Этапы разработки и внедрения банковских продуктов
Этап. Поиск идей, проведение маркетингового исследования
Банкам рекомендуется регулярно проводить мероприятия по поиску идей для развития как продуктового ряда, так и деятельности в целом. Отметим наиболее эффективные и часто применяемые мероприятия.
• Мозговой штурм. Генерация инновационных идей на основе специальной техники, творческого подхода, системного анализа. Данный метод подробно освещен в литературе.
• Бенчмаркинг. Поиск и заимствование успешных решений внутри банка, у партнеров, у конкурентов, с помощью деловых связей и др. По данному методу есть также большое количество информации в литературе.
При отсутствии идей могут появиться явные поводы и необходимость в разработке новых продуктов/услуг:
1) - изменение законодательства, в том числе нормативно-правовых актов Банка России;
2) - стратегия и цели, утвержденные руководством банка;
3) - усиление конкуренции на рынке, изменение спроса.
В банке рекомендуется регулярно проводить маркетинговые исследования по различным направлениям:
а) исследование и анализ деятельности и продуктов/услуг банков-конкурентов;
б) исследование и анализ потребностей клиентов;
в) исследование и анализ рыночной среды (рынки сбыта, новые перспективные рынки и сегменты).
Результаты исследований должны содержать необходимую маркетинговую информацию для разработки нового продукта/услуги: будущий спрос, характеристики потенциальных клиентов и сегментов продаж, предварительные тарифы.
Исследования могут проводиться либо силами специалистов самого банка, либо с привлечением внешних компаний. В обоих случаях источниками данных для исследований обычно выступают: «полевые» опросы населения и целевых фокус-групп, данные Банка России, Госкомстата, отчеты и исследования аналитических агентств, публикации в СМИ, мнения и заключения экспертов.
Приступим к рассмотрению задач разработки новых продуктов/услуг в двух банках, один из которых - небольшой многопрофильный банк (далее - банк А), другой - крупный розничный банк (далее - банк Б).
Итак, по итогам первого этапа банки получили следующие результаты:
Банк А решил разработать и внедрить продукт «Зарплатный проект». Суть продукта состоит в том, что сотрудники клиента (юридического лица) банка будут получать зарплату на банковские карты (и соответствующие счета, открытые в банке).
Банк Б решил разработать и внедрить продукт «Кредит наличными для состоятельных клиентов». Суть продукта в том, чтобы выдавать состоятельным клиентам банка (физическим лицам) крупные кредиты без ограничения на цели использования и на определенных взаимовыгодных условиях.
Этап. Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей
Бизнес-предложение - это документ, включающий необходимое и достаточное описание нового продукта/услуги для принятия решения о его разработке и внедрении.
Принятие решения производится на основе комплексного анализа данного документа на предмет возможности внедрения нового продукта/услуги.
Проводится анализ и выносятся экспертные заключения по следующим аспектам:
1) - экономическая целесообразность;
2) - риски: рыночные, кредитные, операционные и др.;
3) - осуществимость: по бизнес-процессам, по программному обеспечению и техническим средствам, по персоналу, юридическая (соответствие законодательству);
4) - безопасность: информационная, экономическая и др.;
5) - влияние на другие подразделения банка;
6) - соответствие политике и стратегии банка.
В бизнес-предложении указываются:
1) - инициатор разработки нового продукта/услуги, разработчик бизнес-предложения;
2) - цели бизнес-предложения, предпосылки и обоснование разработки нового продукта/услуги, критерии оценки эффективности внедрения нового продукта/услуги;
3) - экономическая модель: тарифы, прогноз продаж, издержки, окупаемость и др.;
4) - общая технология реализации продукта/услуги;
5) - план разработки нового продукта/услуги, исполнители, сроки, привлекаемые ресурсы;
6) - результаты анализа возможностей.
По итогам второго этапа банки получили следующие результаты.
Для банка А. Предпосылки и обоснования разработки: потребность клиентов (юридических лиц) в выдаче зарплаты сотрудникам через банковские карты. Цели: привлечение новых клиентов (физических лиц) в банк. Результаты анализа возможностей положительные.
Для банка Б. Предпосылки и обоснования разработки: рост доходов и потребностей клиентов.
Цели: выход на новый сегмент низкорисковых клиентов с высоким уровнем жизни и социальным статусом, внедрение конкурентного продукта под требования рынка и потребности клиентов. Результаты анализа возможностей - положительные.