ТО-1
Вымыть автогрейдер и выполнить операции ЕТО. Давление струи горячей воды должно быть 0,4...0,6 МПа (4...6 кгс/см2).
Смазать согласно таблице смазки. Шприцевать до появления смазки из соединений. Проверить зазоры между лентой и барабаном стояночного тормоза. Обеспечить зазор 0,5... 1 мм между лентой и барабаном. Проверить зазоры между отжимными кулачками и упорным
кольцом сцепления, проверить зазор между диском муфты выключения и диском тормозка. Зазор между кулачками и упорным кольцом должен быть в пределах 0...0,2 мм при размере 21 мм между диском муфты выключения и диском тормозка (регулировать зазор 0...0,2 мм и размер 21 мм совместно с сервомеханизмом).
Проверить давление в шинах. Давление должно быть 0,23 - 0,28 МПа (2,3 - 2,8 кгс/см2). Контролировать по манометру.
Проверить люфты в шарнирах тяг рулевого управления. Люфты в шарнирах тяг не допускаются.
Подтянуть гайки крепления колес. Момент затяжки 400-450 Нм (40-45 кг/см2).
Проверить уровень масла в картерах, при необходимости долить. Не допускается уровень масла ниже 10 - 15 мм от контрольного отверстия.
Ежемесячное ТО
При необходимости очистить автогрейдер от грязи.
Осмотреть крепление составных частей, в том числе: крепление к раме двигателя, подвески мостов и кабины; крепление колес. Наличие крепежных деталей на составных частях обязательно, шайбы должныбыть плотно обжаты.
Проверить состояние шин и удалить застрявшие предметы. Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Наличие застрявших острых предметов не допускается. Шины выбраковываются при порезах с нарушением корда или износе грунтозацепов.
Проверить состояние ножей отвала (отвалов). При предельном износе ножа переустановить его или заменить. Не допускается износ ножей до лобового листа отвала.
ТО-2
Выполнить операции ТО-1. Проверить и отрегулировать зазоры в зацеплении поворотного круга автогрейдера. Боковой зазор в зацеплении до 6 мм. Замерить схождение передних колес (схождение колес 1,5-2,5 мм). Смазать согласно таблице смазки. Шприцевать до выхода смазки из соединений. Проверить плотность электролита и степень заряженности аккумуляторных батарей.
При необходимости провести их зарядку. Плотность электролита летом 1,25 г/см3; зимой 1,29 г/см3. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, поставить на зарядку.
Переход к осенне-зимнему сезону эксплуатации
Очистить от нагара свечу зажигания и горелку предпускового подогревателя двигателя. Наличие нагара не допускается.
Промыть и при необходимости заменить фильтры электромагнитного клапана и форсунки предпускового подогревателя. Отсоединить от горелки электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем. Вывернуть корпуса фильтров, промыть фильтры в ацетоне или бензине и продуть сжатым воздухом. Установить все на свои места.
Проверить работу подогревателя, при необходимости отрегулировать расход топлива.
Примечание:
· В районах, где по климатическим условиям преобладающим является один из сезонов эксплуатации (весенне - летний или осенне - зимний), замену масла в трансмиссии и гидросистеме проводить через 1000 моточасов при очередном ТО-2.
1.2 Организации технического обслуживания машин
Техническое обслуживание машины - это комплекс работ для поддержания ее исправности или только работоспособности при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании путем предупреждения повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений всей машины.
Техническое обслуживание бывает следующих видов:
- ежесменным (ЕО), выполняемым перед началом, в течением или после рабочей смены;
- плановым (ТО), проводимым после отработки машиной установленного заводом-изготовителем количества часов;
- сезонным (СО), выполняемым два раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).
Плановые ТО подразделяют на ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т. д. и проводят в установленные для каждого номера сроки. При выполнении ТО-1 в него включают все работы, проводимые в процессе ее ЕО, при выполнении ТО-2 - все работы ТО-1; ТО-3 совмещают по времени с текущим ремонтом. Объемы и номенклатура работ, входящих в ТО, установлены заводом-изготовителем машины и приведены в инструкциях по эксплуатации машины.
В состав ЕО входит смазывание машины согласно схеме смазывания, подготовка к передаче при смене бригады, а также контрольный осмотр перед пуском в работу для проверки действия рабочих органов машины, ходовой части, тормозов, освещения, сигналов, автоматического управления. Затраты времени на ежесменное обслуживание учтены в Единых нормах и расценках на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
При ТО производят очистку, мойку, осмотр (ревизию) и контроль технического состояния деталей, агрегатов, приборов, канатов, систем гидравлики, сменного рабочего оборудования и машины в целом; крепление деталей, регулирование механизмов, смазывание, заправку машины, опробование действия отдельных механизмов, рабочего оборудования и машины в целом, а также замену или восстановление изношенных деталей.
Смазывание машины, замену смазочных материалов, регулирование механизмов выполняют как при плановом техническом обслуживании, так и по отдельному графику в соответствии с указаниями заводских карт и таблиц смазывания.
При СО дополнительно промывают соответствующие системы, заменяют сезонные эксплуатационные материалы, устанавливают или снимают утепления и приборы предпускового подогрева двигателей.
Перечень работ по техническому обслуживанию машин дан в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации». В перечне сначала приводятся работы ежесменного технического обслуживания, затем первого, второго, третьего и сезонного технического обслуживании. По каждой работе указываются технические требования к выполнению, инструмент, приборы, приспособления и материалы для ее выполнения.
Перечни работ технического обслуживания, содержащиеся в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации», являются техническими требованиями завода - изготовителя машины. Выполнение их строго обязательно для потребителей машин. Изменение перечней работ без разрешения заводов недопустимо. В случае несоблюдения указанных требований заводы снимают с себя ответственность за техническое состояние машины и не принимают рекламации.
Каждая работа технического обслуживания характеризуется, последовательностью выполнения входящих в нее операций и показателями состояния обслуживаемых составных частей.
Работы технического обслуживания машин подразделяются на следующие виды: моечно-очистные, крепежные, смазочно-заправочные, контрольно-регулировочные, по техническому обслуживанию электрооборудования, гидравлического оборудования и пневматических шин.
1.3 Контроль и учет работ по
техническому обслуживанию
Особое значение для эффективной эксплуатации средств механизации имеет организация действенного контроля и учета работ по ТО и Т, при этом организуют учет следующих показателей:
- наработки машин;
- плановых и фактических сроков постановки машин на каждое мероприятие по графику проведения ППР;
- плановой и фактической стоимости, трудоемкости и качества работ;
- расхода топлива, РЖГ, смазочных и эксплуатационных материалов, запасных частей;
- проведенных модернизаций, ремонтов, обкаток и контрольных испытаний.
Наработку машин определяют по показаниям счетчиков. Если их нет, то наработку устанавливают по натурным замерам или учету, сменного времени, скорректированного с помощью установленного для данных условий эксплуатации машины коэффициента внутрисменного использования. Наработку учитывает участковый механик, который ведет журнал по каждой машине. Выполненные мероприятия системы ППР заносят в учетные журналы, а затем в паспорт машины. В этих журналах отмечают также фактические сроки прохождения машиной очередного мероприятия, его трудоемкость и стоимость, а также качество проведенных работ. Указанные сведения вносит в журнал механик службы ППР, а их достоверность подтверждает линейный механик. В конце месяца заполненные журналы передают в отдел главного механика, где сверяют фактические данные с плановыми. Полученные результаты позволяют оперативно корректировать работу службы ППР. В паспортах машин делают отметку о проведенных ТО и Т.
1.4 Моечно-очистные работы.
К моечно-очистным работам относятся очистка и мойка наружных частей машин от пыли, грунта, грязи, снега и льда (в зимних условиях), а также очистка от загрязнений фильтрующих элементов, фильтров систем питания, смазочных систем двигателей, гидравлических и пневматических систем машин, смазочных систем их трансмиссий и воздухоочистителей. Наружная мойка и очистка машин являются первоначальным; этапом каждого вида технического обслуживания, так как на чистых поверхностях легче выявить неисправности сборочных единиц и быстрее провести обслуживание.
Перед очисткой машин проверяют герметичность систем смазки, охлаждения, питания, гидравлических систем и картеров. На сухих пыльных поверхностях машин хорошо видны места подтеканий топлива, масел, рабочих и охлаждающих жидкостей. После очистки машины выявляют и устраняют причины утечек. Даже самые минимальные утечки недопустимы, так как они вызывают лишний расход топлива, масел, рабочих и охлаждающих жидкостей; кроме того, на смоченные поверхности быстрее оседает грязь.
Ежесменно во время работы машину осматривают, обращая особое внимание на то, все ли сборочные единицы и составные части находятся на своих местах и в каком они состоянии. Комплектность инструмента проверяют по перечню.
Для очистки машин применяют скрёбки, волосяные щетки, метлы и обтирочные материалы.
Быстрее и тщательнее машины очищаются от загрязнений с помощью моечных установок. По способу выполнения различают ручную, полумеханизированную и механизированную мойку машин. Ручную мойку производят из рукава, механизированную - струйными или струйно-щеточными установками, действующими автоматически или управляемыми оператором, полумеханизированную - часть машины моют ручным способом, а часть механизированным.
В процессе технического обслуживания смазочные системы двигателей моют специальными установками
К моечно-очистным работам относят также промывку топливных баков, гидробаков, сапунов и систем охлаждения двигателей.
1.5 Крепежные работы.
На строительных машинах в основном преобладают резьбовые соединения. Степень их затяжки должна быть в строго установленных размерах. Момент затяжки каждого резьбового соединения машины указывают в эксплуатационной документации.
Первоначальная затяжка резьбовых соединений в процессе работы машин не остается постоянной. Под воздействием нагрузки, вибраций, тряски машины затяжка резьбовых соединений ослабляется. Это приводит к нарушению нормальной работы соединяемых составных частей и машины в целом. Поэтому, в перечень работ технического обслуживания входят работы по проверке степени затяжки резьбовых соединений и их подтяжке. Проверку степени затяжки резьбовых соединений производят динамометрическим ключом.
Подтягивать без надобности резьбовые соединения нельзя, так как при этом нарушается их стабильность. Крепежные работы составляют 20…25% общего объема работ по техническому обслуживанию. Для их снижения необходимо повысить стабильность затяжки резьбовых соединений. Повышение стабильности затяжки резьбовых соединений достигается применением качественных крепежных деталей, самостопорящихся деталей и стопорных шайб.
1.6 Контрольно-регулировочные работы.
Для контроля технического состояния составных частей машин широко могут быть использованы средства и методы технической диагностики.
По двигателям внутреннего сгорания наибольшее распространение, имеют работы по регулированию натяжения ремней привода вентилятора, генератора и компрессора, регулированию распределительного механизма, давления впрыска форсунок, момента начала подачи топлива и др.
Правильность натяжения ремней привода определяется по их прогибу с помощью прибора КИ-8920 или КИ-13918.
Регулирование зазора между стержнями клапанов и гайками коромысел распределительного механизма двигателей производят в таком порядке: проверяют упругость клапанных пружин прибором КИ-723, подтягивают крепление головки к блоку цилиндров и осей коромысел, проверяют и при необходимости регулируют зазоры.
Давление впрыска форсунок проверяют и регулируют эталонной форсункой, максиметром или прибором КИ-562.
Во время регулировки давления впрыска форсунок проверяют качество распыления топлива.
Момент начала подачи топлива топливным насосом проверяют во моментоскопу, представляющему собой отрезок топливопровода высокого давления с накидной гайкой. На одном конце его прикреплена резиновая трубка, в которую вставлена стеклянная трубка.
В трансмиссии строительных машин регулируют муфты сцепления, фрикционы, тормоза, зазор в подшипниках, правильность зацепления конических шестерен и другие составные части.
При техническом обслуживании гусеничных машин в ходовой их части регулируют натяжение гусеничных лент, цепей привода хода, зазор в подшипниках направляющих колес и другие составные части.
Правильность натяжения гусеничных лент и цепей привода проверяют по их провисанию. Если оно превышает предельное значение, их натягивают - с помощью винтовых или гидравлических устройств. Зазор в подшипниках колес проверяют индикатором, а регулируют его регулировочными гайками.
В ходовой части пневмоколесных машин проверяют и регулируют зазор в подшипниках колес и сходимость передних колес.
У машин на пневмоколесном ходу правильность регулировки рулевого управления проверяют по свободному ходу рулевого колеса с помощью прибора К-402. Регулируют свободный ход изменением зазора в зацеплении червячной пары рулевого управления.
На ряде машин производят регулировку рабочего органа, натяжение лент конвейеров и ковшовых цепей, предохранительных муфт и другую регулировку.
1.7 Техническое обслуживание электрооборудования
В состав работ по техническому обслуживанию электрооборудования строительных машин входят работы по обслуживанию аккумуляторных батарей, стартеров, генераторов, магнето и свечей зажигания.
В процессе технического обслуживания аккумуляторных батарей проверяют их герметичность, плотность соединения клемм, уровень электролита, степень заряженности, очищают наружные поверхности батарей, клеммы и вентиляционные отверстия в пробках.
У стартеров проверяют состояние контактов и щеток и зачищают контакты включения и щетки, а при третьем техническом обслуживании их снимают с машины в проверяют на стенде.
У генераторов тока зачищают коллекторы и проверяют давление пружин на щетки так же, как и у стартеров. Во время третьего технического обслуживания генераторы, так же как и стартеры, проверяют на стенде.
У магнето зачищают контакты прерывателя и регулируют зазор в них.
Во время технического обслуживания очищают от нагара свечи зажигания и регулируют зазор между электродами.
1.8 Техническое обслуживание гидравлических систем
При ежесменном техническом обслуживании гидравлических систем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его в редукторы привода насосов, доливают рабочую жидкость в бак гидросистемы, осматривают крепления насосов, распределители, силовые цилиндры, гидромоторы, трубопроводы и рукава.
При первом техническом обслуживании проверяют натяжение ремня привода охладителя и очищают сапун бака, а во время второго технического обслуживании очищают фильтрующие элементы и проверяют регулировку предохранительных клапанов гидросистемы. При третьем техническом обслуживании заменяют рабочую жидкость в гидросистеме. Машину дозаправляют, если уровень рабочей жидкости в баке опустится ниже нижней риски на мерной линейке или в глазке, и только тем сортом рабочей жидкости, которая залита в бак.
Рабочие жидкости, предназначенные для дозаправки машин, должны храниться в опломбированной таре. Если рабочую жидкость заливают в систему из общей тары, жидкость предварительно проверяют на соответствие государственным стандартам, отстаивают и фильтруют ее через трехслойный батистовый фильтр.
Замену рабочей жидкости в гидросистеме рекомендуется производить в таком порядке. Поднимают рабочий, орган в крайнее верхнее положение, глушат двигатель, открывают сливную пробку гидробака и сливают рабочую жидкость в заранее подготовленную посуду. Когда слив рабочей жидкости из бака закончится, плавно переводят рычаги управления распределителей в нейтральное положение. Под действием собственной массы рабочий орган опускается, при этом штоки гидроцилиндров перемещаются и вытесняют рабочую жидкость из второй полости гидроцилиндров. Когда стекание рабочей жидкости прекратится, промывают или заменяют фильтрующие элементы фильтров и сапун. Закрывают пробкой сливное отверстие бака н заправляют систему свежей рабочей жидкостью.
Для более полного удаления рабочей жидкости из гидроцилиндров необходимо открывать воздушные вентили.
По окончании замены рабочей жидкости запускают двигатель, включают насос и с помощью рычагов управления перемещают рабочий орган для заполнения системы рабочей жидкостью. При этом проверяют герметичность системы. Обнаруженные подтекания рабочей жидкости устраняют и доливают жидкость в гидробак до установленного уровня.
Периодически, через одно ТО-3, промывают гидробак при замене рабочей жидкости.
Главным условием обеспечения бесперебойной и долговременной работы гидравлических систем является применение установленных сортов рабочих жидкостей и обеспечение их чистоты при транспортировании, заправке и в процессе работы машины. Последнее условие соблюдается своевременной очисткой фильтрующих элементов.
1.9 Техническое обслуживание пневматических шин
В процессе ежесменного технического обслуживания следует внимательно осматривать шины, нет ли повреждений протектора, застрявших в нем предметов (гвоздей, кусков металла, стекла и др.), исправны ли вентили и имеются, ли на них колпачки. Все замеченные неисправности устраняют и внешним осмотром проверяют давление в шинах. Если осмотром будет замечено, что в какой-либо из шин давление ниже установленного, надо проверить его шинным манометром и при необходимости подкачать до установленных норм.
При ТО-1 машин проверяют состояние шин, ободов, замочных и бортовых колец, вентилей, золотников, наличие колпачков и давление в шинах. Давление воздуха в шинах следует проверять при полном их остывании. Нормы давления в шинах устанавливают заводы - изготовители машин. Отклонение от установленных норм давления для строительных машин допускается в пределах ±0,02 МПа. Фактическое значение давления в шинах указывается в специальном журнале, который ведется на каждую машину. В него заносят дату проверка давления, номера машины и шин, давление по норме и фактическое. Запись подтверждается подписью проверяющего состояние шин.
В процессе ТО-3 машин рекомендуется переставлять шины но схемам, установленным заводами-изготовителями. Запасная шина участвует в перестановке только в том случае, если она равноценна остальным шинам машины.
Места стоянки машин на пневматических шинах должны быть чистыми от посторонних предметов, не загрязнены нефтепродук-тами, агрессивными отходами и другими веществами, разрушающими покрышки. Машины следует располагать на стоянках не ближе 1 м от отопительных приборов. Запрещается ставить на стоянку
машину с давлением в шинах ниже установленных норм. При постановке пневмоколесных машин и машин на базе автомобилей на кратковременное хранение (от 10 дней до 2 мес.) необходимо установить их на подставки, обеспечивающие полную разгрузку шин. При длительном хранении (свыше 2 мес.) шины необходимо снять и сдать на склад для хранения.