Становление неклассической и постнеклассической науки




План

 

1. Социокультурные предпосылки становления неклассической науки.

2. Становление «неклассической науки» и революция в естествознании.

3. Уровень развития и достижения в технике в конце XIX ‑ начале ХХ вв.

4. Роль науки и техники в Первой и Второй мировых войнах.

 

Ключевые понятия: неклассическая наука, постнеклассическая наука, эволюция, научная революция, синергетика, электрон, радиация, квантовая механика, ядерная физика, ракетостроение, двигатель внутреннего сгорания, радио, телевидение, милитаризация, конверсия.

Литература

1. В XIX веке постепенно накапливаются изменившие принципы классической науки, особенно её представления о неизменности мира. Важнейшим открытием XIX в. было учение о клетке. Германский естествоиспытатель, врач и ботаник Матиас Шлейден (1804-1851) выступил в 1838 г. с учением о клетке, которое объясняло происхождение растительных тканей. Теодор Шванн (1810-1882) распространил эту клеточную теорию и на животный мир. Учение о клетке, о её развитии путём размножения дало объяснение возникновения и роста организма.

Огромное значение имел открытый в 1842 г. немецким учёным Робертом Майером (1814-1878) и английским физиком Джеймсом Джоулем (1818-1889) закон о сохранении и превращении энергии.

Новый важнейший удар представлениям о неподвижности и постоянстве природы нанесли открытия Чарльза Дарвинa (1809-1882). Огромным событием для всей мировой науки явился выход в свет его книги «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение избранных рас в борьбе за существование» (1859). Это был плод более чем двадцатилетних трудов, начавшихся с научного путешествия, совершенного Ч. Дарвином на корабле «Бигль» к берегам Огненной земли в 30-х годах XIX века. Дарвин долго изучал вопрос об изменении животных и растений и в результате опытов и теоретической работы пришел к выводам: 1) все богатство животных видов является результатом развития и усложнения простейших клеточных организмов (эволюционная теория); 2) в борьбе за существование случайные, но благоприятные для вида изменения сохраняются путем наследственности и развиваются далее (естественный отбор) и 3) можно искусственным путем изменить признаки животных и выращивать новые их породы (теория искусственного отбора). Дарвин опроверг не только старые религиозные представления о сотворении видов животных и растений, но и более новые представления классической науки об их неизменяемости.

Разрушение старого представления о природе содействовало успехам химии, особенно после работ английского учёного Джона Дальтона (1766- 1844), разработавшего атомную теорию, которую выдвинули ещё древнегреческие философы-материалисты.

Основателями органической химии считаются Юстус Либих (1803-1873) и Фридрих Велер (1800-1882). В 1822 г. Велеру впервые удалось получить из неорганических веществ органические. Таким образом, была опровергнута концепция «витализма», утверждавшая, что химические вещества живой природы синтезируются только с помощью особой «жизненной силы». Французский химик Пьер Бертло (1827-1907) открыл возможность искусственного получения органических соединений, т. е. веществ, встречающихся в организмах и растительном мире.

Наиболее крупным событием в истории химии в 50—60-х годах было открытие периодической системы элементов Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834—1907). В своей работе «Основы химии» (1862) профессор Петербургского университета Д. И. Менделеев показал, что если химические элементы расположить в порядке возрастания их атомных весов, то наблюдается закономерное изменение свойств элементов. Эта закономерность носит название периодической системы элементов или закона Менделеева. Труды Менделеева имели значение для дальнейшей разработки теоретических основ химии и физики.

Естественные и точные науки после открытий Дарвина и Менделеева подвергались радикальной перестройке. Научные открытия подрывали основы прежних традиционных представлений.

В конце XIX – начале XX в. произошли события, которые окончательно «потрясли научный мир». В1895 г. К.В. Рентген (1845 - 1923) открыл "х-лучи". В1896 г. А. Беккерель (1852-1908) обнаружил явление радиоактивности (естественной). В1897 г. Дж.Томсон (1892 - 1975) открыл электрон. В1898 г. Мария Кюри (1867-1934) и Пьер Кюри(1859 - 1906) открыли новый химический элемент- радий. В1902 - 1903 гг. Э.Резерфорд (1871 - 1937) и Ф.Содди (1877 - 1956) создали теорию радиоактивности как спонтанного распада атомов и превращения одних элементов в другие (начало ядерной физики). В 1911 г. Э.Резерфорд экспериментально обнаружил атомное ядро. В1920-х годах была разработана серия моделей строения атома. Эти события привели к кризису ньютоновской парадигмы классической физической теории, господствовавшей в XVII - первой половине XIX в. Кризис разрешился революцией в физике, породившей: теорию относительности (частную, или специальную– СТО, и общую- ОТО); квантовую механику (нерелятивистскую и релятивистскую- квантовую теорию поля); Эти теории ознаменовали переход от "классической" к "неклассической" науке.

Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения, что по сути дела стало научной революцией. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки. Буквально в течение нескольких десятилетий был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время. Это стало началом становления новой неклассической науки (хонологические рамки: конец XIX в. ‑ середина XX вв.).

2. Открытия конца XIX ‑ начала XX вв. выходили за рамки существовавшей в то время научной картины мира. Появление принципиально новых научных теорий, обоснованных экспериментальными данными привели к кризису классических представлений в естествознании. Этому способствовали революционные теории середины XIX в. Ч. Дарвина, Дж. Максвелла и Л. Больцмана, Г. Лоренца, А. Пуанкаре и Г. Минковского, которые в итоге привели к кризису естествознания и подталкивали к пересмотру основных устоявшихся представлений классической науки. Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения, что по сути дела стало научной революцией. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки. Буквально в течение нескольких десятилетий был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время. Это стало началом становления новой неклассической науки (хронологические рамки: конец XIX в. ‑ середина XX вв.).

Основополагающими концепциями неклассической науки являются: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта. Ключевыми фигурами этого периода стали М. Планк, Э. Резерфорд, Н Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А. Фриман и другие.

Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века ‑ М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, второй ‑ совершил революционный переворот в физической картине мира. Физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955) создал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Он отвергал две абсолютные величины Ньютона ‑ пространство и время, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата ‑ время. Главное в принципе относительности ‑ разрушение идеи о единственности истины.

Становление нeклaccичecкoго естествознания тесно связано с квантово-релятивистской революцией: квантовая механика ‑ Бор, Гейзенберг 20-30-е годы XX в. Переход к релятивистской и квантовой механике связан с увеличением исследуемых скоростей и изучением элементарных частиц. В 1913-1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д. И. Менделеева.

Первоначальный этап становления неклассической науки сопровождался крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.

Второй этап развития новой науки начался в середине 20-х гг. XX в. и был связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира. На исходе третьего десятилетия XX в. практически все главнейшие постулаты, ранее выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы.

Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех сторон. Ньютоновские твердые атомы, оказались почти целиком заполнены пустотой, твердое вещество перестало быть важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума, а законы Евклидовой геометрии не являются обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной. Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX в., напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль.

Расцвет неклассической науки связан с овладением атомной энергией в 40-е годы XX в. и последующими исследованиями, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX в. наука окончательно слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

Среди главных характерных черт неклассической науки был процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике разделов ‑ термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.) или образование самостоятельных (например, из биологических дисциплин выделились цитология, эмбриология, генетика и т.д.). Вместе с тем потребностью новой науки становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания. Начинается интеграция наук, (этот процесс станет особенно характерен для науки XX в.) появляются новые научные дисциплины на стыке наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например, биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия).

Огромное количество новых открытий, сделанных в это время, объясняется не только созданием сети институтов и академий, организованно проводивших специальные исследования различного рода, но и общим подъемом веры в науку, можно сказать, что наука стала религией XX в. Менялось научное мышление, цели и ориентиры.

На основе соединения науки с техникой особенно быстро расцвели прикладные области. В этих областях были особенно высокие темпы развития, так как, интегрируя достижения различных отраслей науки, они открывали принципиально новые перспективы решения крупных комплексных проблем (создание новых источников энергии и материалов, оптимизация отношений человека с природой, космические исследования).

Основными результатами периода неклассической науки были: утверждение нового стиля мышления: замена созерцательного стиля мышления деятельностным, усиление математизации науки, сращивание фундаментальных и прикладных исследований, изучение крайне абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей ‑ реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика высоких энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к невозможности отделения эмпирического от теоретического.

Еще одним итогом новаций в науке стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, то есть происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений.

В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего, современного этапа развития науки, который получил название – постнеклассической науки.

Отказ от классической механики как ведущей науки и замена ее квантово-релятивистскими теориями.

Разрушение классической модели мира-механизма и замена ее моделью мира-мысли, основанной на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития.

Окончательное соединение науки с техникой и производством, превращение науки в важнейший компонент научно-технической революции середины XX в., ее движущую силу.

Осознание ведущей роли науки как производительной силы общества, возрастание и углубление её связи со всеми сферами общественной жизни, усиление её социальной роли.

3. Достижения науки и серия открытий на рубеже XIX-XX вв. оказали большое влияние на развитие техники. Среди основных направлений особенно получают стимул к росту электрификация, средства связи, транспорт, авиация, складывание основ космонавтики. Если первая половина XIX века – «эпоха пара, железа и угля», то вторая половина XIX в. – «эпоха электричества, стали и нефти». Широкое распространение машинного производства и начало эры механизации во всех отраслях потребовало коренной перестройки всей системы промышленности.

Топливная промышленность. Потребность в топливе для промышленных предприятий, а позднее и для транспорта стимулировали развитие горного дела и складывание новой отрасли ‑ топливной энергетики. Каменный уголь оставался основным видом топлива, без которого невозможно было развитие промышленности (выплавка металла, топливо для заводских энергетических машин), вооружения (военный флот) и совершенствования коммунальных удобств населения городов (жилищное отопление). Повсеместно расширялась добыча твёрдых полезных ископаемых, быстро росла угледобыча. Появилась спецификация топлива: каменный уголь, кокс и антрацит как доменное топливо. Соответственно совершенствовались способы добычи, модернизировалось шахтное оборудование и технологические приёмы добычи ископаемых. Был изобретен портативный молотковый перфоратор (отбойный молоток) Георгом Лейнером в 1897 г.

Это время начала широкого использования нефти. Новые способы ее переработки превратили ее главный вид топлива в мировой энергетики. Для добычи нефти разрабатываются технологии: бурение и откачка. Крекинг-процесс стал основным способом получения продуктов нефтепереработки: керосин, бензин, мазут. Позднее начнется использование природного газа как альтернативы угольной промышленности, а также в энергетике.

Техника металлургии. Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались совершенствованиями в металлургии чугуна, железа и стали. Устаревшие процессы выплавки металла на древесноугольном топливе в доменных печах постепенно заменяются новыми технологиями. Сначала бессемеровский (Генри Бессемер) и томасовский (С. Д. и П. Д. Томасы) процессы передела чугуна в сталь. Потом Пьер Мартен и В. и Ф. Сименсы совершенствуют мартеновский процесс сталеварения.

Развитие металлургической промышленности неразрывно связано с научными работами в этой сфере. Среди отечественных практиков и теоретиков металлургии можно назвать Д. К. Чернова, М. К. Курако, М. А. Павлова, А. А. Износкова, И. А. Тиме, В. Е. Грум-Гржимайло.

Увеличение объемов обработки металлов потребовало развития промышленного (заводского) машиностроения. Создается ряд металлорежущих станков, разного типа и назначение. Одним из первых стал английский станок Дж. Несмита, который в 1860-х гг. был вытеснен фрезерными станками. По станкостроению лидировали США. Еще в 1839 г. в Англии появился паровой молота, а с 1885-1886 гг. распространяются гидравлические прессы. Новым шагом в производстве стало применение прокатных станов (1870-е гг.).

Электротехника. Расширение области применения механических машин требовало новых источников энергии. Здесь развитие шло по нескольким направлениям. Строятся первые действующие гидроэлектростанции (Г. О. Графтио). Совершенствуются поршневые паровые машины. Начинают использоваться паровые и газовые турбины. Становится актуальным изобретение двигателя внутреннего сгорания на жидком и газовом топливе. Появляются двигатели Рудольфа Дизеля (1893 г.) и Б. Г. Луцкого (1885 г.).

Отдельным направление стало развитие электротехники. Применение электричества стало революционным моментов в истории. В его основе лежат научные достижения и открытия А. М. Ампера и М. Фарадея (1820-1830-е гг.), Э. Х. Ленца (1833-1838 гг.), изобретение электродвигателя Б. С. Якоби, электросвеча П. Н. Яблочков и другие. К 1870 г. был создан генератор электрического тока – динамомашина постоянного тока. Удалось решить технические вопросы передачи электрической энергии, техники трёхфазного тока, электроснабжение постоянным и переменным током.

Транспорт. Промышленный рост и изменение ритма жизни людей требовали совершенствования транспортных средств. К концу XIX в. уже сложилась основная железнодорожная инфраструктура (вокзалы, станции, мосты и тоннели, железнодорожная служба). Паровоз воспринимался как символ прогресса, века, скорости, движения. Уровень экономического развития неразрывно связан с уровнем железнодорожного строительства: железнодорожный транспорт – основа и залог успешного развития любого государства. В этот период времени прокладываются трансконтинентальные железные дороги: магистраль Берлин-Багдад, Транссибирская магистраль. Идет развитие конструкций локомотивов и вагонов. Широко используются паровозы системы компаунд, а также предпринимаются попытки создания первых дизельных тепловозов и электровозов.

В судостроении распространяется строительство кораблей из металла и увеличение их размеров. Были построены первые трансатлантические лайнеры, среди которых наиболее печально известен «Титаник». Использование паровых турбин повлекло появление первых теплоходов, а также специализированные корабли: танкеры и ледоколы. Борьба за моря. Началась конкуренция речного флота с железными дорогами. Скорость стала восприниматься как фактор представлений о времени, жизни и отношения к прежним ценностям.

В автомобилестроении революцию произвело изобретение К. Ф. Бенцем и Г. Даймлером двигателя внутреннего сгорания (1885-1887 гг.). Итогом стал стремительный рост автомобильной промышленности и развитие транспортной (дорожной) инфраструктуры. Вслед за автомобилестроением возникает городской электротранспорт ‑ трамваи. Появляются первые проекты метрополитена.

Строительство. В строительной технике также происходили качественные изменения. Распространение новых материалов ‑ портландского цемента и железобетона – существенно повлияли на конструкции сооружений. Широкое применение с конца XIX в. в строительстве железных конструкций позволило строить принципиально новые сооружения: мосты, многопролётные здания, высотные постройки. Среди самых показательных и знаменитых сооружений этой эпохи: «Кристаллпалас», Эйфелева башня, Бруклинский мост, небоскребы в США. Становятся обязательными для построек обеспеченность инженерными сетями: водопровод, канализация и электрическое освещение.

Для строительства применяются новые механические машины и приспособления: землеройные, подъёмно-транспортные, экскаваторы, краны, молоты для свайных работ, а также появляются машины на гусеничном ходу.

Зарождение авиации начинается со строительства самолёта братьев Райт в США: первый полёт на моторном аэроплане (декабрь 1903 г.), и позднее ‑ самолёт Фармана во Франции. Успехи в развитии летательных аппаратов тяжелее воздуха предопределили развитие авиации. В России этими вопросами занимался К. Э. Циолковский, а в 1891 г. А. Ф. Можайский построил первый русский самолёта (1882-1885 гг.). Самолёт Сикорского стал первый в мире многомоторный самолёт. Это время конкуренции самолётов и дирижаблей, но будущее осталось за самолетами. Зарождение воздушных перевозок определялась скоростью воздушного сообщения в сравнении с другими видами транспорта.

Связь и СМИ. Совершенные средства связи стали необходимой потребностью времени. Продолжалось развитие телеграфа и телефонии. Появление телефона А. Г. Белла в 1876 г. и начинается создание телефонных сетей. Велись работы по созданию беспроводной связи. Радио изобрел А. С. Попов в 1895 г., но патент изобретения достался Г. Маркони. Начало эпохи радиосвязи и радиовещания, а также появление радиостанций и радиоприёмников частного пользования.

Быстрое развитие телефонии и радио подталкивало решение проблемы передачи изображения на расстояние. Первый опыт движущихся изображений сделали братья Люмьер. С них начинается развитие кинематографа (1910-е гг.). Были созданы первые прототипы фонографа и граммофона. Свою долю в коммуникациях между людьми внесли СМИ. Этому способствовали изобретения ротационной печатной машины, пишущей машинки, развитие фотографии.

Военная техника. Среди изобретений в этой сфере наибольшее значение имеют: развитие автоматического стрелкового оружия (пулемет Максима), автоматических скорострельных пушек, совершенствование пороха и взрывчатых веществ: мелинит, пироксилин, тринитротолуол; изобретение отравляющих веществ.

Технические новинки в войне на суше: дальнобойная артиллерия, танки и бронеавтомобили, использование дирижаблей и авиации. На море: броненосцы и дредноуты, изобретение торпеды, миноносцы, подводные лодки.

Можно констатировать, что развитие техники и технологии в этот период носило взрывной характер, как по поражающим воображение масштабам и скорости распространения, так и по количеству и радикальности изобретений и нововведений.

3. Научные открытия и достижения в технике наиболее быстро находили применение в военной сфере. Военная техника в своем развитии часто опережала остальные отрасли, тем более промышленный переворот неизбежно вел к переделу мира между крупнейшими державами. Владение самым современным оружием и передовыми достижениями военной науки стали необходимым и неотъемлемым условием для успешного развития государств к началу XX в. Кроме этого, во время войны наука получала дополнительный стимул, так как многие научные открытия и изобретения в той или иной степени можно было применить в военном деле.

Совершенствование промышленного производства и новые технические возможности позволяли создавать все более мощные виды оружия, а развитие науки давали возможность теоретических расчетов и обоснования для разработок нового оружия. Появление принципиально новых способов ведения войны вынуждал создавать и новые стратегии с учетом появившихся возможностей и реалий. Многие изобретения изначально мирного назначения в итоге оказывались востребованными в первую очередь военными, например, радио и радиолокация или электрификация. Открытие новых материалов или способов обработки металлов также находили применение в производстве продукции военного назначения. Можно сказать, что войны XX в. стали полигоном, на котором проходили испытания многие достижения научной и технической мысли.

Причиной Первой мировой войны (1914-1918 гг.) было несоответствие реальной мощи европейских держав и размеров их владений. Англия, воспользовавшись ролью лидера промышленной революции, создала огромную колониальную империю и захватила большую часть ресурсов, необходимых другим странам. Однако к концу XIX века лидером технического и промышленного развития стала Германия; естественно, что Германия стремилась использовать свое военное и техническое превосходство для нового передела мира. В 1914 г. началась первая мировая война. Германское командование надеялась разгромить своих противников за пару месяцев, однако в этих расчетах не была учтена роль появившегося тогда нового оружия – пулемета. Пулемет дал решающее преимущество обороняющейся стороне; германское наступление было остановлено, и началась долгая «окопная война».

Не только пулемет, изобретенный в 1887 г. американцем Х. Максимом и который по мощи равнозначен роте солдат, показал главную роль технических средств в Первой мировой войне. Особенно существенна была гонка вооружений в военно-морском флоте, бронетанковой технике, авиации и артиллерии. На море военные корабли стали строить из стали, защищать их броней и вооружать торпедными аппаратами и огромными дальнобойными орудиями. Началась гонка морских вооружений, Англия и Франция соревновались в создании все более мощных броненосцев, позднее к этой гонке присоединились Германия и США

Через некоторое время все ведущие морские державы стали строить броненосцы, но вскоре появились новые корабли – линейные или линкоры, у которых были не только самые большие орудия, но и мощная броня, высокая скорость, благодаря новой паровой турбине, скорострельная противоминная артиллерия для борьбы с миноносцами и торпедами и ряд других новшеств. Первым таким линкором стал построенный англичанами в 1906 г. «Дредноут»; перед мощью этого корабля все прежние броненосцы оказались небоеспособными, и морские державы начали строить подобные корабли. В 1913 г. появились броненосцы типа «Куин Элизабет» водоизмещением 27 тыс. тонн с десятью 15-дюймовыми орудиями.

Другими новыми видами ведения войны на море стало широкое использование миноносных кораблей, подводных лодок, минных полей, рейдерство. Весь спектр технических и стратегических новинок наиболее успешно использовали англичане. Их флот блокировал германские порты и прервал поставки продовольствия, в итоге в 1916 г. в Германии начался голод, который, в конечном счете, привел к поражению Германии.

Технические новинки в войне на суше были не менее важны, и здесь шла такая же гонка вооружений, как и на море. Распространение дальнобойной артиллерии, массовое применение автомобильного транспорта, появление первых танков и бронеавтомобилей, использование дирижаблей и авиации давали преимущества государствам с передовой промышленностью и развитой наукой. Роль науки проявилась, например, в совершенствование пороха и взрывчатых веществ (новые ‑ мелинит, пироксилин, тринитротолуол), разработке способов боевого использования отравляющих газов, дальней радиосвязи и т.д.

Первая мировая война показала эффективность использования военной техники, но именно Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала «войной машин». Промежуток между мировыми войнами крупнейшие страны мира активно наращивали военный потенциал, разрабатывалось более совершенное оружие, широко использовался накопленный военный опыт. Стало ясно, что победа будет на стороне того государства, которое сможет обеспечить свои вооруженные силы передовым оружием. На нужды военного ведомства привлекались не только материальные и человеческие ресурсы, но и крупнейшие ученые.

Вторая мировая война продемонстрировала успехи в науке и технике воюющих сторон. Нередко исход отдельных сражений или даже кампаний решал преимуществом одной из сторон в том или ином виде вооружений. Существенно изменилась и вся стратегия войны, в частности, германское командования разработало принципиально новую стратегию блицкрига – молниеносной войны. Для ее осуществления требовалась большая мобильность воинских частей (т.е. полная обеспеченность автотранспортом, артиллерийскими тягачами, средствами связи, передвижными госпиталями, полевыми кухнями, ремонтными бригадами и прочее), широкое применение авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной, десантной) и массированных действий бронетехники.

Сочетание современного оружия и новой теории войны позволило фашистской Германии быстро покорить значительную часть Европы и начать успешное нападение на Советский Союз. Если в начале войны СССР проигрывал Германии по количеству и качеству военной технике, то вскоре удалось восполнить потери и начать производство новых образцов военной техники, не уступающей, а часто и превосходившей, немецкую.

Среди новых приемов в войне стала борьба за доминирование в небе, так как это давало преимущества для действий на земле. Новым словом в авиации стало создание нового вида самолетов ‑ стратегических бомбардировщиков, которые могли наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. Ученые многих стран активно работали над созданием реактивных авиационных двигателей. В итоге, к концу войны появились первые образцы реактивных самолетов, но настоящий расцвет нового поколения военной авиации наступит позже. Война на море также претерпела изменения, здесь стали главенствовать два основных вида кораблей: авианосец и подводная лодка. Новая тактика военных действий требовала новой техники и способов борьбы с ней.

Параллельно с этим шла непрерывная работа по модернизации существующих образов вооружения и освоение новых стандартов вооружения. Это касалось танков, стрелкового автоматического оружия, артиллерийских систем, в том числе реактивных (знаменитая «Катюша») и много другого. Главная задача науки в годы Второй мировой войны состояла решении проблемы достижения технического превосходства над противником.

Можно выделить направления, в которых работали представители различных отраслей науки. Физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разрабатывали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики искали новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; экономисты рассчитывали ресурсы и развитие производительных сил.

Среди конкретных примеров достижения научно-технической мысли, на примере Советского Союза, можно отметить: разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе), создание новых оптических приборов (группа академика С. И. Вавилова), разработка методов защиты кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров), развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники, обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией, внедрение в массовое производство образцов военной техники (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г. С. Шпагина, противотанковые ружья В. А. Дегтярева и С. Г. Смирнова). К концу войны сразу в нескольких государствах ученые подошли вплотную к созданию первых образцов ядерного оружия. Начинала развиваться ракетная техника, электроника и многие другие новации, которые могли применяться как в военной сфере, так и в мирной.

Разработка самых современных видов вооружения и военной техники стало гарантией успешного развития государств в XX веке; война машин ‑ превосходство военной техники как гарантия победы; наука вносила существенный вклад в обеспечение армии современными образцами вооружения и боевой техники.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Выделите социокультурные предпосылки становления неклассической науки.

2. В чем проявился переворот в естествознании конца XIX – XX вв.?

3. Раскройте модернистские концепции происхождения жизни и эволюции биосферы Земли.

4. Назовите имя ученого, которому принадлежит открытие электрона:

а) Дж. Томсон;

б) А. Беккерель;

в) Н. Бор.

5. Теория Ч. Дарвина позволила:

1) поставить вопрос о происхождении человека;

2) раскрыть сущность природных явлений;

3) соотнести время и пространство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: