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должна быть приведена с новой строки в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишется без абзацного отступа.

Например, производительность труда одного работника определяется по формуле:

 

ПТ=В/Чр, (1)

где В – выручка организации за рассматриваемый период времени, руб.;

Чр – среднесписочная численность работников за тот же период, чел.

· В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

· Ссылки на источники литературы являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности.

· Ссылки на использованные источники в тексте - следует указывать порядковый номер их расположения в библиографическом списке в квадратных скобках. Например:

“А.А.Евстигнеев [13] и В.Е.Гусев [27] сравнивают...”

Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

“В.А.Барсов [20, С.29] пишет...”

Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

“Ряд авторов [5, 11, 17] считают...”

Выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки.

· Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте.

· Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы,Ъ, обозначающая его последовательность. Например: Приложение А.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Например: Приложение 1.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру страницы с прописной буквы отдельной строкой.

· Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

· После текста работы, перед приложениями приводится список использованной литературы.

· В список использованной литературы включаются все источники, применяемые в работе, в следующей последовательности:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные конституционные законы.

3. Федеральные законы.

4. Законы субъекта РФ.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов.

7. Все остальные литературные источники (в том числе ГОСТы) в алфавитном порядке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: