Признаки коллектива и черты коллективизма в современном понимании.




Коллектив - объединение, имеющее общечеловеческий характер.

Коллектив – аккумуляция индивидов. Каждый член коллектива уникален.

Коллектив – объединение, основанное на общности интересов и потребностей, на правовых и нравственных принципах.

Коллектив – объединение добровольное, подчиненное избранным человеческим ценностям.

Член коллектива – самостоятельная личность.

Один отвечает за всех, но все не отвечают за одного, потому что один – это часть целого, а целое не делится на части.

Сотрудничество в процессе совместной деятельности, проявление личностью терпимости взглядов.

Названные признаки воспитательного коллектива и черты коллективизма свидетельствуют о необходимости нового подхода к воспитанию коллективизма-индивидуализма у современных детей.

Сущность воспитательного коллектива – включение детей в систему общественных отношений, т.е. социализация личности. В таком коллективе организуются педагогически целесообразные виды жизнедеятельности и общение его участников в соответствии с их возрастом и задачами воспитания. В условиях коллектива создаются возможности непрерывно обогащать духовную и нравственную жизнь воспитанников без принуждения, насилия. Воспитательный коллектив есть средство воздействия на свободную личность демократическим путем. Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.

Влияние воспитательного коллектива на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Воспитание коллективизма в коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием кружковцев в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении.

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. На начально этапе обучения детей в кружке отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с детским садом,школой. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются педагог через организацию учебной деятельности детей. Обучающиеся начального этапа сотрудничают друг с другом как представители определенной социальной общности. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием педагога, его оценкой, утверждением в коллективе гуманных ценностей и норм общения. Педагог стимулирует стремление кружковцев к объединению в совместной деятельности, привлекательной по содержанию и результату (игра, подготовка спектакля, концерта, праздника). Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в группах микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.

На среднем этапе обучения у детей формируется чувство «мы – общность», «мы – коллектив». Формирующаяся в подростковом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, ожидания результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными, появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата. Учитывая особенности подростка – стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждает учащихся проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы лично значимые мотивы, тем интереснее становится совместная деятельность.

Особенностью взаимоотношений обучающихся на этапе совершенствования является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления друзей для успешной реализации групповой деятельности. Для старшеклассников характерна ярко выраженная ориентированность на будущее, на профессию. У них расширена сфера социальных контактов; достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности коллектива. В таком коллективе неповторимая личность обучающегося раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Таким образом, на протяжении всего периода обучения в коллективе воспитательный коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению общественно значимых результатов. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Они схожи с этапами развития коллектива, однако существуют определенные различия.

Первая ступень развития коллективизма – «песчаная россыпь». Это стадия, на которой незнакомые или малознакомые дети собираются вместе для того, что бы учиться. На этой стадии сплоченности среди детей не наблюдается, они обособлены.

Эта ступень вскоре сменяется следующей, которая называется «мягкая глина». На этом этапе дети собираются в группы по три – семь человек. Эти группы формируются на основе их интересов и симпатий. Такие микрогруппы вступают в деловые отношения и решают общие вопросы.

Третья ступень развития группы – «мерцающий маяк». Таким маяком является актив коллектива, сформированный к этому времени. В актив коллектива включены наиболее сознательные ученики и общественники. Актив помогает педагогу в решении организационных вопросов, является примером для остальных и ведет их за собой. Однако, деятельность актива не всегда эффективна, часто дает сбои из-за слабой организации коллектива.

Четвертая ступень развития чувства коллективизма имеет название «алые паруса». На этой стадии планы, намеченные педагогом, – заставить детей чувствовать себя коллективом и быть им, – начинают сбываться. Дети становятся дружными и требовательными к себе и другим. На этом этапе срабатывает принцип «один за всех и все за одного». Дети ощущают себя коллективом.

Последняя ступень развития носит название «горящий факел». Эта стадия является высшей степенью развития коллектива. На этом этапе наблюдается самопожертвование ради других, чувство коллективизма развито сильно. Срабатывает принцип: «Я горю и сгораю ради других». Во времена советской власти эта ступень была обязательной и безоговорочно выполнялась, сегодня эта позиция пересмотрена.

Методы формирования коллективизма у школьников различны. Рассмотрим основные их них:

- совместная практическая деятельность. Необходимо учитывать, что она должна носить гуманистический характер, быть субъективно-значимой для всех кружковцев. Преподаватель должен отдавать предпочтение коллективным и групповым видам деятельности, последняя должна быть технологически организованна. Немаловажными здесь являются следующие факторы: ориентация на успех коллектива, организация отношений взаимной зависимости, взаимного подчинения;

- жизненная перспектива в развитии как отдельного обучающегося, так и актива коллектива. Под методикой формирования коллектива А.С Макаренко понимал систему «перспективных линий», организацию завтрашней радости, т.е. постановку близких, средних и далеких целей. Он считал, что они увлекут коллектив возможностью достичь желаемого результата. Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимают такие задачи, цели, которые отвечают внутренним требованиям личности, класса, коллектива в целом. Более отдаленные по времени перспективы требуют усилий всего коллектива, например, коллективные творческие дела.

Большую роль в методике формирования коллективизма играют формы взаимодействия обучающихся и педагогов.

1. Проведение общих интегрированных форм учебно-воспитательной работы в кружке.

2. Проведение различных форм воспитательной работы совместно с другими кружками.

Применение различных методов, специальных упражнений и тренингов в работе с обучающимися в НТС «Штрих», позволяют педагогам реализовать главную задачу: развивать сплоченный детский коллектив и формировать у обучающихся чувства коллективизма, - что помогает нам всем вместе достигать хороших результатов в работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: