Важным элементом в организации экстренной медицинской помощи населению при массовых поражениях является медицинская эвакуация.
Медицинская эвакуация – это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы пораженных, нуждающихся в медицинской помощи и лечении за ее пределами.
Она начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение.
Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным. В то же время любая транспортировка тяжелопострадавших неблагоприятно влияет на состояние пораженного и течение патологического процесса.
Эвакуация может осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, областных и региональных центров экстренной медицинской помощи и т.п.) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов). Общим правилом при транспортировании пораженных на носилках является несменяемость носилок, с их заменой из обменного фонда.
Сложность, трагичность обстановки в зоне катастрофы, массовость людских потерь, элементы паники обусловливают нередко хаос в работе медицинского персонала, стремление его как можно быстрее эвакуировать пострадавших на первом же прибывшем транспорте без подготовки пострадавшего и транспорта к тому, чтобы уменьшить страдание и вред пораженному от такой транспортировки. Часто наблюдается такое положение, когда тяжело пострадавших эвакуируют на случайном не приспособленном транспорте без сопровождающего медицинского персонала, а средней тяжести в специальном санитарном автомобиле скорой медицинской помощи и в сопровождении медицинского работника.
|
К сожалению, выбор транспортных средств для эвакуации пострадавших из района бедствия зависит от многих условий обстановки: местных возможностей, дальность перевозки, состояния дорог, характер местности, погоды, времени суток, численность, характер и степень тяжести пораженных и др.
В условиях катастроф санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене – зона катастрофы – ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные областные и республиканский центры республики целесообразнее использовать авиационный транспорт.
В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжело пораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.
При наличии возможности следует проводить приспособительные мероприятия на грузовых автотранспортных средствах, используемых для эвакуации пораженных. Среди таких мероприятий важное значение приобретает оборудование автомобилей транспортным санитарным оборудованием для установки носилок (ТСО), добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.
|
При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне автобуса или кузове автомобиля. Тяжело пораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно в передних секциях и не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в автобусах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т. п. и обычно устанавливается в пределах 30–40 км/час.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товаро-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).
Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40 и др. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Как показал опыт работы служб в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров и т. п. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).
С объектов (участков) поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращиваемой прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым службой ГАИ, спасательных отрядов, а также транспортом региональных центров экстренной медицинской помощи (медицины катастроф), транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подраз-делений (команд), местное население, военнослужащие.
|
Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава санитарных дружин, скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвако-транспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.
При массовой эвакуации пораженных железнодорожным (водным) транспортом (эвако-санитарными поездами, железнодорожными летучками) в местах погрузки оборудуются подъездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите пораженных от дождя, снега, холода и т. п.
При погрузке пораженных на транспорт желательно составлять пофамильный список эвакуируемых, особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывая номерные знаки автомобилей.
При эвакуации пораженных в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения с транспорта (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними легкопораженных, а иногда выделение сопровождающих).
Очень важно организовать управление эвакуацией с целью равномерной и одномоментной загрузки медицинских отрядов (госпиталей) лечебно-профилактических учреждений, а также обеспечения направления пораженных в лечебные учреждения соответствующего профиля (отделения лечебных учреждений), сократив до минимума перевод пораженных по назначению между лечебными учреждениями района (города).
Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургической, терапевтической и т. п. профиль) и локализации пораженея значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.
В этих целях следует шире использовать возможности портативных ра-диостанций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с диспетчером подстанции, другими машинами и лечебными учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге поражения и загрузке медицинских формирований (учреждений).