I:
S: Что такое гуманизм?
+: Образ мышления, система воззрений, признающие человека высшей ценностью
-: Образ мышления, признающий выдающихся людей высшей ценностью.
I:
S: Какие качества выдвигали на первое место гуманисты?
+: Личные заслуги
+: Активность (деятельность)
-: Эмоциональность
+: Творчество
I:
S: На каких составляющих деятельности делали акцент гуманисты?
+: На моральном усовершенствовании
-: На социальной деятельность
+: На общественно-политической, государственной деятельности
+: На художественном и научном творчестве
I:
S: Какова в целом была нравственная атмосфера эпохи Возрождения?
-: Однородной
+: Противоречивой
I:
S: Где прежде всего нашел выражение духовный кризис эпохи позднего Возрождения?
+: В религии
-: В науке
-: В искусстве
I:
S: Выберите деятеля, не относящегося к эпохе Возрождения
-: Леонардо да Винчи
-: Макиавелли
-: Дж. Бруно
-: Л. Валла
+: А. Шопенгауэр
I:
S: Что, по мнению Макиавелли может обуздать низменные качества человека?
-: Знания
+: Сильная власть
I:
S: Что (кто), по мнению Макиавелли, является высшим благом?
+: Сила и целостность государства
-: Свободный человек
I:
S: Какие средства хороши, по мнению Макиавелли, для достижения государственного процветания?
-: Только высокоморальные
+: Любые средства
I:
S: Какова, по мнению Мишеля Монтеня, задача человека?
-: Жить в соответствии с естественными законами природы
+: Жить в соответствии с разумом
I:
S: Что, по мнению Т. Мора, является причиной всех бед в мире?
+: Частная собственность
-: Коллективная собственность
I:
S: Кто определял всю повседневную жизнь общества в теории Т. Кампанеллы?
-: Все люди
+: Учено-жреческая каста
I:
S: Каково содержание «Домостроя», составленного протопопом Сильвестром?
+: Были обобщены традиции, нравы, привычки русского народа
-: Подчеркивалась руководящая роль царя в государстве
+: Подчеркивалась важная роль трудолюбия членов семьи
I:
S: В чем отличие гуманизма Нового времени от «идиллического гуманизма» эпохи Возрождения?
-: В Новое время человек стал рассматриваться как природное явление
+: Человеческие отношения стали рассматриваться через призму конкурентной борьбы, взаимной полезности.
I:
S: Какие можно выделить составляющие, характеризующие противоречивое положение человека Нового времени?
+: Человек Нового времени независим, самостоятелен, самоуверен
+: Человек Нового времени чувствовал себя песчинкой в сложном, изменяющемся мире
-: Человек Нового времени инфантилен, неактивен
I:
S: Чем определялась нравственная жизнь Руси в 17 веке?
+: Духовным расколом, произошедшим в лоне русского православия
-: Духовным единством
I:
S: Какие две линии возникают в духовно-нравственной жизни русского общества в 17 веке?
+: Ортодоксальное православие
+: Новаторское православие
-: Нейтральное православие
V6: Этика 18–19 веков
I:
S: Какой этический принцип не получает развитие в эпоху Просвещения?
+: Принцип человеколюбия
+: Принцип разумного эгоизма
-: Принцип перфекционизма
I:
S: Можно ли утверждать, что такие ценности, как равенство и сотрудничество, принципы коллективизма, уважение к человеку, не получают развития в эпоху Просвещения?
-: Да
+: Нет
I:
S: Что является, по мнению Руссо, высшей формой проявления несправедливости?
+: Частная собственность
-: Деспотизм
-: Монархизм
I:
S: Укажите деятеля, не относящегося к эпохе 18–19 веков.
-: Ж.-Ж. Руссо
-: К. Гельвеций
-: П. Гольбах
+: З. Фрейд
-: И. Кант
-: У. Бентам
-: Дж. Милль
-: А. Шопенгауэр
-: Ф. Ницше
-: Вл. Соловье
-: Л.Н. Толстой
+: Н. Бердяев
I:
S: Какой смысл вкладывали французские философы 18 в. в термин «разумный эгоизм»?
+: Уважение чужих интересов
-: Избежание излишеств
-: Материальный достаток
I:
S: Какова, по И. Канту, задача этики?
+: Научить человека, каким надо быть, то есть указать ему место в мире
-: Сделать человека набожным
I:
S: Что является основанием морального закона И. Канта?
-: Знания
-: Вера
+: Добрая (чистая) воля
I:
S: Моральность, по И. Канту…
-: Присуща человеку изначально
+: Приобретается в процессе жизни
I:
S: Какие две тенденции имеют место в этике Европы 19 века?
+: Утилитаризм
+: Философия жизни, экзистенциализм
-: Прагматизм
I:
S: Какими моральными качествами обладает сверхчеловек Ницше?
+: Цельной и сильной волей
+: Ответственностью
-: Замкнутостью
-: Рассудочностью
I:
S: Можно ли утверждать, что мораль Ницше противоречива и имеет как положительные, так и отрицательные черты?
+: Да
-: Нет
I:
S: В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, заключается суть морального кризиса европейской культуры?
+: В распространенности безбожного гуманизма
-: В распространенности христианского гуманизма
I:
S: Какие моральные проблемы были предметом рассмотрения в творчестве Л.Н. Толстого?
+: Сущность и смысл жизни
+: Единство божественного и человеческого
-: Идеальный сверхчеловек
-: Философское познание
I:
S: Что, по мнению Толстого, спасет человека?
-: Наука
-: Философские идеи
+: Вековая народная мудрость
I:
S: Какую нравственную заповедь Толстой ставил на первое место?
-: Не ври
+: Непротивление злу насилием
-: Не завидуй
I:
S: Что можно и нужно противопоставить, по Толстому, увеличивающемуся злу в мире?
-: Развитие науки
+: Личное нравственное совершенствование
-: Развитие природы
I:
S: Какова, по мнению Вл. Соловьева, цель вселенской морали?
+: Просветление и одухотворение мира
-: Распространение знания
V7: Этика 20 столетия
I:
S: Какое новое направление в этике 20 века продолжило развитие рационалистической традиции?
+: Новый утилитаризм
-: Теория нравственного воспитания
I:
S: Какие направления в этике 20 века развивали иррационастическую линию?
+: Метаэтика
+: Фрейдизм
+: Русская религиозная философия
-: Теория нравственного воспитания
I:
S: Как называлось направление в этике, использующее данные современных наук о живом в вопросе понимания нравственной сущности человека?
-: Метаэтика
+: Эволюционная этика
-: Новый утилитаризм
I:
S: Выберите деятелей, не относящихся к 20 веку
-: Дж. Смарт
-: П. Херст
+: Ф. Ницше
-: Л. Колберг
-: Дж. Мур
+: Спиноза
-: П.А. Флоренский
-: Н.О. Лосский
-: С.Л. Франк
-: Н.А. Бердяев
+: Ф.М. Достоевский
-: Э. Фромм
+: Л.Н. Толстой
I:
S: В чем, по мнению Бердяева, сущность двойственности человека?
+: Произошел, с одной стороны, от Бога, а с другой – от низших форм органической природы
-: Произошел, с одной стороны, от обезьяны, а с другой – от низших форм органической природы
I:
S: На каком уровне, по мнению Бердяева, Россия опережает все остальное человечество?
+: На материальном
-: На духовном
I:
S: Что, по мнению Бердяева, спасет русское общество?
-: Развитие науки и искусства
+: Реформированное православие
I:
S: При каком условии возможна, по Э. Фромму, выработка гуманистической этики?
+: При условии познания самих себя
-: При условии познания мира
I:
S: Что означает термин «эвтаназия»?
-: Умерщвление больного по его желанию в случае тяжелой болезни
+: Умерщвление неизлечимого больного в случае необратимой мучительной болезни и право человека самому выбирать уход из жизни вместо физических страданий
I:
S: Запрещена ли эвтаназия в большинстве европейских стран?
+: Да
-: Нет
I:
S: Что такое клонирование?
+: Выращивание из клетки организма такого же организма
-: Выращивание из клетки организма другого, похожего организма
I:
S: Существуют ли в большинстве стран законы о запрете клонирования?
+: Да
-: Нет
I:
S: В каких странах интенсивно финансируются работы по клонированию?
-: В России
+: В Японии
-: В Китае
+: В США
I:
S: Как сегодня решается вопрос о смертной казни в России
-: Смертная казнь имеет место
+:С 1996 г. объявлен мораторий на смертную казнь
I:
S: В наши дни искусственное прерывание беременности распространено больше или меньше, чем раньше?
+: Больше
-: Меньше
I:
S: В какое время уничтожение плода каралось смертной казнью?
-: В первобытном обществе
+: В Средние века
-: В начале 20 века
I:
S: Существуют ли в каждой профессии свои этические особенности?
+: Да
-: Нет
I:
S: Существуют ли универсальные для всех профессий этические принципы?
+: Да
-: Нет
I:
S: Приведите несколько примеров универсальной служебной этики
+: Добросовестное отношение к работе
+: Внимательность к людям
-: Умение зарабатывать
I:
S: В какой религии был полностью санкционирован моральный принцип стремления к прибыли?
-: В буддизме
-: В христианстве
-: В православии
+: В протестантизме