Федеральное Собрание Российской Федерации




Судебная власть в РФ. Органы прокуратуы

Федеральное Собрание РФ (Парламент РФ) как орган представи­тельной власти появился в Конституции России 1993 года. Оно состоит из Государ­ственной Думы и Совета Федерации Госдума обладает «исключительным правом » принимать федеральные законы и утверждать федеральный бюджет.

Госдума состоит из 450 депутатов, избранных населе­нием сроком на четыре года по федерально­му избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками. В Совете Федерации 170 членов - по два представителя от каждого субъекта РФ (один представитель от законодательного органа и один от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Правовой статус Государственной Думы и Совета Федерации определяет глава 5 Конституции РФ.

Конституционно-правовой статус судебной власти оп­ределен главой 7 Конституции РФ. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Кон­ституция РФ называет лишь верхний уровень судебной системы: Кон­ституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Судебное разбирательство должно быть открытым, очным, гласным; судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В Конституции РФ закреплены принципы независимости судей и их подчинение только за­кону, несменяемости судей и особого порядка прекращения их полномо­чий, неприкосновенности судей.

 

 

Судебная система России включает федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации, систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации, систему арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Система судов субъектов РФ включает конститу­ционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых су­дей, которые являются судьями общей юрисдикции.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Компетенция Конституционного Суда определена в ст. 125 Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из граждан­ских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений, и другие дела. Исключение: экономические споры и другие дела, отнесенные к в е де­нию арбитражных судов.

 

 

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уго­ловным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию. Этот орган возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят Верховные суды республик в составе РФ, краевые, обла­стные суды, суды автономной области, городов федерального значения, а также районные суды.

Мировые судьи являются судьями общей юрис­дикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

Система арбитражных судов РФ призвана разре­шать экономические споры между организациями, предпринимателями, а также споры в сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти.

В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд РФ, окружные арбитражные суды, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

О прокуратуре РФ говорится в ст.129 Конституции РФ. Принципы организации её деятельности:

1. Принцип законности означает осуществление полномочий органами прокуратуры и их должностными лицами в соответствии с законами, действующими на территории РФ;

2. Принцип единства и централизации т.е. органы прокуратуры представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральной прокуратурой РФ, имеющую единые цели, задачи, формы и методы деятельности;

3. Принцип независимостиот местных органов означает осуществление надзора, вопреки каким бы то ни было местным влияниям;

4. Принцип гласности означает, что органы прокуратуры действуют открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, государственной, служебной или коммерческой тайны.

Организационно-правовые формы реагирования прокуратуры на выявленные нарушения законности:

а) протест прокурора – правовой документ, издаваемый прокурором на незаконный правовой акт и содержащий требование об его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством;

б) заявление о признании правового акта противоречащим закону – письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным;

в) представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении причин и условий, способствовавших нарушению законности;

г) изучение и проверка публикуемых в печати сведений о нарушениях законности;

д) постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении – документ, издаваемый прокурором при обнаружении признаков правонарушений, и являющийся юридическим фактом для привлечения лица к ответственности;

е) предостережение – письменный документ, издаваемый прокурором в целях предупреждения совершения должностным лицом правонарушений.

Требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

Требования Мировой судья. Судья районного суда Судья суда субъекта РФ, арбитражного суда Судья Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ Судья Конституционного Суда РФ
Возраст Минимум 25 лет Минимум 30 лет Минимум 35 лет Минимум 40 лет
Стаж работы по юрид. специальности Минимум 5 лет Минимум 7 лет Минимум 10 лет Минимум 15 лет
Образование Высшее юридическое Высшее юридическое Высшее юридическое Высшее юридическое
Квалификация Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию Квалификационной коллегии судей Обладают высшей квалификацией в области права
Иные требования Не допускать порочащих его поступков. Не допускать порочащих его поступков Не допускать порочащих его поступков Безупречная репутация
   
 


 

Судебная власть и прокуратура в России

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон о судебной системе).

Согласно ст. 1 Закона о судебной системе судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Закрепляется независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей.

Следует особо отметить, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и соответствующим Федеральным конституционным законом;
  • • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • • применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3 Закона о судебной системе).

Классификация судов закреплена в ст. 4, которой установлено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • • Конституционный Суд РФ;
  • • Верховный Суд РФ;
  • • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом о судебной системе. Верховный Суд РФ осуществляет в соответствующих процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Помимо этого, Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ установлены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Указанные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности данных судов установлены Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, а также осуществляет и ряд иных полномочий. При этом районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Правовой статус военных судов устанавливается Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Распределение субъектов РФ под соответствующие юрисдикции закреплено Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов».

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и соответствующим законом субъекта РФ. Количество мировых судей установлено Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Следует отметить, что в соответствии с гл. 3 Закона № 1-ФКЗ в состав судов также входят: арбитражный суд округа, арбитражный апелляционный суд, арбитражный суд субъекта РФ, специализированные федеральные суды, суд по интеллектуальным правам, Конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, такие как отсутствие судимости, отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, дееспособность, отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи и ряд иных.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Порядок реализации данного права закрепляется в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом, а за время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Согласно ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации», в частности, закреплено, что финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5% может осуществляться только с согласия Совета судей РФ, а более чем на 5% — только с согласия Всероссийского съезда судей РФ.

Зарубежный опыт

Действующие системы судебных органов в унитарных и федеративных государствах весьма разнятся. Так, в странах, где форма государственного устройства не подразумевает у административно-территориальных единиц должной самостоятельности, обычно существует единая система общих судов. В федерациях же зачастую выстроена отдельная система, включающая в себя отдельно федеральные суды и самостоятельные суды субъектов, входящих в федеративный союз. Наглядный пример такого подхода — судебная система, принятая в США, в которой федеральные суды применяют исключительно федеральное законодательство, в то время как суды штатов используют как федеральные законы, так и законы своего штата.

В ряде стран (например, Франция, Италия) широко используются органы досудебного разбирательства (медиаторы, консилиаторы — примирители), которые назначаются муниципалитетами из лиц, знакомых с основами юриспруденции, и занимаются разрешением небольших бытовых споров между соседями, автоаварий и др.

Общие суды зарубежных стран условно могут быть сгруппированы по трем направлениям: романо-германской, англосаксонской и мусульманской.

Романо-германская модель не имеет единой системы судов, она полисистемна; деятельность судов четко регламентируется законодательными нормами; применение судебного прецедента не используется; помимо апелляции применяется кассационный и ревизионный порядок обжалования; судья имеет возможность не только оценивать, но и собирать доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» могу участвовать в определении наказания.

Англосаксонская модель, в свою очередь, подразумевает единую систему судов во главе с верховным судом; процесс основан на признании правотворческой роли суда и правомерности использования прецедента; имеет место практика избрания судей; предельная состязательность, при которой судье отводится пассивная роль; исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений.

В мусульманской модели институт народных заседателей, ассизов, присяжных не используется; процесс проходит по канонам шариата со своеобразными формами привлечения к ответственности; суду подлежат исключительно единоверцы (в ряде случаев распространяется на лиц, давших добровольное согласие на такой суд); в ряде стран процедура обжалования судебных решений заменена возможностью обращения к имаму — высшему духовному лицу.

Согласно ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации являются предметом правового регулирования Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре). В ст. 1 указанного Закона прокуратура Российской Федерации определена как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В полномочия прокуратуры включены:

  • • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением нрав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • • координация деятельности правоохранительных органов но борьбе с преступностью;
  • • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Статьей 5 Закона о прокуратуре закреплена недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Так, воздействие в какой- либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: