Феофан Прокопович: политическая деятельность и ораторская проза




 

Феофан Прокопович - сын смоленского священника. Учился в Киеве. потом путешествовал. Принял униатство (православие+католичество). Объявил себя ярым сторонником Петра. Он становится его ближайшим сподвижником. Пишет основные манифесты и ученые тексты на латыни. Обнаруживает блестящие способности к изложению мыслей Петра ДЛЯ АУДИТОРИИ. В 1718 году Феофан становится епископом псковским и нарвским. Потом становится вице-придезентом священного синода. После смерти Петра - главой Синода.

 

Феофан Прокопович проповедовал цезаропапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством, Идеология цезаропапизма Феофана о том, что император является не только главой государства, но и главой поместной церкви стала идеологией Православной Российской Церкви в так называемый Синодальный период в 1700—1917 годы. В «Присяге для членов Святейшего Синода», которая написана Феофаном, и которую принимали все её члены, давая перед Богом торжественную клятву, это было чётко написано: «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием … Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовного Синода, Самого Всероссийского Монарха, Государя нашего Всемилостивейшего.»[3].

 

Противостояние со Стефаном Яворским (ниже – немного об этом): Прокопович и Яворский не могли создать единой группировки, приближены к власти только благодаря Петру. Петр намеренно вызвал людей, друг с другом не согласных.. Ему важно вызвать людей, не связанных с традиционным православием – нужный ученые-новые люди. Ученость – один из важнейших источников культуры.

С конца 16 века существовала самостоятельная московский патриархат. Патриарх — это выбираемая должность главы поместной церкви. После раскола церквей римский папа - пантифик всего католического мира. В православии такого нет. Патриарх обладал меньшим весом и не требовал к себе такого безусловного почитания.

В 1700 умирает патриарх Адриан. Для Петра это было огромное подспорье и некоторая радость. Отменить патриаршество при живом патриархе Петр не решался. Это дало возможность Петру без особых усилий взять под контроль административно-судебную власть под контроль. В течение 20 лет Петр не разрешает собрать Собор, которые должен был выбрать нового патриарха и не назначает места блюстителя патриарха. Верховный голос принадлежит Стефану Яворскому. Эти 20 лет — безвластие в русской церкви.

В литургиях возглашались имена всех восточных патриархов. Это создавало каноническую фикцию – они как бы являлись главами русской церкви в отсутствие русского патриарха

Это могло читаться как намек на возможное избрание нового патриарха. На это Феофан взъелся и написал большой трактат о том, что надо вычеркнуть упоминание о четырех патриархах (Константинопольском, Александрийском, Иерусалимском, Антиохийском), которые не имели отношения к русской церкви. Новая институция — патриаршее управление было отменено с введением Синода. Это департамент по управлению русской церковью и входящий в состав всего большого набора коллегий. Церковь становилась объектом гос управления и на протяжение всей деятельности до 1719 года руководил не князь церкви, а светский человек. в состав синода входили церковные люди, но глава — светский. Феофан ненавидит священников. таким путем Феофан вводил министерское управление и починим церковь гос-ву.

 

Стефан требовал чтобы в литургии сохранялись имена восточных патриархов. Он надеялся на то, что на смену Синоду придет патриарх. Он пошел против воли Петра. Люди, которым не нравились преобразования Петра, ждали его смерти – чтобы на престол взошел сын Петра. Поэтому Стефану нужно сохранение имен патриархов.

Петра подозревали в симпатиях протестантизму. его более интересовали вопросы сугубо конфессионального свойства – исключительно как культурное знание. (Петр отменил осуждение за интерес к другой вере + не хотел, чтобы церковная власть имела самостоятельность)., не особо-то хотел менять веру. В 1713 году когда уже нет патриарха и еще не создан синод, возникло церковное дело по поводу одного из церк людей, которого обвиняли в протестантизме.

 

Гуковский, немного об ораторской прозе: Основа политической пропаганды Феофана – его убеждение в необходимости для России монархии, и именно единовластия Петра I. Он доказывает всеми способами, что власть Петра полезна для России, что необходимо безусловно повиноваться мудрому царю. При этом характерно и важно было то, что Феофан, доказывая правоту монаршей власти Петра, прибегает не к религиозному обоснованию ее, а наоборот, пользуется аргументацией светской, чисто политической, взятой из государственной науки его времени. Он исходит из теории естественного права, которую поворачивает, подобно западным государствоведам XVII века, в сторону «естественного» обоснования абсолютизма как власти, подчиняющей себе эгоистические стремления отдельных людей, составляющих государство и направляющей их на общую пользу. Исходя из той же концепции, Феофан решительно восстает против тенденции церкви играть роль в политике и ратует за полное подчинение ее централизованной власти. Однако Феофан не хотел и не мог ограничиться в своих речах-проповедях доказательством этих общих положений. Его проповеди были злободневны: они откликались на текущие политические события.

В 1717 г. в день святой Екатерины Феофан произнес п роповедь на тему «Крепка яко смерть любы» (любовь), в которой он прославлял Екатерину Алексеевну, жену Петра, и тут же напал на лицемеров, реакционеров, не сочувствовавших петровскому делу. Надо было славить Екатерину, надо было сравнивать допетровскую Русь с петровской, потому что надо было бороться с косностью, непониманием в массе населения и с прямым противодействием прогрессу в боярской и церковной среде.

 

В 1718 г. в проповеди «О власти и чести царской» Феофан сатирически изображал противников реформ. Старозаветные люди возмущались тем, что царь, нарушив закон предков, ездил сам за границу; Феофан написал проповедь, в которой разъяснял пользу этих поездок для правительства и для страны. Петр требует от своих подданных денег на постройку флота; Феофан выступает с проповедью, в которой горячо доказывает необходимость для государства ценою любых жертв создать свой флот (1720).

Здесь он говорит: «Да рассудит всяк, чему толь пространное поле водная моря и безмерный океан создал бог? к питию ли? довлели бы на сие реки, источники, не толикое вод множество, большую часть земноводного сего круга объемлющее, еще же и питию человеческому весьма неугодное… Понеже нево можно было людем иметь коммуникацию земным путем от конец до конец мира сего, того ради великий промысл божий пролиял промеж селения человеческая водное естество,, взаимное всех стран сообществу послужити могущее. А от сего видим, какая и коликая флота морского нужда; видим, что всяк сего не любящий, не любит добра своего и божию о добре нашем промыслу неблагодарен есть. <>».

Далее идет аргументация не менее светская: флот необходим в военных целях: «Кратко реши: поморию, флотом не вооруженному, так трудное дело с морским неприятелем, как трудно связанному человеку драться с свободным, или как трудно земным при реке Ниле животным обходится с крокодилами».

В своих сочинениях и проповедях Феофан не жалеет красок, чтобы ядовито, остроумно высмеять врагов реформы; он нападает на попов-мракобесов, на елейных лицемеров, вредящих государственному делу. В его сочинениях много намеков на текущие политические события, на определенных лиц. Он легко забывает о традиционной торжественности тона и стиля проповедей и вводит в нее шутку, народный анекдот, политическую заостренность.

В своих проповедях Феофан дает живые зарисовки характеров (по типу и образцу знаменитой книги Лабрюера), сатирические портреты, близкие к тем, которые стали основной литературной манерой его друга, Кантемира. Пропаганде Петра и его дела посвящено и единственное напечатанное стихотворное произведение Феофана «Епиникион» (1709), т.е. победная песнь, посвященная прославлению Полтавской победы. Это ода, в которой Феофан предает проклятию изменника Мазепу и восторженно воспевает величие победителя – Петра. «Епиникион», так сказать, официальное произведение, написанное усложненным стилем, славянизированным языком, с применением риторических украшений и мифологических образов.

 

Разбиравшееся на семинаре:

В «Слове на погребение Петра Великого» Феофан очень часто использует риторическое восклицание. Например:

«о лютой нам язвы!»

«Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш

«О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия!».

Это указывает на декламационный стиль. Помимо этого Феофан использует формулу, которая была заложена самим Петром:

«Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию…»

«застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное»

-то есть раньше не было ничего, а теперь есть все.

Также мы видим «риторическую игру»:

1) «некиим смертообразеым сном забыть нам возможно» (мы обречены пережить эту ужасную потерю только под воздействием летаргического сна)

2) «власть же твоя державы, прежде и на земле зыблющуюся, ныне и на море крепкую и постоянную сотворил»

3) «оставил нам сумнение о себе, в чем он лучший и паче достохвальный» (настолько был хорош, что не можем понять, в чем еще был непревзойден)

4) «простирать речи не допускает настоящая печаль и жалость, слезить токмо и стенать понуждающая» (мы можем только плакать, это нельзя выразить словами), 5) «Убо оставляя нас разрушением тале своего, дух свой оставил нам» (концепция Бога: Петр есть Бог).

Для усиления эффекта Феофан использует Библейских персонажей, к которым приравнивает Петра:

ï Иафет (библейский персонаж, один из трёх сыновей патриарха Ноя, спасшийся вместе с ним во время Всемирного потопа, и, следовательно, один из родоначальников человечества)

ï Моисей (спас свой народ от египетского гнета)

ï Соломон (мудрый законник)

ï Давид и Константин (святые мученики, которые не изменили православию). Это связано с тем, что русский человек тогда не читал Библию, о ней только слушал, поэтому на слух это очень воздействовало на людей, чем и воспользовался Феофан.

И хотя далее Феофан говорит о величии Екатерины, которая пришла на смену Петру, из его слов становится очевидным то, что ее он считает заурядным персонажем в российской истории: «самодержавнейшая государыня наша, великая героина, и монархиня, и матерь всероссийская! Мир весь свидетель есть, что женская плоть не мешает тебе быть подобной Петру Великому»

Мы видим очевидный призыв Феофана к Екатерине быть сообщницей, а не самостоятельной императрицей

«И якова ты от всех видима была в присутствии подвизающегося Петра, во всех его трудех и бедствиях неотступная бывши сообщница, понудися такова же быти и в прегорьком сем лишении»

Отстраненная картина Екатерины нужна, т.к. она, подобная ему, вступает на престол по праву. Она выдвигается на те позиции, которые Феофан не видел – это очевидная лесть.

Последняя фраза одна из сильнейших:

«Но, о Россие, видя кто и каковый тебе оставил, виждь и какову оставил тебе. Аминь».

Это необходимая заключительная фраза. Надо отметить выразительные возможности этой декламации: имеет в дальнейшем литературные традиции.

+ ï восклицания (Се Моисей твой, о Россие!, О недостойных и бедных нас! О, какая истинная печаль!)

ï риторические вопросы (Что се есть? До чего дожили, о Россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!)

ï обращение к России

ï параллелизм (сравнение с рядом библейских героев -- Самсоном (сражения), Иафетом (флот), Соломон, Моисей, Давид и Константин)

ï слов нет выразить печаль, а я выражаю

ï контраст (принял россию слабую -- сделал сильную)

ï гипербола (державнейший, сакрализация Петра)

 

Всепресветлейший, державнейший — гиперболы, подчеркивающие статус Петра.

 

Император — Империя может быть только одна (на весь мир). Речь идет о совершенно конкретной конкуренции. Империя Габсбургов. Когда Петру был дан титул Императора, это означало, что он поднимает с колен христианский мир. Посягновение на равенство Петра с другими императорами, претензия на мировое господство (имплицитно, не заявлено прямо Петром).

Отец Отечества — формула, идущая от Римской Империи.

Царствующем Санктпетербурге — Санкт-Петербург царствует над другими российскими городами не в статусе столицы, а в статусе резиденции.

 

В начале — несколько риторических конструкций (риторические вопросы, далее — риторические восклицания).

 

Виновник благополучий — виновник как благодетель, а не как разрушитель, сделавший что-то плохое (как обычное это значение просуществует вплоть до конца 18 века)

 

Воскресивший аки от мертвых — проекция на фигуру Христа, только Иисус способен воскрешать.

 

Аки от мертвых — значит до Петра ничего не было.

 

Старославянизмы, архаика, множество признаков книжности, максимальное усложнение стиля.

 

И состава крепости многолетно еще жить — это неправда: букет болезней, который набрал себе Петр к еще достаточно молодым годам, не сулил ему ничего хорошего, и Феофан это знал, но нужна была чистая риторика, не важно, как дело обстояло на самом деле.

«Мы прогневали нашего Императора, мы не достойны были тебя, как недостойны твари божьи Иисуса; российский народ со всеми его грехами был недостоин такого Императора,» - говорит Феофан.

Предикаты в конце фразе (инверсия, усиление, потому как сильное место — всегда идет в конце и так лучше запоминается). Конструкции с инфинитивами (архаика). Красивые обороты, выходящие за рамки простой художественной прозы. Слова высокого стиля (смертообразным).

Далее Феофан дает группу референций, отсылок Петра к библейским персонажам. Смысловой центр слова.

 

Сампсон — Самсон — ветхозаветный судья, герой. У него две функции: он был прославлен своими многократными подвигами и своей силой. С другой стороны, Феофан сразу вводит тему победы над Швецией («Самсон разрывает льва»: лев — геральдический символ Швеции).

 

Застал он в тебе силу слабую и зделал по имени своему каменную — еще одна библейская отсылка.

 

Адамант = алмаз.

 

Игра на контрастах.

 

Воинство, в дому вредное — стрельцы подняли мятеж и поставили регентшей царицу Софью. Петр, будучи человеком злопамятным, своими руками потом снимал головы с плеч стрельцов. Это не просто риторический оборот, а указание на совершенно конкретную ситуацию во время царствования Петра.

 

Громкое и славноеславное = известное (значение доминировало вплоть до 19 века). Славное, потому что известное.

 

Тавтология, парафрастичность — одна из отличительных черт риторических проповедей.

Иафет — сын Ноя, спасся во время Всемирного Потопа в Ковчеге. Кроме того, Иафет — один из прародителей индоевропейцев.

Власть державы... ныне на земле зыблющуюся — то есть раньше власть была шаткая; ныне и на море постоянную и крепкую сотворил — а теперь власть незыблема и на море.

Моисей — вывел свой народ от фараона, из Египта. Транслятор божественных заповедей (10 заповедей на скрижалях).

 

Крепкая забрала правды — законы.

 

Сигклит — Сенат.

 

Постоянное подчеркивание уникальности Петра.

 

О Россие — звательный падеж, сохранившийся еще довольно долго.

 

Соломон — третий израильский царь, наиболее успешный из израильских царей. При Соломоне Израильское царство достигло своего максимального расцвета. Соломон — мудрейший правитель. Имя Соломона стало нарицательным как символ мудрости, великой мудрости.

Кроме того, подчеркивается, что Петр владел философским учением.

 

Еще же и чины, и степени, и порядки гражданския — намек на «Табель о рангах».

 

Благоприятных обычаев и нравов правила — указы сбривать бороду мужчинам и носить немецкое платье.

 

Давид и Константин — персонажи экзотические. Два грузинских мученика, попавшие в плен к мусульманам, которые потребовали от них перейти в их веру. Константин и Давид отказались, за что были умертвлены. Здесь — референция сразу к двум персонажам, символизирующим единство (братья). Референция к Давиду и Константину — оправдание еще одной реформы Петра Великого — учреждения Священного Синода. Феофан давит на идею церковного единства, которое возможно только при синодальном правлении. При патриархе единство невозможно, потому как патриарх уже допустил раскол.

 

Не оставил нас сирых — потому что у нас есть Императрица, достойная наследница петровского престола. Феофан как раз выступал за Екатерину на престоле, а не за дочерей Петра. Однако он нарочито подчеркивает факт непередачи наследства Петром в завещании. У Феофана складывались вообще довольно трудные отношения с Екатериной, однако этой речью он как бы легитимизирует правление Екатерины.

 

Сложноорганизованные синтаксические конструкции.

Екатерина воспринимается как нравоподобная Петру.

В финале — некоторое наставление ныне правящей Екатерине — не вмешиваться ни в какие государственные дела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: