Специфика теоретического уровня познания характеризуется преобладанием рациональной стороны познавательного процесса: понятий, суждений, умозаключений, принципов, законов. Отметим, однако, что провести четкое различие между эмпирическим и теоретическим уровнями познания в науке (особенно в военной области знания) затруднительно. Но эти различия есть. В общем, эмпирическое познание- это конкретика, а теоретическое знание- это абстрагированные, офубленные, опосредованные знания.
Теоретическое познание отражает предметы, явления, предметы и процессы со стороны их универсальных внутренних связей, закономерностей. Они постигаются с помощью рациональной обработки данных эмпирических знаний.
Неотъемлемой чертой, самым характерным признаком теоретического познания является использование таких методов, приемов как абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков объекта изучения), идеализация- создание часто просто мысленных предметов, анализ- мысленное расчленение изучаемого объекта на элементы, синтез-объединение полученных в результате анализа элементов в систему, индукция -движение познания от частного к общему, дедукция- движение мысли от общего к частному и т. д.
В теоретическом познании первостепенную роль играет мышление, с помощью которого исследователь проникает в тайны природы. Еще со времен античности принято выделять в мышлении два его уровня: рассудок и разум. Рассудок - это исходный мыслительный процесс, где оперирование абстракциями происходит в пределах некоего жесткого стандарта. Разум, как высший уровень мыслительного акта, где происходит творческое оперирование абстрактными понятиями, суждениями. На этом уровне проявляется во всей полноте диалектическая природа познавательной деятельности. Конечно, нельзя возводить между этими уровнями резкую грань (как это делал, например Кант). Грани эти условны, относительны. В ходе мышления складывается взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Здесь мы не будем подробно излагать логические формы. Для этого есть систематические тематические курсы. Но напомним, что первичной исходной клеточкой является понятие, которое отражает существенные признаки, закономерные связи явлений. Из совокупности понятий складываются суждения, выражающие мысли,- истинные или ложные. Здесь все зависит от опоры на законы формальной логики. Высшей логической формой является умозаключение или выводное знание. Это наиболее ярко выражзнный творческий акт. Умозаключение, если оно основано на законах логики и опирается на истинные суждения (посылки), доставляет новое знание. Рациональное, теоретическое знание взаимосвязано не только с эмпирическим базисом, но и с другими внерациональными формами познания: воображением, фантазией, интуицией, а также видами неявного знания. Особенно значительна роль фантазии в создании теорий. Примеров предостаточно. Велика роль интуиции. Р. Декарт считал, что для реализации правил им же созданного рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получать следствия из этих начал. Интуицию нельзя смешивать с простым умозрением. Она оеновы-мется на твердых знаниях своего предмета изысканий.
Очень ярко охарактеризовал роль интуиции в познании А. Эйнштейн. Он признавал путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям путем интуи1щи. Интуиция, а не логика связывает их. «Если не согрешить против логики, говорил А. Эйнштейн- то вообще нельзя ни к чему прийти»'".
Подведем предварительные итоги. Каковы же структурные компоненты теоретического знания? К ним относятся: проблема, точнее сказать формулирование проблемы. Проблема буквально означает «преграда, трудность», определяется как ситуация, характеризующаяся недостаточностью способов, средств, для достижения некоторой цели, незнанием путей ее достижения. Проблема характеризует даже не само по себе препятствие, а отношение ученого деятеля к препятствию. Это как вызов, требующий ответа, т. е. усилия творчества. Понятие «проблема» может употребляться в значении «ученое незнание» или «знание о незнании»; Наконец, проблема может стать выражением столкновения двух внутренних противоречивых знаний об одном и том же затруднительном состоянии. Можно отметить следующую закономерность. Чем больше проблем решается наукой и тем серьезнее эти проблемы, чем существеннее (глубже) новые проблемы, возникающие перед наукой. Происходит последовательное возобновление научных проблем. Чем больше умножая научное знание, тем шире становится сфера его соприкосновения с непознанным. Это своеобразное расширение и углубление переднего края науки. Чем радикальнее решаются научные проблемы, тем больше возникает новых проблем, требующих решения. Метафорически говоря, происходит «цепная реакция» проблем. Проблемы подвергнуть классификации: большие и малые, значительные и незначительные, узловые и периферийные, перспективные и малоперспективные. Есть промежуточные проблемы (для прикладных наук), могут быть и ложные, т. е. псевдопроблемы.
Если говорить о решении проблемы, то и здесь существует спектр различий. Решение проблем может быть паллиативным и радикальным, временным или постоянным.
Гипотеза как форма теоретического познания содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза - вещь вероятностная. В качестве научного предположения отличается от произвольной догадки тем, что опирается на факты.
Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту она выдвигается. Так, выделяются общие, частные и рабочие гипотезы. Общие гипотезы это обоснование предположения о закономерностях различного рода. Такие гипотезы служат фундаментом построения основ научного знания. Частные гипотезы- это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных явлений, отдельных событий. Рабочие гипотезы - это предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие его направляющим ориентиром.
Отбор достоверных гипотез происходит посредством доказательства как формы познания. Наиболее распространенными являются индуктивный и дедуктивный методы доказательства. Индуктивный метод представляет собой цепь умозаключений, посылки которых охватывают частные суждения и являются аргументами, обосновывающими тезис, т. е. из частных суждений выводится общее суждение, переход от частного к общему в мышлении. Теперь все большее значение приобретают дедуктивные умозаключения. Давно известно, что структура и правила дедуктивных умозаключений могут быть точно описаны на языке символов и формул. Классическая математическая логика с помощью кванторов позволяет формализовать 1ф0цесс доказательств. А это дает возможность составить машинную программу и тем самым осуществить доказательство с помощью компьютера. В данном случае происходит переход мысли от общего к частному.
Теория как форма познания и знания, причем наиболее сложная и развитая, дает целостное отображение закономерности определенной области действительности. К. Поппер утверждает: теория должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости и фальсифицируемости, т. е. опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости. Насчет опровержимости теории, если она прошла практическую проверку, Поппер не прав. Он явно преувеличивает недоверие к теориям, подобно тому, как в свое время поступал А. Пуанкаре, что не позволило ему сделать открытие теории относительности.
Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждений). Она имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
Принято выделять в теории такие элементы:
исходные основания -фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. д;
идеализированные объекты (тело теории)- абстрактные модели существенных связей, свойств, объекта;
логика теории- совокупность определенных правил и способов дока-1ательства (формальная логика, математическая логика);
философские установки и ценностные факторы.
С методологической точки зрения важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект (как отражение ре-1льного изучаемого объекта) В. С. Степин считает, что в развитой теории кроме ее фундаментальной схемы есть еще один слой организации абстрактных объектов- уровень частных теоретических схем. Фундаментальная теоретическая схема в совокупности с ее производными образованиями представляется как «внутренний скелет» теоретического знания. Проблема генезиса теоретических схем называется коренной проблемой Методологии науки. Это сложная многоуровневая иерархическая система.
Многообразие теорий можно классифицировать по разным основаниям, критериям. Есть теории:
описательные,
математизированные,
дедуктивные,
фундаментальные,
прикладные,
формальные и содержательные,
открытые и закрытые.
Есть феноменологические (объяснительные и описывающие теории).
Р,сть еще один критерий различения теорий- это точность предсказали. Есть теории с большой точностью предсказаний (многие теории Массической механики, классической физики, химии). Меньшей точно-|ТкЮ предсказаний обладают социальные теории, в том числе, полагаем, Юенная теория. Примеров предостаточно. Советская предвоенная теория И1 смогла предсказать многие проблемы современной войны. Отчасти оправдалась такая ходячая фраза: «генералы готовятся к прошлой войне». Правильность теории обнаруживается в результате многократного экспериментального подтверждения.
Не всякая совокупность обобщенных положений об изучаемом предмете является теорией. Необходима зрелость системы знаний. Не просто описывать факты, явления, но и объяснять их, вскрывать причины и закономерности.
Функции теории многообразны:
а) функция объединения отдельных достоверных знаний в целостную
систему;
б) объяснительная функция, связанная с выявлением законов;
в) методологическая, так как на ее базе формируются методы, прие
мы, пути познания;
г) предсказательная, дающая предвидение;
д) практическая функция.
Сосредоточим внимание на ключевом элементе теории- поиске и обосновании законов, действующих в изучаемом предмете.
Главная задача науки- открыть, обосновать законы. Теория есть система законов, закономерностей, так как теоретические знания вторгаются в глубинные связи изучаемого объекта. Закон- это объективная, внутренняя, существенная, общая, повторяющаяся (при определенных условиях) связь. Условия, при которых действуют глубинные связи и зависимости, могут сузить действие закона или, напротив, расширить закономерные связи или вообще снять их, породить новые.
Часто дело ограничивается формулированием принципов при оформлении той или иной теории. Но все-таки надо уяснить, достигнуть понимания тех глубинных связей и зависимостей, на основе которых сформулированы принципы. А правильно ли сформулированы принципы, а не изобретены ли они субъективно? Законы регулируют процесс. Все явления- сложные или меньшей сложности (т. е. разной степени сложности) законосообразны. Законы открываются сначала в виде предположений, гипотез. Новые факты приводят к «очищению этих гипотез», исправлению их, пока, наконец, не будет установлен закон в чистом виде. О законах, прежде всего, догадываются (их «нащупывают»). Затем вычисляются следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажетсй, что он действует. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экспериментов (или с нашим опытом) и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен^^. Но это еще не всё. Надо еще знать, как открытый закон прокладывает себе путь, уметь еще выводить все явления данной предметной области из соответствующего закона.
Необходимо также знать, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Примером тому могут служить законы войны и вооруженной борьбы. Могут быть законы-тенденции, осуществляющиеся весьма запутанным образом. Хотя законы действуют с «железной необходимостью», но в комплексе они могут подавляться другими законами (или отдельно взятым законом). Гегель писал: каждый закон узок, неполон, приблизителен. Л. Фейнман заявил, что даже закон всемирного тяготения неточен. И другие законы не точны, где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть над чем поломать голову.
Многообразие отношений и связей в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию. Можно классифицировать законы: 1) по признаку форм движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные; 2) по степени общности: всеобщие (диалектические), общие, особенные, частные (специфические); 3) по механизму детерминации: динамические, стати-втические; 4) по характеру действия: пррминно-генетические, функциональные, развития; 5) по их роли и значению: основные и не основные; 6) по глубине своего действия: эмпирические, фундаментальные.
Наука как целостная динамическая система знания не может успеть рювиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. Важно знать, понимать единство теории и практики. Причем связи теории и практики двусторонни: прямые- от практики к теории и обратные, от теории к практике. Ответственная задача кадров всех специальностей-укреплять и совершенствовать взаимодействие теории и практики, особенно в военном деле.
Важен вопрос реализации (или материализации) теории в практиче-•КИХ делах. Теорию необходимо внедрять в практику, в жизнь, лишь то-1*дв она становится материальной силой. Переход от абстрактной научной Теории к практике- путь сложный и противоречивый. Все дело в том, что И1Д0 находить пути трансформации научного знания в профамму практических действий. Нужна технологизация знания как своего рода рецепт дайствия, четкого регулятива для действий, операций.
В социальной (в том числе военной) сфере путь теоретического знания к практике намного сложнее и многообразнее, ибо тут нет (как в ряде §#т#ственных, особенно технических наук) прямого выхода в практику непосредственного применения знания в той или иной области социально преобразующей деятельности. в заключение отметим: чем выше уровень обобщения данной теории, чем она абстрактнее, тем более сложным и опосредованным является путь от заключенного в ней знания к практике, тем больше это знание должно пройти промежуточных звеньев, прежде чем стать непосредственной материальной силой, чтобы регулировать общественную жизнь. Фундаментальные знания, как правило, не поддаются технологизации. Но они оказывают преимущественно косвенное (через конкретно-прикладные разработки) воздействие на преобразование действительности. Однако и прикладные теории воздействуют на ход практики не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками, которые и придают ей рабочую форму.