Непосредственным объектом исследования и контроля в ходе налоговой проверки являются




· денежные документы,

· бухгалтерские книги,

· отчеты,

· сметы,

· декларации,

· товарно-кассовые книги,

· показатели электронно-кассовых аппаратов и компьютерных систем,

которые используются для расчетов за имеющиеся средства с потребителями.

 

Объектом налогового контроля могут быть и другие документы, независимо от способа предоставления информации, связанные с вычислением и уплатой налогов и сборов:

· патенты,

· свидетельства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,

· специальных разрешениях на ее осуществление и тому подобное).

 

 

Характеризуя достаточно сложную и системную категорию объекта налоговой проверки, логично размежевать:

· объект как выражение наиболее фундаментальных, родовых признаков, целей проведения налоговой проверки

· объект как видовое проявление назначения налоговой проверки.

 

Объект налоговой проверки как родовая конструкция предусматривает поведение контролируемого субъекта по реализации налогового долга в целом, его действия по реализацию налогового учета (как выполнения обязанностей относительно ведения реестров налогоплательщиков и соборов, так и учета объектов налогообложения), уплаты налогов и сборов и налоговой отчетности.

Как видовое проявление объект налоговой проверки практически ориентирован на документальные, вещественные и другие носители информации о действиях налогоплательщиков относительно реализации налоговой обязанности (отчеты, декларации, сметы, платежные документы но др.).

 

Субъекты налоговых проверок охватывают круг лиц, наделенных как полномочиями, так правами и обязанностями в связи с проведением налогового контроля.

Система субъектов отношений, которые регулируют осуществление налоговых проверок, предусматривает выделение нескольких групп.

· В первую очередь идет речь о контролирующих субъектов - лицах, наделенных полномочиями на осуществление контролирующих действий. Они фактически организуют и проводят налоговые проверки. Действия, связанные с проведением налоговых проверок, ориентированные на оценивание поведения контролируемых субъектов.

· Контролируемыми субъектами являются предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, совместные предприятия (как те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, так и те, которые не осуществляют такой), физические лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства). Эту группу субъектов составляют не только налогоплательщики, но и также налоговые агенты, то есть лица, которые представляют обязанную сторону в налоговых правоотношениях.

· Наконец, к субъектам налогового контроля можно отнести лица, наличие которых в отношениях налогового контроля характеризуется некоторой факультативностью. Если проведение налоговой проверки фактически невозможно представить без контролируемого и контролирующего субъектов, то наличие экспертов, свидетелей, специалистов не является безусловным требованием проведения контролирующих действий. Конечно, в некоторых случаях без них невозможно объективно оценить действия контролируемого лица, однако выходить с того, что участие подобных лиц в проведении контролирующих действий имеет обязательный характер, кажется преувеличением.

 

Виды и порядок проведения налоговых проверок определяются статьями 75-86 Налогового кодекса Украины.

Органы Государственной фискальной службы имеют право проводить

· камеральные,

· документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные)

· и фактические проверки.

 

Камеральные и документальные проверки проводятся Государственной фискальной службы в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Украины, а фактические проверки - Налоговым кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на органы Государственной фискальной службы.

1. Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа Государственной фискальной службы исключительно на основании данных, отмеченных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Камеральную проверку законодатель связывает с двумя принципиальными признаками:

проведением ее в помещении органа Государственной фискальной службы и наличием как оснований исключительно данных, которые содержатся в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога. Согласно ст. 76 Налогового кодекса Украины камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение гектара касается всей налоговой отчетности. Согласие плательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки необязательные.

Камеральная налоговая проверка характеризуется некоторыми особенностями:

· ее проведение не предусматривает специального решения должностного лица контролирующего органа, осуществляется фактически автоматически при предоставлении обязанными лицами сведений в контролирующий орган;

· осуществление камеральной проверки предопределено обязанностями работников контролирующих органов;

· проводится за местом пребывания контролирующего органа;

· проводится исходя из документов и сведений, которые имеются в наличии у контролирующих органов;

· до принятия решения у обязанного лица могут быть вытребованы объяснение, дополнительные документы и сведения.

 

 

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является:

· своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом Украины платежей,

· соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложена на контролирующие органы,

· соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности,

· реестров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы Государственной фискальной службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом Государственной фискальной службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

 

Действующий НК У предусматривает следующие виды проверок:

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа Государственной фискальной службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных Налоговым кодексом Украины.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы.

Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с п. 77.2 ст. 77 Налогового кодекса Украины, к органу Государственной фискальной службы, в котором он находится на налоговом учете.

Заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки. Форма заявления, порядок ее представления, принятия решения о проведении электронной проверки устанавливаются центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

Следует обратить внимание на коллизию между п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины, где идет речь о том, что право проводить камеральные, документальные, фактические проверки имеют лишь органы государственной налоговой службы, и подп. 75.1.2 отмеченного пункта, где право на контроль за сдержкой законодательства при проведении документальной проверки уже связывается с контролирующими органами.

 

Разновидностями документальной проверки является:

а) плановая (проводится в соответствии с планом-графика проверок). Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, который классифицируется на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-графика не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще, чем раз в два календарных года, высоким - не чаще однажды на календарный год.

 

Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степени устанавливаются центральным органом Государственной фискальной службы. Запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности вычисления, полноты и своевременности уплаты налога с доходов физических лиц и обязательств по бюджетным кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в том случае, когда такому плательщику не позже чем за десять календарных дней до дня проведения отмеченной проверки вручено под расписку или послано заказным письмом с сообщением о вручении письменное сообщение с указанием даты начала проведения такой проверки.

Согласно п. 77.5 ст. 77 Налогового кодекса Украины в случае планирования разными контролирующими органами в отчетном периоде проведения проверки одного и того же предприятия такая проверка проводится отмеченными органами одновременно.

В то же время в соответствии с п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины налоговые проверки осуществляются органами государственной налоговой службы.

Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, определяется Кабинетом Министров Украины;

 

б) внеплановая (основанием проведения является наличие хотя бы одного из оснований, которые определяют предмет документальной проверки согласно подп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины) документальная внеплановая выездная проверка осуществляется при наличии исчерпывающего перечня оснований, которые закреплены в п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины. Ограничение в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные этим Кодексом, не распространяются на проверки, которые проводятся на обращение такого налогоплательщика, или проверки, которые проводятся в пределах возбужденного уголовного дела.

 

в) выездная (проверка по местонахождению налогоплательщика или объекта, с которым связываются возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности).

В основе проведения выездных налоговых проверок лежит право органов Государственной фискальной службы обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан, если они используются в качестве юридический адрес субъекта предпринимательской деятельности, а также для получения доходов.

г) выездная налоговая проверка может выступать одним из элементов комплекса мероприятий контроля (рядом с обследованием, обзором, инвентаризацией но др.);

 

г) невыездная (проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы). Относительно документальной невыездной проверки может сложиться представления об идентичности ее и камеральной проверки.

Действительно, обе проводятся в помещении органа государственной налоговой службы, но последняя - лишь на основании данных, отмеченных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога.

В соответствии со ст. 79 Налогового кодекса Украины документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа Государственной фискальной службы исключительно на основании решения руководителя Государственной фискальной службы службы, оформленного приказом, и при условии посылания налогоплательщику заказным письмом с сообщением о вручении или вручении ему или его уполномоченному представителю под расписку письменного сообщения о дате начала и месте проведения такой проверки. Присутствие налогоплательщиков во время проведения документальных невыездных проверок не обязательно.

3. Фактической считается проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом Государственной фискальной службы относительно соответствия действующему законодательству порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производствах и обращения подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка характеризуется некоторыми особенностями:

- осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности или расположения объектов права собственности такого плательщика;

- проводится относительно соблюдения субъектами ведения хозяйства порядка осуществления исчерпывающего перечня видов деятельности и операций; к таким видам деятельности принадлежат:

· расчетные операции,

· кассовые операции,

· наличие лицензий, патентов, свидетельств относительно производства и обращения ценных товаров,

· Соблюдения работодателем законодательства относительно заключения и оформления трудовых отношений осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

 

Проведение фактических проверок регулируется ст. 80 Налогового кодекса Украины. Она осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица) и может проводиться по приказу (распоряжением) руководителя органа Государственной фискальной службы при наличии исчерпывающего перечня оснований, который закреплен в п. 80.2 ст. 80 Налогового кодекса Украины.

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами органов Государственной фискальной службы может быть проведена контрольная расчетная операция.

Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства относительно заключения и оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе теми, которые выполняют трудовые функции на условиях испытания, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы относительно ведения учета работы, которая выполняется работником, учету расходов на оплату труда, ведомости об оплате труда работника.

 

Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений именно с работником, который осуществляет трудовую деятельность, могут использоваться документы, которые удостоверяют лицо, или другие документы, которые позволяют ее идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и тому подобное).

Фактическая проверка проводится двумя и больше должностными лицами органа Государственной фискальной службы в присутствии должностных лиц субъекта ведения хозяйства или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

 

В наиболее общем смысле налоговые проверки можно классифицировать по нескольким основаниями:

1) по объему контролируемых действий (комплексные, выборочные, целевые или тематические).

Если комплексная проверка являет собой исследование действий (бездеятельности) контролируемого субъекта за определенный период по всем вопросам и направлений его деятельности, то выборочная проверка осуществляется при анализе отдельных сторон деятельности контролируемого субъекта и проводится или отдельно, или как часть комплексной.

Целевая (тематическая) проверка выступает как проверка отдельного вида операций или направления деятельности контролируемого субъекта из определенного круга вопросов или из одного направления деятельности. Результаты целевых проверок используются при осуществлении комплексных, выборочных проверок и отображаются в их соответствующих актах или оформляются как приложения к этим проверкам. Выявление серьезных нарушений налогового законодательства в ходе целевой проверки может стать причиной проведения комплексной налоговой проверки;

 

2) по полноте объекта (общие и выборочные).

Проведение общей проверки предусматривает исследование контролирующими субъектами абсолютно всех документов, которые содержат информацию и свидетельствуют о реализации налоговой обязанности контролируемым субъектом.

Выборочная (частичная) проверка предусматривает анализ только части документов, выделенных по определенному принципу, но она может перерасти в общую, если в ходе ее проведения были обнаружены недостатки, правонарушения, которые могут быть характерные для всего контролируемого объекта в целом;

 

3) в зависимости от места проведения (камеральные, выездные и встречные).

Камеральная налоговая проверка являет собой проверку, осуществляемую органом налогового контроля за местом его расположения, при предоставлении ему отчетных и других документов без выезда на контролируемые объекты.

По итогам проведения камеральной проверки могут быть применены санкции или осуществлены доначисления налога.

Налогоплательщик или налоговый агент обязан давать объяснение, предоставлять дополнительные сведения и документы в ходе камеральной проверки, но только те, которые содержат сведения, которые подтверждают правильность и своевременность вычисления и уплаты налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка является проверкой, которая осуществляется за местом пребывания налогоплательщика или за местом расположения объекта, относительно которого проводится такая проверка, на основании данных налоговых деклараций и существующих в налоговых органах документов и сведений о деятельности и имуществе налогоплательщика и собраний, а также полученных у него документов и сведений;

 

4) в зависимости от периодичности проведения (плановые, внеплановые, повторные).

Плановая проверка являет собой налоговую проверку, которая осуществляется в соответствии с планом деятельности контролирующего органа.

Альтернативой плановой налоговой проверки являются проверки, которые осуществляются контролирующими органами вне связи с утвержденным планом проведения контролирующих действий, - внеплановые.

Как разновидность или самостоятельная стадия плановой налоговой проверки может быть рассмотрена налоговая перепроверка, которая проводится через определенное время после плановой по тем же вопросам и за тот же контролируемый период. Налоговая перепроверка осуществляется с целью контроля за устранением обнаруженных недостатков в ходе плановой проверки;

 

5) в зависимости от характера контролируемых показателей ( формальные, арифметические).

Формальная налоговая проверка являет собой проверку правильности заполнения первичных документов, реквизитов, подчищаний, исправлений и так далее.

Арифметическая проверка направлена на исследование правильности подсчетов и вычислений в учетных и отчетных документах контролируемых субъектов.

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных) оформляются в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса Украины в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии).

В случае установления во время проверки нарушений складывается акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, которые проводили проверку в сроки, определенные этим Кодексом, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленного этим Кодексом (с учетом его продолжения).

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки, предусмотренные этим Кодексом.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа Государственной фискальной службы (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель, может быть, присутствует во время принятия такого решения. В случае, когда денежное обязательство рассчитывается органом Государственной фискальной службы по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или законодательством об оперативно-розыскной деятельности, налоговом сообщении - решение за результатами такой проверки не выносится ко дню набирания законной силы соответствующим решением суда.

Материалы проверки вместе с выводами органа государственной налоговой службы передаются правоохранительному органу, который назначил проверку, для использования материалов в соответствии с требованиями криминального процессуального законодательства или законодательства об оперативно - розыскную деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: