О вещах, наблюдаемых в небе




Российская Акалемия Наук

Институт философии

Карл Густав Юнг

ОДИН СОВРЕМЕННЫЙ МИФ

О вещах, наблюдаемых в небе

(Jung K.G. Ein modernei Mythus Von Dinge, die am Himmel gesehen werden. Zurich-Stuttgart, Rascher-Verl., 1958)

М.: Наука, 1993.- 192 с.

 

Перевод с немецкого Р.Ф. Додельцева

Послесловие К.М. Долгова

ISBN 5-02-008214-7

 

Эта книга - одна из последних работ выдающегося швейцарского психолога, психиатра, философа, культуролога, основателя аналитической психологии. В центре внимания автора феномен НЛО, возрастающий интерес к которому он связывает с обостренным переживанием социально-психологических проблем в кризисные периоды истории. Огромная эрудиция, широкий спектр интересов Юнга выводит содержание книги за пределы вопроса о "летающих тарелках" - читатель найдет здесь анализ мифологических сюжетов и болезненных состояний, сновидений и произведений искусства. Книга впервые переведена на русский язык.

 

(c) Р.Ф. Додельцев, перевод на русский язык и примечания, 1993

(c) К.М. Долгов, послесловие, 1993

(c) Российская академия наук, 1993

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Трудно оценивать отдаленные последствия текущих событий и велика опасность, что оценку исказят субъективные моменты. Поэтому я сознавал весь риск своего намерения поделиться с людьми, готовыми терпеливо выслушать меня, пониманием некоторых современных событий, которые кажутся мне важными. Речь идет о сообщениях, поступающих к нам из всех уголков земного шара, о толках про круглые тела, перемещающиеся по нашей тропо- и стратосфере и названные "saucers" (блюдца, тарелки - англ.), soucoupe (блюдце - фр), diske (диски - англ.) и UFO, Unidentified Flying Objects (НЛО, неопознанные летающие объекты - англ.). Мне эти толки или физическая реальность таких тел представляются, как говорится, настолько важными, что я, как и в те времена, когда подготовлялись события, которые должны были нанести смертельный удар Европе, чувствую необходимость сделать предостережение. Правда, я знаю, что мой голос, как и раньше (1), слишком слаб, чтобы достичь слуха многих людей. Мною движет не самомнение, а совесть врача, рекомендующая выполнить свой долг и подготовить немногих, кого я сумею убедить, к тому, что человечество ожидают события, сопоставимые с концом вечности. Как нам известно еще из древнеегипетской истории, феномены психических преобразований в зависимости от обстоятельств появлялись в конце одного платонического цикла или в начале следующего. По-видимому, именно изменения в соотношении психических доминант, архетипов, "богов" вызывают или сопровождают многовековые преобразования коллективной психики. Такое преобразование начиналось в границах писаной истории и оставило свои следы, прежде всего в переходе от эпохи Тельца к эпохе Овна ("Weltwoche". Zurich, 9 Juli 1954, N 1078, P. 7.), затем от эпохи Овна к эпохе Рыб, начало которой совпадает с возникновением христианства. В данный момент мы приближаемся к значительному изменению, которое вправе были ожидать вместе с наступлением весенней точки в аквариусе. С моей стороны было бы легкомыслием стремиться утаить от своего читателя, что подобные размышления не только крайне непопулярны, но даже опасно соседствуют с призрачными фантазмами, омрачающими мозги толкователей знамений и реформаторов мира. Я обязан взять на себя риск и поставить на карту мою с трудом обретенную репутацию правдолюбца, человека, заслуживающего доверия и способного к научным решениям. Это дается, как я могу заверить читателей, нелегко. Откровенно говоря, я озабочен участью тех, кто, будучи неподготовленным, оказался застигнут событиями врасплох и, ничего не подозревая, попал под власть их непостижимости. Так как до сих пор, насколько я знаю, никто не чувствовал побуждения обратить внимание на возможный психический эффект предполагаемого изменения и определить его, то я счел своим долгом - по мере сил - сделать в этом отношении все возможное. Я беру на себя эту неблагодарную задачу, ожидая, что мой резец соскользнет с того твердого камня, на который он направляется.

Некоторое время назад я написал небольшую статью для "Weltwoche", в которой выдвигал соображения относительно природы "летающих тарелок". Я пришел к тому же выводу, что и появившаяся вскоре полуофициальная докладная Эдварда Дж. Руппельта, бывшего шефа американского бюро по наблюдениям за НЛО (The Report of Unidentified Flying Objects. N.Y., 1956). Вывод таков: Видят нечто, но не известно что. Весьма сложно, более того, почти невозможно выработать правильное представление об этих объектах, так как они ведут себя не как тела, а как невесомые мысли. До сих пор не было ни одного бесспорного доказательства физического существования НЛО, за исключением случаев с отметкой на радарах. Я беседовал с профессором Максом Кноллем, специалистом в этой области, предподавателем электроники в Принстонском университете и в Высшей Технической школе в Мюнхене, о достоверности такого рода наблюдений на радарах. Его консультация откровенно не воодушевляет. При всем том, видимо, есть достоверные случаи, когда визуальное наблюдение подтверждалось одновременным сигналом радара. Я обращаю внимание читателей на книги майора Дональда Кейхое, опирающиеся частично на официальный материал и максимально избежавшие неудержимых спекуляций, некритичности и пристрастности других публикаций (Maj. Donald E. Keyhoe.U.S. Marine Corps, Retired. "The Flying Saucer Conspiracy". L., 1957. "Flying Saucers from outer Space". N.Y., 1953. Ср. также: Aimi Michel. "The Truth about Saucers". L., 1957).

На протяжении десятилетия физическая реальность НЛО остается весьма проблематичной, эту проблему нельзя с желанной определенностью решить ни в том, ни в другом направлении, несмотря на то что в течение этого времени был собран огромный эмпирический материал. Чем дольше длилась неопределенность, тем больше увеличивалась вероятность, что этот явно сложный феномен обладает наряду с возможными физическими основами и существенно важным психическим компонентом. Это не особенно удивляет, поскольку речь идет о физическом с виду явлении, отличающемся, с одной стороны, частотой, с другой стороны, непривычностью, странностью и более того - противоречивостью своей физической природы. Подобные объекты, как ничто другое, проистекают из осознанной или бессознательной фантазии, при этом первая производит умозрительные догадки и лживые истории, а последняя образует мифологический фон, свойственный этим сенсационным наблюдениям. На такой основе возникла ситуация, когда при самом большом желании не сознавали или не могли установить, вызываются ли фантазмы исходным восприятием или, наоборот, первоначальная, подготовленная в бессознательном фантазия наполняет сознание иллюзиями и видениями. До сих пор, т.е. в течение десятилетия, ставший мне известным материал подтверждал и тот и другой способы рассмотрения: в одном случае объективный, т.е. физический, процесс образует основу сопутствующего мифа, в другом - архетип (2) производит соответствующее видение. К этим причинным связям можно присовокупить третий вариант, а именно возможность синхронистического (3), т.е. не-детерминированного сопроишествия в разуме, что со времен Гейлинкса, Лейбница и Шопенгауэра (4) постоянно занимало мыслителей. Последний способ рассмотрения напрашивается преимущественно в случае с феноменами, связанными с архетипическими психическими процессами. Будучи психологом, я лишен средств и путей добавить что-то полезное к вопросу о физической реальности НЛО. Поэтому могу взяться только за достоверно существующий психический аспект и в дальнейшем займусь почти исключительно сопутствующими психическими явлениями.

 

I

 

НЛО КАК СЛУХ

 

Так как об НЛО сообщают вещи, не только звучащие невероятно, но и находящиеся в вопиющем противоречии с общепринятыми физическими гипотезами, напрашивается отрицательная реакция, а именно критическое отвержение. Безусловно, речь идет об иллюзиях, фантазиях и вранье! Люди же, способные такое сообщить (т.е. пилоты и наземный персонал), не вполне в своем уме! Вдобавок эти рассказы родом из Америки, страны неслыханных возможностей и "science fiction" (научной фантастики - англ.).

Сообразно этой естественной реакции в первую очередь мы рассмотрим сообщения об НЛО в качестве простых слухов и по возможности извлечем все предоставляемые нашими методами анализа следствия из этого психического феномена.

Рассказы об НЛО могут, стало быть, вызывать наши сомнения прежде всего как некий повторяющийся по всему миру рассказ, который, впрочем, отличается от обычных, существующих в виде слухов, мнений, тем, что выражается еще и в видениях или, быть может, производится и питается таковыми. (Я предпочитаю термин "видение" термину "галлюцинация", поскольку последний имеет патологический оттенок, тогда как "видение" означает феномен, свойственный отнюдь не только болезненным состояниям). Этот относительно редкий подвид я называю визионерским слухом. Он находится в ближайшем родстве с коллективными видениями, например, видениями крестоносцев при осаде Иерусалима, защитников Бергена в первую мировую войну, толпой верующих под Фатимой, внутренних швейцарских пограничных отрядов во вторую мировую войну (5) и т.д. Впрочем, помимо коллективных видений, есть также случаи, когда один человек или несколько лиц наблюдают нечто, в физическом смысле не существующее. Так однажды я присутствовал на спиритическом сеансе, где из пяти присутствующих наблюдателей четверо видели над животом медиума небольшое парящее луноподобное тело, и мне, бывшему там пятым, который ничего не видел, точно указывали место, где его можно было увидеть. Им было решительно непонятно, как же я не мог увидеть ничего подобного. Мне известны три других случая, когда определенные обстоятельства воспринимались во всех деталях (двумя из двух лиц или одним-единственным лицом), а потом оказывались несуществующими. Два таких случая произошли на моих глазах. Положение: "С помощью свидетельства двух уст обнаруживается любая истина" - можно, конечно, признать статистическим, но в данном случае неверным. Может произойти так, что даже при полной вменяемости и при здоровых органах чувств воспринимаются вещи, которые не существуют. Я не знаю никакого объяснения такому факту. Возможно, это происходит гораздо реже, чем я склонен предполагать. Ибо, как правило, не проверяют достоверность вещей, которые "видели собственными глазами", а в таком случае нельзя узнать, существовали ли они на самом деле.

Я упоминаю об этих довольно редких вариантах, потому что в такого рода необычном деле, как случаи НЛО, необходимо по возможности принять во внимание все аспекты.

Предпосылкой визионерского слуха всегда выступает необычная эмоция в отличие от обычного слуха, для распространения и развития которого достаточно постоянно присутствующего любопытства и притягательности сенсации. Усиление до уровня видения и обмана чувств возникает, однако, из более сильного волнения и поэтому из более глубокого источника.

Начало слухам об НЛО положили сделанные в последние годы второй мировой войны наблюдения над Швецией таинственных снарядов, изобретение которых приписали русским, и сообщения о "Foo fighters", т.е. об истребителях, сопровождающих союзные бомбардировщики над Германией (Foo-feu). Далее последовали странные наблюдения "flying saucers" (летающие тарелки -англ.) в США. Невозможность найти земную подоплеку для НЛО и объяснить их физические качества привели вскоре к предположению об их внеземном происхождении. Эта интерпретация наложилась на невероятную панику в Нью-Джерси, имевшую место перед началом второй мировой войны, когда радиопьеса по повести Г.Дж, Уэллса, темой которой было вторжение марсиан в Нью-Йорк, вызвала настоящее "stampede" (паническое бегство - англ.) с многочисленными автокатастрофами. Очевидно, что радиопостановка натолкнулась на скрытое эмоциональное ожидание близкой войны.

Идея внеземного вторжения была воспринята слухом, и НЛО стали толковать как машины, управляемые разумными существами из космоса. Кажущийся невесомым образ действия этих летательных аппаратов и их осмысленное целенаправленное движение стали приписывать превосходным техническим знаниям и возможностям космических пришельцев. Поскольку посетители не причиняли никакого вреда и воздерживались от любых враждебных деяний, предположили, что их появление в воздушном пространстве Земли вызвано любопытством или целями наблюдения. К тому же казалось, будто их особенно притягивали аэродромы, а еще более атомные установки, из чего сделали вывод, что опасное развитие атомной физики или ядерных экспериментов вызвало определенную обеспокоенность на соседних планетах и послужило поводом для более тщательного наблюдения за Землей с воздуха. Соответственно появилось чувство, что за нами наблюдают и шпионят из космоса.

Слух был даже в известном смысле официально признан, в США военные учредили специальное бюро для сбора, исследования и оценки соответствующих наблюдений. Видимо, это имело место и во Франции, в Италии, Швеции, Великобритании и в других странах. Мне кажется, что в результате опубликованного Эдвардом Дж. Руппельтом доклада где-то за год из прессы в большей или меньшей степени исчезли сообщения о "тарелках". По-видимому, они перестали быть "news" (новостями -англ.). Однако то, что интерес к НЛО и, вероятно, наблюдение таковых не прекратились, демонстрирует недавнее сообщение в печати, что один адмирал в США предложил основать повсеместно в стране клубы, призванные собирать и самым тщательным образом исследовать сообщения об НЛО.

Согласно слуху, НЛО, как правило, линзообразной формы, продолговатые или сигарообразные, излучают разный свет (особого внимания заслуживают часто наблюдавшиеся на Юго-Западе США зеленые светящиеся шары) или отблескивают металлом, а их движение от состояния покоя достигает скорости около 15 000 км в час, соответственно их ускорение таково, что, если ими должно было бы управлять человекоподобное существо, то ускорение убило бы его. Их траектория выделывает зигзаги, возможные только невесомому предмету. Она сопоставима с путем летящих насекомых. Подобно последним, НЛО внезапно зависает над интересующим предметом на короткое или длительное время или как бы побуждаемое любопытством облетает его, чтобы неожиданно умчаться от него и во время зигзагообразного полета обнаружить новый объект. По этой причине НЛО нельзя спутать с метеоритами или с отражениями температурных инверсий на слоях атмосферы. Их так называемый интерес к аэродромам и к промышленным сооружениям по расщеплению ядра не всегда подтверждается, поскольку их наблюдали даже в Антарктике, Сахаре и на Гималаях. Правда, по всей вероятности, они предпочитают летать над США, но последние сообщения доказывают, что очень часто они летают и над Старым миром и над Дальним Востоком. Совершенно неизвестно, что они ищут или наблюдают. Видимо, их любопытство вызывают наши самолеты, так как неоднократно они подлетали к ним или преследовали их. Но они летают и перед ними. Нельзя утверждать, что в основе их полетов есть понятная система. Скорее они ведут себя как группы туристов, бессистемно осматривающие местность, останавливаясь то тут, то там, попеременно следуя смене своих интересов, то по неизвестным причинам паря на огромной высоте, то исполняя акробатические кульбиты перед носом раздраженных пилотов. То они появляются огромными до 500 м в поперечнике, то маленькими вроде электрических уличных фонарей. Существуют большие корабли-матки, из которых выскальзывают или в которых ищут убежище маленькие НЛО. Их считают то вооруженными, то невооруженными, в последнем случае управляемыми дистанционно. Молва уверяет, что их пассажиры ростом примерно в три фута и они человекоподобны или, наоборот, - совершенно непохожи на людей. В других сообщениях говорится об огромных великанах, ростом почти в 15 футов. Это существа, которые намерены осторожно сориентироваться на Земле, предусмотрительно уклоняются от любых встреч с людьми. Либо они шпионы с ужасным образом, разведывающие место посадки, чтобы силой поселить на Земле оказавшееся в беде население планеты. Неуверенность относительно физических условий на Земле и страх перед неизвестными инфекциями пока что удерживают их от явных контактов, а тем более от попыток приземления, хотя они обладают эффективным оружием, позволяющим им истребить население Земли. Наряду с их явно более высокой техникой им приписывают и превосходство в мудрости, моральных добродетелях, которые делают их способными спасти человечество. Само собой разумеется, циркулируют также рассказы о посадках, когда маленьких существ не только наблюдали с близкого расстояния, но и последние предпринимали похищение людей. Такому заслуживающему доверия человеку, как Кейхое, удалось видеть, как эскадра из пяти военных самолетов вместе с огромным гидропланом были вроде бы поглощены и эвакуированы НЛО-маткой.

Волосы встают дыбом, когда на глаза попадаются подобные сообщения вместе с их документальной базой. Если еще принять во внимание общепризнанную возможность пеленговать НЛО радарами, то возникает "science fiction story" (научно-фантастическая история - англ.), лучше которой нельзя и пожелать. Ясно, что любой так называемый здравый человеческий рассудок прежде всего чувствует себя глубоко уязвленным. Поэтому я не стану входить здесь в различные попытки объяснений, относящихся к слуху.

Во время написания этого сочинения случилось так, что примерно в одно и то же время в двух ведущих ежедневных американских газетах появились статьи, наглядно иллюстрирующие современное состояние проблемы. Одна содержала сообщение о последнем наблюдении НЛО пилотом, который вел самолет с 44 пассажирами в Пуэрто-Рико. Находясь над океаном, он увидел справа от себя "огненный, светящийся зеленовато-белым светом, круглый объект", приближающийся к нему справа с большой скоростью. Поначалу он принял его за реактивный самолет, но вскоре увидел, что перед ним необычный и незнакомый объект. Во избежание столкновения он так круто изменил курс своего самолета, что пассажиры попадали из сидений и покатились друг на друга. Четверо из них получили повреждения, требующие госпитализации. Семь других самолетов, находившихся на расстоянии примерно 500 км, на том же месте наблюдали подобный же предмет.

Другая статья под заголовком "No Flying Saucers U.S. Experts Say" касалась категорического заявления д-ра Хьюга Л. Драйдена, директора Национального консультативного комитета по космонавтике, о том, что не существует никаких НЛО. Не могу не воздать должного непоколебимому скепсису Драйдена: он всего лишь твердо выражает чувство crimen laesae maiestatis humanae (преступление, оскорбляющее человеческое величие, -лат.) перед лицом чудовищности толков.

Если, скажем, мы закроем глаза на некоторые детали, то нам удастся присоединиться к разумному мнению большинства, от лица которого говорит Драйден, и понять несколько тысяч наблюдений НЛО вместе с их подробностями как визионерский слух и соответственно проанализировать их. В таком случае его объективным содержанием было бы эмоционально окрашенное собрание ошибочных наблюдений и выводов, на которые проецируются субъективные психические предпосылки.

Но если речь идет о психологической проекции, то для этого должна существовать психологическая причина. Ибо нельзя предположить, чтобы свидетельство о столь широко распространенном явлении, подобное легенде об НЛО, было бы чистой случайностью. Напротив, многотысячные свидетельства должны иметь столь же широкое причинное основание. Если подобное свидетельство подтверждается, так сказать, повсеместно, то необходимо предположить, что для этого повсеместно имеется и соответствующий мотив. И хотя визионерские слухи могут вызываться или сопровождаться самыми разными внешними обстоятельствами, однако, по существу, их наличие основывается на повсеместно существующем эмоциональном основании, т.е, в данном случае на общераспространенной психологической ситуации. Основой подобных слухов является аффективное напряжение, имеющее свою причину в коллективных бедствиях, соответственно в опасности или в насущной психической потребности. Это условие стало решающим сегодня, когда весь мир страдает под гнетом русской политики и ее еще непредставимых последствий. Во всяком случае, у индивида явления, подобные аномальным убеждениям, видениям, иллюзиям и т.д., имеют место только тогда, когда он психически диссоциирован, т.е. когда наступил разрыв между установкой сознания и противоположным содержимым бессознательного. Поскольку сознание не знает именно об этом содержании и поэтому находится один на один с ситуацией, кажущейся безысходной, то непривычное содержание не может быть интегрировано прямо и осознанно, а пытается выразить себя окольными путями, порождая неожиданные и поначалу необъяснимые мнения, убеждения, иллюзии и видения. Необычайные естественные события, такие, как метеориты, кометы, кровавые дожди, теленок с двумя головами и прочие уродства, толкуются как угроза или рассматриваются в качестве "небесных знамений". Наконец, это могут быть обстоятельства, наблюдаемые многими людьми независимо друг от друга и даже одновременно, не обладающие физической реальностью. Ассоциативные процессы у многих людей обладают своим временным и пространственным параллелизмом, так что, например, различные умы одновременно и независимо друг от друга производят одни и те же новые идеи, как убедительно доказала духовная история. К этому добавляются и случаи, где те же самые коллективные мотивы оказывают одинаковые или по меньшей мере сходные психические воздействия, т.е. одни и те же толкования или визионерские образы возникают как раз у тех людей, которые заранее вроде бы подготовлены к одинаковым видениям или склонны в них верить (А. Мишель отмечает, что, по видимости, НЛО чаще всего наблюдается теми, кто в них верит или кто нейтрален к проблеме). Именно это обстоятельство придает свидетельским показаниям особую достоверность: обычно охотно подчеркивается, что прежде всего не вызывают подозрения тот или другой свидетель, поскольку он никогда не выделялся живой фантазией или легковерием, а, напротив, отличался трезвым суждением и критическим разумом. Как раз в таких случаях бессознательное вынуждено прибегать к крайним мерам, чтобы сделать воспринимаемым свое содержание. Наиболее выразительно это осуществляется с помощью проекции, т.е. путем перенесения на объект, в котором затем проявляется то, что прежде было тайной бессознательного. Процесс проекции можно наблюдать повсюду - в психических болезнях, в маниях преследования и в галлюцинациях у так называемых нормальных людей, видящих соринку в глазах ближнего, но не видящих бревна в собственном, и, наконец, в наибольшей степени в политической пропаганде. Проекции различаются по радиусу действия в зависимости от того, возникают ли они из исключительно интимных сторон личности или из более глубоко скрытых коллективных предпосылок. Вытесненное и бессознательное содержание индивидуальной психики проявляется в ближайшем окружении, в кругу родственников и знакомых. Напротив, коллективное содержание психики, скажем религиозные, мировоззренческие и социально-политические конфликты, избирают соответствующих носителей проекции, таких, как масоны, иезуиты, евреи, капиталисты, большевики, империалисты и т.д. Перед лицом нынешней угрозы миру, когда начинают сознавать, что речь может идти о судьбе человечества в целом, фантазия, создающая проекции, вырывается за пределы земных организаций и властей в небо, т.е. в космическое пространство звезд, где когда-то на планетах обитали властители судеб - боги. Наш земной мир расколот на две половины, и непонятно, откуда могло бы прийти спасение или помощь. Даже люди, которые еще 30 лет назад не думали, что проблема религии может оказаться серьезным делом, касающимся их самих, начали задаваться принципиальными вопросами. При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что ту часть населения, которая себя ни о чем не спрашивает, посещают "видения", т.е. повсеместно распространенные мифы, в которые многие верят всерьез, а другие с насмешкой отбрасывают. Очевидцы, известные всем честностью и не вызывающие подозрений, объявляют о "знамениях на небе", которые они наблюдали "собственными глазами", и о пережитых чудесах, превосходящих человеческое разумение.

Само собой понятно, что перед лицом подобных сообщений звучат бурные требования объяснения. Первоначальные попытки представить НЛО в качестве русских или американских изобретений скоро потерпели неудачу из-за их "невесомого" движения, неизвестного жителям Земли. Поэтому фантазия, уже и без того обыгрывающая космические полеты на Луну, не замешкалась с предположением, что более разумные существа научились преодолевать гравитацию, использовать межзвездные магнитные поля в качестве источников энергии, чтобы с их помощью достичь космических скоростей. Последние атомные взрывы, как предполагается, пробудили внимание этих очень далеко продвинувшихся в науке жителей Марса или Венеры и вызвали озабоченность относительно возможных ядерных реакций и связанного с этим разрушением Земли. Поскольку подобная возможность означала бы катастрофическую угрозу и для соседних планет, то их обитатели, полностью сознавая чудовищную опасность, которую способны вызвать наши неуклюжие ядерные испытания, почувствовали необходимость тщательно наблюдать за развитием событий на Земле. Тот факт, что НЛО не приземлялись на Земле, тем более не обнаружили ни малейшей склонности вступить в какие-либо отношения с людьми, объясняется тем, что эти существа, невзирая на их необычайно высокие познания, все же не уверены, что найдут на Земле благосклонный прием, и поэтому предусмотрительно избегают любого духовного контакта с людьми. Но поскольку поведение этих существ абсолютно неагрессивно, то и Земле они не наносили никакого ущерба и довольствовались бесстрастным осмотром аэродромов и атомных заводов.

Остается непонятным, почему эти высокоорганизованные существа, так горячо заинтересованные в участи Земли, за десять лет, невзирая на свое знание языка, все еще не подготовились к установлению контакта с нами.

Поэтому делают и другие предположения, вроде того, например, что их планета оказалась в трудном положении, быть может, из-за высыхания или потери кислорода или из-за перенаселения и поэтому ищет "pied-a-terre" (опора на земле). Разведывательные патрули подошли к делу с предельной осторожностью и предусмотрительностью, несмотря на то что уже в течение столетий, если не тысячелетий, гастролируют в нашем воздушном пространстве. Со Второй мировой войны они, похоже, стали появляться в массовых количествах, поскольку явно планируется скорая высадка. В последнее время на основе некоторых наблюдений их безобидность оказалась под сомнением. Есть даже рассказы так называемых очевидцев, утверждающих, что они наблюдали приземление НЛО с говорящими, конечно же по-английски, пассажирами. Такие космические гости - частью идеализированные фигуры из ряда абстрактно понимаемых ангелов, заботящихся о нашем благоденствии, частью - карлики с огромными головами, вмещающими избыток интеллекта, частью - лемурообразные, обросшие волосами, наделенные когтями, защищенные панцирем, похожие на насекомое карлики-монстры. Более того, есть "очевидцы" вроде м-ра Адамски, который рассказывает, что он летал в НЛО и за несколько часов облетел вокруг Луны. Он принес нам удивительное известие, что противоположная половина Луны обладает атмосферой, водой, лесами и поселениями, нисколько не смущаясь странными причудами Луны, обратившей к нашей Земле свою самую негостеприимную сторону. Эту физическую нелепость проглатывают даже образованные и здравомыслящие люди вроде Эдгара Сиверса (Sievers E. Flyinp Saucer uber Sudafrika. Pretoria, 1955).

При известной страсти американцев фотографировать, удивительно, как мало "аутентичных" фотографий НЛО в стране, где они, должно быть, часто наблюдались часами и с относительно близкого расстояния. Случайно я знаю одного человека, видевшего вместе с сотнями других людей НЛО. При себе у него был фотоаппарат, но, как ни странно, от волнения он совершенно забыл о съемке, несмотря на то что был день и НЛО видели в течение часа. У меня нет оснований сомневаться в правдивости этого сообщения. Но оно усилило мое впечатление, что НЛО явно не "фотогеничны".

Согласно вышесказанному, наблюдение и толкование НЛО постоянно давали повод к созданию настоящих легенд. Совершенно независимо от тысяч газетных заметок и статей сегодня уже есть ряд книг по этой теме -pro et contra (за и против - лат.), частью - шарлатанство, частью - серьезные исследования. Как показывают самые последние наблюдения, на сам феномен это, видимо, не производит впечатления. Кажется, что пока они продолжаются. Что бы это не было, установлено: он стал живым мифом. Здесь нам предоставляется удобный случай увидеть, как возникает легенда и как в трудную и мрачную эпоху человечества создается сказочное повествование о пробном вторжении или по меньшей мере о приближении внеземных "небесных" сил; в то же время человеческая фантазия принялась очень серьезно обсуждать возможность космических полетов и посещения или даже вторжения с других небесных тел. Со своей стороны мы намерены лететь на Луну или на Марс, а обитатели других планет нашей системы или даже планет других звездных систем - к нам. Наши космические притязания осознаются нами, но аналогичная внеземная тенденция - мифологическая догадка, т.е. проекция. Сенсационность, притягательностть авантюр, технический риск и интеллектуальное любопытство - это, по видимости, хотя и достаточный мотив нашей предвосхищающей фантазии, но, как это чаще всего происходит, подобные источники фантазии, а особенно если они выступают в столь серьезной форме - я вспоминаю об искусственных спутниках земли, - основываются на лежащей под ними и за ними причине, а именно на насущной необходимости и соответствующей потребности. Без труда можно предположить, что именно человечеству стало слишком тесно на земле и оно хотело бы покинуть свою тюрьму, где ему угрожают не только водородная бомба, но - еще серьезнее - и лавинообразный рост численности населения, дающий повод для серьезной озабоченности. Последнее - проблема, о которой неохотно говорят или только с оптимистическим указанием на необозримые возможности интенсивного производства продуктов, как будто бы это больше чем простая отсрочка окончательного решения! В предвидении такого роста индийское правительство ассигновало 500 тыс. фунтов на ограничение рождаемости, а Россия использует систему трудовых лагерей для стерилизации и сокращения избыточной рождаемости. И хотя высокоцивилизованные страны Запада в состоянии помочь себе иначе, но прямая опасность исходит не от них, а главным образом от слаборазвитого азиатского и африканского населения. Здесь не место подробнее рассматривать вопрос, насколько две мировые войны - итог этой угнетающей проблемы ограничения населения a tout prix (любым способом - фр.). Природа пользуется разнообразными путями для избавления от своих чрезмерно расплодившихся созданий. Фактически жизненное пространство человечества в возрастающей степени сужается, а для ряда народов оптимум уже давно пройден. Опасность катастрофы растет пропорционально концентрации растущего населения. Теснота порождает страх, спасение от которого ищут во внеземной области, поскольку его не предоставляет Земля.

Поэтому появляются "небесные знамения", сверхсущества в виде космических летательных аппаратов, вымышленных нашим технизированным разумом. Из страха, причины которого во всем объеме не понятны и поэтому не осознаны, возникают объясняющие проекции, отыскивающие причины страха во всевозможных и, вероятно, вторичных трудностях. В наше время некоторые из них настолько общеизвестны, что кажется почти излишним вести поиск глубже (Ср. с этим разъясняющие высказывания: Eugen Bohler "Ethik und Wirtschaft". Zurich, Industrielle Organisation, 1957). Но если хотят понять какой-то массовый слух, то, во всяком случае, не следует ограничиваться слишком рациональными и с ходу понятными мотивами. Пожалуй, его причина затрагивает корни нашего существования, если мотивы должны объяснять столь необычный феномен, как НЛО. Правда, в виде редкого исключения они наблюдались уже в предшествующие столетия, но тогда они вызывали только обычные местные толки. Всеобщий массовый слух закрепила за собой наша просвещенная, рационалистическая современность. Грандиозные и широко распространенные фантазии о конце света в конце первого христианского тысячелетия, обоснованные чисто метафизически, не нуждались ни в каких НЛО, чтобы казаться рационально обоснованными. Вмешательство неба соответствовало тогдашнему мировоззрению. Однако наше общественное мнение едва ли склонно принимать гипотезу метафизического акта, в противном случае наверняка многие пасторы уже читали бы проповеди о предостерегающих небесных знамениях. Наше мировоззрение не допускает ничего подобного. Напротив, мы, видимо, склонны думать о возможности психических нарушений, в частности, потому, что со времени последней мировой войны наше психическое состояние стало в некоторой степени сомнительным. И это внушает растущую неуверенность. При оценке и объяснении путей развития, которое выпало Европе в последнее десятилетие, даже наша историография уже не обходится обычными средствами, а вынуждена признать, что психологические и психопатологические факторы начали подозрительно расширять ее горизонт. Логически возникающий из этого и повсеместно возрастающий интерес мыслящей публики к психологии уже пробудил негодование академий и соответствующих специалистов. Несмотря на исходящее из этих кругов ощутимое сопротивление, ответственная психология не может позволить себе пасть духом при критическом исследовании подобных массовых явлений, потому что ввиду мнимой невероятности ее выводов напрашивается предположение о психическом нарушении common sense (здравого смысла -англ.).

В соответствии с нашей программой обратимся поэтому к вопросу о психической природе феномена. С этой целью мы хотим еще раз уточнить центральное свидетельство слуха: в нашем воздушном пространстве и днем и ночью наблюдаются объекты, не сопоставимые ни с какими известными метеоритными явлениями. Это не метеоры, не подмена звезд, не отражения температурных инверсий, не скопление облаков, не птичьи стаи, не воздушные шары, не шаровые молнии и - last not least - (последнее, но не менее важное - англ.) не алкогольный или горячечный бред, не ложь очевидцев. Как правило, наблюдается тело, кажущееся раскаленным или излучающим огонь, разного цвета, круглой, шайбообразной, шарообразной, реже сигарообразной или цилиндрической формы различной величины (Редко упоминаемая форма сигары имеет, видимо, прообразом дирижабль. Напрашивающееся сравнение с фаллосом, т.е. перевод на сексуальный язык, близко народному говору: так, например, берлинское обозначение как "Святой дух" и прямое название воздушного шара у военных.) Сообщают, что иногда эти тела невидимы для человеческого глаза, однако вместо этого оставляют "blip" (всплеск - англ.) (пятно) на экране радара. В первую очередь круглые тела - это формы, которые порождает бессознательное во снах, видениях и т.п. В таком случае их можно считать символами, наглядно изображающими идеи, которые не были осознаны, а существовали лишь потенциально, т.е. в непредметной форме в бессознательном, и которые достигают наглядности лишь в результате осознания. Однако осознанная форма только приблизительно выражает сам по себе бессознательный смысл. На практике последний может быть выявлен "полностью" лишь с помощью дополнительного толкования. Неизбежно оказывающиеся при этом источники ошибок могут быть устранены только с помощью принципа "eventus docet", т.е. благодаря тому, что посредством сравнения целого ряда с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: