Лекция 8. Социально-психологические параметры малых групп субъектов образовательного пространства




Основные понятия:

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных систе­мой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых груп­пах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, доста­точно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются. Роль социальная - социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне обще­ственного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формаль­ных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг фор­мального лидера.

Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ве­домыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Лекция 9. Структура власти в малой группе субъектов образовательного пространства

Основные понятия:

Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемокра­тичностью.

Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то од­ного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них. Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, кото­рое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Адаптация — приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, со­циально-поведенческое) к измененным внешним условиям.

Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и соци­альной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей лич­ности и группы.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формаль­ных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг фор­мального лидера.

Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ве­домыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Лекция 10. Педагогический коллектив как объект управления

Основные понятия:

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных систе­мой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых груп­пах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, доста­точно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются. Коллектив - высокоорганизованная просоциалышя группа людей, обладающая благопри­ятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами.

Лекция 11. Социально-психологические основы организации учебно-воспитательного процесса

 

Раздел IV. Социально-психологические проблемы развития личности

В образовательной среде

 

Лекция 12. Проблема социализации личности в образовательном пространстве

 

Основные понятия:

 

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятель­ствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но ис­пользуется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности. Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимность.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от груп­повых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя.

Дезадаптация — нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям об­становки и осуществляемой деятельности.

Депрессия — подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровож­дающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрачном, негативном свете.

Депривация — состояние человека, вызванное недостатком собственной активности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Личностная зрелость — высший уровень развития личности, связанный с формировани­ем и стабилизацией важнейших социальных качеств человека: ответственности, потреб­ности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень общей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты деятельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности. Личностно-групповые социально-психологические явления — феномены, характери­зующие психологические связи между отдельным человеком и группой. Личностные социально-психологические явления — явления, возникающие у отдель­ных личностей в группах (являясь достоянием индивидуальной психики, они тем не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явле­ниями, а также иными социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.).

Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социа­лизации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивиду­альных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Санкции социальные - все процедуры, при помощи которых поведение индивида приво­дится к социальной норме. Санкции осуществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть положительными и отрицательными, формальными и неформальными, непо­средственными и опосредованными. Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля. Социализация - усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимо­го для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Чело­веку свойственно стремление к положительным санкциям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации соци­альной или ингибиции социальной.

Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, воз­никающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Социальный контроль - влияние общества на установки, представления, ценности и идеалы человека, определяющие его поведение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляцпи в социальной системе, действующий по принципу об­ратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социаль-

ной системы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль охватывает психологический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гарантом существования лю­бых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: за­коны, табу, обычаи, традиции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др. Социальный стереотип — упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: