Стратегические группы. Ключевые Факторы Успеха отрасли




Модель пяти сил Портера

Сейчас предстоит лучше изучить ту отрасль, к которой ты отнёс своё поселение. Сделаем мы это с помощью Модели пяти сил Портера [1].

Мы будем использовать терминологию, которая принята в экономике. Безусловно, она нам пригодится для описания бизнес-варианта стратегии. Но для общего варианта описания Живой стратегии поселения следует тщательно подбирать слова. Подбор слов, понятий – важная часть труда группы стратегического планирования твоего поселения. За каждым словом стоят образы.

Следует сформулировать то, что твоё поселение предлагает другим людям, предлагает Миру.
В экономике это называется "товаром" (материальное предложение: продукты питания, мебель, инструменты...) или "услугой" (предложение какого-то действия: оздоровление, туризм...). В этом курсе я буду использовать термин " предложение " – это то, что поселение предлагает Миру. В этот термин я вкладываю больше, чем просто товары и услуги. В этот термин я вкладываю и новый образ жизни, и духовное очищение, и Любовь... Конечно, если поселение намерено давать это Миру.

В этой отрасли есть:

· Конкуренты (это в терминах бизнеса) или те, кто предлагает то же самое, что и твоё поселение. Предлагают аналогичное предложение, что и твоё поселение. В твоих силах относиться к конкурентам иначе, чем это принято. Ведь, это люди, которые делают для Мира то же, что и твоё поселение. Я пока оставлю термин "конкуренты" (этот термин используется в модели), но, возможно, после изменения отношения, захочется подобрать и другой термин.

Требуется описать группы "конкурентов". Сгруппировать их по характерным признакам. Это может быть размер организации. Это может быть особенность организации и управления коллективов у "конкурентов". Это может быть особенностью поведения конкурентов в отрасли. Следует выбрать такой способ группировки "конкурентов", который бы позволил лучше воспринимать ситуацию в отрасли.

Следует описать и взаимодействие "конкурентов" внутри групп и между различными группами. Есть ли между "конкурентами" конкуренция? Есть ли сотрудничество? Степень интенсивности конкуренции? Степень надёжности сотрудничества? Нам важно видеть картину отрасли в целом.

· Поставщики – те организации и люди, у которых твоё поселение и твои "конкуренты" берут для себя нужное. Необходимое для производства того, что требуется для производства предложения твоего поселения. Обрати внимание! Только то, что нужно для производства предложения.

Поставщиков тоже лучше объединить в группы, которые помогут лучше воспринять ситуацию в отрасли. Далее следует оценить степень влияния поставщиков на отрасль. Эта степень влияния обычно зависит от количества поставщиков и остроты конкуренции между ними. Если много поставщиков и между ними острая конкуренция, то степень влияния низкая. Если что-то важное для поселения поставляет единственный монополист, то степень влияния высокая.

· Потребители и покупатели отрасли – это те, кто пользуются предложением твоего поселения и предложениями его "конкурентов", и те, кто оплачивает приобретение этих предложений. Потребители пользуются. Покупатели оплачивают. Зачастую потребитель и покупатель – одно лицо, но это не всегда. Допустим, мама покупает своему ребёнку яблоко. Мама – покупатель. Ребёнок, жующий яблоко, – потребитель.

Потребителей и покупателей также следует объединить в группы. Следует и оценить степень влияния каждой группы на отрасль. Как правило, степень влияния оценивается так же, как и у поставщиков. Много разрозненных покупателей – слабое влияние на отрасль. Крупный, с точки зрения отрасли, покупатель – сильное влияние.

· Потенциальные участники отрасли – компании, которые могут вторгнуться в отрасль твоего поселения. Кто они? Как их правильно сгруппировать?

Следует также оценить вероятность их вторжения в отрасль. Стоит оценить и то, насколько фактор этого вторжения влияет на отрасль.

У вхождения в каждую отрасль есть свои входные барьеры – это те действия и те затраты, которые требуется понести, для того, чтобы стать участником отрасли. Следует описать входные барьеры отрасли и то, насколько эти барьеры сдерживают потенциальных участников отрасли.

· Заменители – это группы товаров и услуг, которые в глазах покупателей и потребителей являются заменителями предложения поселения. Например, чтобы утром взбодриться кто-то примет контрастный душ, а кто-то выпьет чашку кофе. Кофе – заменитель контрастного душа.

Нужно составить список заменителей предложения твоего поселения. Сгруппировать заменители для облегчения восприятия и анализа. Далее требуется оценить силу влияния заменителей на отрасль, и характер их влияния.

В результате использования инструмента:

· Глубинное понимание отрасли в целом,

· Выявление факторов, влияющих на отрасль, и степени их влияния.

i Пример описания поставщиков из бизнес-стратегии Лучезарного [2]

Поставщиков отрасли Инновационных Экологических Поселений России мы классифицируем следующим образом:

· Научно-исследовательские Организации. В первую очередь, это НИИ, профиль научной деятельности которых совпадает с рынком товаров и услуг для создания экологического образа жизни.

· Опытные производства. Конструкторские бюро и малые производственные площадки, занимающиеся разработкой продукции, которая может быть товаром на описываемом рынке.

· Производители инновационных товаров. Производственные компании и группы компаний, производящие товары, которые могут быть использованы для создания экологического образа жизни.

· Экспериментаторы в сельском хозяйстве. Сельхоз предприятия и отдельные фермеры, которые занимаются разработкой и апробированием технологий выращивания и переработки экологических продуктов питания.

· Разработчики инновационных социальных технологий и их комплексов. Это коллективы единомышленников, занимающихся разработкой и апробированием новых систем дошкольного и школьного образования детей, систем самоуправления, систем организации культурной жизни населённых пунктов в сельской местности и т.п.

Рыночная власть поставщиков варьируется в широком диапазоне от слабой до значительной. Сила рыночной власти будет зависеть от уникальности и эффективности товаров и услуг поставщиков. Достаточно вероятным выглядит перспектива выстраивания поставщиками с участниками отрасли Инновационных Экологических Поселений России программ стратегического партнерства. Например, производитель автономных систем жизнеобеспечения для малоэтажных домов может создать стратегический альянс со строительным бизнес-проектом инновационного экологического поселения.

S Вопросы к обсуждению

1. Какое предложение несёт твоё поселение людям и Миру?

2. Опиши "конкурентов" своего поселения. Как их сгруппировать? Какова сила конкуренции или сотрудничества между различными "конкурентами"?

3. Кто поставщики отрасли твоего поселения? Какие у них группы? Какова сила и характер влияния различных групп на отрасль?

4. Кто потребители и покупатели отрасли? Как их можно сгруппировать? Какова сила и характер их влияния на отрасль?

5. Кто является потенциальным участником отрасли? Какие у них группы? Насколько высока вероятность угрозы их вторжения в отрасль? Как это влияет на отрасль?

6. Какие входные барьеры в отрасль?

7. Насколько входные барьеры сдерживают потенциальных участников отрасли?

8. Какие предложения являются заменителями предложению твоего поселения? Сила и характер их влияния на отрасль?

9. Какие возможности и угрозы существуют в отрасли?

Стратегические группы. Ключевые Факторы Успеха отрасли

Теперь мы более тщательно изучим и опишем группы, являющиеся участниками отрасли.

Участников отрасли ты уже сгруппировал при использовании Модели пяти сил Портера. Теперь нужно рассмотреть каждую из групп в отдельности. У каждой группы следует выявить её особенности: специфика используемых ресурсов, поведение в отрасли, степень влияния группы на рынок.

При анализе каждой из групп мы постепенно выявляем Ключевые Факторы Успеха отрасли – это те характеристики компании, которые делают её в отрасли успешной. Мы видим, как различные группы "конкурентов" создают свою успешность в отрасли.

На основании описанных Ключевых Факторов Успеха выявляются дополнительные возможности и возможные угрозы для поселения в отрасли.

В результате использования инструмента:

· Понимание Ключевых Факторов Успеха на рынке,

· Понимание, как основные группы "конкурентов" обезпечивают достижение ключевых факторов успеха в отрасли,

· Выявление дополнительных возможностей и угроз для поселения.

i Пример из бизнес-стратегии Лучезарного [3]

Ключевые Факторы Успеха отрасли инновационных градообразований:

· Поддержка государством. В глазах потенциальных партнеров инновационного градообразования именно государство является гарантом того, что будет выделено финансирование для строительства инфраструктуры градообразования. Кроме того, государственная поддержка увеличивает шансы на получение государственных субсидий на финансирование инновационных разработок.

· Репутация и долгосрочные связи с потребителями, готовыми закупать инновационные разработки. В этом случае группы разработчиков инноваций получают доступ к грантам и прочим формам финансирования своих разработок. Это финансирование является вливанием в экономику градообразования.

· Эффективная система монетизации разработок. В эту систему входят структуры и процедуры инновационного градообразования по получению достойного вознаграждения за свои разработки. Это структуры, которые могут продавать лицензии на использование патентов и технологий, привлекать инвесторов для исследовательских проектов. Сюда могут входить бизнес-инкубаторы, системы венчурного финансирования проектов и т.п.

· Синергетический эффект от спектра разрабатываемых инноваций. Концентрация в одном месте разработчиков с различной специализацией является благоприятной средой для возникновения новых разработок на стыке различных областей. Эффективная координация всего спектра разработок способствует более частому возникновению революционных открытий и инноваций.

Ключевые Факторы Успеха отрасли экопоселений:

· Сильная культурная среда. Гармоничная, целостная и согласованная культурная среда экопоселения является сильным фактором, вдохновляющим его жителей на достижение общих целей.

· Бизнес-проекты поселения. В успешных экопоселениях с самого начала закладываются бизнес-проекты, дающие жителям поселения рабочие места и стабильный доход.

· Хорошие отношения с местными жителями и властями. Успешные поселения отмечают потребность добрососедских отношений с жителями близлежащих населённых пунктов. Достаточно важным также считается хорошее отношение с местными властями.

Отрасль Инновационных Экологических Поселений является пересечением отраслей инновационных градообразований и экопоселений и на ней действуют КФУ обеих отраслей.

S Вопросы к обсуждению

1. В чём особенности каждой из групп "конкурентов" поселения в отрасли?

2. Какие Ключевые Факторы Успеха в отрасли?

3. Какие возможности и какие угрозы стоят перед поселением в отрасли?

Используемые материалы

1. Анализ внешнего окружения. Книга 2. МИМ ЛИНК, 2006 (R820 «Стратегия»).

2. Стратегия развития СКПК «Лучезарное» на период до 2020 года на рынке товаров и услуг экологического образа жизни, 2011 год, стр.16-17 (https://rodpomestya.info/wp-content/uploads/2017/05/Стратегия-Лучезарного-бизнес-вариант.pdf)

3. Стратегия развития СКПК «Лучезарное» на период до 2020 года на рынке товаров и услуг экологического образа жизни, 2011 год, стр.23-24 (https://rodpomestya.info/wp-content/uploads/2017/05/Стратегия-Лучезарного-бизнес-вариант.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: