Тема 2.10 Социология экологии.
1. Предмет и объект социологии экологии.
2. Развитие социально-экологических взглядов.
3. Формирование социологии экологии как области знания.
4. Основные категории социологии экологии.
5. Особенности социально-экологических процессов и современной Украины.
Предмет и объект социологии экологии.
Человек постоянно находится во взаимосвязи с другими социальными субъектами и с окружающей средой. Эти две системы органично были связаны между собой, причем уровень развития общества определяет отношение человека к природе.
Состояние природы, окружающей среды является условием человеческой цивилизации. Поэтому одной из важнейших задач человечества является сознательное и системное регулирование деятельности по использованию природных ресурсов.
Социология экологии - отрасль социологии, которая исследует специфические связи между людьми и окружающей средой, особенности развития и функционирования социальных общностей, соц. структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность антропогенных экологических условий.
Главные задачи состоят в изучении закономерностей взаимодействия общества и природы, достижении сбалансированности этого взаимодействия, получении достоверной социально-экологической информации, выяснении общественного мнения по экологическим проблемам и условий, их порождающих.
Термин " экология " - пр. греч. oikos - дом, жилище - обозначения науки об отношении организмов и окружающей среды.
Экология - наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Основная задача социологии экологии - теоретический синтез природонаучных и обществоведческих знаний, концепций, методов исследования, выработка на их основе концептуальной модели взаимодействия человеческого общества и природы.
Объектом социологии экологии является сложная система социоприродных отношений и взаимосвязей, которая формируется и функционирует в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей, соединенных в различные социальные общности.
Предмет социологии экологии - отношение между разномасштабными социальными системами (индивид, семья) и окружающей средой.
В своих исследованиях социология экологии использует комплекс научных методов.
Системный метод предполагает рассмотрение окружающей среды как целостного системного образования, дифференцированной системы, компоненты которой динамически уравновешены.
В этом экологической средой человечества является биосфера земли, которая объединяет окружающую среду и деятельность человека в единую систему: природа - общество.
Основные категории:
- Социально-экологическая система;
- Экологическое сознание;
- Экологическая поведение.
Социально-экологическая система - совокупность системных элементов и их функций, характеризующих экологическую безопасность населения на региональном и локальном уровнях.
Экологическое сознание - индивидуальная и коллективная способность к осознанию неразрывной связи человека с природой, зависимость благосостояния людей от целостности природной среды, умения и привычки действовать, не нарушая связей и круговоротов в природе.
Экологическое образование образования - сознательный и планомерное развитие знаний об окружающем и природную среду.
Экологическая поведение - система взаимосвязанных действий, в которых реализуются образована человеку о закономерностях функционирования окружающей среды, бережное отношение к ней.
Экологическая политика - социальная деятельность, направленная на обеспечение экономических, социальных и культурных условий, необходимых для гармоничного бытия, сохранения и восстановления окружающей среды.
Экологическая ситуация - один из самых волнующих вопросов.
Воздух, вода, почва оказались настолько загрязненными, что ученые стали утверждать, что нанесенный ущерб здоровью и среде обитания человека уже непоправимый. Особого внимания требуют к себе проблемы сохранения животного и растительного мира. По последним данным, ежедневно на нашей планете вымирает один вид живых организмов.
В растительном мире:
Ежегодно с лица земли исчезает 11500000 га леса, на каждые 10 срубленных деревьев приходится одно посаженное.
Загрязнение морей и океанов ведет к гибели морских птиц и животных, к нарушению экологических связей во многих акваториях Мирового океана. Осушение болот и орошение новых земель также не проходит бесследно.
Большой вклад в осуществление экологического образования и воспитания вносит семья, в которой начинает формироваться отношение человека к природе. Особое значение экологический аспект приобретает в профессиональной подготовке. Специалист должен знать, что он может сделать для успешного взаимодействия человека и природы, как стать бережливым хозяином по отношению к окружающей среде. Однако экологическое сознание специалистов очень часто примитивно или просто беззаботно, когда они осуществляют производственную деятельность. Трагичность многих экологических проблем высветила одну стратегическую
идею: экологическая культура человека не может быть сформирован случайным образом, она требует целенаправленного развития, побуждающим людей к активным действиям по защите окружающей среды.
Критерием эффективности экологической культуры нужно считать не только знания и приобретенные качества по охране окружающей среды, но и активное экологическое поведение, направленное на сбережение и приумножение природных богатств страны.
Но экологическая культура будет неполной, если ею овладеют две активные социальные силы - государство и организаторы производства экономических отношений. Деятельность по устранению возможных негативных экологических последствий на производстве проявляется по-разному:
- В создании безотходной технологии;
- В строительстве очистных сооружений;
- В постоянном поиске средств предохранения от вредного побочного действия промышленных и с/х производств;
-в мобилизации общественного мнения против необдуманных экологических решений.
Действительно решение антагонизма между человеком и природой может обеспечить только то общество, непременным характеристикой которого является высокий уровень экологического сознания людей и их готовность способствовать гармоничному развитию природы.
Вопросы:
1. Что является предметом и объектом социологии экологии?
2. Дайте краткий обзор развития социально-экологических взглядов.
3. Охарактеризуйте социальные факторы экологических кризисов.
4. В чем заключается отличие проблематики экологии и экологической социологии?
5. Раскройте особенности коэволюционного развития общества.
6. Каким целям подчинено экологическое измерение социальных процессов?
7. Проиллюстрируйте структурные элементы экологического сознания. Какие из них доминируют в настоящее время?
8. Какие специфические черты характеризуют инвайроментальную социологию?
Темы рефератов:
1. Формирование инвайроментальной социологии.
2. Теория этногенеза Л. Гумилева.
3. Социологическое значение учения Вернадского о ноосфере.
4. Особенности социально-экологического сознания Украины.
5. Пути формирования экологического сознания Украины.
Литература:
1. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под. ред. В П. Андрущенко. - Версия, 1996
2. Социология. Пособие / Под ред.. В.Г. Городяненко. - К.: Вид. центр «Академии», 2004. 384с.