Квазифискальный дефицит госбюджета.




Циклический дефицит госбюджета

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости населения и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в выгодах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования трудоустроенности является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит госбюджета

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полной занятости населения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной Дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит госбюджета

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства.

Обслуживание долга (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы задолженности - его амортизация) является важной статьей государственных затрат.

Первичный дефицит госбюджета

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по займу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный дефицит госбюджета.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

-финансирование государственными предприятиями избыточной трудоустроенности в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной займа;

-накопление в частных банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центробанка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих обязательств" (просроченных долговых долгов госпредприятий, льготных займов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти займы, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных займов народного банка;

-отдельные операции, связанные с государственным обязательством, а также финансирование национальным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных займов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); займы вложения инвестиций частным банкам на обслуживание "плохих задолженностей", а также вложение инвестиций резервным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

2.2. Способы, виды и источники финансирования Дефицита бюджета.

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. Монетизация Дефицита бюджета.

Этот способ финансирования состоит в том, что необходимые для покрытия Бюджетного дефицита суммы правительству предоставляет центробанк. Таким образом, этот способ представляет собой кредит у национального банка, поскольку, как правило, правительство продает народному банку государственные ценные бумаги, за которые народный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение затрат правительства над прибылями бюджета. Поскольку национальный банк является государственным учреждением и не имеет собственных выгод, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, резервный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией Дефицита бюджета.

2. Внешнее долговое финансирование.

Специфическим методом финансирования является внешний долг, который основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда (МВФ) -- МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, кредит происходит путем торговли частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые кредиты.

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний долг по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

3. Внутреннее долговое финансирование.

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (гос. облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных затрат над выгодами.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым долгом и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму займа и проценты.

Государство устанавливает нарицательную цена (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

Казначейские долга. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты профита и свободе обращения. Средства, поступающие от сбыта облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских долгов государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных кредитов профит может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым долгам). Условиями выполнения казначейских задолженностей предусмотрена оплата прибылей только в процентах.

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские долга подлежат реализации только среди населения.

Для финансирования Бюджетного дефицита используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

- бюджетные займы;

- долги, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

- поступления от торгово-промышленной деятельности акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

- поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- курсовая маржа по средствам бюджета;

В состав источников внешнего финансирования Бюджетного дефицита включаются:

- средства, поступившие от размещения государственных кредитов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная цена которых указана в иностранной валюте;

- долги иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юр. лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные долги (заимствования);

- займы кредитных организаций в иностранной валюте.

- прочие источники внешнего финансирования Бюджетного дефицита.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др

2.3. Социально-экономические последствия Дефицита бюджета.

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это может привести к росту государственного обязательства. Государственный займ - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный займ является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный займ и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный займ в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли займ бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного задолженности - внутренний и внешний.

Внутренний займ - займ государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного займа (правительственных облигаций) является само население - государственный займ является одновременно и общественным активом. Погашение гос. облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний займ не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в прибылях за счет перераспределения выгоды в пользу держателей облигаций займа.

2.4. Преодоление Дефицита бюджета.

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного Дефицита бюджета требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету издержек и прибылей.

При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

-Для преодоления Дефицита бюджета необходимо ''лечение'' самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

-Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то не стало добиться равновесия между прибылями и затратами бюджета, ликвидировать Дeфицит бюджeтa. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.https://forexaw.com/

В программу конкретных мер по сокращению Дефицита бюджета следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению затрат. Сюда относятся:

-Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного валюты Российской Федерации.

-Стремление к уменьшению некоторых статей затраты на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента России).

-Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных налогов и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.https://forexaw.com/

-Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

-Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства.

-Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних займов. Одна из важнейших задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспортирования.

-Нужно добиться уменьшения рецессии промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства.

-Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных кредитов.https://forexaw.com/

-С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

3. Проблема Дефицита бюджета в Российской Федерации.

В РФ «источники финансирования Бюджетного дефицита утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной бюджетный год по основным видам привлеченных средств».

С 1990 - 1994 гг. для покрытия Дефицита бюджета в Российской Федерации в основном использовалась дополнительный выпуск денег, что послужили мощным инфляционным фактором. Например, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989млрд. Российский рубль. до 1700 млрд. Российский рубль.

Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело к существенному снижению жизненного уровня населения, обострило социальную напряженность.

С 1995 г. Дополнительный выпуск денег для финансирования Бюджетного дефицита не применяется. Согласно действующему ныне Бюджетному кодексу РФ «займы российского ЦБ, а также приобретение российским ЦБ долговых долгов России, субъектов России, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита».

В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия Дефицита бюджета стали внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей величине Дефицита бюджета на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и 63,3 % в 1996 г.).

Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних кредитов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних кредитов на 6,3 млрд. Российский рубль. (91,4 млрд. Российский рубль. и 85,1 млрд. Российский рубль. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие бюджетной эффективности рынка государственных долговых задолженностей, следствием - увеличение внешней зависимости Российской Федерации.

В настоящее время правительство приняло основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2012-2014 годы. Уровень доходов бюджета в 2012 году ожидается на уровне в 10,6 трлн. рублей, а расходов - 12,2 трлн. рублей. Дефицит федерального бюджета запланирован ниже прежних официальных прогнозов - в 2012-2013 годах на уровне 2,7% ВВП, в 2014-м - 2,3% ВВП.

Проект основных направлений долговой политики, разработанный Минфином, предусматривает, что в период 2012-2014 годов РФ займет на внутреннем рынке 6,333 триллиона рублей, в том числе 1,977 триллиона рублей в 2012 году, 2,082 триллиона рублей в 2013 году и 2,273 триллиона рублей в 2014 году. В этот период планируется также осуществлять в ограниченных объемах и с учетом имеющегося спроса размещение еврооблигаций РФ.

По состоянию на 1 июля 2011 года объем государственного долга РФ составлял 4,6 триллиона рублей, в том числе государственный внутренний долг - 3,6 триллиона рублей, государственный внешний долг - 36,8 миллиарда долларов, или 1 триллион рублей.

В результате объем совокупного долга в 2014 году составит 17% ВВП (сейчас — 11,2%). Большая часть долга сложится за счет внутренних займов, почти 10 трлн. руб., объем внешнего долга в 2014 году планируется на уровне 2 трлн. рублей.

Альтернативой займам могли бы стать нефтегазовые доходы, но почти все они пойдут на исполнение текущих обязательств. Но за оставшиеся месяцы текущего 2011 года планируется нарастить резервы: сейчас объем Резервного фонда — 746,8 млрд. руб., в конце года ожидается 1,4 трлн. руб. Но далее Резервный фонд расти почти не будет, в 2014 году — 1,6 трлн. руб. (на пике объем фонда достигал 4,9 трлн рублей).

 

 

Заключение.

В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада в экономике производства и экономического коллапса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем торговой деятельности государственных займов населению страны, причем долгов в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный займ безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В Российской Федерации долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных задолженностей, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению прибылей населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных займов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов Иными словами, природа и последствия Дефицита бюджета полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение затрат над прибылями, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и дохода в них с лихвой возместят произведенные издержки и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение издержек над выгодами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то Дeфицит бюджeтa неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть Дефицита бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: