Конспект лекции № 1 (см. слайды)




Конспект лекций по риторике

Тема: Риторика как наука

План:

1. Риторика: определение понятия.

2. Предмет, система, задачи курса.

3. Классификация красноречия.

 

  1. Риторика: определение понятия

Риторика представляет собой одну из самых сложных дисциплин гуманитарного цикла. Учебники по этому предмету охватывают широкий круг тем – от истории возникновения риторики до рекомендаций ораторам, как вести себя во время выступления. Сложность коренится в многогранном понятии риторики.

1. Риторика (от греч. ritorike – ораторское искусство) – наука о красноречии. Что есть красноречие? «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять к своему об оной мнению » - М. В. Ломоносов.

Красноречиедар речи, способность и умение излагать мысли искусно и убедительно. Красноречие дается некоторым людям от природы, и у всех желающих может быть достигнуто долгим трудом и специальным обучением. «Поэтами рождаются, ораторами становятся » - Марк Тулий Цицерон.

Красноречие – самое широкое понятие, связанное с речевым мастерством. Частью красноречия является ораторское искусствомастерство устной публичной речи.

2. Риторика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения.

Сложность определения риторики как науки и дисциплины, а также речевого мастерства обусловлена еще и историческим и мифическим процессом ее зарождения и становления.

Древние сочинения содержат легенды о возникновении риторики. Существует легенда о божественном происхождении риторики. Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям риторику. Поэтому она рассматривается как начало человеческой цивилизации. Необходимо помнить, что за 2500 лет существования рассматриваемое понятие трактовалось по-разному. Подтверждением важности риторики в жизни человека служит и еще одно легендарное рассмотрение риторики. В V в. до н. э. история и философия имели одну покровительницу – музу Клио. А красноречие существовало по покровительством сразу трех богинь. Пейто – богиня убеждения; две Эриды – богини спора. Эрида благая направляла ораторское мастерство на ведение конструктивного спора, т. е. спора, который в понимании древних греков был направлен на достижение конкретной цели, такой спор получил название диалектика. Друга богиня, Эрида злая, вызывала к конфликтному спору или спору ради борьбу и победы, который почил название агона, атонального спора или эристики.

История показывает, что риторика зародилась в Древней Греции, в в. до н. э. и считается «царицей всех наук». Риторика сложилась в систему в III - II вв. до н. э. и получила дальнейшее свое развитие в Риме – в I в. до н. э.

В основу риторики положены основы философии, логики, педагогики, лингвистики, психологии, этики и эстетики.

В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей, а в Риме – как искусство хорошо говорить, в период средневековья риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи.

С течением времени видоизменялись цели риторики.

Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века она была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения риторика распространилась на всю область художественной прозы и стала частью гуманитарного образования.

Расцвет риторики в России пришелся на п.п. XIX в. Проблемы красноречия волновали не только филологов, но и общественных деятелей, ученых. Умнейшие люди XIX в., писатели, поэты учились красноречию по книге «Краткая риторика » А. Ф. Мерзлякова (1778 – 1830). Его лекции в университете слушали А. С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев; А. Ф. Мерзляков давал домашние уроки М. Ю. Лермонтову и многим высокообразованным людям России. Замечательный государственный деятель эпохи Александра I М. М. Сперанский (1772 – 1839) составил «Правила высшего красноречия », основываясь на своем педагогическом опыте. На протяжении всего XIX века было создано немало учебных пособий по риторике, которая считалась одной из первых среди «изящных искусств». Однако во второй половине XIX в., когда из риторики выделились стилистика и другие дисциплины, усилила свою значимость художественная литература, риторика утратила свои позиции.

На рубеже XIX – XX вв. проблемы красноречия привлекали к себе внимание судебных деятелей, поскольку профессия адвоката требует высокого ораторского мастерства. Выдающийся судебный деятель Анатолий Федорович Кони (1844 – 1927) внем большой вклад в науку о красноречии.

В 20-е гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского образования.

При тоталитарном режиме эта наука утратила свое значение, потому что живое общение оратора с аудиторией стало нереальным: он должен был выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от которого были недопустимы.

В наши дни происходит возрождение интереса к риторике, она включена в систему вузовского образования, т. к. существует ряд профессий, для представителей которых умение хорошо говорить – функциональная необходимость. К их числу относится профессия юриста, который всегда ассоциировался с общей культурой, глубоким знанием права и умением использовать «изящную словесность» для выражения мыслей. «Юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, т. к. юрист постоянно находится в общении с людьми, решает их правоотношения. И здесь юристу важно обладать такими коммуникативными качествами, которые обеспечивали бы ему выполнение профессиональных обязанностей» - А. Ф. Кони.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: