Территориальное устройство Японии.




Конституция Японии.

История Конституции.
Ныне действующая Конституция Японии 1946 г. является второй конституцией в истории страны. Первая Конституция 1889 г. (так называемая Конституция Мэйдзи) закрепила в качестве формы правления дуалистическую монархию с широкими полномочиями императора, установила весьма несущественный перечень прав и свобод, преимущественно личных. Она действовала до поражения Японии в 1945 г. во Второй мировой войне и ее оккупации войсками США. Тогда возникла необходимость принятия новой конституции, демократически ориентированной как с точки зрения организации власти, так и с позиции правового статуса личности.

Проект Конституции Японии 1946 г. был фактически подготовлен в штабе оккупационных войск американскими юристами, хотя использовались и материалы, подготовленные японскими правоведами. Японское правительство, находясь в зависимости от оккупационной администрации, вынуждено было представить в парламент этот проект. Конституция была принята парламентом, промульгирована императором 3 ноября 1946 г. и вступила в силу согласно ст. 100 через шесть месяцев после промульгации - 3 мая 1947 г.

Основные особенности Конституции.
Одна из важнейших особенностей Конституции заключается в том, что, формально являясь монархией, согласно Конституции Япония сохраняет монархические атрибуты чисто номинально, по существу став республикой. Император согласно его статусу, установленному в Конституции, не имеет никаких властных полномочий, даже "скрытых", в отличие от монарха в Великобритании. В частности, в ст. 4 Конституции прямо указано, что Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Таким образом, он не может рассматриваться как глава государства. В ст. 1 Конституции определено, что император является символом государства и единства народа; в этом, собственно, и состоит его конституционная функция. "Действия, относящиеся к делам государства" а именно: объявление всеобщих парламентских выборов, созыв парламента, пожалование наград, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов и т. д. он осуществляет от имени народа (ст. 7), которому принадлежит суверенная власть, в том числе по определению статуса императора. Таким образом, в Конституции нашел закрепление принцип народного суверенитета. Любые, даже самые формальные, действия император осуществляет не самостоятельно, а по инициативе ("по совету и с одобрения") Кабинета министров, а назначение премьер-министра - по представлению Парламента. Императорская семья лишена даже права без согласия парламента получать какое-либо имущество (ст. 8).

Престол наследуется по салической системе: трон передается старшему сыну, а женщины ни при каких обстоятельствах не могут наследовать престол. За соблюдением порядка наследования наблюдает Совет императорского двора, в состав которого входят два члена императорской фамилии, а также ряд высших должностных лиц по должности. При канцелярии премьер-министра создано Управление императорского двора, которое занимается обеспечением нужд императорской фамилии и деятельности императора. На нужды императорской фамилии выделяются денежные средства из бюджета.

Вторая особенность Конституции Японии обусловлена временем ее принятия -- после поражения в войне, что и определило заметные миролюбивые ноты. В Преамбуле Конституции указано, что народ Японии желает вечного мира, "полагается на справедливость и честь миролюбивых народов мира", "хочет занять почетное место в международном сообществе", "убежден, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами". В главе II провозглашен отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы, от права на ведение государством войны. Более того, закреплен отказ от создания армии. Вместо нее тем не менее в Японии были созданы "силы самообороны" по существу мало чем от армии отличающиеся. Конституция Японии также закрепляет запрет военным быть премьер-министром или другими государственными министрами (часть вторая ст. 66).

Порядок изменения Конституции.
Авторы Конституции, закрепив в ней демократические принципы и принципы мирного сосуществования с другими странами, по всей видимости, опасались, что в дальнейшем соответствующие положения могут быть пересмотрены в антидемократическом, милитаристском русле. Поэтому они посчитали необходимым закрепить гарантии от изменения этих положений. Конституцию Японии можно отнести к сверхжестким. Поправки к ней могут вноситься только по инициативе самого парламента и должны быть одобрены 2/3 общего числа членов обеих палат.

Далее возможны два способа одобрения поправок народом; способ определяется парламентом, принявшим поправки. Первый вариант состоит в том, что проводится референдум об утверждении поправок. Второй вариант заключается в повторном рассмотрении поправок парламентом после новых досрочных (если до истечения срока полномочий еще далеко) выборов, для чего требуется принять поправки тем же квалифицированным числом голосов. Конституция Японии с момента ее принятия не претерпела изменений во многом благодаря сложному порядку внесения поправок. Однако попытки изменить Конституцию, прежде всего отменить запрет на создание армии, предпринимались.

Конституционный контроль.
В Японии существует судебный конституционный контроль, хотя специального органа конституционного правосудия не создается: проверка соответствия нормативного акта Конституции осуществляется обычными судами. Иск о неконституционности закона может быть подан в любой суд. Причем конституционность в Японии проверяется не в рамках рассмотрения иного конкретного дела, а в качестве официального дела по заявлению о неконституционности. Окончательно вопрос о конституционности нормативных актов решает Верховный суд как суд высшей инстанции (ст. 81 Конституции), поскольку до него может быть доведено любое такое дело. Признание акта противоречащим Конституции означает утрату им юридической силы. Конституционный контроль основывается на положениях о верховенстве Конституции, отсутствии законной силы у противоречащих ей государственных актов, обязанности всех публичных должностных лиц уважать и охранять Конституцию (ст. 98 и 99).

2. Основы конституционного статуса человека в Японии.

Особенности закрепления конституционного статуса человека.
В Конституции Японии уделяется большое внимание правовой защите человека. В качестве общих принципов конституционного статуса человека в Японии закреплены: нерушимость и вечность прав (ст. 11 и 97); необходимость поддерживать права постоянными усилиями народа (ст. 11) что является спецификой Японии, поскольку в других конституциях этот принцип не закреплен; недопустимость злоупотребления правами, нарушения общественного благосостояния при их осуществлении (ст. 12); равенство (ч. 1 ст. 14).

В целом система прав и свобод в Японии достаточно стандартна для страны с развитой демократией. Вместе с тем в некоторых нормах усматривается стремление преодолеть пережитки прошлого. Например, указывается, что пэрство и прочие аристократические институты не признаются (ч. 2 ст. 14), любая награда действительна только при жизни лица, которое ее получило (ч. 3 ст. 14), государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности (ч. 3 ст. 20). Специально подчеркнуто равенство полов в брачных отношениях (ст. 24). Запрещается эксплуатация детей (ч. 3 ст. 27), устанавливается запрет рабства (ст. 18). При этом подчеркивается, что предусмотренные Конституцией права являются результатом вековой борьбы людей за свободу" (ст. 97).

Отдельные права, свободы и обязанности по Конституции Японии.
В качестве личных прав закрепляются право на жизнь, свободу и стремление к счастью, право на возмещение вреда от незаконных действий государства, свобода мысли, совести, религии, выбора и перемены места жительства, в том числе выезда за границу, тайна корреспонденции. В качестве политических прав закреплено прежде всего право избирать публичных должностных лиц. Для избирательного законодательства Японии характерны: во-первых, сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем; во-вторых, крайне жесткая регламентация предвыборной агитации (объема и параметров различных ее видов), в частности запрет агитации против других кандидатов; в-третьих, установление возрастного ценза при осуществлении активного (20 лет) и пассивного (25 лет - на выборах в Палату представителей, 30 лет - в Палату 466 советников, губернатора, 35 лет - мэра города и старосты деревни) избирательного права. Условиями регистрации кандидатов являются также соблюдение трехмесячного ценза оседлости и внесение предварительного залога, не возвращаемого в том случае, если будет набрано число голосов меньше требуемого.

С правом избирать связано право граждан отстранять выборных должностных лиц от должности. Большинством голосов избирателей может быть принято решение о роспуске местных собраний (представительных органов), об отзыве глав администраций и других выборных должностных лиц. Могут быть отозваны и отдельные депутаты. Отзыв осуществляется не ранее чем через год после вступления лица в должность. На общегосударственном уровне предусмотрены такой специфический институт непосредственной демократии, как референдум о доверии судьям Верховного суда, который проводится раз в 10 лет во время выборов в Палату представителей, а для вновь назначенных - на ближайших выборах в эту Палату. Судья смещается с должности, если не получит поддержку избирателей.

Есть и иные способы влияния населения на органы публичной власти. Так, избиратели административно-территориальной единицы в количестве не менее 1/5 от общего числа могут обратиться в местное собрание с народной правотворческой инициативой о принятии или об отмене правового акта либо потребовать от главы исполнительной власти соответствующей территории совершения публично значимых действий. Данное право является элементом права на мирную петицию (ст. 16 Конституции). Петиция может быть подана и по другим вопросам. Как отмечалось применительно к порядку изменения Конституции, Основной закон Японии не исключает и проведение референдумов. Однако прямо право на участие в референдуме Конституция не называет, и этот институт непосредственной демократии не получил в Японии развития.

Важным для функционирования всей системы власти политическим правом является право на объединение. Во многом благодаря партиям реализуется японский парламентаризм. Всего политических партий несколько тысяч, но реально участвует в политической жизни на общегосударственном уровне около 10 партий. Статус партии приобретает группа граждан, объединившаяся ради достижения политических целей, имеющая статус юридического лица и получившая не менее 2% голосов избирателей на соответствующих выборах или включающая в свой состав не менее пяти депутатов Парламента. Закреплено в Конституции Японии и право трудящихся на создание профсоюзов. К политическим правам также относятся свобода собраний, свобода слова, печати и иных форм выражения мнений.

Социально-экономические права и права в области культуры также представлены в Конституции Японии, причем свидетельствуют о достаточно высокой социальной ориентированности. Так, право собственности защищается, но указывается, что оно не должно противоречить общественному благосостоянию, что частное имущество может быть за справедливую компенсацию использовано в общественных интересах (ст. 29). Закрепляется право на труд, коллективные переговоры и прочие коллективные действия. Провозглашается бесплатное обязательное образование для детей, право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни. Гарантируется также свобода научной деятельности.

В Конституции Японии закреплены также стандартный набор уголовно-процессуальных и уголовно-правовых гарантий прав личности, право на судебную защиту. Установлены в Конституции и обязанности, к которым отнесены обязанности трудиться, обеспечивать обязательное образовние детям, находящимся на попечении, платить налоги, а такж общие обязанности, такие как обязанность воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, поддерживать своими усилиями права и свободы (ст. 12).

Территориальное устройство Японии.

Япония хотя и является унитарным государством, тем не менее представляет собой децентрализованное государство, основанное на местной автономии (самоуправлении), регулируемой Законом о местной автономии 1947 г. Местное самоуправление -- двухуровневое. Верхний уровень - префектуры (всего их 47), низовой - города, приравненные к ним по статусу районы Токио (таких районов 23), деревни и сельские общины.

В решении вопросов местного значения, определяемых для каждого уровня публичной власти Законом о местной автономий, органы власти на местах достаточно самостоятельны. Они наделяются имуществом, которым могут управлять, могут вести дела и осуществлять административное управление, издавать постановления в пределах закона и т. п. Для решения конкретных задач в Японии помимо обычных территориальных единиц создаются финансово-промышленные округа. Получило распространение создание ассоциаций, консультативных советов соседних территориальных единиц для решения общих задач.

Парламент Японии.

Структура и формирование парламента.
Парламент состоит из двух палат -- Палаты советников и Палаты представителей. Палата представителей состоит из 500 депутатов, избираемых сроком на четыре года: 300 - по одномандатным округам по мажоритарной системе, 200 - по многомандатным округам по пропорциональной системе (всего таких округов 11). Палата советников также формируется на основе сочетания двух избирательных систем: 152 советника избирают от многомандатных округов, соответствующих префектурам, по сложной системе, имеющей признаки системы единственного передаваемого голоса, и 100 советников избирают по партийным спискам по общегосударственному избирательному округу. Советники избираются на шесть лет, при этом раз в три года обновляется 1/2 состава палаты.

Структура парламента регулируется помимо Конституции Законом о парламенте 1947 г. и регламентами палат. Палаты имеют одинаковую внутреннюю структуру. В каждой из них избирают председателя и его заместителя. Они организуют работу палат, ведут их заседания. Предусмотрена также должность временного председателя, который не имеет полномочий по организации работы палат, ведет заседания при отсутствии председателя и заместителя председателя.

Важную роль в организации работы палат играют постоянные комиссии, создаваемые по различным сферам общественных отношений (отраслям управления), к примеру по вопросам юстиции, внешней политики, по социальным вопросам и т. д. В каждой палате создано около 20 постоянных комиссий (в Палате советников - чуть меньше, чем в Палате представителей). Деятельностью постоянных комиссий руководят их председатели, избираемые палатой, как правило, на основе паритетного представительства фракций в руководстве комиссиями. Каждый депутат обязан быть членом какой-либо постоянной комиссии. Основные задачи постоянных комиссий заключаются в работе с законопроектами и осуществлении контроля за соответствующим министерством. Они реализуются на заседаниях комиссий: рабочих, где решаются наиболее важные вопросы, например об отношении к судьбе значимого законопроекта, и общих - по решению текущих вопросов.

Помимо постоянных комиссий, для решения отдельных задач могут создаваться временные комиссии. Как правило, это следственные комиссии, создаваемые в рамках реализации палатами контрольных полномочий. Особой разновидностью временной комиссии является паритетная согласительная комиссия, создаваемая совместно обеими палатами для поиска компромисса в отношении конкретного закона. Немалую роль в организации работы палат играют секретариаты, состоящие из профессиональных государственных служащих. Возглавляет работу секретариата палаты генеральный секретарь палаты, который, хотя и не является депутатом, избирается палатой на эту должность после каждых новых выборов палаты. Особое место занимает законодательное бюро, имеющееся в каждой палате и оказывающее содействие в работе над законопроектами. В палатах создаются партийные фракции.

Полномочия парламента.
Основным полномочием парламента являются принятие законов, работа с законопроектами. Согласно ст. 41 Конституции парламент является единственным законодательным органом. Законодательной инициативой обладают группы депутатов парламента (20 депутатов Палаты представителей и 10 депутатов Палаты советников), а также Кабинет министров (от него исходит большая часть инициатив). Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату, однако, как правило, вносится в Палату представителей, выступающую в политической системе Японии в качестве нижней палаты.

Принять закон в принципе должны обе палаты в одной редакции. Принятие закона в первой из рассматривающих палат осуществляется в двух чтениях, причем рассмотрению законопроекта палатами предшествует большая подготовительная работа комиссии и аппарата. Если палатам не удалось принять закон в одной редакции, преимущество имеет Палата представителей.

  • Во-первых, Палата представителей может преодолеть несогласие Палаты советников путем принятия своего варианта 2/3 голосов присутствующих депутатов. Тогда закон считается принятым в редакции Палаты представителей.
  • Во-вторых, по инициативе Палаты представителей может быть проведено совместное заседание обеих палат, на котором депутаты голосуют не попалатно, а вместе. В таком случае благодаря соотношению численности депутатов палат Палата представителей приобретает преимущество.
  • В-третьих, может быть создана паритетная согласительная комиссия (также по инициативе Палаты представителей), в которую входит по десять человек из каждой палаты. Если комиссии не удастся преодолеть разногласия, то считается принятым решение Палаты представителей.

Преимущество Палаты представителей в законодательном процессе выражается не только в праве преодолеть позицию Палаты советников, но и в возможности выбрать вариант данного преодоления. На тот случай, если после принятия законопроекта Палатой представителей Палата советников не выражает свою позицию по законопроекту, по истечении 60 дней законопроект, принятый Палатой представителей, считается отклоненным Палатой советников. Это позволяет начать указанные выше процедуры преодоления разногласий, или преодоления позиции Палаты советников. Принятый закон подписывает министр, в сфере деятельности которого тот принят, премьер-министр, а затем император, который должен в течение 30 дней после завершения парламентской процедуры опубликовать его. Правом вето никто не обладает.

Имеются некоторые особенности принятия закона о бюджете на конкретный финансовый год. К ним относятся следующие специфические черты: внести проект такого закона должны большие по численности группы парламентариев, чем для обычного закона (не менее 50 представителей или не менее 20 советников), но на практике его представляет Кабинет. Во-вторых, сначала он обязательно должен быть внесен в Палату представителей. И, кроме того, если Палата советников в течение 30 (а не 60) дней не приняла решение, решение Палаты представителей считается принятым, а не отклоненным. Как способ согласования разнящихся позиций палат, если Палата советников все-таки примет решение, назначается только совместное заседание палат. Если же и там не достигнуто согласие, бюджет считается принятым в редакции Палаты представителей.

Другая значимая группа полномочий парламента - это контроль за органами исполнительной власти. Предусмотрены следующие институты контроля:

  • вопросы министрам (парламентским секретарям) на пленарном заседании или заседании постоянной комиссии;
  • интерпелляция, подать которую может любой депутат Палаты представителей, хотя окончательно вопрос о направлении или ненаправлении интерпелляции решается Палатой. Ответ на интерпелляцию должен быть получен в течение шести дней;
  • в-третьих, любая палата.может создать специальную комиссию по расследованию деятельности исполнительной власти;
  • в-четвертых, палаты могут проводить общую дискуссию по политике Кабинета, заслушав выступление премьера и ключевых министров. По имеющемуся правилу общие дискуссии проводятся регулярно в начале каждой сессии парламента.
  • выражение недоверия (по инициативе Палаты представителей) или отказ в доверии (по инициативе Кабинета) Кабинету министров. Это полномочие применяется, как правило, при неустойчивости парламентского большинства.

Полномочия парламента по назначению должностных лиц, помимо назначения лиц, указанных выше, незначительны. Формально это лишь выдвижение кандидатуры, а фактически - назначение премьер-министра, хотя через процедуры воздействия на Кабинет парламент может влиять и на назначение других должностных лиц.

Процедура деятельности парламента.
Парламент осуществляет свою деятельность на сессиях. Очередные сессии длят ся 150 дней (начинаются в декабре, что обусловлено необходимостью принятия бюджета). Чрезвычайные сессии созываются Кабинетом министров как по его инициативе, так и по требованию более 1/4 от общего числа депутатов любой из палат парламента.

Кворумом для принятия решений выступает треть общего числа депутатов палаты. Решения принимаются большинством голосов (в предусмотренных Конституцией и законами случаях - квалифицированным) присутствующих депутатов. Заседания палат могут быть как открытыми, так и (в исключительных случаях, если решение об этом принято 2/3 голосов) закрытыми.

Роспуск Палаты представителей.
Палата представителей может быть распущена по решению Кабинета министров, хотя формально оформляется роспуск актом императора. Конституция Японии не увязывает роспуск с какими-либо обстоятельствами и условиями. На практике такая ситуация возникает в основном в случае конфликта с Кабинетом министров, проявившемся в выражении ему недоверия или отказе в доверии.

Палата советников распущена быть не может, но в тот период, когда распущена Палата представителей, она по общему правилу не собирается. Вместе с тем "если это крайне необходимо в интересах страны", Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников. На ней могут быть приняты законодательные акты, но они утрачивают силу по истечении 10 дней после того, как на сессию соберется вновь избранная Палата представителей, если последняя не одобрит их.

Конституция Японии устанавливает также требование о том, что всеобщие выборы в Палату представителей должны быть проведены в течение 40 дней со дня ее роспуска.

Статус депутата
В Японии установлен свободный мандат депутата парламента. Депутат этого уровня не может быть отозван, хотя отзыв в Японии, как уже отмечалось, - весьма распространенный институт. В то же время палата 2/3 голосов присутствующих может прекратить полномочия депутата. При этом не указано, в связи с чем может быть применена эта процедура.

На период сессии депутат обладает иммунитетом: он не может быть арестован, что не исключает применение к нему других процессуальных действий. В промежутках между сессиями депутат может быть арестован, но на период сессии по требованию палаты освобождается. Депутаты не несут ответственности вне стен парламента в связи со своими высказываниями и голосованием в палате.

Депутаты работают на профессиональной основе, получают за работу денежное вознаграждение. Как правило, депутаты в Японии по сложившейся традиции избираются на несколько сроков подряд.

Кабинет министров.

Система исполнительной власти Японии на общегосударственном уровне
Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, статус которого определен Законом о Кабинете министров 1947 г. Кабинет состоит из премьер-министра и не более 20 других государственных министров (так называются все министры, в том числе премьер-министр). В состав Кабинета по устоявшейся в стране традиции входят 11 собственно министров - руководителей министерств, министр (генеральный секретарь) Кабинета, по сути дела, являющийся руководителем аппарата - Секретариата Кабинета, а также министры без портфеля, как правило, руководители подразделений Канцелярии премьер-министра, одновременно являющиеся советниками премьер-министра.

К подразделениям Канцелярии премьер-министра относятся такие важные государственные институты, как Управление национальной обороны, руководящее силами самообороны, начальник которого традиционно является министром без портфеля, Комитет по делам государственной безопасности (фактически, орган, управляющий полицией). Как отмечалось, подразделением Канцелярии является и Управление императорского двора, хотя его руководитель членом Кабинета не является.

Особенностью организации исполнительной власти в Японии является наличие в каждом министерстве, помимо собственно министра, административного министра. Он руководит текущей деятельностью министерства и не смещяется с должности со сменой Кабинета, обеспечивая профессионализм работы министерства. В законодательном процессе велика также роль парламентских секретарей - заместителей министра, отвечающих за связи соответствующего министерства с парламентом.

Формирование Кабинета министров.
Состав Кабинета определяется по результатам выборов в парламент. Премьер- министра выдвигает парламент из числа своих членов, кандидатуру которого выдвигает каждая из палат парламента. Обычно они совпадают. Если же выдвинуты разные кандидатуры и компромисс между палатами не был достигнут (на объединенном заседании палат, процедура и порядок принятия решений на котором Конституцией не устанавливается, но предполагается, что голосование проводится большинством голосов от совокупного числа членов палат), решение Палаты представителей становится решением парламента. Если Палата советников не приняла решения о выдвижении кандидатуры в течение 10 дней после решения Палаты представителей, премьер-министром также становится кандидатура, выдвинутая Палатой представителей.

Таким образом, должность премьер-министра обычно занимает лидер партии, получившей парламентское большинство, по крайней мере, большинство в Палате представителей. В случае если устойчивого большинства нет, создается либо коалиционное правительство (соответственно, между партиями распределяются министерские портфели), либо техническое правительство, которое политически нейтрально и устраивает различные политические силы в парламенте. Такие правительства, как правило, бывают неустойчивыми, и изменение баланса интересов в парламенте приводит к прекращению их полномочий.

Премьер-министр утверждается императором, хотя это сугубо формальный акт, предопределенный решением парламента. Император утверждает назначение премьер-министром других министров, так же как и отставку министров. На самом деле премьер-министр самостоятелен в определении состава Кабинета (назначении и освобождении от должности), если, конечно, не связан политическими обязательствами перед партнерами по коалиции. При этом в Конституции закреплено требование, согласно которому большинство министров должны быть членами парламента, что на практике достигается без особых усилий.

Функции и полномочия Кабинета министров
Функции и полномочия Кабинета определяются Конституцией и Законом о Кабинете министров. Согласно ст. 73 Конституции, наряду с другими общими функциями управления, Кабинет выполняет следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел, составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и пр.

Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной власти к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, например руководство внешней политикой, заключение договоров и даже такое традиционно принадлежащее главе государства полномочие, как принятие решений о частных (наряду со всеобщими) амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (по существу, речь идет о помиловании). Причиной такого положения дел является отсутствие, как отмечалось выше, у императора каких-либо властных функций. Поэтому Кабинет министров можно считать, по сути, коллективным главой государства.

Ключевую роль в Кабинете играет премьер-министр. Его реальная власть предопределена прежде всего возможностью назначать и освобождать от должности членов Кабинета, которая уменьшается, если правительство является коалиционным или техническим. В отношении министров у него есть еще одна важнал прерогатива: он дает или не дает согласие на привлечение министров к судебной ответственности в период занятия ими должностей. Отсутствие согласия не препятствует привлечению их к ответственности после прекращения, замещения должности. Премьер координирует деятельность министерств, контролирует ее, осуществляет полномочия, отнесенные к компетенции Кабинета, но требующие совершения единоличных действий (например, проведение международных переговоров как элемент руководств внешней политикой). Он вносит на рассмотрение парламента законопроекты, докладывает парламенту об общем состоянии государственных и внешнеполитических дел.

Кабинет министров издает правительственные указы, которые подписываются соответствующим министром (по отраслям управления) и премьер-министром. Конституция Японии допускае даже включение в правительственные указы статей, предусматри вающих уголовную ответственность, но только если разрешение на это предоставлено законом. Согласно положениям Конституции правительственные указы промульгируются императором, но это сугубо формальный акт. Решения принимаются Кабинетов министров единогласно или на основе консенсуса.

Прекращение полномочий Кабинета министров
Полномочия Кабинета министров прекращаются:

  • а) если должность премьер-министр становится вакантной (например, в случае его смерти);
  • б) после созыва первой сессии вновь избранного парламента;
  • в) в случае выражения Палатой представителей недоверия Кабинету министров или отказа в доверии. В последнем случае Кабинет министров сохраняет полномочия, если в течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения Палата представителей будет распущена. Однако полномочия сохраняются вплоть до избрания нового состава указанной Палаты, перед которой Кабинет все же слагает свои noлномочия.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: