Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.), разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации[1].
Искусство времен Римской империи представляет собой последнюю ступень греческого искусства, на которой его упадок и искаженность открыли, однако, путь к новому художественному творчеству[2].
Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства.
Потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почве новое архитектурное решение. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во 2-1 вв. до н.э.[3]
Архитектурное искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей эры. Порождением всего склада императорского государства были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Римского государства. Самое гигантское зрелищное сооружение — амфитеатр Флавиев-Колизей (75—82 гг. н. э.).
В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей религией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.
Главное место в скульптуре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.
Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий республики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экспрессивностью. Однако, лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга.
В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Среди них - «Портрет молодой женщины», «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке», «Портрет пожилого римлянина».
Но главным родом живописи во времена римских императоров была живопись стенная[4].
Таким образом, искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурных произведений, портретов, фрагментов стенной живописи Помпей и Геркуланума[5]. Искусство Римской империи завершает большой период античной культуры. Рим «раскололся» на Западную и Восточную части. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения. К героическому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17—19 вв.
Искусство Византии.
Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает период от падения Римской империи до начала эпохи Возрождения[6]. Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г.
В центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке.
Главной задачей византийского искусства было воплощение божественного начала[7]. А его содержание отражало религиозно-философские воззрения слагающегося средневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закладываются основы византийской государственности.
В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в.) дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.
Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Культ объединил все виды искусств — архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры) — в единый грандиозный художественный ансамбль.
Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Софии в Константинополе (532—537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.
С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцы впервые объединили духовное содержание с декоративным началом. Была разработана иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.
Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатством красочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты. Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах церкви Сан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырех ангелов из церкви Успения в Никее.
В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип крестово-купольного храма, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе[8]. Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и св. Феодора в Афинах. Рациональность конструктивной системы, способствовала распространению этого типа храма за пределами Византии.
В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д.
Во второй половине 11—12 вв. утверждается торжественный византийский стиль. Самым классическим произведением византийской живописи этого периода являются мозаики монастыря Дафни (близ Афин).
Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографического типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).
Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв. Наиболее ярко новые тенденции проявились в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джами в Константинополе. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды.
Тысячелетнее существование Византии сыграло большую роль в истории мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церковных зданий с декоративными циклами, распространившимися в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Историческая миссия Византии заключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векам античную традицию, обогатив ее новыми открытиями. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы.